План кружка Фольклорное рукоделие

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Фольклорное рукоделие» составлена на основе авторской программы кружка декоративно-прикладного искусства для детей младшего и среднего школьного возраста «Фольклорное рукоделие», авт. Т.Н.Хаустова, Москва, 2005г.

Актуальность работы кружка : необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей , склонностей и творческих способностей.

Отличительные особенности программы :

Программа составлена на основе комплексного подхода к преподаванию искусства, прикладному творчеству во взаимодействии с музеем. Предполагаемый курс рассчитан на три года, направлен на приобщение к региональным традициям народной культуры, расширяет представления и знания об отечественной культуре России, Урала, Поволжья и др. регионов России. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, играют в народные игры, мастерят куклы-скрутки как по образцу, так и по представлению. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Вместе с тем обучающийся изучает родной край, регионы России, получает эстетическое, нравственное развитие.

Цель: осуществление нравственного воспитания на традициях русской культуры и культуры сибиряков.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес;

  • Развивать эмоционально-чувственные сферы;

  • Развивать творческие способности;

  • Развивать навыки шитья, вышивания;

  • Способствовать нравственному воспитании. На традициях русской культуры и культуры сибиряков

  • Воспитывать любовь к Родине, стремление к сохранению русской культуры и русских традиций.

Участники образовательной программы : обучающиеся 11-14лет

Режим занятий: Программа рассчитана на 35 часов по 1 учебному часу. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во

второй половине дня.

Место проведения занятий: горница музей.

Предполагаемые результаты :

-нравственное воспитание;

-развитие познавательного интереса;

-уважительное отношение к людям труда, мастерам;

-развитие творческих способностей;

-развитие навыков шитья, вышивания;

-стремление к сохранению традиций;

-знание истории родного края, страны;

Характеристика курса

Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с четырьмя положениями: наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных,образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности, образование гарантирует воспитание высокого уровня духовно-нравственной и воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Знание истории своей малой родины, своего края, страныприведет не только к расширению кругозора воспитанников, но и к уважительному отношению к людям труда, творчества, уважительному отношению в семье и обществе. Изучение и изготовление кукол скруток, обыгрование житейских моментов в семье, умение правильно общаться, изучать народные песни и праздники, читать сказки и играть в старинные игры- это не только забава и развлечение, это воспитание нравственности и гражданина на основе духовности.

Ценностные ориентиры курса:

Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям институтам государства и гражданского общества.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, достоинство человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свободе совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни.

  • Ценности: образование, труд, уважение к людям труда, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

  • Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности в начальной школе.

мастера изготавливают каждый для себя текстильную народную куклу - оберег.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Вид занятий

Форма

Дата

1. «Вокруг печки» 18 часов

План

Факт

1

Познание человеком мира. Мы славяне.

1

Теория

Беседа

3.09

2

Кто мы, откуда? Крепость-град на Енисее.

1

Презентация

10.09

3-4

Наиболее значимые символы в календарных обычаях. Символы солнца, земли, воды.

2

Теория.

Практика-эскиз.

Проект 1.«Символы солнца, земли, воды в вышивке»

Проект2.«Обережные символы на девичьем сарафане»

17.09

24.09

5

Семейные обряды и традиции.

1

Теория

Беседа

01.10

6

7

Дом, дом, открой свою тайну. Внутреннее убранство русской избы.

2

Практика

Проект «Красоты избы русской»

8.10

15.10

8

Загадка, загадка, открой свою тайну!

1

Практика

Игра «Загадки тайну разгадаю»

22.10

9

Страшилки, потешки, да приговорки.

1

Практика

Игра « Детские забавы»

29.10

10

11

Баю-баю, Машеньку качаю.

Кукла скрутка.

Играем в дочки-матери.Колыбельные песни.

2

Практика

Игра.

Игра.

12.11

19.11

12-13

История кукол. Куклы Панки

2

Теория

Практика

Резьба по дереву. «Куклы Панки»

26.11

03.12

14-15

16-17

Куклы обереги «Коник»

Хранительница домашнего очага

4

Практика

Практика. Изготовление коника.

Изготовление куклы

хранительницы дом.очага

10.12-

17.12

24.12-

31.12

18

Кукла -столбушка

1

Практика

Практика .Изготовление куклы-стобушки

14.01

«Святочные гадания» - 3 часа


19

Святочные гадания

1

Практика

Подблюдные гадания. Практика

21.01

20

Куда валенок носком, то и женихов дом!

1

Практика

Уличные гадания.

Практика

28.01

21

Гадаю, гадаю, жениха себе узнаю.

Бабушкины гадания.

1

Практика

Встреча с Бутенко В.С., Карадиной В.А.,Лавренюк С.А.

04.02

«Зимние забавы .Масленица» 4 часа


22

Как на Масленой неделе

1

Теория

Беседа .Презентация

11.02

23-24

Широкий четверг

2

Практика

Забавы Масленицы. Катание с горок на санках

18.02

25.02

25

Зимние забавы.

1

Практика

Катание на санках (желательно на деревянных)

04.03

«Веснянки»-5 часов

26

О чем расскажет нам народный костюм. Рубаха Сарафан.

1

Практика

Изобразительная деятельность. Эскиз народного костюма.

11.03

27-

28

Обережность в нар.костюме.

2

Практика

Практика

Посещение музея Возрождения русских народных традиций.

Исследование домотк.юбки 18-19вв.

Юбка для куклы по образцу экспоната музея.

18.03

08.04

29

Христос Воскресе! Декоративное пасхальное яйцо.

1

Практика

Практика

15.04

30

«Егорьев день

Жаворонушки, вы летите к нам!»

1

Практика

Практика

22.04

«От солнышка тепло, от матери - добро.Марфушкины игрушки!» - 4 часа

31

Евдокия -весновка. Кукла Кормилка.

1

Практика

Практика

29.04

32

Кукла на ложке.

1

Практика

06.05

33

Кукла на палочке.

1

Практика

13.05

34

Игровая кукла.

1

Проект

20.05

«Задоринки от Оленьки»- 1 час

35

Задоринки от Оленьки

1

Практика

Подведение итогов

Практика

27.05





Содержание занятий

Раздел1. «Вокруг печки» 18 часов -информационно - театрализованные занятия. Проводятся в стилизованной избе горнице) на базе музея Возрождения русских народных традиций. В форме"деревенские посиделки" с рассказом о жизни, быте и традициях крестьянской семьи, происхождении славян, становлении Красноярска и Красноярского края, села Едет и п.Инголь. Воспитанники изучают наиболее значимые символы народного календаря, обычаи и тайны загадки, внутреннее убранство жилища, дома. Воспитанникам предоставляется возможность попробовать выполнить различные виды домашних работ: достать ухватом чугунок из печки, погладить белье "деревянным утюгом" - рубелем, пройтись с коромыслом. Хозяйка избы покажет гостям 2-3 игры, в которые играли крестьянские дети. Здесь же заучиваются скороговорки, потешки, шутки, поются колыбельные с покачиванием люльки, качалки. Восптанники приобретут навык правильного общения со сверстниками, взрослыми, пожилыми людьми.

Раздел 2.«Святочные гадания» - 3 часа

Интерактивная информационная программа. Проводится на территории стилизованной русской избы - горницы. Воспитанники станут участниками традиционных святочных посиделок, им расскажут, какие предметы использовались для гаданий, какие были заговоры, как растолковать результат гадания.Обучающиеся узнают, какие виды гаданий бытовали в данной местности, близь лежащих селах, они смогут сами попробовать то или иное гадание и объяснить его результат. По окончании программы - угощение чаем с пирогом.

«Зимние забавы . Масленица» - 4часа

Интерактивная игровая программа. Проводится на территории музея-горницы. Обучающиеся узнают о традициях Масленницы, сколько и какие дни празднуются. Что происходит в определенные дни празднования, станут участниками масленичного гуляния (одного из дней), скорее широкого четверга, когда все население от мала до велика предавалось разгулу, традиционным зимним крестьянским играм, забавам, покатаются с горки на санках, на запряженных в сани конях.

Интерактивная игровая программа проводится по разработке этнографического музея. Школьники станут участниками традиционных зимних крестьянских игр, покатаются с горок на деревянных санках. По окончании программы - угощение горячим чаем с пирогом.

«Веснянки»-5 часов

Интерактивная игровая программа. Проводится на территории архитектурно-этнографического музея. Расписывание пасхального яйца. Крашение пасхальных яиц. История празднования Пасхи.Школьники смогут поучаствовать в обрядах "закликания" (призывания) весны, традиционно исполняемых крестьянскими детьми. Испечь жаворонков. Дети услышат народные песни, которые, как считалось, помогали призвать весну и прогнать зиму.

«Егорьев день»

Театрализованная интерактивная программа. Проводится на территории этнографического музея. Дети узнают об отношении крестьян к домашним животным, о том, какую роль играли животные в жизни семьи, станут участниками обряда, посвященного дню Св. Георгия (в народе - Егория), покровителя домашнего скота. Именно в день этого святого животных после долгой зимы впервые выгоняли на пастбища. Это не было рядовым событием и сопровождалось множеством обрядовых действий!

«От солнышка тепло, от матери - добро.Марфушкины игрушки!» - 4часа

Информационно - игровое занятие, проводится в стилизованной русской избе. На занятии ведется рассказ о жизни, быте и традициях крестьянских семей. Узнавая особенности семейного уклада, воспитанники получат навыки в обращении с домашней утварью (ухват, коромысло, сковорода, чугунки и т.п.), примут участие в народных крестьянских играх, разучат народные песни, частушки, покажут свою смекалку и удаль ( плетение косы, одевание лаптей, наворачивание портянок ), изготовят народную тряпичную куклу. За время программы участники получают информацию по применению и времени изготовления кукол - оберегов по Крестьянскому календарю в соответствии с народными праздниками. Занятие заканчивается чаепитием с баранками.

«Задоринки от Оленьки»- 1 час

Интерактивно - игровое и информационное занятие с подведением итогов работы в течении года. Проводится на территории стилизованной избы (горницы), театрализованно - игровой форме идет познание традиций, обрядов и праздников, соответствующих времени года. Анализируются работы воспитанников, выполненные за год. Подводятся итоги, играем в разученные игры, поем выученные песни. Радуемся наступлению летечка теплого и своим успехам. Грамоты да чай со сладостями на радость всем.





Литература

  • Н.А.Новоселова. Ранний период Приенисейской весны в обрядах, труде и фольклоре. Красноярск, 2005;

  • Н.А.Новоселова. Празднование Масленицы в Енисейской губернии ХIХ-ХХвв. Красноярск, 2006;

  • М.Семенова. Мы-славяне! С-Петербург. Ид-во «Азбука», 1998;

  • Н.А.Новоселова. Вечерки и игрища Приангарья.Красноярск. 1993

  • Н.А.Новоселова. Казачинские вечерки. Красноярск, 1994.

  • М.ЮНовицкая. От осени до осени. Москва, 2003;

  • В.Соловьев.история россии. Москва 2003;

  • Н.Майорова. Литература Древней Руси, Москва, 2005;

  • Л.Александрова. Предания старины далекой.Москва.2004

  • Т.Хаустова.Фольклорное рукоделие.Авторская программа.Москва.2005.





13


© 2010-2022