- Преподавателю
- Классному руководителю
- Содержание, формы и методы работы с родителями. Из опыта работы
Содержание, формы и методы работы с родителями. Из опыта работы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нищета Е.А. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Содержание, формы и методы работы с родителями
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
Традиционные
Нетрадиционные
● Родительские собрания
● Общеклассные и общешкольные конференции
● Индивидуальные консультации педагога
● Посещения на дому
● Родительские тренинги
● Дискуссии
● Психологические разминки
● Круглые столы
● ● Практикумы
обучающие семинары вызывают активный интерес у родителей учеников начальной школы и у детей, переходящих в среднюю школу, в период адаптации к новой организации их учебной жизни (обучение в разных помещениях и разными преподавателями, имеющими разные требования).
Технология разработки семинаров аналогична технологии проектирования
1. Диагностика родителей и определение типов.
Здесь основной упор делается на следующих вопросах:
в каких знаниях нуждаются родители?
насколько хорошо родители знакомы со школьными требованиями (учебными, организационными, этическими)?
2. Собрание (семинар) учителей одной параллели
Основная цель такого собрания - выработать общие требования к ученикам в части ведения записей в тетради, критериев выставления отметок, режима работы на уроке, внешнего вида школьников и т. д.
Необходимо также согласовать (насколько это возможно) список рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы по отдельным предметам, график проведения аттестационных работ и показатели успешного освоения предмета.
В результате проведенного собрания учителя должны получить ответы на вопросы:
каковы особенности обучения этих детей с этими родителями?
какими ресурсами обладает образовательная база для сотрудничества с родителями (в том числе попробуйте понять, чем эти родители отличаются от тех, с которыми вы работали в прошлые годы)?
каких знаний (судя по опыту) обычно не хватает родителям в этот период?
каких умений не хватает первоклассникам в учебной деятельности в сфере коммуникации, в сфере самообслуживания?
Консультирование родителей и поддержка семьи.
Здесь речь пойдет об индивидуальном сопровождении семьи, под которым мы понимаем организацию психолого-педагогической, методической и материальной поддержки детей и их родителей.
На протяжении всего периода обучения семья проходит через ряд трудностей, которые ей не всегда удается решить собственными силами. Задача директора и педагогического коллектива школы - выработать общую позицию по вопросам сопровождения семьи и создать такую обстановку, чтобы родители, нуждающиеся в помощи со стороны школы, могли получить ее самыми разными способами.
Организация консультаций для родителей учеников в школе - одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.
Педагогическое консультирование, в отличие от просвещения, носит сугубо индивидуальный характер, и как отмечалось выше, потребность в нем возникает, как правило, тогда, когда ситуация становится чрезвычайной, требующей экстренной помощи.
Организация консультативной помощи для родителей в образовательном учреждении имеет свою специфику. С одной стороны, консультирование должно носить строго конфиденциальный характер, а с другой - необходимо отслеживать характер затруднений родителей и учеников, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность. Лучше всего, если сбором таких данных будет заниматься штатный психолог, однако при его отсутствии с этим справится и просто опытный педагог. Задача администрации - разработать механизм сбора подобной информации и провести необходимый системный анализ.
Консультирование родителей может быть двух типов:
1. Методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования и т. д.).
2. Психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).
Однако независимо от типа существуют определенные принципы консультирования:
- создание доверительных отношений;
- взаимоуважение;
- заинтересованность консультантов;
- компетентность;
- формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы;
- хорошая организация консультирования.
Не секрет, что родители учеников в основном люди занятые. Они также интенсивно работают, как и педагоги, им также тяжело выкроить в своем расписании время на посещение школы. Поэтому очень важно сделать информацию о проведении консультаций в школе максимально доступной и удобной, чтобы родитель, пришедший в школу по одному вопросу, мог попутно решить и некоторые другие.
В любой школе наверняка есть ученики, требующие особого внимания, - дети из неблагополучных семей или дети из обычных семей, но испытывающие какие-либо сложности. Какова может быть оптимальная позиция директора по отношению к этим семьям?
Естественно, положение намного облегчается, когда в образовательном учреждении работает специальный человек - социальный педагог. Однако очень важно, чтобы каждый ребенок (как и вся его семья в целом) мог рассчитывать на круглосуточную поддержку со стороны школы. И администрация, и весь педагогический коллектив должны создать вокруг таких ребят не зону отчуждения, а зону особого внимания.
Немаловажным при оказании поддержки семье может оказаться и согласование действий родителей и педагогов. хорошо бы, чтобы в каждый час своего времени «трудный ребенок» находился в зоне чьей-то ответственности. Возможно, придется существенно откорректировать расписание внеклассных мероприятий или обратиться за помощью к другим родителям. Все эти усилия никогда не будут напрасными, потому что даже один «проблемный» ребенок может существенно повлиять на развитие многих других детей школы.