- Преподавателю
- Классному руководителю
- Положение о Портфолио ученика 2015 год
Положение о Портфолио ученика 2015 год
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дихнова Н.И. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Положение о портфолио обучающегося основной школы
в условиях введения ФГОС ООО
-
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Данцевская основная общеобразовательная школа» (далее - Положение) разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) - это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
1.4. Портфолио ученика - это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.
1.6. На втором уровне (основная школа) Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.
2. Цели и задачи портфолио
2.1. Цель внедрения технологии портфолио - отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:
-
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
-
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
-
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
-
формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
-
формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
-
приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
-
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
-
содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
3. Функции портфолио.
3.1.Диагностическая - позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.
3.2.Контролирующая и оценивающая - оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
3.3.Воспитательная - осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
3.4.Функция творческого развития - позволяет проявить творческие способности.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя, учителей-предметников.
5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, администрация школы.
5.2. Обязанности учащегося:
Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
5.3. Обязанности родителей:
Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.
5.4. Обязанности классного руководителя:
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого - сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
5.5. Обязанности учителей-предметников:
Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
5.6. Обязанности администрации учебного заведения:
5.6.1. Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы. Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.
6. Структура, содержание и оформление портфолио
6.1.Портфолио ученика имеет следующие разделы (Приложение 1):
6.1.1. «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.
6.1.2. «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам.
6.1.3. «Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. При возможности дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.
6.1.4. «Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д.
6.1.5. «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в социальных акциях, конкурсах, проектах
6.2.В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью, входит:
6.2.1. систематизированные материалы текущей оценки
- отдельные листы наблюдений,
- оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ, с результатами стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
6.2.2. материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых работ.
Кроме того, в портфолио включаются и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
7. Технология ведения Портфолио
7.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
7.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
7.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:
-
Записи вести аккуратно и самостоятельно.
-
Предоставлять достоверную информацию.
-
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
-
В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
8. Подведение итогов работы
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в Приложении 2.
Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в Приложении3..
По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
Приложение 1.
МКОУ «Данцевская основная общеобразовательная школа»
ПОРТФОЛИО
Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________________
Год начала работы над портфолио _____________________________________
Классный руководитель___________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Приложение 2.
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио.
Показатели
Измерители
Результат - балл
Учебная деятельность
1 - 8 класс - средний балл годовых оценок
До 5
9 класс - результаты экзаменов и средний балл аттестата
До 5
10 класс - средний балл годовых оценок
До 5
11 класс - результаты ЕГЭ и средний балл аттестата
До 5
Олимпиады
Школьная:
Победитель
Призер
Участник
3
2
1
Муниципальная:
Победитель
Призер
Участник
5
4
3
Областная:
Победитель
Призер
Участник
7
6
5
Всероссийская:
Победитель
Призёр
Участник
9
8
7
Спортивные достижения.
Школьные соревнования:
Победитель
Призёр
Участник
3
2
1
Муниципальные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призёр
Участник
5
4
3
Областные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призер
Участник
7
6
5
Всероссийские соревнования, спартакиады:
Победитель
Призёр
Участник
9
8
7
Дополнительное образование.
Участие в кружках, секциях
2
Школьные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призёр
Участник
3
2
1
Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призёр
Участник
5
4
3
Областные конкурсы, фестивали:
Победитель
Призёр
Участник
7
6
5
Школьные мероприятия, практики
Участие
Участвовал и стал призёром
Организация и проведение мероприятия
1
2
3
Приложение 3.
Сводная итоговая ведомость.
______________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
_________________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс_________
№
Показатели
Балл
1
Учебная деятельность
2
Достижения в олимпиадах, конкурсах
3
Спортивные достижения
4
Дополнительное образование
5
Участие в мероприятиях и практиках
ИТОГО:
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио.
Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.
Дата. Директор школы __________________________
М.п. Классный руководитель: __________________________
Лист общеучебных достижений
№ категории
5кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл
9 кл.
1.Классная работа выполнялась
всегда
регулярно
редко
2. Домашние задания выполнялись
всегда
регулярно
редко
3.Подготовка дополнительной литературы к урокам:
всегда
регулярно
редко
никогда
4.Отношение к учебе в целом
положительное
безразличное
негативное
5.Участие в работе класса на уроках:
постоянное
инициативное
регулярное
частое
редкое
6. Уровень познавательного интереса:
интерес проявляется часто
редко
почти никогда
7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности
всегда самостоятелен
нуждается в сопровождении и помощи
самостоятельность проявляется редко
уклоняется от самостоятельности
8. Глубина усвоения материала:
воспроизводит с элементами собственного творчества
воспроизводит знания полностью
воспроизводит знания частично
9.Организация учебной деятельности:
готов к уроку самостоятельно
готов к уроку с напоминанием
не готов к уроку
10. Оформление работ
по всем требованиям
требования частично нарушены
аккуратно
грязно
11. Темп работы:
опережает темп работы класса с высоким качеством
опережает темп работы класса с недостаточным качеством
соответствует темпу урока
отстает от темпа урока
12. Понимание смысла учебной деятельности:
формирует цель учебной деятельности
формулирует цель с помощью учителя
не умеет формулировать цель
13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке
всегда
иногда
редко
14. Взаимоотношения с товарищами
положительное
безразличное
негативное
15.Соблюдение норм и правил поведения:
отличное
хорошее
удовлетворительное
плохое
16. Общие учебные навыки усвоены
на высоко уровне
на среднем уровне
на среднем уровне
ниже среднего
Приложение 4.
Ведомости участия в различных видах деятельности.
Участие в олимпиадах:
№
Название
Предмет
Уровень
Результат
Дата
Подпись
Участие в общественной жизни класса и школы:
№
Название
Содержание
Уровень
Результат
Дата
Подпись
Достижения в системе дополнительного образования и иных образовательных учреждениях:
№
Название
Сфера учёбы
Учреждение
Результат
Дата
Подпись
Спортивные достижения:
№
Название
Уровень
Результат
Дата
Подпись
Практики: трудовая, социальная, педагогическая:
№
Название
Содержание
Учреждение
Результат
Дата
Подпись
Творческие работы, рефераты, проекты:
№
Название
Область знаний
Количество страниц
Результат
Дата
Подпись