Внеклассное мероприятие для учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Искусство общения и взаимопонимания"

Науку человеческого общения мы проходим всю жизнь: дома, в школе, на работе, в магазине, в гостях, с соседями, друзьями и с людьми совершенно не знакомыми нам, с ровесниками, старшими, младшими.

С чего начинается человеческое общение?

Если вы думаете, что со знакомства, то глубоко ошибаетесь.

Давайте вспомним простую ситуацию. Вы первый раз пришли в наше учебное заведение, вам представился воспитатель. Вы еще не знакомы, не видели его никогда. Вы еще не начали даже диалога, а тем не менее ваше общение началось. Вы окинули его взглядом, что-то в нем понравилось, а что-то вызвало удивление и недоумение, что-то совершенно не понравилось, может быть, улыбка. Вот так с восприятия человека начинается общение - это своеобразный предварительный настрой, если на языке специалистов - установка.

Установка может быть создана, оказывается словесно. Хорошо знакомый всем нам случай: закончив учебный день, ты устал, проголодался, мысленно уже мчишься домой, вдруг в класс входит воспитатель и объявляет, что после занятий будет классный час. Настроение портится, долгим кажется этот час, трудно настроить себя на сосредоточенное восприятие, на то, что говорит воспитатель. А теперь представьте, что классный час объявили заранее, и, не правда ли само отношение к нему будет другим. И слушать воспитателя ты будешь иначе.

А вот еще один пример словесной установки: психолог провел интересный опыт. Он предъявил двум группам испытуемых одну и ту же фотографию человека и просил дать свое описание, свое мнение о нем. В одном случае говорилось: "Сейчас вы увидите портрет героя", в другом: "Сейчас вам покажут фотографию преступника". Просьбы-задания оказалось достаточно для того, чтобы создать совершенно разные установки на восприятие внешности человека, и описание оказалось очень разным. 1 группа видела - волевое, мужественное лицо.

2 группа - злой взгляд, стандартный бандитский подбородок.

Или еще уже совсем банальная ситуация - сын сообщает матери о конфликте с учителем и заранее готовит себя: "Сейчас пилить будет". Такой установки достаточно, чтобы воспринять негативно все то, что будет говорить мама, даже если она будет тысячу раз права.

Было ли в вашей жизни неправильное, необъективное восприятие?

Для того, чтобы установка не мешала тебе быть объективным, она должна быть доброжелательной. Попробуй в конфликтной ситуации сказать себе: "Меня не хотели обидеть". Попытайся понять другого "изнутри", встав на его место и взглянуть на события с его стороны.

Обвинить всегда легче, чем оправдать.

Хочется отметить, что умение понять другого не дается от природы, совестливый человек развивает его в самом себе - это основа коллективизма - это противоположное качество эгоизму.

Восприятие человека человеком всегда субъективно. Мы видим в окружающих, прежде всего те качества, которые развиты в нас самих. Например, добрый человек отметит доброжелательность нового знакомого, а коварный сам вечно ждет подвоха от других.

В оценке людей мы находимся под влиянием собственной самооценки.

Человек с заниженной самооценкой постоянно ждет неуспеха у других, это делает его ранимым, повышенно тревожным. Он старается остаться незамеченным, пребывает в тени, больше слушает других, нежели высказывается сам. Он чувствует свою неполноценность, нуждается в любви.

Верно оценить самого себя ничуть не проще, чем оценить другого.

На самооценку оказывает влияние собственная внешность. В юности остро воспринимается собственная некрасивость. Со временем человек начинает отдавать предпочтение внутренней, а не внешней красоте.

Но сколько переживаний, тем не менее, приносит нам не та форма ног, непропорциональная фигура, рост, причем человек склонен преувеличивать имеющийся недостаток.

Вот почему лучше, если человек принимает себя таким, какой он есть. Компенсируя имеющиеся недостатки душевными качествами, которые заставили бы забыть о его внешности. Человек может быть внутренне очень привлекательным.

Культурному современному человеку в любом возрасте присуще умение следить за собой - быть опрятным, подтянутым, ухоженным - это дарит приподнятое настроение другим, создает благоприятное общение.

Отчего чаще всего происходят недоразумения между людьми, сбои в общении.

Наверное, от непонимания друг друга.

Есть ли достаточно надежные пути к взаимопониманию?

Первый путь - быть чутким, наблюдательным. Научиться видеть и чувствовать состояние окружающих людей, считаться с ним, уметь предвидеть ответную реакцию на сказанное, и совершенное им. (Обратное - толстокожесть).

Второй путь - быть тактичным, даже в таком душевном проявлении, как выражение своего сопереживания.

Третий путь - учиться слушать других. Что легче говорить самому или слушать других? Не секрет - чтобы облегчить душу надо высказаться, но чтоб нас заинтересованно выслушали.

Путь четвертый - выслушать собеседника, стараться понять и уважительно отнестись к его точке зрения. Не повышать голоса, крик это не аргумент в споре.

Путь пятый - всегда иметь запас терпения и подбирать в разговоре слова помягче, тон поспокойнее. Помнить, что воспитанный человек никогда не позволит себе выказать презрение или грубость по отношению, как к близким, так и малознакомым людям.

Итак, общение и взаимопонимание - сложные явления нашей жизни. Трудно живется неконтактному человеку. Общение - это искусство.

Чтобы научиться полноценному общению, надо понимать людей и быть ими понятым.

Что для этого нужно?

  1. Постоянно тренировать в себе внимание к людям, чуткость, участие - это первый элемент.

  2. Развивать навыки сопереживания, без которых общение затухает.

  3. Всегда стремиться понять другого, мысленно вживаться в его внутренний мир.

И пусть вам не покажутся мои слова банальными, но хочется, чтобы мы все неустанно трудились во имя единственной на свете роскоши - роскоши человеческого общения.

"В человеке все должно быть прекрасно, и одежда, и душа, и мысли"


Т Е С Т

"Какой у тебя характер?"

Это игра, так как нельзя быстро, а главное легко познать самого себя. Но каждый вопрос заставит тебя сосредоточиться, проанализировать свои поступки, чувства, а это всегда полезно.

Ответь "ДА" или "НЕТ" на следующие вопросы:

  1. Уважаешь ли ты дружбу?

  2. Привлекает ли тебя новое?

  3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?

  4. Притворяешься ли ты довольным безо всякой на то причины?

  5. Менял ли ты в детстве более трех раз выбор своей будущей профессии?

  6. Лишаешься ли ты уверенности в себе, когда предстоит решать трудное задание?

  7. Коллекционируешь ли ты что-нибудь?

  8. Часто ли ты меняешь свои планы в последний момент?

Запиши себе по 1 очку, если ты ответил "ДА" на вопросы 1.3.7 и по 1 очку на ответ "НЕТ" на вопросы 2.4.5.6.8.

Теперь подсчитай набранные очки.

Свыше 6 очков - ты уравновешенный человек, редко создаешь хлопоты родителям, учителям, друзьям.

От 3 до 6 очков - у тебя изменчивое настроение и характер. Не забывай, что только проявляя постоянство и настойчивость, ты будешь преуспевать в жизни .

Менее 3-х очков - Внимание! Почему ты не веришь в свои силы? Нужно больше доверять своим родителям и поискать себе друзей среди своих одногруппников.

Полагают, будто о характере человека говорят и его инициалы.

Если верить исследованиям на эту тему, то буквы означают:

А - сила и власть

Б - способность к большим чувствам

В - непостоянство, отсутствие систематичности

Г - таинственность

Д - общительность, умение притягивать людей

Е - умение мобилизоваться

Ж - неуверенность

З - склонность к сомнениям, материальным трудностям

И - впечатлительность, напряжение

К - большие запросы и нервозность

Л - мелочность, изобретательность

М - трудолюбие и педантичность

Н - большая энергия и творческие амбиции

О - большая эмоциональность

П - скромность, дистанция, одиночество

Р - постоянство, напряжение

С - частые депрессии, угнетенность, нервозность

Т - бесконечные поиски, погоня за идеалом

У - испуг, интуиция

Ф - нежность

Х - сексуальные проблемы

Ц - склонность к внутренним переживаниям

Ч - верность

Ш - верность, бескомпромиссность

Щ - мстительность, развитые интеллектуальные способности

Э - поиск психологического равновесия

Ю - большие амбиции, отсутствие систематичности

Я - интеллигентность, творческие способности


Тема: "Искусство общения и взаимопонимания".

Цель: способствовать самопознанию, саморазвитию личности учащегося.

Задачи: 1. Воспитание самосознания.

2. Помощь в становлении личности.

3. Расширение кругозора.

4. Развитие способностей чувственно-эмоциональной сферы,

сопереживания.

5. Приобщение к общечеловеческим ценностям.

Наглядные пособия: доска, цитаты, тест.

Структура мероприятия: 1. Организационный момент.

2. Раскрытие темы путем беседы, практикума.

3. Подведение итогов обсуждения. Выводы.

Используемая литература: Л.И. Маленков "Методика и теория

воспитания"


© 2010-2022