Классный час по правовому воспитанию

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час по правовому воспитаниюКлассный час по правовому воспитаниюКлассный час по правовому воспитаниюКлассный час по правовому воспитанию















































Цель: предоставить информацию о Конвенции ООН о правах ребенка, формировать навыки правомерного поведения.

Основные понятия для усвоения: Конвенция, ООН, права, обязанности.

Оборудование: плакат для ожиданий, стикеры, бумага А4, фломастеры, статьи Конвенции, плакаты с понятиями, листок бумаги, дополнительный материал к задания № 5,6,7.

Содержание урока

1. Приветствие.

Учитель.

Дорогие ребята! Каждый человек, как вы знаете, имеет свое имя.

Давайте поиграем в «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.

Учитель называет свое имя, например: «Анна - аккуратная». Дети же по цепочке поднимаются, называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.

2. Интерактивная беседа «Право на имя».

Учитель.

Ребята, а имеете ли вы право на свои имена?

Дети.

Да! Конечно, имеем.

Учитель.

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Дети.

Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

Учитель.

Да, это первый ваш документ. А что еще там записано, кто знает?

Дети.

Там еще записаны имена наших родителей.

Учитель.

Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами Украины. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. Скажите, ребята, о чем же мы будем говорить на уроке, как вы считаете?

Дети.

Мы будем говорить о наших права, о правах детей.



2. Вступление.

Учитель.

Действительно, сегодня на уроке речь пойдет о таких важных вещах, как права детей, но также и о ваших обязанностях; узнаем, что такое потребности и прихоти; продолжим изучать Конвенцию ООН о правах детей!

3. Ожидание.

Учитель.

- Ребята, у каждого из вас есть листочек. Давайте вместе напишем свои ожидания от этого занятия.

У каждого участника есть бумага в виде листка дерева, на котором они пишут свои ожидания от сегодняшнего занятия. Прикрепляя ожидания к дереву, нарисованному на плакате, каждый учащийся произносит ожидания вслух.

4. Упражнение 1.

«Для чего служит этот предмет?»

Цель: познакомить участников с понятием универсальности и неотъемлемости прав.

Ход упражнения.

Учитель предлагает участникам сесть в круг. По кругу передается лист бумаги, также это может быть и любой другой предмет (это может быть пластиковая бутылка, карандаш, коробка …). Детям предлагается представить, как можно использовать этот лист бумаги, Каждый высказывает свое мнение по поводу использования предмета. Если кому-то трудно ответить, предмет передается дальше по кругу. Мнения детей не должны при этом повторяться.

Что можно сделать из листа бумаги?

Варианты ответов: кулек, панама, лягушка, кораблик, птичка, цветок, самолет, елочную гирлянду, снежинку, колпак, хлопушку, коробку, написать письмо, нарисовать картину, новогоднюю маску и т.д.

Обсуждение.

  • У нас был один и тот же предмет, почему такие разные версии по поводу его использования?

  • От чего зависят наши предположения?

(Каждый из участников в свой ответ включил творческое воображение, фантазию)

  • Как вы думаете, когда у человека появляется воображение, фантазию? Можно ли отнять у человека воображение? (Воображение дано человеку с рождения. Оно особенно у каждого, и его невозможно отнять)

Как и воображение, так и права у человека нельзя отнять, потому что он имеет их с самого рождения. Некоторые люди могут игнорировать права других, нарушать их, но ни смотря ни на что, человек их имеет, независимо от того, кто он и где живет. Также человек имеет право на свободу и человеческое достоинство. Именно права человека помогают реализовать жизненно важные потребности каждого.

5. Упражнение 2.

«О детских потребностях и прихотях (капризах)»

Цель: выяснить, что такое потребности и прихоти, научить учащихся отличать потребности от прихотей, содействовать осознанию необходимости соблюдения прав других людей.

Ход упражнения

Учитель объединяет детей на три группы и зачитывает задание.

Задание.

« Проводятся международные исследования, с целью выяснения, какие потребности есть у детей разных стран, чтобы они были здоровыми и счастливыми. Например: еда, воздух, игрушки…»

Каждая группа получает карточки, на которых записаны или потребности или прихоти.

Задание:

продумать и определить, что является потребностью, а что прихотью. Потом на один лист бумаги наклеить все, что относится к потребностям, а на другой - что к прихотям.

После выполнения работы одна группа презентует результаты, а другие определяют те варианты, что совпали. Если есть несовпадения в перечислении (напр.: те, что одна группа считает прихотью, а другая - потребностью), то группе необходимо доказать свою точку зрения.

Обсуждение: приведите примеры, когда вы считали прихоть потребностью или ваши потребности рассматривали как прихоть.

(пример из сказки «Двенадцать месяцев»: подснежники в декабре - это прихоть)

Вывод. Итак, ребята, необходимо четко различать, что является потребностью, а что прихотью. Для того, чтобы были обеспечены потребности человека и декларируются его права.

Понятия потребности и прихоти повесить на доску.

Под потребностью мы понимаем те вещи, нормы, условия, которые являются необходимыми для безопасной и полноценной жизни человека.

Прихоти - это вещи, без которых человек может обойтись, это вещи не первой необходимости.



6. Упражнение 3.

«Конвенция ООН в рисунках»

Цель: предоставить детям информацию об основных статьях Конвенции ООН, используя рисунки, научить детей ориентироваться в содержании Конвенции ООН о правах детей.

Ход упражнения.

Учитель.

В 1948 г. ООН приняла Общую Декларацию прав человека. Этим документом устанавливались стандарты для всех стран, которые были направлены на защиту отдельного гражданина от возможности нарушения его прав. Декларация провозгласила, что права человека являются «основою свободы, справедливости и мира во всем мире».

Понятие повесить на доске.

Что такое Организация Объединенных Наций (ООН)?

Организация Объединенных Наций (ООН) - это организация независимых стран. Эти страны объединились вместе для борьбы за мир во всем мире, для победы над бедностью и несправедливостью. Организация Объединенных Наций (ООН) организована 24 октября 1945 года 51 страной. Сегодня в ООН входят 189 стран.

В целом дети пользуются теми же правами, что и взрослые. Однако из-за того, что они малы, им необходима дополнительная защита. Конвенция о правах ребенка - это международное соглашение или конвенция, одобрена Генеральною Ассамблеею ООН в ноябре 1989 года.

Понятие повесить на доске.

Конвенция - соглашение, международный договор по поводу какого-то одного специального вопроса, который определяет права и обязанности стран по данному вопросу.

Она напоминает народам Земли о правах их детей. Конвенция состоит из 3-х частей, 54 статей. Её приняли почти все страны мира. В Украине Конвенция была ратифицирована (принята) в 1991 году.

Учитель объединяет детей в три подгруппы. Ребята получают тексты Конвенции ООН с указанными статьями для работы. Для каждой группы предлагается статьи (ст. 5; 12,13,15; 24,25). Участникам предлагается внимательно прочитать предоставленные статьи и нарисовать то, о чем в них говорится.

После завершения работы группы представляют свои рисунки.

Обсуждение:

  • От кого зависит реализация прав человека? Прав ребенка?

- От каждого из нас зависит, реализуем ли мы свои права.

  • Как вы думаете, что такое обязанности?

  • Связаны ли между собой два понятия - права и обязанности? Давайте выясним с помощью ролевой игры.

7. Упражнение 4.

Ролевая игра «Наши права и обязанности».

Цель: помочь участникам осознать взаимосвязь прав и обязанностей.

Ход упражнения.

Учитель

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

С ы н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Учитель

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Учитель

- Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети.

Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

И в а н о в. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Учитель

- Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

П е т р о в. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Учитель

- Правильно ли рассуждает Петров?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

С ы н. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Учитель

- Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Примерные ответы детей:

  • Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

  • Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?

Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

  • Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

  • Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

Обсуждение.

  • Могли ли эти ситуации быть на самом деле?

  • Как вы думаете, что такое обязанности?

Понятие повесить на доске.

Выводы: - Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. И там, где начинаются права другого человека, начинаются твои обязанности.

- Часто нам приходится ограничивать свои права, чтобы не нарушать права других. Так рождается наша обязанность - уважать права другого.

8. Итог темы.

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

9. Ожидания.

Учитель.

- Дети, наше занятие мы начинали с ожидания. У вас в руках есть листочки-капельки, давайте напишем на них о наших впечатлениях от сегодняшнего занятия.

Листочки-капельки дети прикрепляют к плакату под облако.

Итак, ребята, вы отлично поработали сегодня, давайте поаплодируем себе за это. Всем спасибо. Занятие окончено.



© 2010-2022