- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект классного часа В. И. Даль
Конспект классного часа В. И. Даль
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рябенко А.А. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Утверждаю:
Руководитель практики:
/__________/Г.Н.Голоскок/
Конспект классного часа
Тема: «Владимир Иванович Даль»
Класс: 4
Задачи:
Образовательная: расширить читательский кругозор; обогатить словарный запас учащихся.
Развивающая: актуализировать знания учащихся о малых фольклорных формах; совершенствовать умение работать с книгами и словарями; развивать эмоциональную сферу учащихся.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
Действующие лица: ведущий 1(Рябенко А.), ведущий 2(Сарана В.), словарь (Тур А.)
Ход урока
Этап
Содержание
Метод.указания
Орг.момент
-Здравствуйте, ребята(отвечают «Здравствуйте»).Присаживайтесь на свои места.
Дети садятся на свои места.
Тема урока
Ребята! Сегодня мы посвящаем наш классный час замечательному, очень образованному человеку Владимиру Ивановичу Далю .
Ученики слушают.
Игра «Собери пословицу»
Игра «Словарная уха»
Игра «Я начну, а ты продолжишь»
Игра «Кузовок»
Игра «Парад словарей»
Игра «Найди слово»
Игра «Собери
слово»
Игра «Составь статью»
Учитель: В. И. Даль был человеком необычной судьбы. Имя его встретишь в учебниках русской литературы и трудах по фольклористике, в книгах по энтографии и по истории медицины, даже в руководствах по военно-инженерному делу.
- Но дело всей его жизни - "Толковый словарь живого великорусского языка".
- Известный поэт Михаил Матусовский в стихотворении, посвященному великому земляку, выделил главный аспект творческого подвига В. И. Даля:
Тур: то ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит подобно древу
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет,
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья,
И как растет строка,
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
:Сидят теперь четыре института
Над словарем одним.
А Даль всё так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.
Учитель:10 ноября 1801 года в маленьком городке на Украине, в Луганске, в семье врача, выходца из Дании, родился мальчик и назвали его Владимиром. Родители знали много языков и были образованными людьми. Даль получил хорошее образование.
Ведущий1: - Подвиги бывают разные. Жизнь Владимира Ивановича Даля со всеми поворотами и переменами - большое плавание в море слов. В. И. Даль говорил, что "в русском слове не менее жизни, как и в самом человеке". Этому живому слову Даль и посвятил свою жизнь, деятельность, все свои силы.
- Я предлагаю провести игру "Собери пословицу" (Живое слово дороже мертвой буквы). (Детям раздаются конверты с разрезанными словами).
Ведущий2:- Даль любил эту пословицу и на протяжении всей своей жизни, собирая слова, народные выражения, стремился показать богатство живого языка, а через него полнее и ярче раскрыть различные стороны народной жизни.
Ведущий1:- Свою литературную деятельность Даль начал с сочинения сказок. Сочинения Даля появились под псевдонимом Казак Луганский. Известность Казаку Луганскому принесли "Русские народные сказки". Однако переизданы они были лишь через 30 лет.
Ведущий2:- А сейчас мы поиграем в игру "Словарная уха": вы будете ловить слова, написанные на рыбках и варить уху- объяснить значение слова по словарю В. И. Даля.
(Слова для игры "каша", "дом").
Ведущий1: - Заметки в словаре - маленькие истории о жизни народа, его труде, о народных поверьях, обрядах, нравах. Из этих заметок мы узнаем сегодня, как и какие дома строили русские люди, какую носили одежду, какие печи складывали и как их топили, как поле пахали, как хлеб убирали, как невест сватали, как детей учили, как кашу варили.
Ведущий2: - Слово не простое "сочетание звуков, означающих предмет или понятие", а , по возвышенному толкованию Даля, именно в слове появляется "исключительная способность человека выражать гласно мысли чувства свои, дар говорить, общаться разумно".
Тур: - Уже современники осознали уникальность словаря Даля, отметив его издателя премией, удостоив звания Почетного члена Российской Академии Наук.
Черкасова: - Нельзя не восхититься таким детищем Казака Луганского, как сборник "Пословицы русского народа". Многие пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки мы знаем благодаря толковому словарю В. И. Даля.
Ведущий1:- Давайте поиграем в игру "Я начну, а ты продолжишь!". Я начну пословицу, а вы должны продолжить её. (Используем книгу "Делу- время, потехе - час").
Ведущий2 :- У В. И. Даля было 5 детей: 4 дочери и сын. Он очень любил играть с ними, заниматься. И самая любимая игра была "Кузовок". Перед детьми ставят корзинку и говорят: "Вот тебе кузовок, клади в него что на "ОК", обмолвишься - отдашь залог". Я положу в кузовок ..листок, (чулок, грибок), кто неправильно скажет слово или не придумает, тот отдаст залог, выкуп: проигравший отгадывает загадку, произносит пословицу, скороговорку.
(Дети встают в круг и начинают передавать кузовок).
Тонкоева: - Безбрежное море слов. Не всякому дано узнать их, вдохнуть их запах, взять впригорошню, напиться ими. Для этого надо броситься в море слов. Даль бросился и поплыл.
Тур: О себе в своем словаре В. И. Даль говорит: "Писал его не учитель, не наставник, не тот, кот знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудится; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего Живого Русского Языка".
Черкасова: Древняя пословица права:
Да язык - великое богатство.
Только надо записать слова,
А то бесследно разлетятся.
- Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одёжа.
У каждого из слов душа своя,
На душу, говорящего похожа.
- Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
- Призывом стать, и отзывом , и зовом,
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
- Светлое слово- бесстрашье людей,
Им, как оружьем, повержен злодей;
В дом горемычный является вдруг
Светлое слово- заступник и друг.
- Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А, может, не слова- дела нужны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живу у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!
Учитель: ребята, так с какой книгой-помощницей мы сегодня познакомились?
Словарь: Внезапно со словами: «Неужели про меня всё-таки вспомнили?» появляется Словарь. Вид у него унылый и обиженный. Он возмущается на то, что им почти не интересуются. Что другие книги в библиотеке не задерживаются на своих местах. Их всё время читают. А вот в словарь никто не заглядывает.
Словарь:
Ах, мы бедные, судьбой обделённые!
Год на полках мы стоим, запылённые!
Почему забыты мы незаслуженно?
Неужели мы такие ненужные?
Учитель: ребята, а вы пользуетесь словарями? А зачем они нужны?
Словарь: ой,ребята, не верю я вам!! А, сейчас я вас проверю, правду вы говорите или нет.
Вам предстоит пройти ряд испытаний.
Учитель: давайте, ребята докажем словарю , что о нем помнят.
Словарь: итак, найдите в словаре слово «Ключ», «Щеколда» и скажите его значение и правильное написание.
-Молодцы! Но я вам еще не верю, посмотрим как вы дальше будете справляться с заданиями.
Словарь: (раздаются участникам большие листы с отдельными буквами. Из них команда должна как можно быстрее сложить слово и встать в ряд так, чтобы его можно было прочитать. Слово это, конечно же, - СЛОВАРЬ.
-Молодцы! - Ну, что же осталось у меня для вас последнее испытание.
Вы видите картинки( Стул и телефон), вам нужно составить словарную статью, для Толкового словаря. Я проверю, чья же статья будет самой лучшей.
-Удивили вы меня ребята, молодцы, не ожидал , что нас еще помнят. Обращайтесь к нам за помощью, мы всегда рады будем помочь вам.
До свидания, ребята. Успехов в учебе.
Учитель: молодцы, ребята, мы доказали словарю, что о нем помнят и пользуются им.
Скажите мне, так кто же первым создал словарь?
-Молодцы.
Спасибо за работу! Урок окончен!
Ученики слушают.
Ученики собирают пословицы.
Ученики слушают.
Ученики объясняют значение слов.
Ученики слушают.
Ученики продолжают пословицы.
Играют в игру.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопросы.
Ученики работают со словарем.
Собирают слова.
Составляют статью.
Ученики прощаются со словарями.
Отвечают на вопрос.