Психология под Новый Год

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Cредняя общеобразовательная школа № 15»

Щекинского района Тульской области














Час психологической игры на развитие внимания, памяти, интеллекта, воображения

у учащихся

«Психология под Новый Год»







подготовила

педагог-психолог

Кудряшова Татьяна Викторовна













Р.п. Первомайский

2012-2013 уч. год

Час психологической игры на развитие внимания, памяти, интеллекта, воображения у учащихся

«Психология под Новый Год»

Здравствуйте, дети!

Когда на уроке вертится ученик,

Не слышит учителя, он - баловник.

Про такого говорят не зря,

Нет внимания у него, друзья.

Чтобы хорошо учиться на уроках, нужно быть внимательными, иметь хорошую память. Что такое внимание, память и как их развивать, вам подскажет психология.

Ребята, а у вас хорошие память и внимание?

Сегодня мы займемся нашими глазками - чтобы они научились смотреть внимательно, нашими головками - чтобы они научились хорошо думать, нашей речью - чтобы знать много разных слов и уметь рассказывать интересные истории, а еще нашими фантазиями - чтобы придумывать разные необычные вещи. И для этого будем играть в забавные игры. Например, в такую.

Поиграем в игру «Я тоже!».

Слушайте внимательно, и, когда надо, говорите хором: «Я тоже!»

Я сегодня рано встала! Я тоже!

В зоопарке побывала! Я тоже!

Видела слона с слоненком! Я тоже!

Он похож на поросенка!

Возвратилась я во двор Я тоже!

Во дворе скакал Трезор!

Он гонялся за котом,

И вилял своим хвостом!

Какие внимательные дети!

«Гимнастика для лица» Эмоции.

Упражнение: подними брови вверх, сдвинь их к переносице, крепко зажмурь глаза, а теперь широко открой их. Надуй щеки, а теперь что есть силы втяни их. Сложи губы трубочкой, вытяни их вперед, а теперь улыбнись. Спасибо!

Догадайся, какие эмоции, настроения выражают нарисованные лица. Назови их.

«Шерлок Холмс»

Эта игра развивает наше внимание и наблюдательность. Мы все будем Шерлоками Холмсами - внимательными и все замечающими. А некоторые из нас будут «преступниками».

Перед классом выходят 5-7 человек. Остальные пол минуты смотрят на них и запоминают, как они выглядят. Затем группа выходит за дверь и делает 3-5 изменений в своем облике и одежде (меняются пиджаками, снимают галстуки, вытаскивают воротничок из-под свитера, изменяют прическу - делают пробор на другую сторону и т.п.). Затем они заходят в класс и становятся не в том порядке, как сначала. Задача класса - обнаружить все изменения в облике «преступников», назвать, в каком порядке они стояли. Затем «преступники» становятся спиной к классу, а класс пробует сказать: какого цвета глаза у каждого из них, у кого есть/нет веснушки, у кого сколько пуговиц на пиджаке? Те, кто отвечают правильно, становятся следующей группой «преступников».

«Ухо - лоб - нос»

Показывать то, что называет ведущий. Он может путать участников, называя одно, а сам показывая другое.

«Угадай, кто пел эту песенку?»

1. Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (Если долго-долго…). Красная шапочка.

2. Песня о содержании головы одного из животных с бурой шерстью, который любит ходить по гостям. (В голове моей опилки…) Вини-пух.

3. Песня о существе, которого каждая дворняжка знает. (Теперь я Чебурашка…) Чебурашка.

4. Песня двух животных, загорающих на солнышке. (Я на солнышке лежу…) Львенок и черепаха.

5. Песня маленького зверька, который боялся собственного отражения в воде. (От улыбки станет всем теплей…) Крошка Енот

«Лучший счетчик»

Дети делятся на две команды. Команда, ответившая первой, получает балл. Кто ответил неправильно, выбывает из игры. Всего десять вопросов:

  1. Сколько в комнате дверей?

  2. Сколько столов?

  3. Сколько ручек на партах первого ряда?

  4. Сколько косичек у девочек?

  5. Сколько галстуков у мальчиков?

  6. Сколько стульев в комнате?

  7. Сколько учеников сидят у окон?

  8. Сколько учебников на первых трех партах?

  9. Сколько пальцев на руках у сидящих на задних партах?

  10. Сколько в классе юбочек?

«Слова и буквы»

А теперь посмотрим, как много разных слов вы знаете.

Дети по очереди выходят и пишут слова-ответы на доске.. Задания: за пять минут

- написать как можно больше слов, где буква О встречается три раза;

- как можно больше героев мультфильмов на Т (З, Р, …);

- как можно больше слов, где нет букв А и Е;

- как можно больше слов, начинающихся и оканчивающихся на одну и ту же букву;

- составить из букв одного слова как можно больше других слов (из САМОЛЕТ - ЛОМ, ТЕЛО, АТОМ, ЛЕТО, СМЕЛО, МЕЛКО, …).

«Волшебные слова»

Надо расшифровать пословицу при помощи специального ключа.

Психология под Новый Год

Психология под Новый Год

«Сказка наоборот»

А теперь проверим, как вы помните сказки. Но не просто помните, а очень подробно, буквально каждую строчку и каждое событие. Попробуйте рассказать наоборот очень известную сказку («Репка», «Колобок», «Вершки и корешки»).

Например:

- «И стали они жить-поживать, да добра наживать»

- «Дал ему король коня и полкоролевства в придачу и принцессу в жены»

- «Вернулся он в родное королевство»

- «Отрубил он дракону третью голову и тот испустил дух»

«Испорченный телефон»

Нужны добровольцы 4-6 человек. Они должны рассчитаться по порядку и уйти за дверь подальше, чтобы ничего не слышали и не видели. Берется журнал с большой по сюжету картинкой: рисунок, картина, репродукция. Общие требования к картине: 1) незнакомый материал; 2) побольше действующих лиц, многофигурная ситуация. "А есть здесь те, кто хочет проверить свою зрительную память?".

"Сейчас я на 30 секунд покажу тебе картину. Тебе надо как можно внимательнее на нее посмотреть, т.к. ее содержание ты опишешь как можно подробнее следующему." Картинка ни в коем случае не показывается зрителям. Записывать нельзя.

Вызывается первый из очереди за дверью. "Сейчас тебе расскажут содержание некоторой картинки. Будь внимателен, запоминай все как можно более полно и точно, потому что тебе придется то же самое пересказать следующему. Спрашивать можно, но лучше сначала выслушай". Группе я говорю: "Эмоций сколько угодно, но не подсказывайте."

«Перевод с русского языка на язык суахили».

А сейчас мы с вами отправимся туда, где потеплее - в Африку. Суахили - один из наиболее распространенных языков народов Африки.

Инструкция: «Переведите с русского языка на язык суахили фразу "Я люблю тебя", используя фразы - подсказки».

Материал эксперимента:

Он любит тебя - акупенда

Он бьет их - авапига

Я бью тебя - никупига

Он любит нас - авупенда

Правильный ответ - «никупенда».

«Найди лишнее»

Вычеркните лишнее слово и объясните, почему оно сюда не подходит.

Гусь, утка, курица, петух, рыба.

Морковь, огурец, картофель, конфеты, капуста.

Ложка, хлеб, тарелка, вилка, нож.

Солнце, луна, ветер, звезда, планета.

Тюльпан, гвоздика, ромашка, арбуз, роза.

Катя, пальто, юбка, кофта, платье.

Кукла, мячик, карандаш, мишка, машинка.

Волк, овца, коза, собака, лошадь.

Грузовик, самолет, троллейбус, поезд, велосипед.

Весна, лето, осень, мороз, зима.

А теперь задание наоборот: что общего у этих пяти слов, можно ли их объединить в одну группу и почему?

«Дети наоборот»

Мы уже засиделись - давайте подвигаемся! Представьте, что мы все - очень вредные детки и делаем все наоборот: скажут сесть - встанем, побежать - стоим, опустить руки - поднимаем. Делайте наоборот все, что делаю я« (Учитель встает - дети садятся, побежит - дети стоят, одевает пиджак - дети снимают, качает головой сверху вниз (да) - дети мотают головой из стороны в стороны (нет) и т.п.).

«Самый-самый»

На доске заранее написаны строчки. Задача детей - расположить в порядке убывания, подписав под словами соответствующие цифры. Например:

- Кто самый быстрый: ракета, бабочка, птица, самолет, вертолет» - ответ: «ракета-1, бабочка-5, птица-4, самолет-2, вертолет-3.

- Что ярче светит: настольная лампа, люстра, прожектор, свеча, солнце?

- Что теплее: шуба, платье, купальник, пальто, сарафан?

- У кого хвост длиннее: заяц, мышь, лиса, еж, белка?

- Кто самый медленный: собака, лошадь, червяк, змея, черепаха?

- Что самое крепкое: древесина, железо, пластмасса, алмаз, бумага?

- Если в воду бросить камень, картонную коробку, платье, деревянный стул и булку, что упадет на дно первым, а что - потом?

«Идет бычок, качается...»

Цель: развлечение, развитие мимики лица, экспрессии, воображения.

Ребятам предлагается прочитать стихотворение «Идет бычок, качается...» словно:

  • оправдываясь перед товарищем,

  • обиделись на бабушку,

  • хвастаетесь перед ребятами,

  • рассердились на младшего брата,

  • испугались собаки.

«Рифма»

Участникам предлагается придумать стихи с рифмами:

  • кошка, ложка, окошко, немножко

  • стакан, банан, карман, обман

  • бег, век, снег, человек

  • кружка, подружка, лягушка, частушка

  • конь, гармонь, огонь, ладонь

«Зеркало и обезьяна»

В парах. Один - «обезьяна», которая смотрится в зеркало, второй - «зеркало», которое повторяет все движения обезьяны. Затем участники меняются ролями.

«Угадай меня»

Учитель вместе с группой детей из 5-6 человек загадывает какого-либо человека (из класса, учительницу, актера, мультипликационного героя и т.п.). Они становятся перед классом и класс задает им вопросы, пытаясь отгадать загаданного человека:

- Кто он (наш одноклассник, герой мультфильма, учитель)?

- На какой цветок он похож?

- С каким цветом его можно сравнить?

- На какое животное он похож?

-Психология под Новый Год Какой у него характер?

- Что он любит и не любит?

- О чем он мечтает?

И т.д.

«Разгадай ребусы»


«Прочитай по схеме»

Психология под Новый Год


А

О,

Ч

Т

О

В

Ц

П

О

Г

Б

Т

Ц

О

Л

Ы

П

Г

Ч

Н

В

А

З

И

О

Г

Р

О

Н

Т

Г

Б

М,

Б

Р

Ф

И

Ш

Л

В

О

В

А

К

П

Ц

Л

Н

И

Н

Б

Ш

А

Ю

В

И

Х

М

Я

А

И

С

Е

Ж

Ю

Т

З

А

Р

П

К

А

Р

Н

О

Л

Д

Н

Ы

Ж

С

П

Ж

Ф

У

Ь

Н

И

Й

Ю

К

Щ

В

Х

О

Х

Е

К!

Н

Ь

«Доброе животное»

Цель: дать установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижения тревожности и повышения безопасности.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень легкая, простая.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье -

И становится понятно:

Расслабленье всем приятно.

Инструкция: участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. Вдох - все делают два шага вперед, выдох - все делают два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце». Стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и так далее.

Мы с вами сегодня славно поиграли. И мы стали умнее, внимательнее и сообразительнее. Давайте все погладим себя по голове и скажем: «Какой я сегодня был (была) молодец (умница)!»

И прежде чем расстаться, давайте станцуем «Танец маленьких утят»

До новых встреч!






















Литература:


  1. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. - М., 1998 год;

  2. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии, № 6, 1990 год. - с. 86-92;

  3. Заика Е.В. Комплекс упражнений для развития логической памяти учащихся. // Вопросы психологии, № 6, 1991 год. - с. 86-92;

  4. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии, № 6, 1990 год. - с. 86-92;

  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997 год;

  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996 год;

  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психологи - М., 1997 год - с.140-161;

  8. Немов Р.С. Психология. Книга 3. - М., 1999 год; глава «Введение в научное психологическое исследование с элементами статистики».

  9. Одаренные дети. / Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. - М., 1991 год;

  10. Практическая психология образования. / Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1997 год;

  11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1997 год;

  12. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1997 год;

  13. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль, 1997 год;

  14. Учителю об одаренных детях. / Под ред. Лебедевой В.П., Панова В.И. - М., 1997 год;

  15. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. / Под ред. Панова В.И. - М., 1997 год;

Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. fppt.info - шаблон к презентации

  2. psylesson.ru/node/2 - игры и упражнения

  3. zdd.1september.ru/2007/12/11.html - игры и упражнения

© 2010-2022