- Преподавателю
- Классному руководителю
- Подготовка учащихся к выполнению научно-исследовательских работ
Подготовка учащихся к выполнению научно-исследовательских работ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | #ЗНАЧ! |
Дата | 25.09.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приютненская средняя общеобразовательная школа №1 им. И.Г. Карпенко»
с. Приютное Приютненского района Республики Калмыкия
«Подготовка учащихся к выполнению
научно-исследовательских работ».
(выступление на семинаре)
Подготовила
заместитель
директора по учебно-воспитательной работе
Сиденко Ирина Николаевна
с. Приютное
2013г
«Первые шаги в науку» - так называется традиционный конкурс научно-исследовательских работ среди учащихся старших классов. Ежегодно он проводится в республике и собирает достойных ребят для представления своих исследовательских проектов на суд строгого жюри.
Как готовить ребят к самостоятельному научному поиску, к написанию собственной исследовательской работы? С чего начинать подготовку к конкурсу? Ответы на эти вопросы и станут содержанием сегодняшнего семинарского занятия.
-
Это, прежде всего, работа с одарёнными детьми. Выяснить, кто из учащихся проявляет особые познания в той или иной дисциплине, и предложить участие в научном поиске с вами - руководителем научного проекта.
-
Определить тему и проблему будущей исследовательской работы. Она должна быть интересной, малоизученной в школьной программе или из области дополнительных знаний по любой из дисциплин. Но помнить: тема должна быть не глобальной, немасштабной, ведь это только первые робкие шаги в науку. Например, в литературоведении: тема «Пейзаж в русской литературе» - это широкая, объёмная тема, которая потребует глубоких обширных знаний литературы и огромного объёма работы. Это не под силу учащимся, поэтому нужно конкретизировать, сжать тему, например «Пейзаж в повести В. Астафьева «Последний поклон» - менее обширная тема, а можно взять отдельные главы из этой повести, чтобы показать «Изобразительно-выразительную роль пейзажа и его связь с идейным содержанием произведения. Таким образом, тема конкретная, а главное, необъёмная, интересная, познавательная для научного поиска.
3. Следующий шаг - определить круг задач, необходимых для раскрытия темы. Например, в литературоведении:
а) определить типы пейзажа, его роль и функции в повести Виктора Астафьева;
б) показать пейзажное мастерство писателя;
в) вызвать интерес к произведению через глубинный анализ художественных деталей (пейзаж). Задачи должны быть конкретными, ясными, значимыми.
4. Далее - основная часть работы: сбор материала.
а) учащемуся необходимо прочитать главы произведения, познакомиться с содержанием;
б) выбрать пейзажные зарисовки - описание природы, которые занимают 1-1,5 страницы в тексте; определить типы пейзажа; описание леса, рек, раннего утра, времён года и т.д.
в) теоретически изучить функции пейзажа: лирический, психологический, философский и т.д.; вместе с учителем составить наглядную схему «функции пейзажа»
г) под руководством учителя - руководителя исследовательской работы - проанализировать и определить, какую функцию выполняет в произведении (в повести) тот или иной пейзаж, как он связан с идеей произведения.
Например: В. Астафьев в повести хотел показать взросление, становление и формирование характера главного героя - мальчика Витьки - чьё детство прошло среди многоликой природы Сибири (это и леса, и реки, и обширные поля и пашни, горы). Природа благотворно влияла на формирование нравственных качеств героя, она была либо созвучна его настроению, либо будила в нём философские мысли о взаимоотношении человека и природы, либо на её фоне ярче, образнее выражено внутреннее состояние героя. Одним словом, автор показал, какое место занимает природа в судьбе героя.
5. Наконец, мы обобщаем изученное, исследованное - приходим к выводам - результатам исследования, при этом не забываем о выполнении задач, которые перед собой поставили.
6. Оформление работы - это отдельная немаловажная часть работы - написание текста по разделам:
-содержание работы (перечислить)
-введение (включает ответ на вопрос: почему выбрана эта проблема (вероятно, неслучайно), какое место она занимает в научной дисциплине; какова цель данной работы, её задачи, что является объектом исследования, его предметом, что явилось материалом исследования, почему именно материал этого писателя);
-основная часть (может состоять из двух и более глав)
Глава I (может быть теоретической - например «пейзаж…его роль, функции и место в художественном произведении (к постановке проблемы)»). Глава может иметь подглавы, а может состоять из одной главы.
Глава II (в основу главы II ложатся исследования - практическая часть исследуемой роли пейзажа в повести Виктора Астафьева)
- заключение (небольшое по объёму) содержит ответ на вопрос: к каким выводам, умозаключениям привели данные исследования; изложить тезисно.
- список литературы (в алфавитном порядке) помещаем в конце всей работы
- приложение содержит схемы, рисунки, фотографии, анкеты, таблицы исследований, иллюстрации
- цитаты в работе отмечаются сносками в конце листа с указанием источника, страницы и года издания.
Надо обратить внимание, что работа не должна превышать 10 печатных листов, кроме титульного листа и приложения. При оформлении работы необходимо строго следовать положению о конкурсе научно-исследовательских работ.
Работа готовится в двух экземплярах и отправляется в конкурсную комиссию на предварительное рассмотрение и обсуждение. В это время учащийся и руководитель готовят презентацию к работе (не обязательна!) и публичное выступление на 7-10 минут.
Что включает публичное выступление? Краткое содержание работы, где называется тема (цель) данной работы, задачи, материал исследования, что изучали - исследовали конкретно и к каким выводам пришли - основным тезисам из заключения.
К какой литературе вам обратиться?
В помощь учителю:
-интернет
-«Первые шаги в науку» IV Республиканская научно-практическая конференция школьников; Элиста, 2008г.
-Положение о конкурсе «Первые шаги в науку»
Список использованной литературы:
1. «Первые шаги в науку» IV Республиканская научно-практическая конференция школьников; Элиста, 2008г.