Выступление на родительском собрании Медиабезопасность в начальной школе

29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котор...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Понятие медиабезопасности. «Опасности» из Интернета


Лущик М.А.,

заместитель директора по УВР

МБОУ №14


Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Для многих, особенно молодых людей, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. И это не удивительно: ведь в Интернете можно найти информацию для реферата, послушать любимую мелодию, купить понравившуюся книгу или обсудить горячую тему на многочисленных форумах. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями.

Но - как и реальный мир - Сеть тоже может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания.

Какие же опасности ждут школьника в сети Интернет? Можно выделить следующие: суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью; сайты-форумы потенциальных самоубийц; наркосайты. Интернет пестрит новостями о "пользе" употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья"; сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм; сайты порнографической направленности; сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает" коммуникативные навыки подростка; виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли" и повлиять на взгляды на мир.

«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны - теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» - П.А. Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при которомотсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числераспространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому,психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред ихздоровью и развитию").

Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей (законных представителей) и самих школьников. Наша задача сегодня - обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают, так как темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья и школа оказались не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются.

Но в нашей школе информационная безопасность обеспечена:

  1. В фондах нашей библиотеке отсутствуют рекламные проспекты, журналы, газеты и книги, содержащие непристойные иллюстрации, нет литературы, носящий экстремистский характер

  2. На компьютерах учреждения установлена программа Интернет-цензор, не позволяющая открывать сайты с недопустимым законодательством информацией, эту же функцию выполняет родительский контроль антивируса, служба провайдера, предоставляющая нам выход в Сеть

  3. Все видио, аудио файлы, учебники, используемые на уроках, допущены к работе Министерством образования.

  4. Сайт школы расположен на платформе Дневник.ру, с компанией заключен договор об использовании ресурса и размещении на нем информации.

Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение» ребенка в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители, с ранних лет обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети. Наша задача выработать в нем критическое мышление. Обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы не только школы, но и семьи.

Но в начальной школе, кажется, что эта проблема отсутствует. Более реальной становится проблема социальных сетей. О чем и как общаются ваши дети в Сети? Нередко их разговоры содержат нецензурную лексику или угрозы. Я уже не говорю об общей безграмотности.

Как же взрослый может помочь ребенку обезопасить себя на просторах Интернета

1. Не навязывайте своего мнения, а просто попросите ребенка рассказать вам о том, с кем он общается в социальных сетях. Попросите его, если что-то вызовет у него подозрение или страх, он обязательно расскажет вам об этом.

2. Установите в доме правила пользование Интернетом для детей. Оговорите перечень социальных сетей, в которые будет разрешено входить ребенку.

3. Сами создатели подобных ресурсов поставили для своих пользователей возрастное ограничение. Минимальный порог составляет 13 лет, поэтому если ребенок еще не достиг этого возраста, не разрешайте ему пользоваться социальными сетями самостоятельно.

4. Научите ребенка корректно пользоваться сайтами. Старайтесь контролировать, на какие страницы чаще всего заходит ваше чадо. Посмотрите, есть ли на них контроль за содержимым, установите функцию родительского контроля на домашней антивирусной программе

5. Добейтесь того, чтобы ребенок понимал, что виртуальные знакомства в своем большинстве должны остаться виртуальными. Если незнакомый вам человек попросит встречи с ребенком через Интернет, то об этом должны обязательно знать родители и проконтролировать встречу. Помните, что дети не считают виртуального друга за незнакомого, поэтому совершенно не помнят запрет на общение с посторонними.

6. Следите за тем, чтобы дети не указывали свои полные имена и не помещали на страницах социальных сетей информацию, помогающую идентифицировать личность. Мельчайшие детали жизни, указанные при общении в Интернете, в будущем могут стать основой для мошенничества, угроз. Подобное касается и фотографий.

7. Расскажите детям, что то, что они пишут в Сети, может прочесть каждый. Если ребенок использует Интернет как средство выражения своих чувств, то однажды он может столкнуться с опасностью, ведь нередко злоумышленники ищут именно эмоционально уязвимых людей. В данном случае злоумышленниками могут выступить и одноклассники

8. Настаивайте, что введенные правила должны соблюдаться всегда, иначе родители оставляют за собой право удалить страницу в социальных сетях или поставить фильтр интернет-содержимого.

В решения родительского собрания предлагаю:

  1. Усилить контроль родителей за общением детей в социальных сетях, разумным использованием Интернета.

  2. Включить в план работы педагогов тематические беседы по теме медиабезопасности


© 2010-2022