Урок «Гражданско-патриотическое воспитание»

"Описание материала: -" Я хочу рассказать о некоторых фрагментах урока «Ты тоже . И разноцветные поля простираются, поезд, что за лесом идёт, даже поманит сад Душистой назад, прадеды. - бедный народ. Как люди выстояли в той войне, которая Я привела примеры фрагментов только несколь- ких уроков. Как пробудить в ребёнке чувство любви к за свою страну, свой традициях Древней Руси, которым уже насчитывается более воспитания является гражданственность. Это понятие исторические сверше .Это очень интересный урок,направленный на воспитание детейю
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

г. Георгиевск Ставропольский край


Гражданско - патриотическое воспитание учащихся начальных классов. ( из опыта работы)

Жизнь человеческую можно сравнить с лестницей,

по которой идёт восхождение от детства к зрелости. Привычные ступеньки - из года в год, от дет.сада к школе, из класса в класс. Кажется, переходить с одной на другую легко и естественно. Впитываешь

новые впечатления, новые переживания, новые знания, новые мысли, новые влияния. Поднимаясь по ступенькам, с предыдущей на последующую, человек набирает человеческую высоту, подходит к рубежу, когда начинает осознавать своё собственное отношение к жизни, чтобы занять и отстаивать определённую позицию. Этот процесс настолько важен для человека, настолько серьёзен и значителен, что его по праву называют вторым рождением - рождением гражданина.

Рождение гражданина - процесс не только длительный, но и необычайно многогранный. И формирование нравственных и политических идеалов, и правильные отношения с коллективом, и интеллектуальное развитие, и деликатность, и целеустремлённость, и богатство духовного мира входят обязательными незаменимыми составляющими ко многому обязывающему понятию - гражданин.

Гражданское воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса в России. Министерство образования РФ выпустило целый ряд нормативных документов, связанных с гражданским воспитанием. В письме « О гражданском образовании учащихся в общеобразо-

вательных учреждений РФ» главной задачей является воспитание гражданина патриота для жизни в демократическом обществе. Такое воспита-

ние способствует создание социальной стабильности, экономического состояния страны, её конкурентоспособности и национальной безопасности. Не случайно в общеобразовательных учреждениях первые уроки в День знаний посвяще-

ны Родине, героическим страницам её истории, культуры. Цель этих уроков - раскрыть учащимся смысл понятия « любовь к Родине», прививать юным гражданам уважение и чувство любви к Отечеству.

Эта тема в течении всего учебного года звучит и на уроках литературного чтения, окружающего ми-

ра. Например, при работе над очерком К.Д. Ушинского « Наше Отечество», при чтении стихот-

ворений разных поэтов о величии, красоте и могуществе русского начала, познавательные уроки типа « Путешествие в страну символов России», « Я- гражданин России», различные внеклассные мероприятия, семейные праздники, классные часы,

встречи с ветеранами войны.

Я хочу остановиться на воспитательных традициях Древней Руси, которым уже насчитывается более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является гражданственность. Это понятие включает в себя истинную любовь к Родине, к земле, гордость за исторические сверше-

ния народа. Исторически элементы гражданственности в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. В качестве новых явлений в педагогической мысли на Руси 10-13 в.в. можно считать выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание в веру в победу, в непобедимость богатырей русских. В эпическом мире ребёнку предстоит встретится не только с Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем, но и со своими сверстниками. Подвиги так называемых малолетних богатырей - один из излюбленных эпических сюжетов: былинный кудесник Вольга, Волхв Всеславович собирает свою

дружинушку до 12 лет, в 12 лет выезжает в чисто поле Михайло Козарин. Есть былина о 12- летнем богатыре Михайле сыне Даниловиче. Ещё в 10-12 в.в. понимали, что важно не столько степень вероятности подобных детских богатырских подвигов 12- летних богатырей, сколько сама идея создать образы юных богатырей- защитников родной земли, на примере которых воспитывалось чувство гражданственности ,патриотизма, любовь к Родине. А с 13 в. открывались специальные училища по подготовке учителей для обучения школьному делу. Все они должны быть благочестивы, преданы и учить своих учеников не только писать, читать, но

и быть истинными гражданами земли русской. Тема гражданского воспитания актуальна и в наше время. Этому способствует и проведение уроков мужества, внеклассных мероприятий, нацеленных на воспитание у детей гражданственности, сочинения детей о прадедушках и прабабушках- участников Великой Отечественной войны , составление родословной своей семьи с целью воспитания чувства гордости за свою семью, за свою Родину. Я, как и любой учитель нач. классов , провожу определённую работу по воспитанию гражданст-

веннности у детей. При разработке таких уроков я беру материал из местных газет о героях - земляках, привлекаю самих детей с их рассказами о своих родных, которыми они гордятся, использую материал из художественной литературы, опыт других учителей.

Я хочу рассказать о некоторых фрагментах урока «Ты тоже родился в России». У главного героя Сеньки было всё: и мать, и отец, и изба, и огород, и домашние животные. И жил Сенька хорошо. Но вот появилась у него маленькая сестрёнка, и Сенька решил , что он у родителей стал лишним. Надо уходить в огромный город. Где самолёты строят. Ему предлагают залезть на большой бугор, чтобы с него далеко было видно. И он увидел: разноцветные поля простираются, поезд, что за лесом идёт, даже город дальний на горизонте. От всей земли, от прекрасного широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло. И понял Сенька, что куда от такой земли уйдёшь. И мама моя, и отец. И сестрёнка, и все люди - соседи, и птицы - все мои. Потому мои, что я - их. Это и есть первое знакомство со своей Родиной, воспитание чувства патриотизма, гражданственности.

- Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

- Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это - Родина моя,

Земля моя родная.

На другом уроке « Я - гражданин России» мы с учениками знакомились с определением, что такое гражданин. Дети пытались самостоятельно объяснить, что обозначает это слово. Гражданин государства должен знать свою страну, её корни- чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющий таких глубоких корней, - бедный народ. Как люди выстояли в той войне, которая началась так трагически и закончилась победой в сорок пятом? Ответ прост: они так сильно любили свою Родину, что не могли не отстоять её.

На одном из следующих уроков « Путешествие в страну символов России» учащиеся дали характеристику большой и малой Родине, познакомились с географическими особенностями своей страны, рассмотрели карту мира. И сделали вывод, что Россия самая огромная, необъятная,

великая страна. Многие писатели и поэты, художники и композиторы посвящали своё творчество России. Дети исполнили песни о Родине, подготовили стихи. Итак, нас, граждан своей страны, объединяет общая территория, единый русский язык, законы. А ещё есть государственные символы страны: это флаг российского государства, герб и гимн, к которым мы должны с уважением относиться. Отношение к символам государства - это отношение к самому государству. Этот вывод сделали учащиеся на уроке. Ученики рассказали, где они встречались, где видели символы нашего государства. ( Изображение герба - на важных документах, на паспорте, на печатях, на монетах нашей страны. Флаг России поднят на зданиях администрации, школ. Гости, приезжающие из других стран, видят герб и флаг на границе.)

Далее к доске были приглашены ребята, которым

Было дано домашнее задание подготовить сообщение о государственных символах России.

В заключении урока ученики стоя исполнили гимн России. Что же нового узнали для себя? - спросила я детей после проведённого урока. Ответы порадовали… Родина начинается с порога дома. Родина- это и школа, и родной город. Прежде, чем стать настоящим гражданином своей страны. Надо быть гражданином родной школы, города. Надо знать их прошлое. Традиции, жить их жизнями и заботами.

Я привела примеры фрагментов только несколь-

ких уроков. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине, воспитать настоящего гражданина своей страны? Именно « пробудить», потому что оно есть в каждой душе. Чувство гордости за свою страну, свой народ, своё историческое, прошлое и будущее. Вот вечный вопрос, требую-

щий от учителя начальных классов каждодневной кропотливой работы по этому направлению.





Учитель начальных классов Евгеньева Светлана Ивановна

© 2010-2022