- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса У истоков традиций и обрядов русского народа. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса У истоков традиций и обрядов русского народа. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горлова Н.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Благодатовский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза С.Ф. Зинченко
пос . Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УР Директор ГБОУ СОШ «ОЦ»
__________ Филимоненко М.А. им. С.Ф.Зинченко пос.Глушицкий
«_____»_________20____г. _____________ Дьяченко С.Г.
«______» ________________20____г.
Программа внеурочной деятельности
для учащихся 7 класса
"У истоков традиций и обрядов русского народа."
Направление развития личности школьника: духовно-нравственное.
УЧИТЕЛЬ- Горлова Н.В.
2016 год
Пояснительная записка
Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Лучшее средство вступить в мир национальной культуры - это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить учеников со складом мышления родного народа, раскрывает значимость Слова в жизни человека Древней Руси, помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности. Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, в яркую и неповторимую историю славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? Изучение программы курса"У истоков традиций и обрядов русского народа."
дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, славянская мифология, поверия, суеверия и предрассудки русского народа, духи и существа древних славян, человеческая жизнь от смерти до рождения, быт русского народа, календарь языческих праздников, ритуалы и обряды, герои сказаний древних славян - обо всем этом пойдет речь на занятиях курса.
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ литературных произведений позволит учащимся определить причины устойчивого обращения писателей к мифологическим мотивам и образам, расширит читательский кругозор, повысит культуру чтения, сформирует устойчивый интерес к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры.
Курс "Традиции и обряды русского народа: начало начал" интегрированный, так как тесно связан с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, биологией, географией.
Цели и задачи.
Программа данного курса предназначена для обучения учащихся 7 класса рассчитана на 68 часов.
Основные цели курса следующие:
обеспечить углубленное изучение школьниками культурного наследия Древней Руси;
формировать у школьников гуманитарное мировоззрение, эстетический вкус, интерес к русской истории и ценностям отечественной культуры;
дать ученикам представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе, развитие духовной культуры детей и творческого воображения подростков, расширение их художественного и общекультурного кругозора.
Задачи:
1. Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.
2. Ориентировать деятельность учащихся на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.
3. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям. Воспитывать любовь к дому, близким. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в человеке существенные стороны культуры.
4. Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, прививать навыки библиографической работы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Иметь представление
- быт и развитие культуры на древнерусской земле;
- о влиянии христианских духовных традиций, христианского душевного устроения на русскую литературу 19 -20 веков;
- об основных христианских и языческих обычаях и обрядах, связанных с праздниками церковного календаря.
Знать
- об истории происхождения славян, об их древних сказаниях, пантеоне богов, праздниках, мифах о человеке;
- календарные обряды и обрядовый фольклор;
- словарь церковных терминов;
- быт русского народа, устои, традиции;
- особенности архитектуры первых русских городов и обустройство дома;
- традиции народной медицины.
Уметь
- выявлять в произведениях русских классиков 19-20 веков общечеловеческое содержание, христианско-нравственную проблематику;
- анализировать и интерпретировать обрядовую поэзию с учетом её жанровой специфики, в христианском контексте русской литературы и с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории Древней Руси и культурологии;
- применять полученные знания для углубленного изучения материала, полученного на уроках литературы.
Прогнозируемый результат:
1. Ученики знакомы с историей и культурой своей страны.
2. Любят и хранят национальную культуру.
3. Знают, как объясняли язычники таинственную связь окружающих их явлений, мифы древних славян, особенности славянского календаря, основные календарные обряды и обычаи.
Личностные результаты
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Метапредметные результаты
1) способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
2) способность к сотрудничеству и коммуникации;
3) способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Принципы построения курса.
Основой построения элективного курса являются принципы
- доступности в отборе литературных, литературно-критических и духовных произведений;
- единства литературного, речевого и духовно-нравственного развития;
- индивидуального подхода и коллективизма в обучении.
Методы и приемы.
С учетом современных требований к знаниям, умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием объяснения написанного, то есть графическое выражение хода мысли учащихся.
Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа, товарища. Пополнять словарный запас - тоже задача курса.
Программа состоит из 68 занятий.
Типы уроков и формы проведения занятий.
Лекция, практикумы, работа с художественной литературой, игра, мастер-классы по изготовлению куклы, оберега, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности уч-ся при освоении материалов курса.
Учитываются интересы учащихся, возможности и способности, индивидуальные особенности.
Виды контроля: уровень подготовки учащихся определяется по результатам творческих письменных работ, устных сообщений в конце года, защиты проекта в конце года.
Список литературы и Интернет-источников:
-
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., Художественная литература, 1984
-
Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. М, Эксмо, 1996
-
Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. «Русский купец» «Братья славяне» из Нижнего Новгорода, 1995
-
Грушко Е., Медведев Ю. Русские легенды и предания. М., Эксмо, 2006
-
Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. М., 1995
-
Жуковский В.А. Светлана,, Жуковский В.А. Баллады. М., Художественная литература, 1998
-
Зеленая аптека. Лекарственные растения// sol-sanich.ru/, play.google.com/store/apps/details?id=zh.studio.green.pharmacy&hl=ru, grinapteka.ru/
-
Зуев А. Стихотворения. Барнаул, 2008
-
Есенин С. Стихотворения и поэмы. М., 2007
-
Есенин С.А. Ключи Марии// Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995-2002 т.5
-
Капица Ф.С. Тайны славянских богов.М., Рипол Классик, 2008
-
Карамзин Н.М. «История государства Российского» в 12 томах// bibliotekar.ru/karamzin/
-
Клюев Н. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1977
-
Клюев Н. А. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы. СПб.: РХГИ, 1999
-
Коринфский Аполлон народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. М., Белый Город, 2008
-
Мирошниченко О.Ф. Тайны русского алфавита. М., Епифанов, 2007
-
Панкеев И. от крестин до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. М., Эксмо, 1997
-
Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба.М., Белый город, 2006
-
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., Лабиринт, 2005
-
Ремизов А. М. Кострома// Ремизов А.М. Посолонь. М, 1996 // vek-serebra.ru/remizov/kostroma.htm
-
Семенова М. Мы - славяне. С.-П., Азбука-классика, 2007
-
Тэффи Н. А. Блины// "Наука и жизнь" No2 1996 г, с.146-149// bookz.ru/
-
Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., Эксмо, 2007
-
Фасмер Макс. Этимологический словарь// fasmerbook.com/
"Традиции и обряды русского народа: начало начал"
№
Количество часов
Название темы
Виды учебной деятельности и формы её организации
1-3
3
Вводное занятие.
Н.М. Карамзин «История государства Российского». Комментированное чтение рассказов о славянских племенах, о древних русских городах, о характере древних славян.
Установочная мини-лекция учителя. Комментированное чтение отрывков книги Н.М. Карамзина «История государства Российского».
4-5
2
Пантеон богов славян. Славянская мифология.
Лекция учителя (выделение и запись учащимися основных положений лекции, связанных с языческой мифологией, знакомством со славянскими верховными божествами, с корнями славянских имен, мифами о животных).
6-7
2
Боги древних славян-Перун, Световид
Лекция учителя (выделение и запись учащимися основных положений лекции, связанных с языческой мифологией, знакомством со славянскими верховными божествами, с корнями славянских имен, мифами о животных).
8-9
2
Славянский триглав- Сварог,Перун,Велес.
Лекция учителя (выделение и запись учащимися основных положений лекции, связанных с языческой мифологией, знакомством со славянскими верховными божествами, с корнями славянских имен, мифами о животных).
10-11
2
Боги древних славян-Ярило, Даждьбог
Лекция учителя (выделение и запись учащимися основных положений лекции, связанных с языческой мифологией, знакомством со славянскими верховными божествами, с корнями славянских имен, мифами о животных).
12-13
2
Боги древних славян-Семаргл, Срибог, Лада, Леля, Лель.
Лекция учителя (выделение и запись учащимися основных положений лекции, связанных с языческой мифологией, знакомством со славянскими верховными божествами, с корнями славянских имен, мифами о животных).
14-15
2
Боги древних славян-Святобор, Зевона, Магура.
Лекция учителя (выделение и запись учащимися основных положений лекции, связанных с языческой мифологией, знакомством со славянскими верховными божествами, с корнями славянских имен, мифами о животных).
16-18
3
Поверия, суеверия и предрассудки русского народа. Духи и существа древних славян.
Творческая работа.
Лекция учителя по русской демонологии этнографическим и фольклорным материалам, содержащая описание духов - лешего, водяного, домового, кикиморы; ученики узнают об огненном змее и народном образе черта. Выполнение творческих работ: составление словаря мифологических существ.
19-22
4
Человеческая жизнь от смерти до рождения
Беседа учителя об обрядах (рождение, взросление, свадьба, поминание усопшего).
Работа в малых группах: тайна твоего имени, звездный мост, границы во времени.
23-24
2
Судьба человека.
Просмотр мультфильма Станислава Подивилова «Твой крест» и беседа по нему.
25-27
3
Быт русского народа. Жилище. Обустройство дома. Поселение.
Беседа учителя. ЭОР
Работа с текстами стихотворений Н. Клюева «Изба - святилище земли» и «Рождество избы»
28-29
2
Быт русского народа. Мой род - моя крепость. Семья.
Беседа учителя.
30
1
Красный угол в избе.
31-32
2
Русская народная одежда.
33-34
2
Роль любви в жизни человека.
Просмотр презентации «Притча о любви» и беседа по ней.
35-36
2
Быт русского народа. Украшения и обереги.
Беседа учителя. Мастер-класс по изготовлению оберега.
37
1
Ювелирное дело-народное творчество.
38-39
2
Быт русского народа. Русская баня.
Беседа учителя. Работа с текстом стихотворения алтайского поэта Александра Зуева «Черные доски»
40-41
2
«Раз в крещенский вечерок…» Гадания.
Праздник «Святочные посиделки»: шутки, игры, гадания. Баллада В.А. Жуковского «Светлана».
42-43
2
Русская печь
Работа с текстами стихотворений Н. Клюева и С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…», «Пахнет рыхлыми драченами…»
44-45
2
Хлеб - всему голова
Работа с этимологическим словарем. История слов - названий изделий из теста: «калач», «коврижка», «каравай» и др.
46-48
3
Народная аптека: «травы - это небесные звезды на земле».
Лекция учителя о сборе лекарственных трав, о народных лечебниках, о полезной и здоровой пище. Практическая работа по изготовлению отвара по старинным рецептам.
49-50
2
Приметы о животных и приметы ,связанные с живым календарем природы.
51-53
3
Игрушки. Русская обереговая кукла.
Беседа учителя. Мастер-класс по изготовлению обереговой куклы.
54
1
Матрешки.
55-56
2
Русские народные игры
Урок-игра
57-58
2
Календарь языческих праздников.
Групповая работа уч-ся. Представление индивидуальных проектов.
59-60
2
Ритуалы и обряды славян. А.Ремизов «Кострома», Теффи «Блин»
Беседа учителя. Анализ художественных текстов
61-62
2
Герои сказаний древних славян
Работа с текстами.
63
1
Мифологические образы в русской народной сказке. Сказка «Василиса Премудрая».
Анализ художественного текста.
64-65
2
Мифологические образы в живописи, театре, кино
Просмотр фильма «Снегурочка»
66-67
2
Представление, защита творческих проектов по теме «Культура Древней Руси»
Представление, защита творческих проектов. Индивидуальная и групповая работа.
68
1
Нас Русь зовет и манит. Итоговое занятие.
Рефлексия. Создание занимательных заметок для социальной сети.
8