- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Права, обязанности и ответственность подростка
Классный час Права, обязанности и ответственность подростка
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Майская Н.А. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Права, обязанности и ответственность подростка
Цель:
-
Уточнить знания учащихся о гражданских правах и обязанностях.
-
Познакомить учащихся с различными видами ответственности.
-
Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
-
Воспитывать чувства ответственности за свои поступки и действия.
Ход урока
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что нельзя? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав человека - заявление о правах и свободах человека во всем мире, но это для взрослых, а в каких документах говорится о правах и обязанностях детей
(Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации», Уголовный кодекс РФ, Устав школы)
Как вы считаете, что такое право?
(совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.)
Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, а еще какие права имеет маленький ребенок?
(на гражданство, имя семью, равенство, защиту, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, место жительства)
Какие права имеет ребенок, поступивший в школу?
(бесплатное образование, досуг, занятия по интересам, свободу высказывания, получение информации, свободу передвижения).
Какие права будут у вас, когда вы достигнете 18 лет?
(участие в управлении страной, объединения в различные союзы, выбор профессии, владение имуществом, вознаграждение за труд, свободный брак и др.)
Право на образование (каждый обязан учиться).
Уважение личного достоинства и защита своих прав (уважать достоинства других людей и их права).
На свободу выражения своих мыслей (уважать и прислушиваться к мнению других).
На заботу и уважение со стороны родителей (заботиться и уважать своих и чужих родителей).
На свои интересы и увлечения (уважать других за их увлечения).
Гордиться своей культурой и религией (уважать культуру и религию других).
Право на ошибку (учиться избегать ошибок).
На чистую окружающую среду (не загрязнять окружающую среду).
Жить без насилия (не применять насилия к другим).
Несовершеннолетние при определенных условиях несут ответственность.
Дела несовершеннолетних рассматриваются в комиссиях по делам несовершеннолетних, в судах.
Административная ответственность наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители), НО бывают наказания: 11-14 лет - спецшкола, 14-18 лет - спецпрофучилище, с 14 лет - исключение из школы. Административная ответственность наступает за:
-
приобретение, хранение, употребление наркотических средств
-
жестокое обращение с животными
-
повреждение транспортных средств
-
повреждение гос.имущества
-
распитие спиртных напитков
-
нарушение правил дор.движения
-
нарушение устава школы
-
мелкое хулиганство и т.д.
Материальная ответственность за причиненный вред наступает с 14 лет, имущественную ответственность несут родители.
Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет. К преступлениям относятся:
-
грабежи, разбои, хищение
-
умышленное убийство
-
действия сексуального характера
-
угон автотранспортных средств
-
ложное сообщение об акте терроризма и т.п.
Предлагаю разобрать несколько ситуаций и выяснить кто прав, а кто не прав.
Ситуация 1.
Мама: Сколько раз тебе говорила - после 23 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша музыка действует всем на нервы.
Сын: Но мама! Ты все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.
Кто прав? (Поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире).
Ситуация 2.
Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам на уроки ходить не буду. Зачем мне химия, если я шофером буду? Да и не нравится мне у Вас на уроках. Мне не интересно.
Учитель: Как ты смеешь со мной так разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня знаете как касается, меня за Вашу двойку знаете как наказали?
Кто прав? (Мы часто сердимся на учителей, но нельзя заявлять о своих правах в таком тоне, чтобы пострадала репутация другого человека).
Ситуация 3.
На перемене в одной из школ между подростками Ивановым и Петровым на почве личных неприязненных отношений произошла ссора, последний причинил Иванову телесные повреждения. Что будет с детьми и кто будет отвечать за увечья? (В действиях Петрова усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ (побои), однако по данному факту в возбуждении уголовного действия будет отказано в связи с тем, что Петров не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А вот в действиях родителей усматривается состав административного правонарушения, который влечет за собой штраф. При этом ребенка ставят на учет в милиции).
Для 1 группы
1 ситуация. Ученик 8 класса Василий готовил домашнее задание по биологии, где ему задали сделать компьютерную презентацию по теме"Дыхание" . Вася не стал себя утруждать и скачал презентацию из интернета не указав автора, а на уроке выдал работу другого человека за свою. Какое право нарушил Вася?
+Право на авторство
2 ситуация. Ученики 9 класса отдыхали на перемене. Дима подошел к соседней парте без спросу взял телефон одноклассницы поиграть . Какое право нарушено?
+Право на собственность другого человека
3 ситуация. Семья пережила сложный период мать с отцом развелись. Мать усердно не дает своему десятилетнему сыну общаться с отцом. Какое право нарушено?
+Право на общение ребенка с обоими родителями
Для 2группы
1ситуация. Ученицы 9 класса невзлюбили свою одноклассницу. Решили ей сделать неприятное. Пришли в школьный туалет для девочек на стенах написали не приятные слова, а также упомянули ее домашний и сотовый телефоны. Какое право нарушено?
+Право на не разглашение личных данных
2 ситуация
Ученик 8 класса Коля не любит учиться , а любит на уроках громко разговаривать и даже петь . Какое право человека нарушает Коля?
+Право на образование
3 ситуация
Мальчики баловались на перемене и закрыли Диму в кабинете биологии на ключ а сами убежали. Дима испугался .Просидел взаперти 15 минут, пока не пришел учитель. Какое право нарушено?
+ Право на свободу передвижения.
Для 3 группы.
1ситуация.
Пятнадцатилетний ученик решил вступить в школьную молодежную организацию. Но мама ему запретила это сделать, объяснив что работа в организации может повлиять на его успеваемость . Какое право нарушено?
+Право на вступление в общественные организации не представляющие опасность для жизни подростка.
2 ситуация
Мама Жени не дает деньги на питание в школьной столовой. Объясняет это тем, что решила копить себе на шубу. Какое право нарушено?
+Право на получение питания ребенком
3 ситуация
Миша считает себя достаточно взрослым и у него на все есть уже свое мнение. Но дома его абсолютно отказываются слушать и говорят , что он должен вырасти , чтобы иметь свое мнение.
+Право на высказывание и на свою точку зрения.
Закончить нашу беседу я хочу словами Ежи Леца «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает».