Тематическая программа: «В здоровом теле – здоровый дух!» Направление: здоровьесбережение

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Узярская основная общеобразовательная школа»












Тематическая программа:

« В здоровом теле - здоровый дух!»

Направление : здоровьесбережение








Разработчик программы

Ковалева Татьяна Юрьевна

Классный руководитель

классного коллектива 7, 9 класса






















2012 -2013 учебный год



Пояснительная записка

Проблемы сохранения здоровья учащихся , привитие навыков здорового образа жизни, созда­ние условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья физиче­ского, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформиро­вать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседнев­ной жизни. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения де­тей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоро­вья воспитанников. Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.Работа по программе ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Работа по данной программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы ребенок уже с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.

Концептуальные основы.

  • Принцип гармонизации личности и среды - ориентация на самореализацию личности.

  • Принцип доступности - соответствие учебного материала и нагрузки возрастным особенностям детей.

  • Принцип взаимодействия - между взрослым и ребенком, взаимодействие детей в коллективе.

  • Принцип последовательности - формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, физического воспитания, безопасного здорового образа жизни.



Цель: Формирование у учащихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.

Задачи:

  • Формировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.

  • Вырабатывать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.

  • Закреплять гигиенические навыки и привычки.

  • Приобщать к разумной физической активности.

  • Обучать умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

  • Информационно - просветительская работа среди детей и родителей.

  • Формировать культуру общения родителей и детей.

  • Формировать у родителей установки на здоровый образ жизни.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

  • Повышение приоритета здорового образа жизни.

  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

  • Повышение функциональных возможностей организма учащихся. Развитие физического потенциала школьников,

  • Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

  • Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.

  • Участие в районных, областных спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.

ЗНАНИЯ

Иметь представление о взаимодействии и взаимосвязи природы и человека и их влиянии на здоровье человека. Иметь представление о строении и работе органов и систем организма человека, правилах гигиенического поведения.

Иметь понятие о здоровье и факторах, его определяющих, особенностях формирования здоровья подростка. Иметь понятие о здоровом образе жизни и его компонентах, его влиянии на здоровье человека, о факторах риска для здоровья.

Знать о критериях индивидуального здоровья и способах их определения. Знать состояние своего физического развития, здоровья.

Иметь представление о психоактивных веществах и их влиянии на организм человека. Знать, что такое вредные привычки и как они влияют на здоровье. Знать как курение, алкоголь, наркотики влияют на организм подростка. Знать о медицинских и социальных последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков. Знать правила поведения при осуществлении внешнего давления, правила эффективного межличностного общения, правила безопасного поведения.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Уметь оценивать и предвидеть влияние окружающей среды на состояние здоровья человека, владеть навыками самоконтроля, саморегуляции. Уметь соблюдать навыки личной и общественной гигиены, психогигиены. Уметь подобрать гигиенические средства для ухода за телом, волосами.

Уметь составлять режим своего дня и следовать ему. Уметь рационально организовывать свое питание в зависимости от вида деятельности, состояния своего здоровья. Избегать пищевых факторов риска, опасных для здоровья. Иметь устойчивый навык читать информацию на этикетках продуктов и оценивать их пригодность для еды.

Уметь правильно организовывать зрительную работу, в том числе работу с компьютером, правильно организовывать свое рабочее место, подбирать необходимой высоты ученический стол и стул. Иметь навыки снятия утомления глаз и общего утомления.

Уметь давать гигиеническую оценку внешним условиям деятельности (освещению, микроклимату учебных помещений, учебному оборудованию). Уметь самостоятельно регулировать воздушно-тепловой, световой режим в школе и дома. Уметь регулировать и поддерживать адекватный для своего организма уровень своего двигательного режима, систематически заниматься спортом, закаливаться.

Уметь осуществлять простейшие физиологические измерения (вес, рост, частоту пульса, температуру тела), иметь представление о собственной физиологической норме и уметь различать отклонения от нее.













модулей и разделов.

Наименование модулей и разделов.

Теория кол-во часов.

Практика кол-во часов.

Модуль _.

Методические приёмы работы с учащимися по формированию навыков здорового образа жизни.

Раздел 1. 5-ый класс.

Раздел 2. 6-ой класс.

Раздел 3. 7-ой класс.

Раздел 4. 8-ой класс.

Раздел 5. 9-ый класс.


7 ч.

9 ч.

8 ч.

8 ч.

8 ч.


7 ч.

8 ч.

9 ч.

9 ч.

12 ч.

Всего 85 ч.

42 ч.

43 ч.

Модуль __.

Методические приёмы работы с родителями по формированию культуры общения родителей и детей, формированию у родителей установки на здоровый образ жизни, повышению уровня психолого-педагогической культуры родителей.

12ч.

4 ч.

Всего 16 ч.

12 ч.

4 ч.

Содержание программы.

Модуль _. Методические приёмы работы с учащимися по формированию навыков здорового образа жизни.

Раздел 1. 5-ый класс.

Тема занятия.

Содержание.

1.

Воспитание волевых качеств.

Сущность волевых качеств. Необходимость выработки у себя волевых качеств, самовоспитания.

2.

Прежде чем сделать- подумай.

Сущность процесса обдумывания своего поведения. Нравственная оценка результатов своих поступков.

3.

Привычки и здоровье.

Полезные и вредные привычки. Режим дня и личная гигиена.

4.

Вредные привычки.

Лекция "Вредные привычки". Сочинение сказок о вредных привычках.

5.

Курение и здоровье.

Анализ результатов исследовательской работы среди родителей. История появления табака в Европе.

6.

Курение и здоровье.

Лекция "Влияние курения на здоровье. Органы дыхания. Нервная система. Сердце. Пищеварение".

7.

Саморегуляция.

Тест "Волевой ли вы человек?" Саморегуляция поведения.

8.

Причины курения.

Стадии приобщения к курению. Никотиновая зависимость. Синдром отмены.

9.

Я умею говорить "нет". (занятие - практикум)

Ролевые игры. Основные способы и приёмы отстаивания собственной позиции. Правила отказа.

10.

Я умею говорить "нет". (занятие - практикум)

Ролевые игры. Правила поддержки. Отличия правил отказа от правил поддержки.

11.

История курения в стихах и песнопениях.

Театрализованное представление об истории и вреде табакокуренипя.

12.

10 советов, которые составляют основу здорового образа жизни.

Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению правил здорового образа жизни.

13.

Тренинг здорового образа жизни.

Отработка практических методов и приёмов сплочения группы для преодоления психологического дискомфорта.

14.

Тренинг здорового образа жизни.

Свободное сочинение сказки "Плохие привычки". Формирование умения отстаивать своё мнение.

15.

Тренинг здорового образа жизни.

Формирование навыков отказа. Сигареты и мои планы. Игра "Прилёт инопланетян". Заключительное слово.

16.

Тренинг здорового образа жизни.

Формирование умения обращаться к знакомым и незнакомым людям с просьбой. Формирование умения отказывать.

17.

Тренинг здорового образа жизни.

Развитие индивидуального и группового самосознания. "Кто я?" Каким я хочу быть.

Раздел 2. 6-ый класс.

Тема занятия.

Содержание.

1.

Табакокурение.

Лекция: "Никотин - самое доступное психоактивное вещество". Исследовательская работа: "Причины курения ".

2.

Последствия курения для человека.

Анкета "Школа и курение подростков". Социальные последствия курения для общества и семьи.

3.

У меня такой характер.

Лекция: "Характер, его черты и особенности".

4.

Психология привычки.

Психологические механизмы формирования привычек. Тест "Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?"

5.

Психология привычки.

Анализ результатов теста "Почему вы курите?" Пути избавления от вредных для здоровья привычек.

6.

Вещества, вызывающие зависимость.

Мифы о пользе курения. Мозговой штурм, прогнозирование. Индивидуальные факторы риска.

7.

Как отстоять свою точку зрения?

Формы воздействия на человека. Правила убеждения. Ролевые игры. (занятие-практикум)

8.

Как отстоять свою точку зрения?

Правила формулировки отказа другому. Ролевые игры.

(занятие-практикум)

9.

Алкоголь и его последствия.

История появления алкоголя. Алкоголизм - безнравственное явление нашей жизни. Последствия употребления алкоголя.

10.

Вот задача для ребят - кто же в этом виноват?

Ролевая игра - представление. Определение реального виновника употребления алкоголя.

11.

Правила жизни.

Лекция: "Духовные потребности и цели человеческой жизни".

12.

Здоровое питание.

Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися.

13.

Тренинг здорового образа жизни.

Тренинг по формированию личной позиции по отношению к курению.

14.

Тренинг здорового образа жизни.

Тренинг по формированию умений социальной коммуникации. Ролевая игра "Как заводить друзей".

15.

Тренинг здорового образа жизни.

Тренинг по формированию умения свободно присоединяться к той или иной группе и по необходимости покидать её без проявления стрессового состояния.

16.

Тренинг здорового образа жизни.

Тренинг по формированию креативности личности. Проигрывание известных сказок.

17.

Тренинг здорового образа жизни.

Тренинг по формированию уверенности в себе. Разбор ситуации. Упражнение "Теперь и потом".

Раздел 3. 7-ыей класс.

Тема занятия.

Содержание.

1.

Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни

Ролевая игра "Самоуважение и самоутверждение". Способы повышения самоуважения.

2

Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни

Ролевая игра "Самоуважение и самоутверждение". Связь самоуважения и здорового образа жизни. . (занятия-практикумы)

3.

Анатомические и физиологические аспекты курения.

Анкета "Что вы знаете о вреде курения". Влияние табачной смолы на дыхательную систему человека.

4.

Физиологические последствия курения.

Эксперимент: "Влияние табачной смолы на живую ткань и физиологические последствия курения".

5.

Курение как угроза здоровью.

Анализ исследовательской деятельности учащихся: "Заболевания, вызываемые курением. Последствия курения у женщин".

6.

Кратковременные и длительные последствия курения.

Анализ результатов исследовательской деятельности: "Кратковременные и длительные последствия курения".

7.

Вы рискуете своими лёгкими.

Игра-шоу.

8.

Портрет курильщика. (занятие-практикум)

Анкета "Портрет курильщика". Анализ результатов анкетирования. Распространённость курения.

9.

Кого же обвинить и как нам быть?

Ролевая игра-представление. Определение реального виновника курения.

10.

Пьянство и алкоголизм - явления безнравственные

Причины употребления алкогольных напитков. Пьянство и алкоголизм. Анкетирование.

11.

Человек, продли свой век! (игра-представление)

Анкетирование. Анализ результатов анкетирования.

12.

Правильное питание: режим, продукты.

Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению режима питания.

13.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Мышка без норки". Защита фантастических проектов. Заключительное слово.

14.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Самоописание". Упражнение "В мастерской скульптора". Упражнение "Теперь и потом".

15.

Тренинг здорового образа жизни.

Игра - драматизация на куклах. Групповое обсуждение "Подумай о других".

16.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Сыграем спектакль". Обсуждение отрывка из книги Б.М. Теплова "Ум полководца". Обсуждение пословиц.

17.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Конкурс ораторов". Упражнение "Невербальная коммуникация". Упражнение "Мощная бомбардировка".

Раздел 4. 8-ый класс.

Тема занятия.

Содержание.

1.

Культура наших потребностей.

Разнообразие человеческих потребностей. Тест "Достаточно ли ты активен?" Тест "О чём говорят ваши инициалы?"

2.

Наше здоровье и болезни.

Психические и физические возможности человека. Сохранение здоровья. Тренинг социальных навыков. Тест "Добры ли вы?"

3.

Принятие решения и влияние среды.

Манипуляции и психологическое давление группы. Самооценка. Приёмы манипулирования. Самоманипуляции.

4.

Принятие решения. (занятие-практикум)

Упражнение "Что мне нравится в себе самом". Связь между курением и недостатками характера.

5.

"Курильная опера".

(ролевая игра)

Ролевая игра "Пробка", обсуждение. Пять техник конструктивного сопротивления. Пассивная защита.

6.

Здоровье и выбор образа жизни.

Игра "Остров мечты". Факты в защиту жизни: курение и рак, табак и сердце.

7.

Здоровье и выбор образа жизни.

Шкала здоровья. Курение и болезни. Гангрена ног. Табак-пособник язвы. Курение и потомство.

8.

Как бросить курить? (занятие-практикум)

Ролевые игры. Составление программы избавления от курения. Советы психолога Юрия Горного.

9.

Алкоголизм и его социальные последствия.

Лекция: "Разрушительное действие алкоголизма на все сферы жизни человека". Викторина.

10.

Эта "белая смерть".

Опасные последствия первого употребления наркотических веществ.

11.

Новые "мании" и проблемы.

Киберзависимость и игромания. Причины возникновения зависимостей и пути их преодоления. Тест на игроманию.

12.

Современное питание. Заблуждения и мифы.

Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению правил здорового питания

13.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Весёлые животные". Упражнение "Я - старший". Игра "Полёт в космос".

14.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Зеркало". Упражнение "Новое и хорошее в моей жизни сегодня". Упражнение "Исполнение желания".

15.

Тренинг здорового образа жизни.

Ролевая игра "Интервью". Планирование "С чего начать". Упражнение в парах "Придумайте стимул".

16.

Тренинг здорового образа жизни.

Коллективное составление правил дискуссии. Ролевая игра "Убеждение".

17.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Цветок". Обсуждение связи хронофагии и курения. Упражнение в парах "Скажите другим "нет".

Раздел 5. 9-ый класс.

Тема занятия.

Содержание.

1.

От пороков до недугов.

Порочность лени и бездеятельности, зависти и ненависти, ревности, трусости, пьянства, гнева и злости, лживости и клеветы, грубости, курения, наркомании.

2.

Секреты продления жизни.

Слагаемые здорового образа жизни. Мнения великих людей по вопросам сохранения здоровья и долголетия.

3.

Психология влияния группы.

Ролевая игра "Влияние сверстников". Лекция: "Конформизм и его разновидности. Причины подчинения человека".

4.

Компания "Нет - курению!"

Составление плана мероприятий школы по борьбе с курением. Создание рубрики "Письмо сверстнику".

5.

"Да здравствует чистый воздух!"

Физические последствия отказа от курения. Практические советы тем, кто решил бросить курить. (занятие практикум)

6.

Письмо сверстнику.

Обсуждение вариантов ответов на письма курящих сверстников. Написание писем курящему сверстнику.

7.

Психология воздействия рекламы.

Механизмы воздействия рекламы на человека. Факторы воздействия: познавательный, эмоциональный, поведенческий.

8.

Реклама курения.

Приёмы рекламы курения и уловки рекламодателей. Реклама и закон.

9.

Истоки здоровья.

Лекция подготовленная учащимися: "Социальная ценность здоровья и в чём она заключается".

10.

Факторы развития пьянства и алкоголизма.

Психические и биологические факторы, влияющие на предрасположенность организма к пьянству и алкоголизму.

11.

Хозяин судьбы.

Аналог телеигры "Кто хочет стать миллионером".

12.

Основные принципы здорового питания.

Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению принципов здорового питания.

13.

Тренинг здорового образа жизни.

Проективная деловая игра, создание клипа "Мы выбираем здоровый образ жизни".

14.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Самопознание". Работа по группам "Связь эмоций и здоровья".

15.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Оживление портрета". Ролевая игра "Попустительство и вмешательство".

16.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Здравствуйте". Мозговой штурм (разработка бизнес-плана "ЗОЖ".) Упражнение "Мудрость".

17.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Скульптура в подарок". Рецепты улучшения душевного состояния. Работа по подгруппам "Угадайка".

Модуль __. Методические приёмы работы с родителями по формированию культуры общения родителей и детей, формированию у родителей установки на здоровый образ жизни, повышению уровня психолого-педагогической культуры родителей.

Тема занятия.

Содержание.

1.

Вредные привычки и их последствия.

Лекция: "Вредные привычки и их последствия. Причины появления вредных привычек у детей".

2.

Курение, алкоголизм и развивающийся организм.

Проблемы курения и алкоголизма в современном обществе. Причины и мотивы приобщения к ним подростков. Разрушительное воздействие табака и алкоголя на развивающийся организм.

3.

Круг общения подростка и его влияние на формирование нравственного поведения.

Лекция: "Специфика общения подростка со сверстниками и взрослыми. Окружение подростка, образ его мыслей, поведения".

4.

Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.

(практикум)

Тест "Какой вы воспитатель?" практикум "Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали".

5.

Психофизическое развитие подростков.

Выступление классного руководителя. Памятки для родителей.

6.

Досуг современного подростка.

Анкета "Где, с кем и как ты проводишь свободное время. Лекция: "Досуг современного подростка".

7.

Проблемы и успехи семейного воспитания.

Лекция: "Методы и приёмы семейного воспитания. Причины неудач семейного воспитания".

8.

Знание - основа воспитания.

Лекция: "Особенности формирования личности подростка".

9.

Дисциплина и управление детьми.

Обмен опытом по проблемам воспитания. Отрицательные последствия манипулирования.

10.

Средства и методы воспитания.

Лекция: "Методы и приёмы семейного воспитания".

11.

Проблема взаимоотношений родителей и подростков. Авторитет родителей.

Семинар: "Проблема родительского контроля. Типичные конфликты между родителями и подростками. Последствия ошибок семейного воспитания".

12.

Здоровый образ жизни.

Лекция: "Информация по проблемам здорового образа жизни. Методика семейного воспитания ".

13.

Компьютер в жизни школьника.

Лекция: "Опасности увлечения компьютером. Значение компьютера в развитии интеллекта".

14.

Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

Лекция: "Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.".

15.

Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки.

Круглый стол: "Типы подростков - правонарушителей. Роль семьи в предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Бездуховность жизни семьи как одна из причин правонарушений".

16.

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.

Лекция: "Авторитет, виды авторитета". Рекомендации по формированию авторитета родителей.

Литература:


  1. Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. - Москва, Эксмо, 2008.

  2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,

  3. Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.

  4. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,

  5. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.

  6. Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.

  7. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.

  8. Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

  9. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

  10. Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.

  11. .Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. - Москва, Сфера, 2002.

  12. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. - М., ВАКО, 2007.

  13. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002

  14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.

  15. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.

  16. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ - ЛТД ИПС, 1997


© 2010-2022