Внеклассное мероприятие «Мир, труд, май» (К празднику весны и труда)

Майские праздники имеют древнюю историю. Три тысячи лет назад жители Древней Италии поклонялись богине Майе — покровительнице земли и плодородия. В честь нее последний месяц весны назвали маем, а в его первый день устраивались гулянья и торжества. История праздника 1 Мая, Дня солидарности трудящихся, начинается с июля 1889 года. Тогда Конгресс II Интернационала принял судьбоносное решение о ежегодном праздновании «всем мировым пролетариатом» этого священного дня в память о героической борьбе аме...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие
«Мир, труд, май»
(Ко дню весны и труда - 1 мая)

Разработал: учитель химии и биологии Капин Артем Витальевич

Цель: формирование у учащихся интереса к жизни людей других национальностей, их культуре, обычаям, национальному искусству

Задачи:

1. Формировать у учащихся казахстанский патриотизм, миролюбие, национальное согласие, углубление и расширение знаний и представлений детей о нашей Родине.

2. Развивать творческие способности учащихся, развивать интерес и желание больше узнать о народах, живущих в Казахстане.

3. Воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ, уважение к традициям и обычаям других народов.

Оборудование: атрибуты игр, музыка, венок из весенних цветов, интерактивная доска, слайды.

Предварительная работа: разработка сценария праздника, подготовка презентаций, творческих номеров, знакомство с национальными играми народов Казахстана, подготовка национальных костюмов, подборка музыкального сопровождения, праздничное оформление актового зала, изготовление цветов.

Ход праздника:

В современном обществе осталось немного праздников, которые объединяли бы различные слои урбанизированного социума, объединяли в ритуальном действии, форма которого относительно стабильна на протяжении десятилетий. Урбанизация, рациональное мировоззрение (и материализм как одна из его форм) и, на последнем этапе, массовая культура нанесли сокрушительные удары по ритуалу как сценарию человеческой жизни, и 1 мая один из тех праздников, сохранившим отдельные черты ритуала.

Смысл, значение ритуальных действий современным человеком давно и прочно забыты, и в данном случае мы имеем дело с явлением, которое еще Тейлор определил как "пережитки", то есть механическое воспроизведение действий, некогда магически значимых. Нам показалось интересным рассмотреть в этой связи именно 1 мая, поскольку, как нам представляется, изначальная семантика ритуала сохранилась в этом празднике сравнительно хорошо и мифологические корни символики прослеживаются достаточно отчетливо. Хотя и они несколько позабыты и завуалированы другим названием и другой историей возникновения праздника.

Ведущий 1:

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые педагоги и гости! Сегодня мы собрались в этом красивом зале на праздник! Что это за праздник?! Вы узнаете чуть позже. Скажу только, что мы будем играть, петь, танцевать! Вам интересно? Тогда мы начинаем!

Ведущий 2:

- Ребята, а как называется наша Родина?

Ответы детей

- Правильно, ребята. Россия - это наша Родина. У каждого человека есть своя Родина, он любит то место, где родился и живет. Без Родины и без народа человек не может жить.

Ведущий 1:

Все мы родились в этой одной прекрасной стране, а говорим на разных языках. И всё потому, что Россия - многонациональное государство. Политика нашего государства направлена на укрепление равноправия народов России, славится толерантностью.

Ведущий 2:

Россия стала родным домом для представителей множества национальностей. Все народы, населяющие Россию равноправны, все они имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру. И всех нас объединяет одно.

Ведущий 1, ведущий 2: Мы - народ России!

Ведущий 1:

И сегодня мы побываем в гостях у представителей разных национальностей, увидим много интересного, познакомимся с творчеством народов, проживающих в России.

Ведущий 2:

Мы приветствуем вас на нашем Фестивале народов «Венок дружбы».

Ведущий 1:

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА

1 Мая - один из самых странных всемирных праздников. Даже его родословная ведёт своё начало с подавления чикагской городской полицией 1 мая 1886 года беспорядков, вспыхнувших во время демонстрации местных рабочих.

1 мая 1886 года чикагские рабочие организовали забастовку и демонстрацию с требованиями 8-часового рабочего дня. Все это закончилось кровопролитным столкновением с полицией. В ответ на выстрелы из толпы полиция открыла огонь, что привело к массовым жертвам среди демонстрантов. Конечно, полиция, как часто это бывает, превысила свои полномочия, однако вряд ли американским пролетариям стоило винить в происшедшем только органы правопорядка, забывая о действиях местных анархистов, явно пытавшихся выстрелами из револьверов и метанием бомб вызвать ответный огонь на поражение. Неудивительно, что празднование Дня солидарности трудящихся часто перерастало в столкновения с полицией. Через три года Парижский конгресс 2-го Интернационала назвал 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.

В Российской империи этот праздник впервые был отмечен в 1890 году в Варшаве проведением первомайской стачки рабочих. На следующий год в Петербурге состоялась первая маевка. С 1897 года маевки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями. В 1917 году 1 мая впервые отпраздновали открыто. Во всех городах страны миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами Коммунистической партии «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов».

По настоящему «массовым праздником» 1 мая стал в СССР. И это действительно был праздник для советских трудящихся, получивших дополнительно два выходных дня, а усилиями большевиков майские гуляния были превращены в некое подобие латиноамериканских карнавалов, носивших в отличие от последних «обязательный характер», с «идеологически выверенными» транспарантами, лозунгами и улыбками. «Лучшие из лучших» удостаивались чести пройтись по главной площади страны перед Мавзолеем. Но такими избранными были не сами рабочие, а их «представители» - главным образом лидеры и активисты профсоюзного движения.

Долгое время 1 Мая отмечалось как День международной солидарности трудящихся всех стран. А в 1997 году этот праздник переименовали в Праздник весны и труда.

А еще Первомай называли праздником весны. Он действительно был первым весенним праздником, не считая Пасхи. Люди радовались обновлению природы и дружно шли на демонстрацию. Она была не только политической акцией. Она давала возможность встретиться с друзьями, увидеть свой коллектив, школу всю сразу. После демонстрации люди по-дружески объединялись, принимали гостей. Праздничный стол был обязательным атрибутом Первомая.

А потом началась перестройка. От всенародного праздника осталось только два выходных дня. Называться он стал скромненько - Праздником весны и труда. Демонстрации на улицах сел и городов прекратились.

Сегодня этот некогда идеологический праздник, утратил свой политический характер, и каждый из нас по-своему встречает и отмечает 1 мая. Но до сих пор многие помнят легендарные «МИР! ТРУД! МАЙ!». И чтобы не стояло за этим лозунгом, пусть 1 мая всем нам принесет только радость (от труда), мир и май! С праздником, с Первомаем!!!

ЯЗЫЧЕСКИЕ КОРНИ 1 МАЯ

Подавляющее большинство белорусских и российских граждан, которые выйдут на первомайские демонстрации, вряд ли представляют себе, что, по сути дела, являются продолжателями языческих традиций.

Три тысячи лет назад жители Древней Италии поклонялись богине Майе, покровительнице земли и плодородия. В честь богини последний весенний месяц и был назван маем, а в его первый день устраивались торжества: дабы затраченный весной труд - вспахивание земли, посевная - не прошел даром.

Апеннинский народ, который в честь Майи гулял, танцевал и пел - в общем, веселился до упаду - также не догадывался о том, что пять тысячелетий спустя их языческий праздник станет идеологическим знаменем коммунизма.

За минувшие пять тысяч лет обычаи древней Италии распространились по всей Европе. В Англии, Шотландии и Франции привыкли в этот день к массовым гуляньям и шествиям. В Сицилии все от мала до велика в первомайские дни собирают луговые желтые ромашки, которые, по местным поверьям, приносят счастье. В Испании 1 мая считается праздником всех цветов, которые распускаются к этому времени, и молодые люди дарят их своим избранницам. В Германии, согласно поверьям, жители накануне праздник должны сидеть дома и не выходить. И все это из-за боязни стать легкой добычей ведьм, устраивающих в «день международной солидарности» свой шабаш на лысой горе Броккен. Но с какими бы традициями народы ни связывали 1 мая, для большинства людей это просто весенний праздник. Праздник любви, обновления и ожидания лучших перемен.

ЧИКАГО - РОДИНА ПЕРВОМАЯ

Всего сто с небольшим лет назад, Америка представляла собой страну совсем не «американской мечты». В 1880 году средняя стоимость жизни составляла 720 долларов в год, а годовая средняя зарплата рабочих в промышленности была около 300 долларов в год. При этом средний рабочий день составлял 11-12 часов, а нередко и все 15. Каждый шестой ребенок работал в промышленности, получая половину зарплаты взрослого за одинаковую работу. Что такое охрана труда никто не знал. Все эти данные взяты из заключения Бюро трудовой статистики, представленного Конгрессу США. В конце этого заключения делается вывод: « Люди должны умирать для того, чтобы процветала индустрия».

Естественно, рабочие уже пытались, организовано бороться за свои права. Однако мирные шествия, подача петиций вызывали реакцию раздражения и ненависти у власть имущих, более того по свидетельству американского историка Ф. Фонера:"Для отрядов конной полиции или для пеших полицейских, когда они шли сомкнутых строем, стало излюбленным занятием разгонять при помощи дубинок любое скопление рабочих. Дубинка была «беспристрастным» орудием: она одинаково избивала мужчин, женщин, детей и глазеющих лавочников". В ответ стали возникать вооруженные группы для охраны рабочих от нападения полиции и войск. Первая такая группа была создана чикагскими анархистами в 1875 году.

Чикаго был признанным центром рабочего движения в США в 80-х годах. В городе действовали отделения Ордена рыцарей труда, Американской федерации профсоюзов, Социалистической рабочей партии. Но основное влияние на рабочих имели анархисты, объединенные в Международное товарищество трудящихся. Лидерами их стали Альберт Парсонс и Август Шпис, прежде активные функционеры профсоюзов. Разуверившись в легальной политической деятельности, поняв, что парламентские выборы есть лишь «изобретение буржуазии для обмана рабочих», они начали искать новые методы борьбы с эксплуатацией пролетариата капиталистами и государством, с полицейским террором. Главным средством борьбы они видели"создание вооруженных организаций рабочих, готовых с оружием в руках защищать свои права от всяких посягательств на них", главной своей целью - полное уничтожение системы насилия и эксплуатации.

Активность и бескомпромиссная позиция анархистов привлекли к ним рабочих. За один лишь 1883 год из Социалистической рабочей партии в Международное товарищество трудящихся перешли 1500 человек. Они участвовали в организации большинства забастовок на Среднем Западе США, помогая рабочим, не смотря на принадлежности к партиям и союзам или политическим и социальным взглядам.

В 1884 году Федерация профсоюзов приняла резолюцию: с 1 мая 1886 работать не больше 8 часов; установить эту продолжительность рабочего дня явочным порядком и добиваться ее признания всеобщей забастовкой.

Руководство крупнейшей по численности организации США - Ордена рыцарей труда, согласившись с лозунгом 8-часового рабочего дня, отказалось поддержать его забастовкой, а в марте 1886 года прямо запретила своим членам бастовать 1 мая.

Чикагские анархисты сначала отрицательно отнеслись к лозунгу 8-часового рабочего дня. Лидер чикагских анархистов, Альберт Парсонс, писал: « Согласиться с тем, что капиталисты имеют право на 8 часов нашего труда, - это факт, признающий справедливость наемного труда… 8 часов могут оказаться подачкой, которую капиталисты бросят рабочим, чтобы удовлетворить их и заставить отказаться от борьбы за свержение наемного рабства». Однако, поняв, как глубоко этот вопрос волнует рабочих, и, не желая оставаться в стороне от массового и исторически прогрессивного движения, анархисты присоединились к нему. Они сразу перевели движение в область практических дел, и в результате, наиболее массовое, активное и успешное выступление 1 мая 1886 года было именно в Чикаго.

1 мая в США бастовали 350 тысяч человек (11562 предприятия), еще около 100 тысяч сумели добиться принятия своих требований до начала всеобщей забастовки. После нее сокращения рабочего дня до 8 часов добились около 200 тысяч, примерно столько же - сокращения с 12 и более часов до 9-10.

В Чикаго, как уже говорилось, движение было наиболее массовым. 1 мая здесь бастовали свыше 40 тысяч человек (около 50 тысяч добились своего до мая 1886-го), не работало ни одно предприятие. В этот же день в газете «Мэйл» появилось требование расправиться с Парсонсом и Шписом - «главными организаторами беспорядков». Власти ждали лишь предлога для своей мести. И выжидали недолго.

На одном из заводов Чикаго объявили локаут, 1,5 тысячи человек были уволены. В ответ рабочие объявили забастовку. 3 мая на завод прибыли штрейкбрехеры. Рабочие их встретили митингом у проходной, но полиция разогнала его, используя оружие. 4 человека были убиты, десятки ранены. В тот же вечер появились листовки с призывом собраться на митинг протеста против террора полиции. К середине следующего дня мэр города дал разрешение на его проведение, и вечером 4 мая на Хэймаркет-сквер собрались 3 тысячи человек, в том числе женщины и дети. Выступавшие требовали проявить твердость и организованность в борьбе за свои права. Выступавший в это время анархист Филден успел лишь крикнуть, что это мирный митинг, и тут кто-то бросил бомбу…

Один полицейский был убит, 53 ранено. Тут же был открыт огонь, полицейские преследовали людей, избивая и расстреливая мужчин, женщин и детей. В той бойне погибли десятки, ранено 200 людей.

На следующий день полиция громила рабочие клубы, типографии, без всяких ордеров вламывалась в квартиры, арестовывала"подозрительных". Сотни человек были схвачены и подверглись пыткам, их заставляли лжесвидетельствовать и доносить. Через несколько дней большинство было выпущено. Обвинительное заключение предъявили восьмерым:

- Альберту Парсонсу

- Сэмюэлю Филдену

- Юджину Швабу

- Адольфу Фишеру

- Августу Шпису

- Георгу Энгелю

- Луису Лингу

- Оскару Небе

Эти люди были особенно ненавистны властям предержащим - не столько из-за убеждений (все они были анархистами), сколько из-за того, что благодаря им Чикаго стал главным центром рабочего движения в США. Кроме Филдена, никого из них не было на митинге в момент взрыва, поэтому обвинили их не в организации взрыва, а в убийстве: обвинение основывалось на том, что неизвестный террорист действовал под впечатлением их речей.

Парсонсу удалось скрыться в подполье, но к началу суда он сдался, желая разделить судьбу своих товарищей.

Присяжным была дана инструкция: приравнивать к убийству агитацию рабочих за объединение для защиты своих прав. Но и ее не требовалось: присяжные - все как один, управляющие предприятиями- до начала процесса говорили о своей убежденности в виновности обвиняемых и о том, что они вынесут соответствующее решение.

Суд шел около месяца, в заключительном слове прокурор сказал: " Здесь решается вопрос о законности и анархии. Коллегия присяжных отобрала этих людей из числа других и предала их суду потому, что они были вожаками. Они виновны не в большей мере чем, те тысячи, которые идут за ними. Господа присяжные заседатели, осудите этих людей, и пусть это послужит примером для других. " Приговор гласил: семерым - смертная казнь, одному - 15 лет лишения свободы. Филдену и Швабу заменили смертную казнь на пожизненное заключение; Линг покончил с собой.

11 ноября 1887 года Парсонс, Шпис, Энгель и Фишер были повешены. Но уже в 1893 году всех амнистировали за недосказанностью их вины.

А в декабре 1888 года Сент-Луисский съезд Американской Федерации Труда решил назначить 1 мая 1890 года днем общенационального выступления за права рабочих.

Чуть позже конгресс Второго Интернационала постановил праздновать 1 мая как день международной солидарности трудящихся.

1 МАЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Франция

Ночь с 30 апреля на 1 мая - Вальпургиева ночь, разгул нечистой силы, от которой нужно обязательно защищаться. В эту ночь особенно целебными свойствами обладают роса, молоко, масло. В эту ночь можно «навредить» соседу. Для этого нужно утащить с его двора немного навоза и разбросать его по своему полю. 1 мая во Франции - праздник ландышей, все дарят друг другу букетики этих душистых весенних цветов. Но дарят не только ландыши: в знак дружбы и любви можно подарить веточку боярышника, дуба, тополя. Девушкам с плохим характером дарят остролист, а лентяйкам - ветку бузины.

Испания

1 мая - Зеленый Сантьяго, праздник влюбленных и цветов. Девушки ходят, увенчанные розами и гвоздиками, в сопровождении воспевающих их влюбленных.

Нидерланды

Здесь в последнюю неделю апреля и первую неделю мая проходит Фестиваль тюльпанов. Центральный день этого фестиваля - Луковичное воскресенье. В деревнях и по сей день 1 мая принято юношей и девушек «распределять» по парами список этих пар вывешивать на видном месте.

Скандинавские страны

Здесь в Вальпургиеву ночь не спят. Жгут костры, водят хороводы, играют на музыкальных инструментах, стреляют, чтобы отпугнуть троллей перед выгоном скота. По датским и шведским народным поверьям, в эту ночь летят на свои сборища ведьмы и демоны, а огни костров мешают им делать остановки и вредить людям. Сам же день 1 мая в скандинавских странах называют «Днем кукушки».

Германия

Если девушка хочет избавиться от веснушек, она должна на рассвете перед1 мая умыться росой и сказать: «Доброе утро, Вальпургия! Я принесла тебе свои веснушки. Они должны к тебе прийти, а у меня пропасть!»

Ведущий 2: Приглашаются учащиеся 2 и 3 курсов, представляющие русский народ.

1. Презентация о русском народе

2. Музыкальная инсценировка «Жили у бабуси два весёлых гуся»

3. Русская национальная игра «Гуси»

4. Представление русского национального блюда «Блины»

Ведущий 1: Приглашаются учащиеся 3 и 4 курсов, представляющие таджикский народ.

1. Презентация о таджикском народе

2. Стихи на таджикском языке (монтаж учащихся 4 «А» класса)

3. Таджикская национальная игра «Кто быстрее?» (Гир-гиракон?)

4. Представление таджикского национального блюда «Чак-чак»

Ведущий 2: Приглашаются ученики 4 курса, представляющие украинский народ.

1. Презентация об украинском народе

2. Украинский танец с веночками (под песню «Василёчки»)

3. Украинская национальная игра «Хлибчик»

4. Представление украинского национального блюда «Драники»

Ведущий 1:

У всех народов цель одна:

Шагать к победе разума...

Сияй, наш май! Цвети весна,

В единстве наша радость!

Ведущий 2:

Праздник радостный встречаем.

Мы в стране своей родной.

Всех сегодня поздравляем.

С Первым мая и весной!

Ведущий 1:

1 мая мы будем праздновать День весны и труда всех народов России. Но любой праздник предполагает подарки и поздравления. Сейчас мы вместе с вами приготовим подарок для нашей любимой Родины.

Творческая работа «Солнце»

- Ребята, посмотрите, что это?

Ответы детей.

- Это солнце, которое согревает своим тёплом нашу родную землю. Чтобы солнышко лучше грело и больше дарило нам тепла, ему нужны лучики. Вместе со своими воспитателями вы, ребята, обвели и вырезали свои ладошки. Ваши ладошки и будут лучиками нашего солнышка. Давайте приклеим ваши лучики. ( Дети по очереди приклеивают лучики)

Ведущий 2:

Какое красивое солнышко у нас получилось! Отличный получился подарок! Просто замечательный. Ну что же, осталось к нему заготовить поздравление с пожеланиями.

Дидактическая игра «Желаю тебе, родная земля!»

Ведущий 1:

Ребята, давайте запишем свои пожелания нашей Родине.

- Я желаю тебе, родная земля …

Дети поочередно выходят к доске и записывают свои пожелания Казахстану (процветания, любви, мирового признания, богатства, добра, мира, счастья и т.д.)

Подведение итогов

Ведущий 2:

Пусть на твоей земле

Мой Казахстан прекрасный

Смеются дети и цветут сады

Не будет тесно людям разных наций!

Ведущий 1:

Вы, ребята, сделали вместе со своими воспитателями весенние цветы, а мы объединили ваши цветы в один большой венок. И пусть каждый из вас сейчас возьмется за наш «Венок дружбы», как символ единства народов России.

Ведущий 2:

Дорогие ребята! Мы народ России, дружба, объединяющая нас, людей разных национальностей - залог наших побед. Россия это прекрасный цветок единства, нежный и благоухающий. Лепестки цветка - это народы России, сплотившиеся навечно. В этот праздничный и весенний день мы желаем вам всем здоровья и благополучия! Чтобы каждый год мы встречали Первомай с чувством счастья и спокойствия!

Ведущий 1:

А наш Фестиваль народов России подошёл к концу. Желаем вам всего самого наилучшего. До новых встреч.

Ведущий 2:

Дорогие ребята и уважаемые мастера, приглашаем Вас на праздничное чаепитие.

1 мая - один из тех праздников, который имеет и языческие, и социальные предпосылки для возникновения. Но об это не каждый знает, что делает праздник менее популярным. Каждый человек должен стремится к росту, развитию, сближению с природой и своими истоками. 1 мая - и есть тот, праздник, который организует человека, показывает, что человек должен трудится, обращает внимание на необходимость большего слияния с природой через труд. Ведь человек стал таким, какой он есть благодаря труду и его деятельности.

© 2010-2022