«Метод практико-ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Введение проектного метода, обеспечивающего включение учащегося в творческую преобразовательную деятельность, направленную на удовлетворение нужд и потребностей людей, позволяет решать одну из основных задач дефектологии – социальную адаптацию выпускников коррекционных школ на более высоком и плодотворном уровне. Использование проектного метода в обучении подростков с отклонениями в развитии позволяет пробудить осознанный интерес к трудовому обучению, расширить спектр приобретаемых знаний, умени...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»


Андрей Викторович Куттер,

учитель профессионально-трудового обучения


Введение проектного метода, обеспечивающего включение учащегося в творческую преобразовательную деятельность, направленную на удовлетворение нужд и потребностей людей, позволяет решать одну из основных задач дефектологии - социальную адаптацию выпускников коррекционных школ на более высоком и плодотворном уровне. Использование проектного метода в обучении подростков с отклонениями в развитии позволяет пробудить осознанный интерес к трудовому обучению, расширить спектр приобретаемых знаний, умений и навыков, качественно готовить выпускников коррекционных школ к самостоятельной жизни. Предмет «Технология» позволяет более успешно социально адаптировать школьников через допрофессиональную подготовку на уроках трудового обучения, производительного и общественно полезного труда.

Тема эксперимента: «Метод практико- ориентированного проекта на уроках профессионально- трудового обучения».

Цель эксперимента: разработать и апробировать систему уроков, направленных на подготовку к будущей жизни учащихся с ограниченными возможностями здоровья через метод учебного проекта.

Актуальность эксперимента: Главная цель трудовой адаптации - подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на производстве, в современных экологических условиях, но наблюдения за выпускниками школы показали, что они не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе. Исходя из этого, передо мной встают ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности в связи с изменением экономических условий нашего региона, в связи с географическим положением. Так как наш регион богат лесными ресурсами и их переработкой, встает задача об устройстве выпускников на эти предприятия, со знанием всего цикла обработки древесины.

Предмет экспериментальной работы: Формы, содержание и специфика организаций уроков трудового обучения методом практико-ориентированного проекта у учащихся старших классов специальной «коррекционной» школы 8 вида.

Объект экспериментальной работы: Процесс организации работы со столярными изделиями методом практико-ориентированного проекта.

Гипотеза эксперимента: мы предположили, что эффективность уроков трудового обучения повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента.

Работа над проектом позволяет пробудить у обучающихся осознанный интерес к изучаемому предмету, проявить творческие способности. Заинтересованность в исследовании влечет за собой поиск новых знаний, выработку умений и навыков, как бы того и не замечая, без напряжения, все получается само собой. У обучающихся появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное авторское изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей. А главное, ребятам предоставляется самостоятельность, свобода мышления, возможность реализации любого, наиболее удачного, на их взгляд, варианта поставленной проблемы с непременным обоснованием своего решения. Работа методом практико- ориентированного проекта начиналась с определения сферы интересов обучающихся, анализа существующих проблем, выбора и формулировки темы проекта, но так как обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта, я заранее готовил «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности обучающихся. Ученикам предлагалось несколько проектов на выбор и из них отбирались наиболее перспективные. Далее следовал сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Обучающиеся собирали всю необходимую информацию, осваивали основные операции по изготовлению данного изделия, учились работать с журналами «Делаем своими руками», «Школа и производство». После, совместно с учителем, осуществлялась конструкторская и технологическая проработка соответствующей документации. Выполнялся расчет себестоимости и экологическая оценка проектируемого изделия. Изучался и заполнялся дневник проектной деятельности, специально разработанный для ведения проектов на уроках профессионально-трудового обучения. (Приложение) Практическое решение поставленных задач начиналось с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операций возможна была корректировка проектных разработок.
Защита проекта - итог работы над проектом. Она проводится в составе всего класса с приглашением администрации, учителей, родителей, которые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, высказывают свои пожелания. Так потенциальными покупателями стали учителя коррекционных школ во время спец.семинара, проходившего на базе нашей школы. Они побывали на защите проекта «Солонка». Отзывы коллег по работе были положительные, им очень понравились изделия, выполненные руками учеников. Завершение экспериментальной деятельности было направлено на обобщение и создание единого банка методических материалов, а также внедрения в педагогическую практику новейших технологий.

Результатом нашей работы стали следующие проекты:

«Солонка»

«Ваза по цветы»

«Лопатка для переворачивания пищи»

«Подставка под карандаши»

«Школьные качели»

«Табурет»

«Вешалка- «Мышка»

«Разделочная доска «Яблоко» (Приложение)

Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление социальной направленности образования ведет к ориентации специальных (коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности местных рынков труда.










ПРОЕКТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ





Тема: НАБОР РАЗДЕЛОЧНЫХ ДОСОК «ЯБЛОКО»



Выполнили: ученики 9 «б» класса

Руководитель проекта: Куттер А.В.





2012 год







Содержание.



1. Разделочная доска - изделие необходимое на кухне…………………стр.2

2. Технологическая документация……………………………………………………………...стр.3 - 5

3.Себестоимость…………………………………………………………….. стр.6

4.Заключение…………………………………………………………………стр. 7











Разделочная доска - изделие необходимое на кухне.

Разделочная доска используется для разделки продуктов на кухне. Существует много различных конструкций разделочных досок, изготовленных из древесины, фанеры, пластики и т. п. Одной доски часто бывает недостаточно.

Мы изготовили набор разделочных досок «Яблоко». Этот набор имеет красивый внешний вид. Декоративная отделка выжиганием выполнена на одной стороне досок, поверхность которой покрыта лаком. Для изготовления разделочных досок мы использовали натуральную древесину (осину). Древесина осины белая, легко режется. Это экологически чистый материал.



















Технологическая документация.







Поз.

Наименование

Кол - во

Материал

Размеры, мм

1

Разделочная доска

2

древесина

18х170х330

2

Подвеска

1

древесина

18х120х280

3

Шуруп

2

сталь

Ø4х35

Технологическая карта на изготовление набора разделочных досок «Яблоко».



Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1.Выбрать заготовку для разделочной доски.

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Линейка.

2.Разметить по шаблону.

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Шаблон, карандаш.

3.Выпилить криволинейный контур.

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Лобзик, выпиловочный столик.

4.Разметить и просверлить отверстие Ø 8мм.

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Шаблон, шило, сверлильный станок, сверло Ø8мм.

5.Выбрать заготовку для подвески.

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Линейка.

6.Разметить по шаблону.

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Шаблон, карандаш.

7.Выпилить криволинейный контур.

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Лобзик, выпиловочный столик.

8. Разметить и просверлить два отверстия Ø 2мм.

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Шаблон, шило, сверлильный станок, сверло Ø2 мм.

9.Отшлифовать детали.

Шлифовальная колодка.

10.Нанести рисунок.

Копировальная бумага, карандаш.

11.Выполнить выжигание.

Электровыжигатель.

12. Вкрутить два шурупа в подвеску.

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Отвёртка, шурупы Ø4х35.

13. Покрыть набор лаком.

Лак, кисть.







Себестоимость.



Себестоимость изделий рассчитывается по формуле :

С = См + 3 +«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»,

где См-стоимость материала,

3 -заработная плата (50% от См) «Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида» - затраты на электрознергию, амортизацию оборудования и инструментов, потери на брак.

Стоимость материала.

Материал

Норма расхода материала на одно изделие,

( м. заг.)

Цена единицы материала (ц. м.)

Стоимость иатериала на одно изделие, (руб.)

Древесина

0,003 «Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

1 «Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида» - 4000 руб.

50 руб.

Лак

150 гр.

500гр.-200 руб.

75 руб.

Шуруп

2 шт.

1 шт.- 1 руб.50 коп.

3 руб.

Стоимость материала - 128 руб.

Заработная плата - 9 руб.

Себестоимость - 137 руб.





Заключение

Примерное время на изготовление набора разделочных досок -8 часов. Можно изготовить набор другой формы, использовать другие виды отделки. Например, резьбу по дереву, раскрашивание и др. Аккуратно сделанный набор разделочных досок имеет красивый внешний вид и удобен в применении.























Литература.

1. Коваленко В. И., Куленёк В. В. «Объекты труда»

Москва, «Просвещение» 1990год.

2. Школа и производство 2006 год №4.

3. Школа и производство 2001 год №7.

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

«Метод практико- ориентированного проекта на уроках столярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

© 2010-2022