Конспект классного часа В. И. Даль

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю:

Руководитель практики:

/__________/Г.Н.Голоскок/







Конспект классного часа

Тема: «Владимир Иванович Даль»

Класс: 4

Задачи:

Образовательная: расширить читательский кругозор; обогатить словарный запас учащихся.

Развивающая: актуализировать знания учащихся о малых фольклорных формах; совершенствовать умение работать с книгами и словарями; развивать эмоциональную сферу учащихся.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

Действующие лица: ведущий 1(Рябенко А.), ведущий 2(Сарана В.), словарь (Тур А.)





























Ход урока

Этап

Содержание

Метод.указания

Орг.момент

-Здравствуйте, ребята(отвечают «Здравствуйте»).Присаживайтесь на свои места.

Дети садятся на свои места.

Тема урока

Ребята! Сегодня мы посвящаем наш классный час замечательному, очень образованному человеку Владимиру Ивановичу Далю .

Ученики слушают.



























Игра «Собери пословицу»











Игра «Словарная уха»





















Игра «Я начну, а ты продолжишь»



Игра «Кузовок»

































Игра «Парад словарей»















Игра «Найди слово»



Игра «Собери

слово»



Игра «Составь статью»



Учитель: В. И. Даль был человеком необычной судьбы. Имя его встретишь в учебниках русской литературы и трудах по фольклористике, в книгах по энтографии и по истории медицины, даже в руководствах по военно-инженерному делу.

- Но дело всей его жизни - "Толковый словарь живого великорусского языка".

- Известный поэт Михаил Матусовский в стихотворении, посвященному великому земляку, выделил главный аспект творческого подвига В. И. Даля:

Тур: то ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит подобно древу
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет,
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья,
И как растет строка,
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
:Сидят теперь четыре института
Над словарем одним.
А Даль всё так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.

Учитель:10 ноября 1801 года в маленьком городке на Украине, в Луганске, в семье врача, выходца из Дании, родился мальчик и назвали его Владимиром. Родители знали много языков и были образованными людьми. Даль получил хорошее образование.

Ведущий1: - Подвиги бывают разные. Жизнь Владимира Ивановича Даля со всеми поворотами и переменами - большое плавание в море слов. В. И. Даль говорил, что "в русском слове не менее жизни, как и в самом человеке". Этому живому слову Даль и посвятил свою жизнь, деятельность, все свои силы.

- Я предлагаю провести игру "Собери пословицу" (Живое слово дороже мертвой буквы). (Детям раздаются конверты с разрезанными словами).

Ведущий2:- Даль любил эту пословицу и на протяжении всей своей жизни, собирая слова, народные выражения, стремился показать богатство живого языка, а через него полнее и ярче раскрыть различные стороны народной жизни.

Ведущий1:- Свою литературную деятельность Даль начал с сочинения сказок. Сочинения Даля появились под псевдонимом Казак Луганский. Известность Казаку Луганскому принесли "Русские народные сказки". Однако переизданы они были лишь через 30 лет.

Ведущий2:- А сейчас мы поиграем в игру "Словарная уха": вы будете ловить слова, написанные на рыбках и варить уху- объяснить значение слова по словарю В. И. Даля.

(Слова для игры "каша", "дом").

Ведущий1: - Заметки в словаре - маленькие истории о жизни народа, его труде, о народных поверьях, обрядах, нравах. Из этих заметок мы узнаем сегодня, как и какие дома строили русские люди, какую носили одежду, какие печи складывали и как их топили, как поле пахали, как хлеб убирали, как невест сватали, как детей учили, как кашу варили.

Ведущий2: - Слово не простое "сочетание звуков, означающих предмет или понятие", а , по возвышенному толкованию Даля, именно в слове появляется "исключительная способность человека выражать гласно мысли чувства свои, дар говорить, общаться разумно".

Тур: - Уже современники осознали уникальность словаря Даля, отметив его издателя премией, удостоив звания Почетного члена Российской Академии Наук.

Черкасова: - Нельзя не восхититься таким детищем Казака Луганского, как сборник "Пословицы русского народа". Многие пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки мы знаем благодаря толковому словарю В. И. Даля.

Ведущий1:- Давайте поиграем в игру "Я начну, а ты продолжишь!". Я начну пословицу, а вы должны продолжить её. (Используем книгу "Делу- время, потехе - час").

Ведущий2 :- У В. И. Даля было 5 детей: 4 дочери и сын. Он очень любил играть с ними, заниматься. И самая любимая игра была "Кузовок". Перед детьми ставят корзинку и говорят: "Вот тебе кузовок, клади в него что на "ОК", обмолвишься - отдашь залог". Я положу в кузовок ..листок, (чулок, грибок), кто неправильно скажет слово или не придумает, тот отдаст залог, выкуп: проигравший отгадывает загадку, произносит пословицу, скороговорку.

(Дети встают в круг и начинают передавать кузовок).

Тонкоева: - Безбрежное море слов. Не всякому дано узнать их, вдохнуть их запах, взять впригорошню, напиться ими. Для этого надо броситься в море слов. Даль бросился и поплыл.

Тур: О себе в своем словаре В. И. Даль говорит: "Писал его не учитель, не наставник, не тот, кот знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудится; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего Живого Русского Языка".

Черкасова: Древняя пословица права:
Да язык - великое богатство.
Только надо записать слова,
А то бесследно разлетятся.

- Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одёжа.
У каждого из слов душа своя,
На душу, говорящего похожа.

- Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.

- Призывом стать, и отзывом , и зовом,
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

- Светлое слово- бесстрашье людей,
Им, как оружьем, повержен злодей;
В дом горемычный является вдруг
Светлое слово- заступник и друг.

- Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А, может, не слова- дела нужны?
Дела - делами, а слова - словами.

Они живу у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!

Учитель: ребята, так с какой книгой-помощницей мы сегодня познакомились?

Словарь: Внезапно со словами: «Неужели про меня всё-таки вспомнили?» появляется Словарь. Вид у него унылый и обиженный. Он возмущается на то, что им почти не интересуются. Что другие книги в библиотеке не задерживаются на своих местах. Их всё время читают. А вот в словарь никто не заглядывает.

Словарь:

Ах, мы бедные, судьбой обделённые!
Год на полках мы стоим, запылённые!
Почему забыты мы незаслуженно?
Неужели мы такие ненужные?
Учитель: ребята, а вы пользуетесь словарями? А зачем они нужны?

Словарь: ой,ребята, не верю я вам!! А, сейчас я вас проверю, правду вы говорите или нет.

Вам предстоит пройти ряд испытаний.

Учитель: давайте, ребята докажем словарю , что о нем помнят.

Словарь: итак, найдите в словаре слово «Ключ», «Щеколда» и скажите его значение и правильное написание.

-Молодцы! Но я вам еще не верю, посмотрим как вы дальше будете справляться с заданиями.

Словарь: (раздаются участникам большие листы с отдельными буквами. Из них команда должна как можно быстрее сложить слово и встать в ряд так, чтобы его можно было прочитать. Слово это, конечно же, - СЛОВАРЬ.

-Молодцы! - Ну, что же осталось у меня для вас последнее испытание.

Вы видите картинки( Стул и телефон), вам нужно составить словарную статью, для Толкового словаря. Я проверю, чья же статья будет самой лучшей.

-Удивили вы меня ребята, молодцы, не ожидал , что нас еще помнят. Обращайтесь к нам за помощью, мы всегда рады будем помочь вам.

До свидания, ребята. Успехов в учебе.

Учитель: молодцы, ребята, мы доказали словарю, что о нем помнят и пользуются им.

Скажите мне, так кто же первым создал словарь?

-Молодцы.

Спасибо за работу! Урок окончен!

Ученики слушают.



























Ученики собирают пословицы.

Ученики слушают.









Ученики объясняют значение слов.



Ученики слушают.

















Ученики продолжают пословицы.



Играют в игру.

































Отвечают на вопрос.











Отвечают на вопросы.





Ученики работают со словарем.



Собирают слова.





Составляют статью.



Ученики прощаются со словарями.



Отвечают на вопрос.



© 2010-2022