Такие праздники бывают ПРАЗДНИК ВЕСНЫ НАУРЫЗ

Кафедра: «Педагогика и психология» Время: 20. 04. 2013г Группа: 1пРШО,2бРШО Тема мероприятия: «Праздник весны-Наурыз»   Цели и задачи по формирования компетенции: А) информационная     Б) коммуникативная       В) по решению проблемы   А) Изучить наиболее любимые национальные праздники студентов группы: казахский Наурыз и русскую Масленицу. Рассмотреть традиции, обычаи, культуру проведения праздников у двух народов. Б) На примере нашей группы  показать - современный мир - это большие и малые народы с их культурой, религиями, традициями и обычаями, отражающими взаимосвязь с окружающей средой. Которые необходимо  уметь уважать и знать. В) Выяснить наиболее яркие черты сходства этих праздников. Найти объяснение этим сходствам.... Форма мероприятия: Беседа Используемые технологии: ИКТ, технология развивающего обучения. Методы и приемы: Диалог, монолог, наглядный, практический, рассказ. Средства обучения: Слайды, проектор, компьютер, интерактивная доска.                              Ходмероприятия: Деятельность учителя Деятельность ученика Ожидаемый результат І. Организационный момент  Вступительное слово учителя.                 Учитель: Национальные праздники – это часть культуры, часть этноса без которого невозможно само существование и бытность народа. Они являются « открытой книгой» для познания его духовности Среди нас есть: христиане, мусульмане, Возникшая тысячелетия назад религия продолжает играть большую роль во многих сферах жизни общества. Наш классный коллектив не является исключением.  На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем обы­чаи и традиции своих соседей, в школе изучаем историю других наро­... - Учитель  выходит на середину сцены     - Студенты и гости мероприятия удобно рассаживаются     - Организуют свою деятельность  в аудитории      - Направляют свое внимание на получение информации.     Вакишева Арухан: Пришел к нам праздник Наурыз!На полях повеяло весною.Хозяйка юрты разливает всем кумыс,Идем встречать мы праздник Наурыз!Наурыз – начало года,Приход весенних праздников к нам в дом,Нам очень весело с друзьями,Мы вместе песенки поем!                   -Участники, преподаватели, студенты готовы к началу классного часа.     -Внимание сконцентрированное.   -Понимают значение данного праздника.                                                  
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уральский гуманитарно-технический колледж




Классный час:

«Праздник весны-Наурыз»

Преподаватель кафедры

педагогики и психологии

Амиргалиева М.В.


.


Уральск 2013г

Кафедра:

«Педагогика и психология»

Время:

20. 04. 2013г

Группа:

1пРШО,2бРШО

Тема мероприятия:

«Праздник весны-Наурыз»

Цели и задачи по формирования компетенции:

А) информационная

Б) коммуникативная

В) по решению проблемы

А) Изучить наиболее любимые национальные праздники студентов группы: казахский Наурыз и русскую Масленицу. Рассмотреть традиции, обычаи, культуру проведения праздников у двух народов.


Б) На примере нашей группы показать - современный мир - это большие и малые народы с их культурой, религиями, традициями и обычаями, отражающими взаимосвязь с окружающей средой. Которые необходимо уметь уважать и знать.


В) Выяснить наиболее яркие черты сходства этих праздников. Найти объяснение этим сходствам.

Доказать, что изучение образа жизни и традиций населения становится сегодня необходимостью для каждого человека.


Форма мероприятия:

Беседа

Используемые технологии:

ИКТ, технология развивающего обучения.

Методы и приемы:

Диалог, монолог, наглядный, практический, рассказ.

Средства обучения:

Слайды, проектор, компьютер, интерактивная доска.


Ход мероприятия:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемый результат

І. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Такие праздники бывают ПРАЗДНИК ВЕСНЫ НАУРЫЗ



Учитель: Национальные праздники - это часть культуры, часть этноса без которого невозможно само существование и бытность народа. Они являются « открытой книгой» для познания его духовности

Среди нас есть: христиане, мусульмане, Возникшая тысячелетия назад религия продолжает играть большую роль во многих сферах жизни общества. Наш классный коллектив не является исключением. На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем обы­чаи и традиции своих соседей, в школе изучаем историю других наро­дов, накапливаем опыт межнационального общения в совмест­ной деятельности, в повседневных контактах. С удовольствием отмечаем основные национальные праздники, многое о них знаем. На первый взгляд у разных народов они совершенно разные, со своими обрядами и традициями. С другой стороны, если рассмотреть историю их происхождения и суть, то можно отметить много сходного. И сегодня в предверии наступающего праздника Наурыз, мы поговорим с Вами о сходствах и отличиях этих двух праздников. Всех студентов и гостей нашего сегодняшнего классного часа поздравляю с этим замечательным праздником весны!

План:

1. Вступительное слово учителя, поздравления с предстоящим праздником. Выступление студентки Вакишевой Арухан

2. Краткое описание праздников

а) русская Масленица;

в) казахский Наурыз.

3. Черты сходства этих праздников:

а) причина появления - весеннее пробуждение природы

б) подготовка к праздникам - желание понравиться

долгожданной весне

в) прохождение праздников - проводы зимы, встреча весны

г) символичность числа «7»

д) традиции народов, связанные с этими праздниками -

примирение, уважение к старшим, толерантность

е) характерная особенность празднования -

гостеприимство и щедрость

ё) блины, борцоки и баурсаки - символы весеннего

животворного солнца

ж) праздничные забавы - встреча весны весело и беззаботно.

з) праздничные национальные костюмы - отражение

единства человека и природы, ярко выраженное

в изученных нами праздниках.

- Учитель выходит на середину сцены

- Студенты и гости мероприятия удобно рассаживаются

- Организуют свою деятельность в аудитории

- Направляют свое внимание на получение информации.

Вакишева Арухан:

Пришел к нам праздник Наурыз!
На полях повеяло весною.
Хозяйка юрты разливает всем кумыс,
Идем встречать мы праздник Наурыз!
Наурыз - начало года,
Приход весенних праздников к нам в дом,
Нам очень весело с друзьями,
Мы вместе песенки поем!





-Участники, преподаватели, студенты готовы к началу классного часа.

-Внимание сконцентрированное.

-Понимают значение данного праздника.







ІІ. Основная часть






Такие праздники бывают ПРАЗДНИК ВЕСНЫ НАУРЫЗ

Такие праздники бывают ПРАЗДНИК ВЕСНЫ НАУРЫЗ





Такие праздники бывают ПРАЗДНИК ВЕСНЫ НАУРЫЗ





Такие праздники бывают ПРАЗДНИК ВЕСНЫ НАУРЫЗ


Такие праздники бывают ПРАЗДНИК ВЕСНЫ НАУРЫЗ


Такие праздники бывают ПРАЗДНИК ВЕСНЫ НАУРЫЗ

Преподаватель: а сейчас послушаем краткое описание праздников

а) русская Масленица

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.

Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.

Каждый день масленицы по старой традиции имеет свое название и определенные обычаи, давайте попробуем вместе их отгадать

Первый день - понедельник - «встреча», что делали в этот день?

Вторник - «заигрыш», как думаете что делают в этот день русские?


Среда - «лакомка», как празднуют в этот день праздник ?



Четверг - «разгуляй», чем особенен четверг?


Пятница - «тещины вечерки», с чем связано такое название?



Суббота - «золовкины посиделки»?



Воскресенье - «прощеный день» или Прощеное воскресенье?



Праздник Наурыз - один из самых древних праздников на Земле. Этот праздник отмечается уже более 5-ти тысяч лет как праздник весны и обновления природы. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году - Наврузу.

- Слово Наурыз в казахском языке имеет несколько значений, какие можете назвать?

В день праздника Наурыз в каждой семье накрывали достархан - скатерть с различными яствами. Для угощения соседей готовили традиционную похлебку, именуемую в народе как?

Преподаватель: сейчас мы рассмотрели с вами особенности двух праздников, давайте попытаемся разобраться в чем же сходства этих двух праздников

-Во все времена для человечества одним из самых значимых ежегодных событий был приход весны. Зима для людей была очень трудным временем года, можно ли сказать что это причиной сходства является пробуждение весны?



Как осуществляется подготовка к праздникам - желание понравиться

долгожданной весне, как подготавливались к Наурызу казахи и русские? Что объединяет их в подготовке к праздникам?


Такие праздники бывают ПРАЗДНИК ВЕСНЫ НАУРЫЗ

Как празднуют праздники - проводы зимы, встреча весны?

символичность числа «7»


Такие праздники бывают ПРАЗДНИК ВЕСНЫ НАУРЫЗ

-Традиции народов, связанные с этими праздниками - примирение, уважение к старшим, толерантность?

-Почему как вы думаете для этих праздников характерно в праздновании празднования - гостеприимство и щедрость?

Такие праздники бывают ПРАЗДНИК ВЕСНЫ НАУРЫЗ

Такие праздники бывают ПРАЗДНИК ВЕСНЫ НАУРЫЗ

- Встречали «Масленицу». Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались общие горы, качели, столы со сладостями.


- В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки - женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).

-Как говорили в старину, «Теща зятя блинками угощает». В этот день родители жены приглашали в гости молодых (отсюда возникло выражение «пойти к теще на блины»). Молодые на Руси, как правило, жили в доме свекрови, и родителей жены видели не часто. Масленица была хорошим поводом побывать у них в гостях и выразить им свое почтение.

- Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке) и кулачные бои. И, конечно же, пекли блины и приглашали в гости друзей и родственников.

-В этот день молодые встречали в своем доме родителей жены. Существовал такой обычай: поскольку молодые часто еще не успевали обзавестись необходимой домашней утварью, теща обязана была накануне своего визита прислать в дом зятя все блинные принадлежности (сковороду, черпак, кадку для замеса теста). Тесть же присылал муку и масло.

-В этот день было принято ходить в гости ко всем другим родственникам. Главным атрибутом масленицы являются блины и народные гуляния. Масленица - это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла.

-В этот день просят прощения у родных и знакомых за вольные или невольные обиды, поскольку Великий пост необходимо начинать с чистым сердцем, с миром в душе, искренне испросив прощения и простив всех.

-название первого дня Нового года,

- название первого месяца каждого года животного цикла,

- название праздника Нового года,

- название угощений, приносимых в этот праздник, например, Наурыз коже,

- название жанра стихов и песен.

- Наурыз - коже, которая готовилась из семи компонентов: мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, иримшик (творог).


- Зимние холода, снега, метели и долгие бездеятельные, часто голодные дни, прежде всего, ассоциировались у людей с застоем и сном природы - кормилицы. Поэтому с нетерпением ожидалось наступление весны, которая ассоциировалась у народов нашего края с пробуждением природы, торжеством жизни, надеждами на щедрый летний и осенний урожай. Во многих культурах наступление весны связывали с наступлением дня весеннего равноденствия. Именно с приходом весны начинался отчёт нового года. Здесь имелось в виду начало нового пахотного и посевного сезона.

-Ещё задолго до Масленицы у христиан велась не заметная, но кропотливая подготовка к ней: закупалась или доставалась из укромных мест, оставленная специально для этого праздника, самая лучшая мука, мёд, сахар, масло. Заготавливались в большом количестве спиртные напитки. Мужчины заказывали к празднику себе новые кафтаны, женщины покупали яркие, непременно, цветастые шали.

-Накануне Науруза казахи обязательно приводили в порядок жильё, расплачивались с долгами, старались купить себе новую одежду, а если это не удавалось, всё равно, старались одеться на праздник опрятнее, чище и ярче. Женщины заготавливали всё необходимое для приготовления праздничных угощений.

- Масленица и Наурыз проводятся в марте - первом месяце весны, то проходят они как радостная встреча долгожданной весны и шумные проводы надоевшей, скучной, унылой зимы.

Масленица и Наурыз -празднуются они с большим размахом. Каждый из праздников не уступает друг другу по широте и зрелищности, количеству участников и веселью. Весна должна принести тепло. Огонь даёт тепло и свет. Присутствие огня, как важного элемента празднования прослеживается в обоих праздниках. Ритуал сжигания чучела зимы в конце празднования Масленицы у русских, разжигание костра и зажжение от него факелов, с которыми казахи обходили все окрестности селения, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия Наурыз. Ещё присутствие здесь огня связано с ритуалом очищения от всего плохого, ненужного и стремлением к светлому, чистому, новому.

- Традиционным является дарение различных подарков в дни празднования этих праздников. Даже совсем посторонних людей не обходили вниманием и заботой, бесплатно раздавая праздничные угощения и лакомства.

- У русских и казахов так повелось: чем щедрее будут отмечены праздники Масленица и Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Масленица начинается за восемь дней до Великого поста… В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности».

В воскресенье, которым завершалась веселая неделя Масленицы, «заговлялись», старались подобрать, съесть все, что было настряпано за неделю. А остатками - блинами и другими яствами - угощали нищих.

У казахов достархан накрывали в каждой семье. Для угощения готовили традиционную похлебку, именуемую в народе Наурыз - коже, которая готовилась из семи компонентов. Пеклись в изобилии баурсаки из различного теста. Ставились различные сладости.

Знают традиции празднования масленицы, знают дни празднование и их значение.

-Знают первый день встречи праздника, встречи весны, о традиции возделывания соломенного чучела.

-Ознакомлены с традициями празднования второго дня масленицы, который начинался с веселых игр, и поисками второй половины(парни искали девушек, девушки искали парней)

-Знают значение этого дня в праздновании масленицы, отвечают на вопрос верно, понимают, что этот день связан с гостеприимством.

-отвечают на впросы вправильно знают особенности празднования масленицы, говорят, о том, что в этот день устраиваются игры.

-активно участвуют в обсуждении данного вопроса, дают правильный ответ. Знают, что в этот день молодые встречали в своем доме родителей жены.


-знают, что этот день празднования проводов зимы, христиане ходят друг к другу в гости, угощают блинами.


-обсудили в группе данный вопрос, пришли к правильному ответу, что в этот день необходимо попросить прощения у родных и знакомых за вольные и невольные обиды.


-Знают значение слова Наурыз, дали несколько его обозначений.

-знают национальное блюдо которое готовилось ко дню празнования Наурыза, назвали семь его компонентов приготовления.



Знают, что общим для обоих праздников является приход весны, пробуждение природы.


-Знают, что основным условием подготовки является заготовка всего необходимого впрок, уборка и украшение жилища.

С пробуждением природы и началом новой весенней жизни было связано у этих народов приобретение новой, более яркой и красивой одежды. Они её приобретали, готовясь к праздникам, символично показывая весне, как они ей рады, и как хотят ей понравиться, чтобы она с ними осталась.



Знают особенности празднования праздников, выделяют общее для обоих праздников-Огонь.


.




-Знают, что одна из традиций этих народов, при проведении праздников - воздание всяческих почестей старейшим представителям семейных родов, родителям, друзьям и близким.

- Проанализировали в ходе беседы характерное для обох праздников щедрость и гостеприимство. Пришли к выводучто праздничное гостеприимство, щедрость и изобилие угощений было присуще всем этим праздникам.

Заключительная часть классного часа.

Учитель: Мы живем в очень беспокойное время и видим, как люди бывают несправедливы, а порою, просто жестоки друг к другу. Они убивают друг друга просто из-за того, что имеют разный цвет кожи или различный разрез глаз. А сколько бывает военных конфликтов, основанных на религиозных различиях. И это происходит потому, что люди мало знают друг о друге, а порой просто не хотят знать. Стоит только хорошенько вдуматься, поразмыслить, сопоставить факты и ответить на вопрос « А кто такой каждый человек в современном мире?» Ответ напрашивается сам - маленькая частичка огромной матушки- природы. Каждый народ связывает свою историю, свои обычаи, традиции, хозяйственную деятельность с окружающей его природной средой. В этом мы все очень схожи, в этом наше родство и единство.

К какому выводу вы пришли после сегодняшнего нашего классного часа?

Современный мир - это большие и малые народы с их культурой, традициями и обычаями, которые необходимо уметь уважать, и что изучение образа жизни и традиций населения становится сегодня необходимостью для каждого человека.

Что несмотря на то, что мы все разные нас объединяют общие праздники и их обычаи и традиции.

Понимаю родство обоих праздников. Сформировано уважительное отношение к традициям и обычаям празднования казахского Наурыза и русской масленицы.



© 2010-2022