Модель воспитания учащихся второй ступени обучения

Большинство классов общеобразовательной школы имеет смешанный состав по уровню обученности, мотивации к учебе, трудовым и спортивным делам и другим параметрам. Воспитательная модель работы класса строиться исходя их потребностей детей с ориентацией на их возможности.              Целью создания воспитательной модели класса является создание условий для раскрытия творческого потенциала учащегося в различных областях.           Безусловно, воспитательная модель- это не статическая составляющая обр...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель воспитания учащихся второй ступени обучения


Разностороннее воспитание в классе



Автор классный руководитель 7 «В» класса

МБОУ СОШ № 7 г. Богородск Нижегородской обл.

Чернова Наталья Владимировна


Большинство классов общеобразовательной школы имеет смешанный состав по уровню обученности, мотивации к учебе, трудовым и спортивным делам и другим параметрам. Воспитательная модель работы класса строиться исходя их потребностей детей с ориентацией на их возможности. Поэтому в 5 классе, когда происходит разностороннее знакомство с детьми, выстраивается воспитательная модель, которая в последующие годы работы классного руководителя может претерпевать некоторую коррекцию.

На мой взгляд работу с классом необходимо разбить на несколько блоков: диагностический (5-6 класс эта роль отводится классному руководителю, в 7 классе вводятся элементы самодиагностики, 8-9 класс- самодиагностика, самопознание ), блок реализации программы развития ребенка и классного коллектива в целом (наиболее крупный блок) и распространение опыта работы среди учащихся и учителей (целесообразно это сделать силами учащихся).

Целью создания воспитательной модели класса является создание условий для раскрытия творческого потенциала учащегося в различных областях.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • изучение потребностей, склонностей, способностей учащихся и их индивидуальных особенностей;

  • воспитание системы ценностей к себе и окружающим через формирование навыков взаимодействия в коллективе;

  • экологическая направленность воспитания;

  • создание условий для интеллектуального, эстетического и физического самовыражения учащегося;

  • развитие творческого потенциала разной направленности личности школьника.

Наиболее целесообразно выстраивать работу с классом на основе

коллективной деятельности творческой направленности, а так же участие ребят в делах, которые могут помочь им раскрыться как личности. Одной из основ формирования классного коллектива с заданными параметрами является установление самоуправления в классе и осознанное подчинение правилам жизни в данной микрогруппе. Немаловажную роль играет в воспитательном процессе сотрудничество со взрослыми.

Основные направления воспитательной работы

  1. интеллектуальное направление- выявление уровня учебных навыков,

сформированных на момент начала работы, оценка возможностей каждого, создание программы для каждого ученика в зоне его ближайшего развития, создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальной сфере, формирование любознательности и кругозора.

В данном направлении используется система диагностики познавательной и мотивационной сферы, участие в работе научного общества школы, профильной смены в летнем пришкольном лагере, олимпиадах, конкурсах, акциях проектах, направленных на развитие интеллекта учащихся.

2.коммуникативное направление- передача знаний о правилах коммуникации, обучение эффективным способам взаимодействия в обществе, формирования культуры общения, обучение приемам преодоления проблем в общении.

3.здоровьесбережение- использование имеющегося арсенала педагогических технологий для сбережения здоровья учащихся, воспитание понятия важности здоровья как физического, так и психического, формирование культуры сохранения здоровья, знакомство с опытом сохранения здоровья.

4. нравственное воспитание- целеполагание и смыслополагание существования человека, его ценность для себя самого и других людей, формирование нарвственгной культуры миропонимания личности, воспитание доброго отношения к членам общества, толерантности, терпимости, ответственного отношения как к себе самому, так и другим людям и общественным поручениям.

5.воспитание культуры поведения на дороге, дома, в быту- обучение правилам безопасного поведения.

6.досуг- создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, организация различных видов досуга, направленность на выработку навыков эффективного использования времени, развитие адекватной самооценки способностей и умения правильно организовывать досуг.

Оценка эффективности воспитательной модели класса

Критерии: уровень воспитанности, сформированность познавательного, нравственного, коммуникативного, физического, художественного потенциала личности, наличии динамики развития креативности мышления, учет индивидуальности учащихся, степень развития параметров классного коллектива по общепринятым направлениям, динамика по здоровью учащихся, сформированность классного коллектива.

Результативность реализации воспитательной модели

Проанализируем эффективность работы воспитательной модели по нескольким параметрам. Я являюсь классным руководителем третий год, столько же и реализуется данная воспитательная модель. Рассмотрим степень ее эффективности за три года.

На диаграмме мы видим, что имеется положительная динамика по участию в мероприятиях и эффективности участия, по участию в КТД, снижается заболеваемость. Объективно надо отметить, что данные процессы не только заслуга работы воспитательной модели класса, но и возрастных особенностей и других причин. Однако не станем отрицать, что главная роль в изменении показателей лежит на реализации воспитательной модели класса.

Безусловно, воспитательная модель- это не статическая составляющая образовательного процесса, а корректируемая форма ведения воспитательной работы класса. Наряду с имеющимися численными результатами отмечается положительные новообразования в виде повышения учебной мотивации, желания ходить в школу даже у учащихся с низкой степенью обученности, а так же формирование неформальных взаимоотношений между учениками и учителями.



© 2010-2022