Конспект факультативного занятия по курсу Мой край в 5 классе

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие факультативного курса «Мой край» (5 класс)
(учитель истории МБОУ СОШ №27 п.Мостовик Сергиево-Посадский р-он
Московской области)

Тема занятия «Водоёмы сельского поселения «Васильевское»

Цель занятия: познакомить учащихся с водоёмами поселения.

Задачи:
образовательная:ознакомить с водоёмами поселения и их особенностями;
воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, развивать эк ологическое сознание;
развивающие:ознакомить учащихся с новыми понятиями «заказник», «бореальные растения»,»бочаги», «болота сплавильного типа», «охранная зона», «урочище».

Оснащение занятия: На доске:Карта сельского поселения Васильевское, герб поселения, новые понятия; у учащихся: контурная карта поселения , листок открытий. Для релаксации : тест, задание «реставрация», путевой лист (прилож.1)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя о целях занятия
(1слайд )

Маленькая моя Родина-
Крошечная точечка на карте,
Здесь босиком гуляли по траве,
И сидели за школьной партой.
Разнотравье манило нас,
Бочаги с прозрачной водою.
Как же хочется всйё сохранить,
Чтобы всё оставалось с тобою.
Человек, спаси этот мир,
Всё в твоих добрых ладонях.
Всё узнай, во вникни, пойми,
И богатство земли сохрани.. .

Куликова А.Г.

Мы живём на территории сельского поселения Васильевское.. Это наша малая Родина. Какой герб у поселения? (ответы учащихся) Давайте уточним и обобщим всё сказанное вами. ( слайд 3)

Герб был утверждён решением совета депутатов сельского поселения Васильевское (# 57/361) от 26 августа 2008 г.
Авторская группа:
идея герба: Николай Лёсин (СП Васильевское)
геральдическая доработка: Константин Мочёнов (Химки)
художник и компьютерный дизайнер:Галина Русанова (Москва)
обоснование символики: Вячеслав Мишин (Химки)

На золотом поле летящий влево голубь с воздетыми крыльями лазоревымй голубь с серебряной головой, над пурпурным трхъарочным мостом стоящим на лазоревой оконечности обременённой двумя противообращёнными золотыми колосьями.
Основным предприятием сельского поселения Васильевское является акционерное общество «Хотьковский автомост», располагающийся в посёлке Мостовик-административном центре поселения. Предприятие занимается изготовлением железобетонных изделий, строительством мостов и искусственных водных сооружений. На гербе поселения это предприятие символично представлено фигурой моста, стоящей на искусственном водохранилище (лазоревая оконечность). Летящий голубь символ духовности, духовного возрождения, символ церкви святого Василия в селе Васильевское, входящее впоселение. Два золотых колоса символизируют сельскохозяйственное производство поселения (ЗАО ПР Васильевс-
кое)
Лазурь - символ чести, благородства, духовности и возвышенных устремлений.
Золото - символ величия, великодушия, богатства.
Серебро - символ чистоты, ясности, открытости.
Пурпур - символ власти,, славы, почёта, величия, чести, благородства, происхождения древности.

Сегодня на занятии мы познакомимся с водоёмами нашего края.

Вспомните: (слайд 3)

Что такое водоёмы? Какие водоёмы бывают?
Что относится к естественным водоёмам?
Что относится к искусственным водоёмам?
Чем река отличается от озера?
Какими бывают реки?
Назови части реки.
( учащиеся отвечают на вопросы)

Вода играет важную роль в жизни человека. Какую?
многие художники, писатели, поэты воспевали её в своих произведениях. Вот что писал о воде Антуан -де Сент Экзюпери.: (слайд 4)
«У тебя вода нет ни вкуса, ни запаха , ни цвета, тебя невозможно описать неведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты самое большое богатство в жизни».

Итак, мы отпавляемся в путешествие по поселению Васильевское,. У вас лежат контурные карты поселения, и листы открытий. Группы выполняли аранее полученные задания, сейчас мы заслушаем отчёты групп. В ходе отчета вы заполняете контурные карты и листы открытий.

Отчёт 1 группы.Озеро Озерецкое. (слайд 4)

Это озеро ледникового происхождения, которое питает две речки- Ворю и Чернушку. О речке Чернушке письменные сведения не обнаружены.
Озеро расположено в 5-ти км от пос.Мостовик. Оно относится к Верхне-Яхромской озёрной группе. Площадь составляет 0,2 кв км, глубина до 3 м. Озеро имеет округлую форму, занимает заболоченную морёную котловину на северном склоне Смоленско-Московской возвышенности. Берега сильно заболочены. Недалеко от озера обнаружена стоянка неалитического периода (каменный век 3 тысячелетия до н.э.) Южнее озера находятся славянские курганы 10-11 века.
Озеро несколько раз меняло своё название. Сначала оно именовалось Белым, потом получило название Галицкое ( вероянонее всего, по имении Васиилия Васильевича Галицкого которому принадлежала эта земля, упомянутого в источниках 1433 г.), сейчас оно носит название Озерецкое.
( слайд 5)
Берега озера безлесы и заболочены. Эти болота сплавинного типа, лежат в живописной котловине, где произрастает ряд прекрасных бореальных растений: ивы-лапландская, черничная и розмаринолистая. На берегах озера много клюквы. В озере произрастают:кубышка жёлтая, кувшинка белоснежная. В озере водится много рыбы ( неизвестно как попавший в наши края с Дальнего Востока),окуни, плотва, щуки. По весне прилетают дикие утки. (слайд 6,)

( в ходе рассказа идёт работа с картой, с новыми понятиями)

Отчёт группы 2. Стройковское озеро. (слайд 6,)

История озера мало изучена. В середине 60-х годов прошлого века сведения об озере собирал учитель истории школы ( № 16) ныне № 27 Цветков Леонид Максимович, опрашивая жителей близлежащих деревень, а также использовал и некоторые архивные сведения..
Озеро расположено в лесном массиве в трёх километрах к западуот пос. Мостовик. Площадь озера составляет 0,1 кв км. Глубина неравномерна, достигает трёх метров. Имеет причудливую овальную форму, вытянутую с севера на юг,окружено со всех сторон смешанным лесом. Близ южного берега проходит железнодорожная линия Москва-Архангельск ( через Александров). На западе леса тянутся на несколько километров за железнодорожную линою, уходя далеко на юг в долину реки Воря.
Скорее всего, озеро получило название от дер. Стройково, которая упоминается в церковных книгах, как земли принадлежавшие Лавре в 16 веке.
Географические координаты озера: 56гр. 16мин. 54сек. СШ и 37гр.55мин. 45сек. ВД, находится на высоте 210 м над уровнем моря.
Озеро имеет, несомненно, природное происхождение, но увеличивало свою площадь за счёт добычи торфа. Торф добывали здесь ещё с 19 века. Добычей торфа занимались крестьяне дер. Стройково зимой, когда болота замерзали. Добычей занимались и мужчины, и женщины. Последних , по воспоминаниям, называли «торфушками». Судя по космическим снимкам, озеро только в северной и восточной частях имело глубину до 3-х метров. Вдоль южного и западного берега дно неров- ное, ямистое с глубиной до от 1, до 2 метров. На озере можно встретить плавающие торфяные островки с небольшими кустарниками. В глубоких местах бьют ключи, именно оно и питают озеро. В северной части озеро соединяется бочагами с небольшим озерком Чёрное. Берега озерка окружены болотной топью. Происхождение озерка в письменных источниках не упоминается.Когда-то на озерце случился пожар и его местное население называло «горелое болото» . (слайд 7)
Озеро богата рыбой. Рыбаки ловят рыбу и зимой и летом. Здесь водятся щуки, караси, плотва, краснопёрки, окуни, двустворчатые моллюски-беззубки. В бочагах водились вьюны. В озере произрастают белые кувшинки, кувшинки-кубышки жёлтые, остролист. По берегам рогоз, копытень, осока, много кислицы, медуница. Весной можно встретить диких уток, вальдшнепов. В лесу водятся белки, кабаны, лицисы, зайцы, лоси. Встречаются куницы. Озеро зарастает, площадь его уменьшает.
. Физкультминутка.

Только в лес мы все зашли
Появились комары.

Руки вверх - хлопок,
Руки вниз - хлопок.

Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём,
Дальше по лесу идём.

Перед нами водоём,
Прыгать мы умеем
Раз-два, раз-два.
Позади уже вода.

Отчёт группы № 3. Река Веля (слайд 8).

Река Веля - левый приток Дубны берёт начало в небольшом озерке возле деревни Ивашково. Устье Вели распологается в 3 км выше посёлка Вербилки..
Длина реки составляет 62 км ( по другим сведениям 66 км), площадь водосборного бассейна реки 316 кв. км. Река равнинного типа, приимущественно со снеговым питанием. Веля замерзает в ноябре - начале декабря, вскрывается в конце марта-начале апреля. Долина Вели живописна. В верхнем и среднем течении прихотливо извиваясь среди морёных холмов, кое-где образует настоящие каньоны. В настоящее время река представляет интерес только в среднем течении. Река протекает среди холмов Клинско-Дмитровской гряды.
Географические координаты: 56 гр.21 мин. 48.6 сек СШ
38 гр.0,5 мин. 13,9 сек. ВД
Веля входит в водную систему Дубна-Волга-Каспий. В 23 км от истока в Велю впадает небольшая речка Пульмеша, на 43 км от истока в Велю впадает небольшая речушка Имбушка.
В веле водятся ерши, окуни, шуки, пескари, головаль, серебрянный карась. Уникален и растительный мир долины реки..
Считается, что название Веля происходит от имени княжны Вели, славившеся своей красотой и изысканностью. Красота окрестности реки тоже великолепна.
Когда-то эти благодатные места ,в окрестностях Вели, были густо заселены. Но сейчас от многих деревень остались только названия: урочище Велюшки, урочище Лебедево, урочище Горошково, урочище Шарапово, урочище зельниково. Поэтому оширные места окрестности Вели предстают перед путешественниками в первозданном виде нетронутой русской природы.
Местность по берегам р.Вели иногда называют Сергиевской Швейцарией. Удивительный природ ый ландшафт и разнообразный рельеф местности наполнен не только красотами природы, но и тайнами истории. Люди жили тут ещё 2 тыс. лет назад. Стоит только назвать легендарное урочище Кикино-«мекку» археологов.. Здесь в течении нескольких столетий находилась столица одного из угро-финских племён, населявших когда-то наш край.
Но места на берегах Вели ещё называли «барским заповедниеом». Именно эдесь были сосредоточены помещичьи усадьбы, которыми владели представители громких столбовых фамилий Толстых, Апраксиных, Долглруких.

Отчёт группы 4. Река Имбушка ( Имбожа).
Название реки Имбушка (Имбожа) происходит отфино-угоского слова «имбож», что в переводе обозначае «дом бога».
Имбушка правый приток Вели, впадает в неё в 43 км от истока за пределами Сергиево-Посадского района. Длина реки 12 км Река равнинного типа, питание преимущественно снеговое. Ледостав начинается в ноябре-декабре, ледоход марте-начале апреля. Рыбой речка небогата. Она проходит через Ярыгинскую запруду и прходит через Новинковскую плотину.

Отчёт группы 5. Река Воря.

Пробежала по песочку…

Затерялась в камышах-
Речка Воря, моя доля,
Синь небесная в волнах.

На пригорке лес темнеет,
Солнце травы золотит.

Кто-то пузо своё греет,
Кто-то с удочкой сидит.
Я иду, в руке канистра,
Ключ приветствует меня.
К Воре он спешит не быстро,
Тихо травы шевеля.
Тишина вокруг и благость,
Жук садится на плечо,
Край мой, боль моя и радость-
Аж на сердце горячо.

Евгения Валентинова ( жительница Хотькова)


(слайд 9)

Река Воря левый приток Клязьмы. Длина реки 99 км. Берёт начало возле Прокшинских болот, но только пройдя через озеро Озерецкое оформляется в реку. Воря протекает по холмистой местности, берега её покрыты лесами. В верхнем течении река узкая, берега высокие, крутые, оченьж живописные.В среднем течении река выхлодит в широкую луговую пойму. Глубина реки небольшая, но в половодье её глубина достигает 3 метров. По всей протяжённости, даже летом, вода в реке не прогревается выше 5-8 градусов, так как реку питают родники, не позволяя ей нагрется.

Долина реки Воря очень живописна. Многочисленными художниками воспета эта река.
Извилистая глубокая Воря, с её омутами, с ржаными и овсянными полями по берегам- всё это вдохновляло художников. Особенно живописна она в окрестностях Абрамцево. В 1843 году Аксаков С.Т писал о богатстве Вори:
«Там житьё привольно
Язей, плотвы и окуней.
И раков водится довольно,
Налимов, щук и головлей.»

На берегах реки много селений, в том числе сельцо Воря, которое упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты 1327 г. В то время на реке занимались рыбной ловлей, устраивались бобровые гоны. В древности Воря была судоходна и входила в систему водных торговых путей. Один из притоков Вори - река Торгоша. Уровень воды в реке поддерживали многочисленные плотины. В реке водились ценные породы рыб такие как стерлядь, белорыбица, сом,судак. Сейчас таких рыб нет, но карась, плотва, окуни , щуки есть и сечас.

Топонимика названия «Воря» имеет разные версии. Финоугорское название переводится как «лесная речка». Она на самом деле окружена лесами.
Другая версия тоже интересна. Места эти славились разбойничьими набегами на торговые караваны. Может быть название «воря» происходит от слова «вор», «ворьё», «разбойник»

Физкультминутка.

Солнце ярко засветило,
Стрекоза с листа вспорхнула,
Полетела, закружилась,
На ромашку опустилась.
Отдохнула и опять
Начала она порхать.

Отчёт 6 группы.Экология водоёмов

(слайд 10)

По последним данным самой загрязнённой рекой в поселении является р. Воря. В последнее время ситуация изменилась: волонтерские организации проводят акции по очистке реки. Последняя акция прошла 19 июля 2015 года возле детской площадке на Бковке.В ней принимали участия волонтеры из военно-патриотического клуба «Патриот» и бщественного объединения «Воздух»

Происходит зарастание Стройковского и Озерецких болот. Речка Имбушка заканчивается в плотине возле д. Новинки. Вода из плотины используется для технических нужд песчано-гравийного карьера. На плотине возникло стихийное место для купания. Можно здесь заняться ловлей рыбы и зимой и летом. Для сохранения природногорастительного богатства создаются заповедники и заказники. Один из таких заказников- «Болото озера Озерецкого», имеющей областное значение. Характер заказника- ботанический, водоохранный. Это важный природный памятник. Болото и озеро Озерецкое питает водой реку Ворю. Хорошо сохранившиеся болота сплавинного типа лежат в живаписной котловине, где произрастают бореальные растения: ива лапландская, черничная, розмаринолистная. В 1981 году объект обследован Дружиной биологического факультета МГУ. Составлен паспорт на охранную зону. Наблюдения ученых помогают выяснить механизм зарастания озера.


Инсценировка «Встреча у озера (Приложение2)

Беседа после инценировки.
1.Что произошло с озером?
2. Кто в этом виноват?
3.Как помочь водоёму?

Релаксация.
1.Проверка заполнения «Маршрутного листа»

2. Тест.

1. К пресным водоёмам относится:
а) океан;
б)море;
в) река.

2.Самая длинная река поселения:
а) Веля;
б) Воря;
в) Имбушка.

3.Водоём ледникового происхождения:
а) оз. Чёрное;
б) оз.Стройковское;

в) оз. Озерецкое.
4.На коком водоёме произрастают бореальные растения:
а) р. Имбушка;
б) оз. Стройковское;
в) оз. Озерецкое.
5.Бочаг это-
а) ямистое углубления в ручье;
б)ручьй, берущие начало в болоте;
в)пересохшее русло реки

3. Реставрация ткста.

Вставьте утраченные слова.
На территории поселения есть озера : Чёрное, Стройковское и ………………..
Озерецкое озеро имеет………………………………………происхождение.
Река Воря имеет длину…………….километров. На болотистых берегах………………… ….. озера растут бореальные растения.
В Стройковском озере живёт двустворчатый моллюск…………………Самая загрязнённая река поселения-это река……………. Озеецкое болото является заказником ………………. значения.

(задания можно дать и всему классу и по тгруппам)

.

Подведение итога урока.

Домашнее задание по выбору:
1. Составить кроссворд «Водоёмы поселения»
2.Выполнить рисунок «Растительный и животный мир водоёмов»
3.Узнать об искуственных водоёмах на территории поселка.

Занятие заканчивается стихотворением Е. Ефремова.

Глубь недр пойму и сроки углублю,
И с радостью скажу родному краю:
«Люблю и знаю. Знаю и люблю!

И чем полней люблю,
Тем глубже знаю»

Литература:

1.Герб Васильевского поселения. Сайт сельского поселения Васильевское.
2.Вагнер Б.Б. ,Дмитриева В.Т. «Реки московского региона» , М.; Мир, 1998 г.

3.Подмосковье, пособие по краеведению для 2-5 кл.

4.Краеведческий вестник. (приложение к газете «Вперёд»)

.

Приложение 1.

Путевой лист

Ученика(цы) 5-го класса_______________________________________________

объект

оз.Озерецкое

оз.Стройковское

река.Веля

река Воря

Геогрфичес-
кие данные


Историчес-
кие данные


Топонимика названия


Растителный мир


Животный мир


Экология объекта


Дополнительные сведения


Приложение 2

Экологическая сказка «Инопланетяне на рыбалке»

Действующие лица: Ведущий, пилоты космического корабля: Алеф, Бетт, Омега,
рыбаки.
Реквизиты: одежда для пилотов, прибор сканер,вспомогатор, удочки.

Ведущий: Космический корабль ИГП-1 (Исследователь Голубой планеты - 1) выполнял поставленную задачи и был уже у цели. На борту корабля находились трое: командир - Омега,бортинженер - Бетт и специалист по связи - Алеф..

Алеф (глядя в иллюминатор) : Коллеги, посмотрите на этого голубого удивительного зверя с золотистыми разводами по бокам.
Бетт (глядя на электронный прибор сканер): Какой же это зверь? Это водоём Его координаты: 56 гр,16 мин,, 54 сек.СШ и 37 гр.,55 мин.,45 сек.ВД. 210 м над ур. моря.
Как хочется посидеть с удочкой и отдохнуть!


Омега: Для исследования этого водоёма мы спускаемся.

:

Ведущий: Аппарат мягко опустился на зелёную поверхность луга. Пилоты, взяв необходимое оборудование, осторожно вышли из корабля и направились к берегу озера. Было тихо, слышались журчание ручья, шелест листьев, порхали бабочки и стрекозы, щебетали птицы. Веяло спокойствием от этих звуков.
На берегу стояли земные существа с удочками в руках. Увидев пришельцев, они побросав удочки, с криками бросились в рассыпную

Алеф: Право, коллеги, это просто удивительно. Почему они не захотели входить с нами в контакт? Да, ладно Бетт, ты хотел порыбачить? Какой неестественныйоттенок у воды ( черпает в ладошку воду, пьёт и тутже выплёвывает)


Омега: Ты нарушил правила тезники безопасности. На корабле разберёмся.
(Омега берёт воду на исследование6 проверяет прозрачность, определяет запах, делаеь анализ. Его коллеги ловят рыбу.)

Алеф: У меня клюёт. (вытаскивает удочку) .Что это такое? ( на крючке кроссовка).
Бетт, просканируй!

Бетт: сканирует, читает: Обувь спортивная, фабрика «Скороход». Да… вот так улов! Ой, у меня тоже клюёт! (вытаскивает из воды пластиковую бутылку) Сканирует и читает : Тара пластмассовая из-под кваса. Коллеги, я считаю, что здесь рыбы нет.

Омега: ( напряженно прислишивается) Вы слышите эти странные звуки? Алеф, приступайте к своим обязанностям. Переведи звуки в нашу знаковую систему.

Алеф: Это крики о помощи. Это голоса прибрежных обитателей водоёма,
(слышатся голоса: Спасите нас! Нам нечем дышать! У нас грязная вода! Наши дети гибнут!)

Бетт: Капитан. У нас мало времени! Энергия на исходе.

Омега обращаясь к пилоту Бетт: Вспомогатор с тобой? Приступаем к опперации «Чистота» (убирают мусор)

Алеф : А это послание мы оставим двуногим существам:

Земля- планета сад
В космосе холодном.
Только здесь леса шумят
Птиц скликая звонких

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
Смотрят в реку удивлённо.

Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

Забрав мусор, инопланетные гости уходят, говоря все вместе:
До свидание, Голубая планета! До новых встреч!

(автор Рыжкова Анна 6 кл.)




Конспект факультативного занятия по курсу Мой край в 5 классе



© 2010-2022