Обобщение опыта по созданию Рабочей программы по работе со слабоуспевающими учениками

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г.Малоярославец





СОГЛАСОВАННО:

руководитель ШМО

_________________

_________________

протокол № ___ от

«____» _______20


РАССМОТРЕНО:

председатель Методического Совета школы

_________________

протокол № _____ от

«____» _______20 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

Иванова Т.Е.

______________

Приказ № ___ от

«____» ______г.









Рабочая программа учителя начальных классов

по работе со слабоуспевающими и педагогически запущенными детьми

















Составлена учителем начальных классов:

Украинцевой Л.В.



г.Малоярославец 2015-2016



Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема - это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель программы:

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении и создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачи программы:

- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- пробуждение природной любознательности;

- создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику

- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся:

Получение знаний .

Выбор форм получения знаний.

Родителей:

В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;

В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы;

- памятки, карточки, творческие задании;

- вовлечение в групповую работу;

- вовлечение в проектную деятельность;

Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

- контрольные работы.

Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)

3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

4. Указание алгоритма решения или выполнения.

5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

6. Объяснение хода выполнения подобного задания.

7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

10. Выдача ответа или результата выполнения задания.

11. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12. Постановка наводящих вопросов.

13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,

разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера

благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников

подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится

подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Работа с родителями

1 Организация индивидуальной беседы родителей и учителя

2. Родительское собрание Подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом. Рекомендация методической литературы.

3.Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.

4.Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.

Этапы работы со слабоуспевающими детьми:

  1. Составить список учащихся со слабой успеваемостью.

  2. Составить краткую хар-ку

  3. Составление плана работы с детьми.

  4. Создание коррекционных тетрадей.

  5. Создание Папки - Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)

  6. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.

Краткая характеристика слабоуспевающих детей

Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

1 группа

посредством содержания

2 группа

посредством организации деятельности

3 группа

посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания

  1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный;

б) аналитический (разъяснительный);

в) деловой;

г) необычный.

  1. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

  1. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

  2. Показ значимости знаний, умений:

а) общественной

б) личностной

5. Межпредметные связи

  1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

  2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

  3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

  4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.

  5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

  6. контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

  7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.

  1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

  2. проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

  3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

  4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)





Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

  • Предложение учащимся примерного плана ответа.

  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

  • Напоминание приема и способа выполнения задания.

  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.





Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Формируемые отношения

Этапы работы


1

2

3

4

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель - ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.









1. При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.

5. Входе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

на 2015- 2016 учебный год.

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущий триместр.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течение учебного года.

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса..

В течение учебного года.

6. Отражать индивидуальную работу в коррекционных тетрадях.

В течение учебного года.

7.Систематизировать и пополнять методическими материалами «Папку - копилку».

В течение учебного года.

8. Проводить беседы с учащимися, проверять запись д/задания в дневнике, контролировать посещение уроков.

В течение учебного года.

9. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися

В течение учебного года.

10.Подведение итогов

Май









































Индивидуальный план работы

по ликвидации пробелов в знаниях 2015-2016 учебный год



Проблема

Коррекционная работа. Виды деятельности

Сроки

Предполагаемый результат

Фактический результат

Слабо развита мелкая моторика рук.

- физминутки на каждом уроке (специальные упражнения);

- игры с мячом на уроках;

- ручной труд (лепка, конструирование, рисование, штриховка и т.д.)

- графические диктанты

В течение четверти

- правильное положение тетради при письме;

- наклон букв;

- высота букв;

- улучшить написание и соединение некоторых букв


Отсутствие наглядно-образного мышления.

- работа по наглядному образцу;

-спец. задания:

1) назвать геометрические фигуры, из которых составлен домик;

2) на какие части разбит прямоугольник?

3) соедини стрелкой изображение и название соответствующих фигур и т. д.

В течение года

- составлять краткую запись к задаче


Низкий уровень фразовой речи.

- жужжащее чтение;

-5 -ти минутки чтения;

- работа с деформированным текстом;

-работа по таблицам «Шульте»;

В течение года

- полные ответы на вопросы;

- восстанавливать деформированные предложения


Недостаток внимания и усидчивости

- работа по таблице Шульте;

- запоминание картинки, группы слов ;

- найти отличия;

- найти и вычеркнуть из текста определённые буквы (менять буквы, по-разному зачеркивать) - не более 5 минут.

В течение четверти

- своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой


Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

  • неблагоприятная наследственность;

  • нарушения нервной деятельности;

  • общая неспособность к интеллектуальному труду;

  • физическая ослабленность;

  • школьная незрелость;

  • педагогическая запущенность;

  • недостаточное развитие речи;

  • боязнь школы, учителей;

  • инфантилизм (т. е. детскость)

  • астеническое состояние;

  • снижение зрения;

  • гиподинамия;

  • социум;

  • миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);

  • социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе



Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

- обстоятельства жизни ребёнка в семье; - взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные).

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми. Интеллектуально пассивные учащиеся - те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить. Вместо активного размышления - использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения.

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: - пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); - неправильная организация учебной деятельности ОУ.

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов - недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.











Памятка
"Психотерапия неуспеваемости"

1. "Не бить лежачего" // Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту // Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3. "За двумя зайцами погонишься…" // Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение // Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами // Даже самый малый успех - это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу // Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности // Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели // Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. Учащийся не объект, а соучастник оценки // Умение оценивать себя самостоятельно - главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.

10. Сравнивайте достижения // Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.



© 2010-2022