Роль книги в жизни человека

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль книги в жизни человека

А.Э.Санджиева, преподаватель КФ МГГЭУ

Значение книги в жизни человека сложно недооценить. Первое знакомство начинается со сказок и маленьких шуточных стишков. Молодым мамам педиатры всегда советуют побольше читать даже самым маленьким детям. Детские сказки пишутся особенным образом. Их задача - как можно доступнее объяснить смысл и не навредить детской психике.

Взрослому человеку не сложно догадаться, что в рассказах для детей описываются самые распространенные ситуации из жизни и рассказывается о том, как правильно поступать. Дети подсознательно начинают различать добро и зло, они учатся уважать окружающих и сочувствовать. Все это благодаря самым простым детским сказкам. Кроме того, детская литература написана простым и красивым языком. Ребенок развивает речь, память и расширяет словарный запас.

Роль книги в жизни человека неоценима. Многие детские страхи лечатся при помощи сказкотерапии. Детские психологи пишут рассказы, направленные на решение определенных проблем ребенка. Их содержание и объем зависят от возраста, характера ребенка и много другого. С их помощью вы легко объясните малышу, как вести себя с окружающими людьми, животными, почему надо умываться и убирать за собой, вы быстро избавите малыша от боязни темноты и неуверенности в себе.

Таким образом, первое и очень важное знакомство с книгами происходит у человека в совсем раннем возрасте. Пойдя в школу и научившись читать, мы имеем уникальную возможность окунуться в волшебный и таинственный мир литературы. Многим не нравится читать классику, которая предусмотрена по школьной программе. Однако, прежде чем отказаться, необходимо запомнить, что успеха в жизни может добиться только грамотный человек. Литература, даже если она не по вкусу, развивает мышление и память. Кроме того, никто не может сказать, что книга неинтересна, пока сам не прочтет.

Сегодня книги в жизни человека занимают небольшое место. Намного больше времени мы тратим на развлечения, игры и работу. Практически любую информацию можно найти в Интернете, при этом нашему мозгу придется воспринимать десятки ненужных картинок и другой второстепенной информации.

Роль книги в жизни человека сознательно уменьшается рекламой, которая обещает облегчить нашу жизнь достижениями науки и техники. Уже мало кого заставишь сходить в библиотеку. Намного быстрее и проще включить компьютер и Интернет.

Роль книги в жизни человека раньше была несказанно высока. Еще сравнительно недавно некоторые книги можно было прибрести только незаконно, а за их чтение можно было дорого заплатить. Их передавали из рук в руки, заклеивали и берегли как большую ценность. Теперь все чаще видишь молодых людей с электронными книгами. Они компактные и вмешают в себя очень много информации. Такое чтение лишено определенной романтики и к тому же вредно для здоровья глаз.

Для того чтобы приучить ребенка к книгам, необходимо читать самому. Только личный пример родителей может развить в ребенке полезные привычки. Это считается самым эффективным способом воспитание детей и подростков. Они порой бессознательно копируют взрослых и копируют все хорошее и плохое.

Роль книги в жизни человекаВсе начинается с чтения вслух сказок и рассказов. Это сближает детей и родителей. Ребенок слышит спокойный голос матери либо отца и ощущает комфорт и защищенность. Это настраивает на полноценный сон. Роль книги в жизни человека многие недооценивают. Литература развивает нашу личность, внушает понятия культуры и красоты. Заинтересовать чтением проще всего малыша. Видя с интересом читающих родителей, он будет стремиться к книгам и быстрее научится читать.

Дети, которые проводят много времени с родителями за изучением литературных произведений, намного более подготовлены к жизни в обществе. Они уже знают пути решения многих проблем и выходы из самых разных ситуаций. Их мир интересней и богаче.

Значение книги в жизни человека огромно. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому - восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Опыт показывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению - кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Сейчас много идет разговоров о том, что традиционная система оценок успеваемости школьников, т.е. пятибалльная система - изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и т.д., как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит - начитанности. Есть дети, для которых книга - органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение - тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. И большую помощь в этом вопросе могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования своих детей. Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес - это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. Для нас, как и для предыдущих поколений, книга была единственным источником знаний. Но времена изменились: современные технологии - от аудиоплееров до компьютеров - стремительно шагнули вперед, а дети - что удивительно! - быстро их освоили.

В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. В современном мире меняется роль книги в жизни человека. Если еще до недавнего времени книга была учебником жизни, то сейчас книга - это, прежде всего, источник информации. Появилась прекрасно иллюстрированная познавательная литература, предлагающая фактическую информацию ребенку (что? где? когда?). Объем информации, который воспринимают дети, увеличился во много раз. Современные дети живут в совершенно ином информационном пространстве по сравнению с предыдущим поколением. Увеличился объем воспринимаемой информации, но в процентном соотношении уменьшилось количество книг, посвященных морально-нравственным проблемам. Многим социальным аспектам реальности не дается однозначной оценки и у детей не всегда адекватно формируются представления том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому возрастает роль совместного обсуждения прочитанного ребенком, о том, какие выводы он сделал? Как он видит окружающую реальность? Современный рынок во многом ориентирован на развлечения, и часто чтиво, предлагаемое читателям, в том числе и детям, носит сиюминутный развлекательный характер. И реклама в этом играет не последнюю роль. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок даже из самой неблагополучной семьи имел бы возможность погрузиться в мир качественно литературы. Родители хотят, чтобы их дети много читали. Но возникает вопрос: а как часто и что читают сами родители? Обсуждают ли взрослые с детьми прочитанное? Как часто родители сами читают детям? Дети имеют огромную потребность в том, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. К сожалению, сейчас во многом прочтение книг заменили мультфильмы. Это замечательно, что существует достаточное количество интересных и качественных мультфильмов. Но они не заменяют книгу. Почему? Не будем останавливаться на том, что длительный просмотр телевизора негативно отражается на здоровье ребенка. В мультфильме образ героя и сюжет однозначно задан, а при прочтении книги существует возможность нахождения собственной версии его толкования. Но главным в совместном чтении является то, что это важная форма общения ребенка и родителя, которая теряется, когда ребенка оставляют одного для просмотра мультфильма. Это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного к другому, поддержать общение в семье, стремительно сокращающееся в силу огромной занятости родителей. Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, когда внимание уделяется ему полностью, и мама или папа не делает это во время приготовления ужина, разговора по телефону или просмотра программы новостей. Такое общение отличается тем, что с одной стороны родителю легче донести до ребенка свои ценности и взгляды, которые тот не всегда готов почерпнуть в повседневной жизни, с другой стороны оно ведется на темы, важные для самого ребенка. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться целей, разрешать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением того, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, что напугало, а что позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в его собственной жизни. Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг в семье можно рассматривать как показатель благополучия семьи, в них не бывает насилия, отсутствует непонимание

Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.

Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.

Зачем читать детям книги?

Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. Совместное чтение дает такую возможность.

Аспекты развития ребенка, затрагивающиеся в процессе совместного чтения.

Удовлетворение потребности в безопасности

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов

Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди - родители).

Формирование ценностей

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Отреагирование значимых переживаний

Книга - это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

Обучение новым или необходимым моделям поведения

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.


© 2010-2022