Тематическое планирование по внеурочной деятельности в 4 классе. Предмет Информатика

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Лицей №3



Программа курса

«Информатика»








Пермь, 2014 год

Пояснительная записка

Календарно-тематический план ориентирован на использование учеб- ника-тетради в 2-х частях «Информатика в играх и задачах» (4 класс) и контрольного материала, автор Горячев А.В., 2014 г - 1 час в неделю , 34 часов в год.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на ос-нове приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация личностное саморазвитие.

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения информатике:

  • развитие познавательных способностей, логического мышления, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников.

На основании требований Государственного образовательного стан-дарта 2007 г. в содержании календарно-тематического планирования предпо-лагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяя-ют задачи обучения.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содер­жания образования: совершенствование навыков речевого общения, развитие коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной компетенции учащихся. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка.

Это определило необходимость выделить в календарно-тематическом планировании не только содержание знаний, которые должны быть предъяв-лены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний..

Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос: что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и набор конкретных способов деятельности - ответ на вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания.

Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся .

В соответствии с этим реализуется:

  • типовая программа «Информатика», Горячев А. В.,2013 г. в объеме 34ч.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.

С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Общие учебные умения, навыки предполагают повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса информатики.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, достижение конкретных результа-тов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной актив-ности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания наблюдение, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр.

При выполнении творческих работ формируется:

  • умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов,

  • комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности,

  • искать оригинальные решения.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, составлять план, таблицы, схемы, графы. На уроках учащиеся могут:

  • участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение),

  • приводить примеры,

  • подбирать аргументы,

  • перефразировать мысль (объяснять «иными словами»),

  • формулировать выводы.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятель-ности предполагает актуализацию информационной компетентности учащих-ся: формирование простейших навыков работы с источниками, энцикло-педическими материалами.

При развивающем обучении стимулируются активные формы познания:

  • наблюдение,

  • опыты,

  • обсуждение разных мнений, предположений,

  • учебный диалог и пр.

Большую значимость имеет информационно-коммуникативная Дея-тельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (схема, таблица и др.), отделения основной информации от второстепенной.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать суждения,

  • давать определения,

  • приводить доказательства (в том числе от противного),

  • объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах,

  • следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь».


Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения.

Иметь общее представление:

  • об алгоритмах;

  • о множествах, подмножествах,

  • о графах, схемах,

  • о признаках и действиях объектов.

Знать:

  • общие свойства и признаки объектов,

  • действия объектов,

  • составные части объектов.

Уметь:

  • выполнять ветвления в записи алгоритма,

  • строить алгоритм с параметрами,

  • составлять схему состава объекта,

  • записывать признаки и действия объектов на схеме,

  • описывать отношения между объектами,

  • различать множества и подмножества,

  • находить ребра, вершины и пути графа,

  • составлять схему рассуждения.

Развитие творческих способностей.

К концу четвертого класса учащиеся должны:

  • научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.

  • Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценност-но-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.

  • Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • рассуждать,

  • делать выводы,

  • самостоятельно работать с различными источниками информа-ции (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).


Тематическое планирование курса информатики для 4 класса

1 час в неделю , 34 часа в год.


п/п

Система уроков

Кол-во часов

Дата

урока

Фактическая дата урока

1 четверть - «Алгоритмы» (8 ч.)

1

Ветвление в построчной записи алгоритма.
Цель: знакомство условиями ветвления алгоритма, с циклом в алгоритме.

1



2

Ветвление в построчной записи алгоритма.

1



3

Цикл в построчной записи алгоритма.

1



4

Алгоритм с параметрами.

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов.
Цель: развитие умений составления и выполнения задания по алгоритму.

1



5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов.

1



6

Алгоритм с параметрами.

Подготовка к контрольной работе.

1



7

Контрольная работа по теме:

«Составление алгоритма.»

1



8


Повторение пройденного.

1



2 четверть - «Объекты» (7 ч.)

9

Общие свойства и отличительные признаки группы предметов.
Цель: развитие умений находить признаки, общие действия и составные части предметов.

1



10

Схема состава объекта.
Адрес составной части.

1



11

Массив объектов на схеме состава.

1



12

Признаки и действия объекта составных частей.

1



13

Схема состава объекта.

Подготовка к контрольной работе.

1



14

Контрольная работа по теме:

«Схема состава объекта».

1



15

Повторение пройденного

«Схема состава объекта».

1



3 четверть - «Логические рассуждения» (12 ч.)

16

17

Множество. Подмножество.
Пересечение множеств.
Цель: развитие умений различать множества и подмножества.

1




п/п

Система уроков

Кол-во часов

Дата

урока

Фактическая дата урока

18

Истинность высказывания.

1



19

Описание отношения между объектами с помощью графа.
Цель: знакомство с понятиями: граф, вершины и ребра графа; развитие умений составлять пути в графах.

1



19

Описание отношения между объектами с помощью графа.
Цель: знакомство с понятиями: граф, вершины и ребра графа; развитие умений составлять пути в графах.

1



20

Пути в графах.

1



21

Высказывания со словами «не», «или» и выделение подграфов.

1



22

Правило «если-то».

1



23

Схема рассуждений.

1



24

Описание отношения между объектами с помощью графа»
Подготовка к контрольной работе.

1



25


Контрольная работа

«Описание отношения между объектами с помощью графа»

1



26

27

Графы. Повторение пройденного.

2



4 четверть - «Модели в информатике» (7 ч.)

28

Составление части объектов.

Объекты с необычным составом.
Цель: развитие умений составлять алгоритм обратного действия, схемы состава предметов.

1



29

Действия объектов.

1



30

Признаки объектов.

1



31

Объекты, выполняющие обратные действия.

1



32

Действия и признаки объектов.

Закрепление.

1



33

Контрольная работа по теме:

«Действия и признаки объектов».

1



34

Действия и признаки объектов.

Повторение пройденного.

1




8

© 2010-2022