Статья по теме: Управление качеством образования

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья по теме «Управление качеством образования школы».

Автор: Сорокина Олеся Борисовна

Учитель английского языка, МБОУ СОШ№46

Статья предназначена для педагогов образовательных учреждений.

Школьная среда, в которой пребывает подросток, должна быть гармоничной для ученика, а для этого надо правильно и качественно организовать познание, общение, деятельность подростка в комфортных, здоровьесберегающих условиях.

Под комфортностью образовательной среды понимается, по мнению И.А.Баевой, прежде всего, атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель. Вне зависимости от заявленных притязаний на уровень образования школу оценивают не только по качеству образования, но и по критериям, влияющим на благоприятную образовательную среду в процессе обучения учащихся.

Мы выделяем следующие критерии, влияющие на создание психологически комфортной образовательной среды в процессе обучения подростков:

- забота о психологической безопасности и здоровье школьника;

- психологическая поддержка в процессе обучения подростков;

- чувство защищённости подростков.

В настоящее качество образования становится на современном этапе основополагающим моментом развития общества. Как считает Шамова Т.И., «оценка качества образовательной подготовки на разных ступенях обучения необходима и личности, и обществу, и государству». Она отмечает, что качество образования - это не только результат, но и условие, и процесс. При этом важно создать те условия и тот процесс обучения, в результате которого повысится качество образования в ОУ.

Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования, забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования.

С целью оценки психологической безопасности образовательной среды школы участниками образовательного процесса как средства управления качеством образования провели исследование на базе школы №46 города Новосибирска с использованием методики В.И.Панова по психодидактике образовательных систем. В исследовании приняли участие обучающиеся разных классов среднего и старшего звена, родители учащихся и учителя.

Данные проведенной диагностики позволяют получить представление о том, насколько безопасной считают школьную среду ученики с 5 по 11 класс. Прямыми вопросами относительно безопасности школьной среды можно считать следующие: « Насколько защищёнными Вы чувствуете себя в школе?» Одна треть учащихся затрудняются ответить на этот вопрос, но остальные учащиеся чувствуют себя в школе вполне защищёнными. На этот же вопрос, заданный родителям учащихся, родители считают, что они чувствуют себя вполне защищёнными в школе.

Косвенными вопросами относительно безопасности школьной среды можно считать следующие: «Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного совершенствования Ваших возможностей?» Все учащиеся, кроме одного, ответили да. «Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию: а) интеллектуальных способностей? б) жизненных умений?» Большинство учащихся согласились с тем, что обучение в школе помогает развитию интеллектуальных способностей. Чуть больше половины всех учащихся считают, что обучение в школе помогает развитию жизненных умений. На вопрос: «Предположим, что по каким-то причинам Вы долго не могли посещать школу. Вернулись бы Вы на свое прежнее место учебы?» Почти все учащиеся ответили «да». Перейдя к вопросу: «Какое настроение чаще всего у Вас в школе?» практически все учащиеся ответили «обычно хорошее», а треть учащихся считают, что школа не влияет на их настроение. А вот родители, посещая школу ребёнка, все приходят с хорошим настроением.

Далее учащимся была предложена охарактеризовать школьную среду. Все учащиеся на первое место поставили взаимоотношения с учителями, затем возможность высказать свою точку зрения и взаимоотношения с учениками. Однако родители, отвечая на этот вопрос, на первое место поставили возможность высказать свою точку зрения, только затем взаимоотношения с учителями. Далее идёт учёт личных проблем и затруднений и возможность проявлять инициативу.

Учителям было также предложено охарактеризовать школьную среду, в которой они работают. На первое место они поставили эмоциональный комфорт, затем возможность обратиться за помощью. И только потом помощь в выборе собственного решения. Несмотря на то, что мнения учащихся, родителей и учителей разошлись, следует отметить, что все характеристики, выбранные участниками анкеты, благоприятно влияют на создание комфортной образовательной среды в школе.

Также косвенно информацию об этом дают ответы родителей, которым были заданы вопросы, касающиеся образовательной среды в школе. Отвечая на вопрос: «Считаете ли Вы, что обучение ребенка в данной школе помогает развитию его: а) интеллектуальных способностей? б) жизненных умений?» Практически все родители считают, что обучение в школе, прежде всего, помогает ребёнку развитию жизненных умений. Хотя большинство родителей согласны с тем, что обучение помогает развитию интеллектуальных способностей, но при этом двое родителей затрудняются ответить на этот вопрос. Сопоставляя ответы учащихся и родителей, было выявлено, что их мнения расходятся. Исходя из этого, следует отметить, что ответы родителей в данном вопросе указывают на то, что они в наибольшей степени заинтересованы в создании благоприятной образовательной среды для учащихся в школе.

Проанализировав результаты полученных данных, считаем, что цель проведённой диагностики достигнута. Прежде всего, перед исследованием стояла задача выявить, при каких условиях участниками образовательного процесса данной школы будет создана психологически комфортная образовательная среда, которая позволит управлять качеством образования.

Анализ опроса учащихся показал, что они себя чувствуют в полной безопасности в данном образовательном учреждении. Ответы родителей доказывают то, что они заботятся о психологической безопасности и здоровье своих детей. А результаты опроса учителей в полной мере раскрывают то, что они всегда готовы оказать психологическую поддержку в процессе обучения учащихся. Исследовав образовательную среду учащихся, было отмечено, что в комфортных условиях повышается и качество образования. А создание комфортных условий в школе позволило наладить работу с одарёнными детьми, которая оказала положительное влияние на качество образования в МБОУ СОШ№46 .

Исходя из вышесказанного, учителя и родители учащихся пришли к тому, что на базе школы необходимо организовать работу круглого стола по улучшению комфортной образовательной среды, которая позволит управлять качеством образования в школе.










Список литературы

1.Баева И.В. Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: М-лы 6-й Всероссийской научно-практической конф. - М.:МГППУ.2010.-С.91-104.

2. Маслоу А.Г., Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. - СПб.: Евразия, 1999, с.378-379.

3. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. - СПб., 2007.

4.Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н., Управление образовательными системами. 2007

© 2010-2022