Инструментарий для классных руководителей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инструментарий для классных руководителейАнкета «Кругозор школьника»

Проводится с коллективом или активом учащихся как средство для улучшения организации школьной жизни подростков и в целях последующего анализа результатов на общем совете школы, класса.

1) Назови школьные предметы, которые кажутся тебе самыми

интересными (в порядке предпочтения)__________________________

2) Назови самый полезный для тебя школьный предмет: ____________

3) Назови самый трудный для тебя школьный nредмет: _____________

4) Назови самые трудные школьные уроки (если такие есmь):_________

5) Допиши незаконченные предложения:

- Охотнее всего я встречаюсь в школе ___________________________..

- Меньше всего мне хотелось бы встречаться в школе с _______________...

- После уроков в школе я охотнее всего занимаюсь .____________________..

- Больше всего я интересуюсь ______________________________________.

- Мое любимое занятие дома ._______________________________________

- В школе мне интереснее всего .____________________________________..

- Мне нравятся книги о ...__________________________________________

- Я люблю такую музыку, как .______________________________________..

- О современной музыке можно сказать ._____________________________..

- Мне нравятся телепередачи .______________________________________..

-- Я могу назвать такие интересные фильмы _________________________...

- По моему мнению, главными общественно-политическими событиями последнего времени стали ..__________________________________________.

- Свое свободное время я предпочитаю тратить .________________________..

- Я мечтаю о такой профессии ..______________________________________.

- Закончив школу, я обязательно ____________________________________...

6) Выдели среди названных и напиши те виды деятельности, которым ты отдаешь предпочтение: учебная, трудовая, общественная, спортивная, художественная, конструктивно-техническая, музыкальная, организаторская, игровая, туризм, коммерческая.

Анкета «Мотивация учения и отношение учащихся к процессу познания»

Анкета проводится анонимно. Ученики указывают лишь номера вопросов и выбирают ответы.

Анализ количественных результатов анкеты начинается с вопроса № 3 и проводится следующим образом: указывается номер вопроса, выписываются все позиции, названные или выбранные учащимися из приведенного перечня ответов, и подсчитывается, с какой частотой каждая из них встречалась в ответах школьников исследуемой группы.

1. Число, месяц и год анкетирования.

2. Школа и класс (группа), в которых ты учишься (занимаешься).

3. В полную ли силу ты учишься?

а) да;

б) не совсем в полную силу; в) не знаю;

г) прилагаю мало усилий;

д) вообще нет желания учиться.

4. Что тебя побуждает учиться?

а) ответственность перед коллективом;

б) желание принести пользу;

в) желание самоутвердиться, завоевать уважение;

г) гордость за свои успехи в учебе;

д) награда со стороны родителей;

е) боязнь «отрицательных последствий»;

ж) нежелание огорчать родителей;

з) привычка хорошо, добросовестно учиться;

и) просто интересно учиться;

к) от этого зависит будущее;

л) от этого зависит зарплата, карьера; м) что еще? (написать).

5. Что тебе мешает учиться лучше?

а) запущен материал;

б) трудно учиться;

в) мешает лень;

г) много задают;

д) не хватает времени;

е) не умею организовать свой день; ж) не нравятся уроки (скучно);

з) слабые способности;

и) нет кружков (указать, каких именно);

к) отсутствие дополнительной литературы;

л) отсутствие помощи со стороны учителей, товарищей; м) плохо учат,

н) что еще? (написать).

6. Какие предметы тебя особенно привлекают?

7. Чем эти предметы значимы для тебя?

а) понадобятся в жизни;

б) понадобятся при получении профессии; в) интересным общением;

г) учат логически мыслить;

д) расширяют кругозор;

е) повышают уровень общей культуры,; ж) просто интересны;

з) развивают творческие способности; и) что еще? (написать).

8. Качество образовательных услуг, предоставляемых школой,

устраивает?

а) устраивает полностью;

б) не совсем устраивает;

в) совсем не устраивает.



Анкета «Почему ты вообще учишься?» (5-7 классы)

Анкета преследует цель выявить отношение учащихся к учебной

деятельности, доминирующий мотив учения:

- внутренний (овладение новым знанием);

- внешний:

а) положительный (успеха, достижения),

б) отрицательный (избегание неприятностей).

Инструкция. «На листе чистой бумаги проставьте цифры от 1 до 16. По мере прочтения мною возможных вариантов ответов на вопрос анкеты обводите кружком номера тех ответов, которые вы брали».

Текст методики:

1. Нравится узнавать новое, интересное.

2. Каждый обязан учиться.

3. Хочу стать грамотным, образованным.

4. Родители заставляют.

5. Хочу поступить в вуз, техникум.

6. Хочу быть умным и эрудированным.

7. Нравится общение с одноклассниками.

8. Чтобы похвалил учитель.

9. Добиться прочных и глубоких знаний.

10. Нравится получать хорошие отметки.

11. Очень нравится учиться.

12. Классный руководитель заставляет.

13. Чтобы товарищи со мной дружили.

14. Для расширения кругозора.

15. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Почему еще?

Обработка результатов.

Подсчитать количество ответов, содержащих:

-внутренний мотив (ответы № 1,3,6,9,11,14);

- внешний положительный (№ 2, 5, 7, 8, 10, 13);

- внешний отрицательный (№ 4, 12, 15).

Оптимальный случай соотношения полученных данных:

- внутренний> внешний положит, > внешний отрицат.

Наихудший результат:

- внешний отрицательный > внешний положительный> внутренний









Диагностика учащихся

Интересы, склонности, досуг учащихся

Анкета «Интересы и досуг»

Инструкция: Школьникам предлагается выбрать утверждения:

1. Я учусь потому, что:

- этого требуют мои родители;

- мне интересно;

- нужно для поступления в ВУЗ;

- потому что учиться необходимо;

- пригодится в жизни;

-другое.

2. Мне нравится учиться:

- всегда;

-иногда;

-никогда.

3. Я хожу в школу (выбери 2-3 утверждения):

- общаться с друзьями;

-учиться;

- там интересно;

- потому что весело;

- люблю школу;

- нравятся учителя;

- близко от дома.

4. Сколько времени у Вас занимают домашние задания?

5. Что мешает хорошо выполнять домашние задания?

Выберите одну или несколько причин:

-лень;

-телефон;

- телевизор;

-друзья;

-музыка;

- усталость;

- задания не интересны;

- оторванность предметов от жизни;

- запущенность материала;

- все равно не спросят;

- несправедливость в оценке знаний;

- плохие учебники;

- слабое здоровье;

- чтение художественной литературы.

6. Сколько времени в день (в среднем) уходит на просмотр телевизионных передач?

7. Сколько времени Вы гуляете?

8. Сколько времени Вы занимаетесь с родителями каким-нибудь совместным делом?

9. Что входит в круг Ваших обязанностей дома?

10. Есть ли у вас дома любимый уголок?

11. Сколько времени уходит на чтение газет и журналов?

12. Сколько времени уходит на спортивные занятия?

1З. Сколько времени уходит на прослушивание музыки?

14. Каким видом творчества Вы занимаетесь и сколько на это

уходит времени?


Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений, а так же для исследования представления испытуемого о себе и своем «идеальном Я». С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений (к окружающим) в самооценке.

Оборудование: опросник содержащий 128 оценочных суждений оценивающих «Актуальное - Я», бланк ответов, ручка.

Инструкция: «Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если да, то перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа в графе «Актуальное я» Если нет, то не делайте никаких пометок на регистрационном листе».

Процедура обследования: каждому испытуемому предоставляется опросник с инструкцией и бланк ответов (сетка регистрационного листа). Внимательно прочитав инструкцию испытуемому предлагается самостоятельно выполнить задание, в котором он внимательно прочитав каждое суждение, должен выбрать то, которое соответствует, по его мнению представлению его о себе и перечеркнуть этот номер крестиком. Методика построена так, что суждения направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа согласно «ключа.

Типы отношений к окружающим (октанты) и их проявление:

I Авторитарный тип (стремление к лидерству - властность - деспотизм);

II Эгоистичный тип (уверенность в себе - самоуверенность - самовлюбленность);

III Агрессивный тип (требовательность - непримиримость - жестокость);

IV Подозрительный тип (скептицизм - упрямство - негативизм);

V Подчиняемый тип (уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость);

VI Зависимый тип (доверчивость - послушность - зависимость);

VII Дружелюбный тип (добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм);

VIII Альтруистичный (отзывчивость - бескорыстие - жертвенность).

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с

помощью специального «ключа» к опроснику. Каждый плюс оценивается в 1 балл, таким образом, максимальная оценка уровня отношений - 16 баллов.

Максимальная оценка уровня разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла - низкая

Адаптивное поведение

5-8 баллов - умеренная

9-12 баллов - высокая

Экстремальное до патологии поведение

13-16 баллов - экстремальная

Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным испытуемым. Баллы, достигающие уровня 14-16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и не откровенности испытуемого. В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени - на абсолютные величины. ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ

I. Авторитарный

13-16 - диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

О-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистический

13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

О-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

О-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

9-12 - критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

О-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 - покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

О-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

О-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

О-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и конфликтных ситуаций. Стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего ТЬма» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

О-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям про-

являет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.




МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002-2003 гг.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и задание см. на следующей странице.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Методика проводится фронтально - с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции - 10-15 мин.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл. 1).

Ключ

Шкала

Пункты, номер

Познавательная
активность

2 6 10 14 18 22 26 30 34 38

Мотивация
достижения

4 8 12 16 20 24 28 32 36 40

Тревожность

1 5 9 13 17 21 25 29 33 37

Гнев

3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности.
Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 1 2 3 4
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 4 3 2 1
Такими «обратными» пунктами являются:
по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;
по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;
по шкале гнева подобных пунктов нет;
по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

Бланк методики

Фамилия, имя _________________________ Школа ________ Возраст _________

Класс _______ Дата проведения _______________

Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.



Почти
никогда

Иногда

Частно

Почти
всегда

1.

Я спокоен

1

2

3

4

2.

Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути

1

2

3

4

3.

Я разъярен

1

2

3

4

4.

Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе

1

2

3

4

5.

Я напряжен

1

2

3

4

6.

Я испытываю любопытство

1

2

3

4

7.

Мне хочется стукнуть кулаком по столу

1

2

3

4

8.

Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки

1

2

3

4

9.

Я раскован

1

2

3

4

10.

Мне интересно

1

2

3

4

11.

Я рассержен

1

2

3

4

12.

Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе

1

2

3

4

13.

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

14.

Мне кажется, что урок никогда не кончится

1

2

3

4

15.

Мне хочется на кого-нибудь накричать

1

2

3

4

16.

Я стараюсь все делать правильно

1

2

3

4

17.

Я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

18.

Я чувствую себя исследователем

1

2

3

4

19.

Мне хочется что-нибудь сломать

1

2

3

4

20.

Я чувствую, что не справлюсь с заданиями

1

2

3

4

21.

Я взвинчен

1

2

3

4

22.

Я энергичен

1

2

3

4

23.

Я взбешен

1

2

3

4

24.

Я горжусь своими школьными успехами

1

2

3

4

25.

Я чувствую себя совершенно свободно

1

2

3

4

26.

Я чувствую, что у меня хорошо работает голова

1

2

3

4

27.

Я раздражен

1

2

3

4

28.

Я решаю самые трудные задачи

1

2

3

4

29.

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

30.

Мне скучно

1

2

3

4

31.

Мне хочется что-нибудь сломать

1

2

3

4

32.

Я стараюсь не получить двойку

1

2

3

4

33.

Я уравновешен

1

2

3

4

34.

Мне нравится думать, решать

1

2

3

4

35.

Я чувствую себя обманутым

1

2

3

4

36.

Я стремлюсь показать свои способности и ум

1

2

3

4

37.

Я боюсь

1

2

3

4

38.

Я чувствую уныние и тоску

1

2

3

4

39.

Меня многое приводит в ярость

1

2

3

4

40.

Я хочу быть среди лучших

1

2

3

4

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале - 10 баллов, максимальная - 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл - 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (-Т) + (-Г), где

ПА - балл по шкале познавательной активности;
МД - балл по шкале мотивации достижения;
Т - балл по шкале тревожности;
Г - балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от -60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень - сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень - резко отрицательное отношение к учению
Распределение баллов по уровням представлены в табл. 2.

Таблица 2

Уровень

Суммарный балл

I

45 - 60

II

29 - 44

III

13 - 28

IV

(-2) - (+12)

V

(-3) - (-60)

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых - 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.
Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя (см. табл. 3).

Таблица 3

Нормативные показатели

Шкала

Уровень

Половозрастные группы, интервал значений

10-11 лет

12-14 лет

15-16 лет

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Юн.

Познавательная
активность

Высокий

31-40

28-40

28-40

27-40

29-40

31-40

Средний

21-26

22-27

21-27

19-26

18-28

21-29

Низкий

10-25

10-21

10-20

10-18

10-17

10-20

Тревожность

Высокий

27-40

24-40

25-40

26-40

25-40

23-40

Средний

20-26

17-23

19-24

19-25

17-24

16-22

Низкий

10-19

10-16

10-18

10-18

10-16

10-15

Гнев

Высокий

21-40

20-40

19-40

23-40

21-40

18-40

Средний

14-20

13-19

14-19

15-22

14-20

12-18

Низкий

10-13

10-12

10-13

10-14

10-13

10-11

Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены в табл. 4.

Таблица 4

Интерпретация данных

Шкала

Интерпретация

Познавательная
активность

Тревожность

Гнев

Высокий

Низкий,
средний

Низкий

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению

Средний

Низкий,
средний

Низкий

Позитивное отношение к учению

Низкий

Низкий,
средний

Низкий, средний

Переживание
"школьной скуки"

Средний

Низкий,
средний

Низкий, средний

Диффузное эмоциональное отношение

Средний

Низкий,
средний

Высокий

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей

Низкий

Низкий,
средний

Высокий

Негативное эмоциональное отношение

Низкий

Низкий

Высокий

Резко отрицательное отношение к школе и учению

Высокий

Высокий

Высокий

Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей

Высокий

Высокий

Средний

Повышенная эмоциональность
на уроке

Средний,
низкий

Высокий

Средний, низкий

Школьная тревожность

Высокий

Средний,
низкий

Высокий

Позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Высокий,
средний

Высокий

Низкий, средний

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения1

1Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.



Методика диагностики тактики поведения в конфликте К.Н. Томаса.

В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

Назначение. Определение выбора тактики (стратегии) поведения в конфликте.

Оборудование. Опросник, состоящий из 30 пар утверждений, бланк ответов, ручка.

Инструкция: «Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: А и Б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете. Поставьте согласно выбранному Вами утверждению «+» в графе А или В».

Процедура обследования: данную диагностику, возможно, использовать в групповом варианте, как и в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени - не более 15-20 мин.

Каждому испытуемому предлагается опросник с инструкцией данной диагностики и бланк ответов . Затем зачитывается инструкция. После того как психолог убедится, что задание испытуемыми понято, он предлагает испытуемым выполнить это задание самостоятельно.

Чтобы определить, к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

С целью разрешения возникающих конфликтов, управления конфликтной ситуацией необходимо определить, какие формы поведения характерны для индивидуумов, какие из них являются наиболее продуктивными, какие деструктивными, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.

В основании типологии конфликтного поведения К.Томаса два стиля поведения: это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

  • соревнование (соперничество) наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

  • приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

  • компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

  • избегание (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

  • сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Схематично это можно представить в виде следующего рисунка:

Инструментарий для классных руководителей

К.Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха, случаях конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Обработка результатов: количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации. Обработка результатов проводится с помощью «ключа»







Опросник диагностики тактики поведения в конфликте К.Н. Томаса.

Инструкция: «Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: А и Б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете. Поставьте согласно выбранному Вами утверждению «+» в графе А или В».

1.

а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

3.

а) Обычно я стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5.

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9.

а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

а) Я первым делом стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано, по-моему.

14.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15.

а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16.

а) Я стараюсь не задевать чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19.

а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия,

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25.

а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26.

а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27.

а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.









Методика диагностики тактики поведения в конфликте К.Н. Томаса

Бланк ответа


Фамилия И.О……………………………………………………………….

Класс……………………………….Возраст………………………………

Дата………………………………………………………………………….

А

Б

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25



26



27



28



29



30







Ключ к опроснику К. Томаса.


№ п/п

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

А

Б

2

Б

А

3

А

Б

4

А

Б

5

А

Б

6

Б

А

7

Б

А

8

А

Б

9

Б

А

10

А

Б

11

А

Б

12

Б

А

13

Б

А

14

Б

А

15

Б

А

16

Б

А

17

А

Б

18

Б

А

19

А

Б

20

А

Б

21

Б

А

22

Б

А

23

А

Б

24

Б

А

25

А

Б

26

Б

А

27

А

Б

28

А

Б

29

А

Б

30

Б

А



Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Назначение: предназначена для определения самооценки психических состояний.

Оборудование: бланк опросник, ручка.

Инструкция: «Предлагаем Вашему вниманию описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит, то 0 баллов».

Процедура обследования: каждому испытуемому предоставляется бланк опросника с инструкцией. Психолог зачитывает инструкцию и убедившись, что задание понято испытуемыми предлагается им самостоятельно его выполнить.

Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, то психолог должен дать разъяснения.

Обработка результатов: осуществляется с помощью «ключа». Подсчитывается количество баллов по каждому психологическому состоянию.





Методика самооценки психических состояний ( по Г. Айзенку)

Фамилия, Имя, Отчество...............................................................

Дата................Возраст.......................................Класс..................

Инструкция:

«Предлагаем вашему вниманию описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то - 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов».

№ п/п

Психическое состояние

Подходит

Подходит, но не очень

Не

подходит

1

Не чувствую в себе уверенности

2

1

0

2

Часто из-за пустяков краснею

2

1

0

3

Мой сон беспокоен

2

1

0

4

Легко впадаю в уныние

2

1

0

5

Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях

2

1

0

6

Меня пугают трудности

2

1

0

7

Люблю копаться в своих недостатках

2

1

0

8

Меня легко убедить

2

1

0

9

Я мнительный

2

1

0

10

С трудом переношу время ожидания

2

1

0

11

Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход

2

1

0

12

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

2

1

0

13

При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя

2

1

0

14

Несчастья и неудачи ничему меня не учат

2

1

0

15

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной

2

1

0

16

Я нередко чувствую себя беззащитным

2

1

0

17

Иногда у меня бывает состояние отчаяния

2

1

0

18

Чувствую растерянность перед трудностями

2

1

0

19

В трудные минуты жизни иногда веду себя подетски, хочу, чтобы меня пожалели

2

1

0

20

Считаю недостатки своего характера неисправимыми

2

1

0

21

Оставляю за собой последнее слово

2

1

0

22

Не редко в разговоре перебиваю собеседника

2

1

0

23

Меня легко рассердить

2

1

0

24

Люблю делать замечания другим

2

1

0

25

Хочу быть авторитетом для окружающих

2

1

0

26

Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего

2

1

0

27

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю

2

1

0

28

Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять

2

1

0

29

У меня резкая, грубоватая жестикуляция

2

1

0

30

Я мстителен

2

1

0

31

Мне трудно менять привычки

2

1

0

32

Нелегко переключаю внимание

2

1

0

33

Очень настороженно отношусь ко всему новому

2

1

0

34

Меня трудно переубедить

2

1

0

35

Не редко, у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться

2

1

0

36

Нелегко сближаюсь с людьми

2

1

0

37

Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана

2

1

0

38

Нередко я проявляю упрямство

2

1

0

39

Неохотно иду на риск

2

1

0

40

Редко переживаю отклонения от принятого мною режима.

2

1

0












Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

«Ключ»

Баллы

Самооценка психического состояния

0-7

8-14

15-20

1. Тревожность (вопросы 1-10)

Не тревожны

Тревожность средняя, допустимого уровня.

Очень тревожны

0-7

8-14

15-20

2. Фрустрация (вопросы 11-20)

Вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей

Средний уровень, фрустрация имеет место

У вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач

0-7

8-14

15-20

3. Агрессивность ( вопросы 21-30)

Вы спокойны, выдержаны

Средний уровень

Вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в общении с людьми.

0-7

8-14

15-20

4. Ригидность (вопросы 31-40)

Ригидности нет, легкая переключаемость

Средний уровень

Сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны изменения в семье.


Опросник диагностики состояния агрессии А. Басса - А. Дарки.

Назначение. Диагностика вербальных и невербальных проявлений агрессии.

Оборудование, стимульный материал. Для проведения однократного обследования одного человека необходимо иметь перечень из 75 утверждений, бланк для ответов, «ключ» для обработки.

Инструкция: «Прочитайте внимательно приведенные ниже суждения. Если Вы согласны с содержанием суждения, то в бланке для ответов в графе «да» поставьте «+», если не согласны, то «+» поставьте в графе «нет». Долго не задумывайтесь над ответом. Отвечайте искренне, Ваши ответы не будут разглашаться».

Процедура обследования. Каждому испытуемому предлагается опросник с инструкцией данной диагностики и бланк ответов. Затем зачитывается инструкция. После того как психолог убедится, что задание испытуемыми понято, он предлагает им выполнить это задание самостоятельно.

Опросник допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. Каждому участнику необходимо предоставить отдельное место для работы.

Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, то классный руководитель должен дать разъяснения.

Обработка результатов. Обработка осуществляется с помощью «ключа». Ответы обследуемого сопоставляются с «ключом». За совпадение ответа обследуемого с «ключом» дается 1 балл, за несовпадение - 0. Совпадения ответов «да» и «нет» суммируются.

Регистрируемые показатели. В результате использования «ключа» психолог регистрирует следующие показатели агрессии:

• физическая агрессия - сумма баллов по шкале «Физическая агрессия» (ФА);

• косвенная агрессия - сумма баллов по шкале «Косвенная агрессия» (КА);

• раздражение - сумма баллов по шкале «Раздражение» (Р);

• негативизм - сумма баллов по шкале «Негативизм» (Н);

• обида - сумма баллов по шкале «Обида» (О);

• подозрительность - сумма баллов по шкале «Подозрительность» (П);

• вербальная агрессия - сумма баллов по шкале «Вербальная агрессия» (ВА);

• чувство вины - сумма баллов по шкале «Чувство вины» (ЧВ).

Интерпретация. При интерпретации результатов необходимо учитывать, что агрессивные проявления можно разделить на два типа:

• мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;

• инструментальная агрессия как средство.

При этом каждый из типов агрессии может проявляться как под контролем сознания, так и без него. Все типы агрессивного поведения сопряжены с эмоциональными переживаниями: гневом, враждебностью.

Мотивационная агрессия представляет собой прямую реализацию присущих личности деструктивных тенденций. Определение уровня таких деструктивных тенденций позволяет с большой вероятностью прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

А. Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность».

Враждебность определяется как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Были выделены несколько видов агрессии, нашедшие свои отражения в шкалах опросника.

Шкала «Физическая агрессия» - эмоциональная характеристика личности, отражающая использование физической силы против другого лица, высокую вероятность нападения на других.

Шкала «Косвенная агрессия» - эмоциональная характеристика личности. Агрессия опосредованно, «окольными путями» в виде сплетен, юмора, злобных шуток направляется на другое лицо. Возможна также агрессия, которая ни на кого не направлена: взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. д. Эти взрывы характеризуются отсутствием четкой направленности и неупорядоченностью.

Шкала «Склонность к раздражению» - эмоциональная характеристика личности, указывающая на высокую готовность к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости даже при малейшем возбуждении.

Шкала «Негативизм» - эмоциональная характеристика личности как оппозиционная мера поведения. Негативизм обычно направлен против авторитетного лица или руководства. Это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Шкала «Обида» - эмоциональная характеристика личности, отражающая степень зависти и ненависти к окружающим, которые преимущественно обусловлены чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Указывает на низкую самоценность личности, неспособность увидеть и высоко оценить свою индивидуальность, уникальность.

Шкала «Подозрительность» - эмоциональная характеристика личности, отражающая недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Шкала «Вербальная агрессия» - эмоциональная характеристика личности, раскрывающая склонность к выражению негативных чувств как через определенную форму (ссора, крик, визг), так и через определенное содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Шкала «Чувство вины» - эмоциональная характеристика личности, отражающая сдерживающее влияние чувства вины на проявление агрессивных форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс - минус 4, а враждебность - 6-7 плюс - минус 3. при том обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно - потребностной сферы личности, поэтому опросником А. Басса - А. Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттелл, Спилберг), проективными методиками и т.д




Опросник диагностики состояния агрессивности по методике

А. Басса - А. Дарки

Инструкция: «Прочитайте внимательно приведенные ниже суждения. Если Вы согласны с содержанием суждения, то в бланке для ответов в графе «да» поставьте «+», если не согласны, то «+» поставьте в графе «нет». Долго не задумывайтесь над ответом. Отвечайте искренне, Ваши ответы не будут разглашаться».

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю, не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.

19. Я гораздо более раздражителен, чем, кажется.

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34 Я никогда не бываю мрачен.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не, по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: никогда не доверять «чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.















Диагностика состояния агрессивности по методике А. Баса - А. Дарки

Бланк ответов


Ф.И.О………………………………………………………………………...

Класс……………………………….Возраст……………………………….

Дата…………………………………………………………………………..


Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1

26

51

2

27

52

3

28

53

4

29

54

5

30

55

6

31

56

7

32

57

8

33

58

9

34

59

10

35

60

11

36

61

12

37

62

13

38

63

14

39

64

15

40

65

16

41

66

17

42

67

18

43

68

19

44

69

20

45

70

21

46

71

22

47

72

23

48

73

24

49

74

25

50

75




«Ключ»

Шкала

Номер вопроса

Да

Нет

Физическая агрессия

1, 25, 41, 48, 55, 62, 68

9, 17

Косвенная агрессия

2, 18, 34, 42, 56, 63

26, 10

Раздражение

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

11, 35, 49, 69

Негативизм

4, 12, 20, 28

36

Обида

5, 13, 21, 29, 37, 58

44

Подозрительность

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65,70

Вербальная агрессия

7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

33, 39, 66, 74, 75

Чувство вины

8, 16, 24, 32, 40, 47, 51, 54, 61, 67

















Тест «Я - лидер»

(Методика Е.С. Федорова, О.В. Еремина, модифицирована Т.А. Мироновой)

Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе, умение управлять собой, умение решать проблемы, умение влиять на окружающих, умение работать с группой и т. п.

Инструкция:

«Респонденту предлагается ответить на вопросы об особенностях своих умений организовывать различные дела и о личностных особенностях.

Ответ выбирается по шкале возможных ответов:

• полностью согласен - 4

• скорее согласен, чем не согласен - 3

• затрудняюсь ответить - 2

• скорее не согласен, чем согласен - 1

• абсолютно не согласен - О».

Текст методики:

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую свое время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными,

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показыватъ это ок- ружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. у меня всегда все получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решения, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Я умею правильно подобрать людей.

31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не поступлю так, как другие.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие.

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять ДРУI другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого либо дела.

Оценка результатов

После завершения тестирования необходимо подсчитать сумму баллов последующей схеме:

Искренность в самооценке - № 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41 (индексдостоверности):

А - умение управлять собой - .№ 1,9, 17,25,33,41.

Б - осознание цели (знаю, чего хочу) - № 2, 10, 18,26,34,42.

В - умение решать проблемы - № 3, 11, 19,27,35,43.

Г.- наличие творческого подхода № 4, 12,20,28,36,44.

Д - влияние на окружающих -№ 5, 13,21,29,37,45.

Е - знание правил организаторской работы - № 6, 14, 22, 30, 38, 46.

Ж - организаторские способности -№ 7, 15,23,31,39,47.

3 - умение работать с группой - № 8, 16, 24, 32, 40, 48.

Если сумма поменьше 10 баллов, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием; если больше 10, то это качество развито средне или сильно. Если на каждый из вопросов «искренности» поставлено больше одного балла, то ответы подвергаются сомнению и требуют дополнительной работы с учащимся.

Определение уровня развития лидерских качеств производится в соответствии со следующей таблицей:

Уровень

Количество баллов

Достаточный

16-20

Средний

11-15

Низкий

Менее 10

Данные по классу представляются в виде общей таблицы. Итоговый уровень по каждому учащемуся определяется как среднее арифметическое уровней операциональных умений; итоговые уровни по классу в целом выражаются в процентах от количества учащихся в классном коллективе.









Тест «Направленность личности» (Спичак С.Ф., Синицын А.Г.)

Методика позволяет выявить следующие направленности личности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительной работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) - стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнения конкретных заданий или оказания искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности И эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция:

«На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначаемых буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, который более "сего выражает ваше мнение. Над вопросами долго не думайте, выполняйте работу самостоятельно».

Текст методики

1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

А - оценка работы;

В - сознание того, что работа выполнена хорошо; Б - сознание, что находитесь среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А - известным игроком;

В - тренером, который разрабатывает тактику;

Б - выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А - имеют индивидуальный подход;

В - увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

Б - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей,

которые:

А - не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;

Б - вызывают у всех дух соперничества;

В - производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, что мои друзья:

Б - помогают другим, когда для этого представляется случай;

А - всегда верны и надежны;

В - интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

Б с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

В - которые могут больше, чем я;

А - на которых можно надеяться.

7. Я хотел бы стать известным, как те:

В - кто добился жизненного успеха;

А - может сильно любить;

Б - отличается дружелюбием и доброжелательностью;

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

В - научным работником;

Б - начальником отдела;

А - опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил:

Б - игры с друзьями;

В - успехи в делах;

А - когда меня хвалили,

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

В - встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;

Б - когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

А - когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школ должна бы заключаться в:

В - подготовке учеников к работе по специальности;

А - развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

Б - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

Б - недемократическая система;

А - человек теряет индивидуальность в общей массе;

В - невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

Б .- для общения с друзьями;

В - для любимых дел и самообразования;

А - для обеспечения отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

Б - работаю с симпатичными людьми;

В - у меня работа, которая меня удовлетворяет; А - мои усилия достаточно вознаграждены,

15. Я люблю, когда:

А - другие ценят меня;

В - чувствую удовлетворение от выполненной работы;

Б - приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось бы, чтобы:

В - отметили дело, которое я выполнил

А - похвалили меня за мою работу;

Б - сообщили о том, что меня выбрали в Совет школы.

17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход;

В - стимулировал меня на более интенсивный труд;

Б - вызвал дискуссию по разбираемым вопросам.

Обработка результатов:

Подсчитать количество ответов с одинаковыми буквенными обозначениями по всем вопросам и определить преобладающую направленность личности, исходя из ТОГО, что ответы с буквой:

А - обозначают направленность на собственную ЛИЧНОСТЬ;

Б - на общение с другими людьми;

В - на деловую активность.





Тест школьной тревожности Филипса

Эта методика поможет вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны.

Опросник

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

  20. Похож ли ты на своих одноклассников?

  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?









































Обработка результатов и интерпретация

Ответы, не совпадающие с ключом, свидетельствуют о наличии у ребенка проявлений тревожности. При обработке результатов подсчитывается:

1) Общее число несовпадений по всему тесту: если она больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если более 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

2) Число совпадений по каждому из 8 факторов, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется по той же схеме, что и в первом случае.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность
в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58;
сумма = 22

2. Переживание
социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44;
сумма = 11

3. Фрустрация потребности
в достижение успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;
сумма = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45;
сумма = 6

5. Страх ситуации
проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26;
сумма = 6

6. Страх не соответствовать
ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22;
сумма = 5

7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28;
сумма = 5

8. Проблемы и страхи
в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47;
сумма = 8

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ

1 -

7-

13-

19-

25 +

31 -

37-

43 +

49-

55-

2 _

8-

14-

20 +

26-

32-

38 +

44 +

50-

56-

3-

9-

15-

21 -

27-

33-

39 +

45-

51 -

57-

4-

10-

16-

22 +

28-

34-

40-

46-

52-

58-

5-

11 +

17-

23-

29-

35 +

41 +

47-

53-

6-

12-

18-

24 +

30 +

36 +

42 -

48-

54-





© 2010-2022