Методическая разработка по теме: «Профилактика жестокого обращения и насилия»

Методическая разработка по теме: «Профилактика жестокого обращения и   насилия»  направлена на профилактику агрессии и насилия в отношениях между сверстниками, развитие навыков конструктивного поведения, развитие  эмпатии, профилактика насилия в семье. Данное занятие входит в план мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми и насилия. Вопрос жестокого обращения с детьми является значимой для современного общества. Его актуальность неоспорима, так как с каждым днем мы все чаще сталки...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя образовательная школа №49»

Педагог - психолога высшей категории Семёшина Е.Б.

Методическая разработка по теме: «Профилактика жестокого обращения и насилия »

Цель: профилактика агрессии и насилия в отношениях между сверстниками, развитие навыков конструктивного поведения, развитие эмпатии, профилактика насилия в семье.

  • Методы работы: беседа, метод мозгового штурма, ассоциативного ряда,метод работа в группах, парах, фронтальный опрос.

Ход занятия:

Вводная часть.

I. Организационный этап. Приветствие. Сообщение темы.

II. Основная часть.

  • Метод мозгового штурма.

Учащимся предлагается ответить «Что такое жестокое обращение?»

  • Рассказ с элементами беседы.

Жестокое обращение с ребенком - причинение физического или психологического ущерба ребенку в результате намеренных действий или небрежного обращения.

По определению ВОЗ, 2003 «жестокое обращение с ребенком - это все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести, или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти».

Насилие над детьми - это жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы. Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными последствиями[

Метод ассоциативного ряда. Что такое насилие? Все высказывания учащихся записываются на доске.

Вывод: НАСИЛИЕ (в праве) - физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее права граждан на личную неприкосновенность.

НАСИЛИЕ (в широком смысле) - применение силы либо разного рода угроз по отношению к определенным социальным субъектам или к их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям.

  • Работа в парах. Задание. Написать причины насилия. Презентация работ.

Вывод: Причинами жесткого обращения с детьми является общий агрессивный фон общества. Причины возникновения насилия: культ насилия в обществе - для некоторых жестокость и агрессивность становится нормой и считают это как проявления себя как сильной личности, но на самом деле это не норма поведения и это разные понятия сильная личность и жестокость в поведении. Влияние СМИ, пристрастие к компьютерным играм, которые воспитывают жестокость, стиль воспитания и др..

Виды насилия. В широком смысле имеется четыре вида жестокого обращения с детьми:

  • Физическое насилие. Это все агрессивные формы поведения, представляющие собой формы физического воздействия на человека.

  • Вербальное и эмоциональное насилие (психологическое). Этот виды насилия включает угрозы, запугивание, принуждение, изолирование, оскорбления, прессинг и т.д.

  • Эмоциональное насилие по отношению к ребенку включает такие виды поведения, как сильное унижение, постоянное порицание, сильные наказания и т.д.

Человек чувствует себя беззащитным, испуганным, подавленным, у него формируется низкая самооценка, неуверенность в себе и др. (например, появление страха, невроза)

Уничтожение личного имущества Здесь речь идет об уничтожении имущества, которое принадлежит другому человеку (одежда, украшение и др.)

  • Пренебрежение - это отсутствие заботы об удовлетворении основных физических потребностей ребенка, таких, как потребность в пище, одежде, гигиене, медицинской помощи и надлежащем контроле.

Беседа. Защита детей от насилия и жестокого обращения.

  • Ознакомление учащихся с законодательными актами.

Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными последствиями.

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

  • «Знаешь ли ты, к кому можно обратиться, если»:

  • тебе необходима помощь, нарушаются твои права, совершается насилие;

  • ты хочешь поделиться своими проблемами, тебе необходима консультация и поддержка;

В школе вы можете обратиться к психологу, социальному педагогу, к классному руководителю. Любой вопрос будет разобран и будет оказана помощь и соблюдена конфиденциальность.

Работа в группах. Задание. Разработать рекомендации по профилактике насилия. Презентация работ.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Фронтальный опрос. - Что такое насилие?

- Насколько остро эта проблема стоит в нашей стране и как на ваш взгляд общество относится к этой проблеме?

- Как жестокое обращение влияет на личность ребенка?

- Какие законы РФ защищают права детей?

Рефлексия. Метод незаконченных предложений «О насилии нужно говорить потому, что…» Каждому следует знать, что:

  • Ни один человек не заслуживает такого отношения к себе

  • Насилие не может быть оправдано

Педагог- психолог Семёшина Е.Б.Методическая разработка по теме: «Профилактика жестокого обращения и насилия»

© 2010-2022