- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка по теме: «Профилактика жестокого обращения и насилия»
Методическая разработка по теме: «Профилактика жестокого обращения и насилия»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Семёшина Е.Б. |
Дата | 18.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя образовательная школа №49»
Педагог - психолога высшей категории Семёшина Е.Б.
Методическая разработка по теме: «Профилактика жестокого обращения и насилия »
Цель: профилактика агрессии и насилия в отношениях между сверстниками, развитие навыков конструктивного поведения, развитие эмпатии, профилактика насилия в семье.
-
Методы работы: беседа, метод мозгового штурма, ассоциативного ряда,метод работа в группах, парах, фронтальный опрос.
Ход занятия:
Вводная часть.
I. Организационный этап. Приветствие. Сообщение темы.
II. Основная часть.
-
Метод мозгового штурма.
Учащимся предлагается ответить «Что такое жестокое обращение?»
-
Рассказ с элементами беседы.
Жестокое обращение с ребенком - причинение физического или психологического ущерба ребенку в результате намеренных действий или небрежного обращения.
По определению ВОЗ, 2003 «жестокое обращение с ребенком - это все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести, или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти».
Насилие над детьми - это жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы. Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными последствиями[
Метод ассоциативного ряда. Что такое насилие? Все высказывания учащихся записываются на доске.
Вывод: НАСИЛИЕ (в праве) - физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее права граждан на личную неприкосновенность.
НАСИЛИЕ (в широком смысле) - применение силы либо разного рода угроз по отношению к определенным социальным субъектам или к их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям.
-
Работа в парах. Задание. Написать причины насилия. Презентация работ.
Вывод: Причинами жесткого обращения с детьми является общий агрессивный фон общества. Причины возникновения насилия: культ насилия в обществе - для некоторых жестокость и агрессивность становится нормой и считают это как проявления себя как сильной личности, но на самом деле это не норма поведения и это разные понятия сильная личность и жестокость в поведении. Влияние СМИ, пристрастие к компьютерным играм, которые воспитывают жестокость, стиль воспитания и др..
Виды насилия. В широком смысле имеется четыре вида жестокого обращения с детьми:
-
Физическое насилие. Это все агрессивные формы поведения, представляющие собой формы физического воздействия на человека.
-
Вербальное и эмоциональное насилие (психологическое). Этот виды насилия включает угрозы, запугивание, принуждение, изолирование, оскорбления, прессинг и т.д.
-
Эмоциональное насилие по отношению к ребенку включает такие виды поведения, как сильное унижение, постоянное порицание, сильные наказания и т.д.
Человек чувствует себя беззащитным, испуганным, подавленным, у него формируется низкая самооценка, неуверенность в себе и др. (например, появление страха, невроза)
Уничтожение личного имущества Здесь речь идет об уничтожении имущества, которое принадлежит другому человеку (одежда, украшение и др.)
-
Пренебрежение - это отсутствие заботы об удовлетворении основных физических потребностей ребенка, таких, как потребность в пище, одежде, гигиене, медицинской помощи и надлежащем контроле.
Беседа. Защита детей от насилия и жестокого обращения.
-
Ознакомление учащихся с законодательными актами.
Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными последствиями.
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
-
обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
-
защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
-
обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
-
признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
-
защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
-
меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
-
за совершение физического насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
-
за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
-
право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
-
право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
-
лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
-
немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)
-
«Знаешь ли ты, к кому можно обратиться, если»:
-
тебе необходима помощь, нарушаются твои права, совершается насилие;
-
ты хочешь поделиться своими проблемами, тебе необходима консультация и поддержка;
В школе вы можете обратиться к психологу, социальному педагогу, к классному руководителю. Любой вопрос будет разобран и будет оказана помощь и соблюдена конфиденциальность.
Работа в группах. Задание. Разработать рекомендации по профилактике насилия. Презентация работ.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Фронтальный опрос. - Что такое насилие?
- Насколько остро эта проблема стоит в нашей стране и как на ваш взгляд общество относится к этой проблеме?
- Как жестокое обращение влияет на личность ребенка?
- Какие законы РФ защищают права детей?
Рефлексия. Метод незаконченных предложений «О насилии нужно говорить потому, что…» Каждому следует знать, что:
-
Ни один человек не заслуживает такого отношения к себе
-
Насилие не может быть оправдано
Педагог- психолог Семёшина Е.Б.