Инновационный проект в воспитательном процессе «Школьная газета, как способ успешной социализации учащихся»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 55












Инновационный проект в воспитательном процессе

«Школьная газета, как способ успешной социализации учащихся»









Автор: Федоренко Виктория Владимировна,

учитель информатики, классный руководитель










г. Хабаровска

2014г.

Содержание



стр.

Актуальность и значимость

3-4

Инновационность

5

Обоснованности и реалистичность

6

Практико-ориентированная направленность

7

Ориентированность на конкретный результат

8-9

Список литературы

10

Приложения


Газета «Алые паруса»


Актуальность и значимость


Образование и воспитание в 21 веке решает множество проблем. Человеку необходимо уметь пользоваться не только новыми техническими изобретениями, но и суметь адаптироваться к новым условиям жизни в информационном обществе. Дети лучше разбираются в современных технологиях, чем их родители, педагоги и воспитатели. Ребенок, приходя в школу, не умеет хорошо читать и писать, но легко ориентируется в компьютерах. И задача педагога, увидеть способности ребенка и использовать их в образовательном и воспитательном процессе, для успешной его социализации. Современная жизнь меняется очень быстро и это проявляется, в частности, в ломке старых стереотипов, норм и ценностей, в резком изменении ценностных приоритетов, неопределенности будущего, невозможности выбора и однозначного решения некоторых насущных проблем. Несомненно, все это отражается на процессе социализации школьников, а более конкретно - на особенностях их поведения и самосознания. Это затрудняет осуществление выбора и планирования своего будущего. Для старшеклассников такое положение наиболее опасно, так как нет основы для самоопределения и становления себя как личности.

Сейчас мы имеем возможность самостоятельно разрабатывать рабочие и воспитательные программы, отталкиваясь от запросов не только государства, но учеников и их родителей. Включать в них свои инновационные методы обучения и воспитания, пользуясь наработанным годами опытом.

Я считаю, что, не смотря на все новые веяния, нельзя прерывать преемственность семейных традиций, обычаев и культуры. Как и в 20 веке, сегодня семья играет одну из ведущих ролей в формировании будущего гражданина. В результате тесного взаимодействия семьи и школы наша страна получит самодостаточного, ответственного человека, который сможет успешно прожить свою жизнь, максимально используя свой потенциал и реализуя себя в социально-значимой деятельности.

Мною разработана воспитательная система класса «NEXT. Наследники». Целью социального направления деятельности, являлось создание условий для успешной социализации и профессионального самоопределения воспитанника как стратега своей настоящей и будущей жизни. Апробация системы проходила в несколько этапов, которые были обусловлены интересами школьников и их возрастными особенностями. В рамках воспитательной системы, были разработаны и включены инновационные методы работы.

Выбор внеклассного проекта «Школьная газета» для социализации учащихся в 8 классе и решение организовать школьный пресс-центра на основе моего классного коллектива в 9 классе были не случайны. В 5-7 классах ученики часто участвовали в мероприятиях и конкурсах, где показали свою хорошую языковую подготовку, знание информационно-коммуникационных технологий, коммуникативные навыки. Общение - наилучшая возможность для ребенка не только найти новых друзей, не только научиться чему-то новому, но и проявить себя с совершенно неожиданной стороны, например, в журналистике.

Поэтому организация школьного пресс-центра как внеклассного проекта удовлетворяла следующие потребности учащихся:

Во первых, желание учащихся заявить о себе, показать свою успешность.

Во вторых, поделиться впечатлениями от событий происходящих в классной и школьной жизни, рассказать об интересных делах, встречах, посещениях своим родителям.

В третьих, изменить формат школьной газеты. Сделать её интересной и актуальной для школьного сообщества.

Реализуя проект, учащиеся получали навыки журналистской работы, знакомились с интересными людьми, осваивали новый опыт. Это помогало им применить к себе различные социальные роли, проверить свои способности в жизненных ситуациях.

Помощь в реализации проекта оказывали администрация школы, учителя, совет старшеклассников. Одобрение и моральная поддержка родителей была неотъемлемым спутником в проекте.




Инновационность


Школьные пресс-центры существуют во многих учебных заведениях. Как правило, руководят ими преподаватели русского языка и литературы. Они набирают учеников, проявивших свои способности в данной области, и работают только с ними. При этом остальные ребята, неспособные выражать свои мысли на бумаге остаются в стороне, никто и не спрашивает их мнения на то или иное событие.

В моем классе были ребята, которые заявили о своих литературных талантах, но их было немного. Остальные не проявляли интереса к данному виду деятельности, однако, активно общались в социальных сетях и участвовали в сетевых играх. Моей задачей стало для каждого из них найти занятие по интересам, в реализации общего проекта, чтобы каждый ребенок понял свою значимость для коллектива, проявил свои способностями.

Каждой группе было предложено своё направление. «Литераторам» - писать, «сетевикам» - общаться, «геймерам» - оформлять и публиковать. Работая каждый в своем направлении, ребята обменивались приобретенными навыками и помогали друг другу. В конечном результате каждый приобрел компетентность не только в своем виде деятельности, но и в смежных направлениях работы, получил новый опыт и возможность взаимозаменяемости. Ребята, владеющие информационно-коммуникационными технологиями, могли попробовать себя в журналистской области, а литераторы получили возможность овладения навыками работы в настольных издательских системах и рассмотрели способы публикации газеты на сайте.

Вся работа «завертелась» вокруг инициативной группы, которая и возглавила школьный пресс-центр. Раханская Екатерина спокойная, коммуникативная - стала школьным редактором. Рослякова Юлия активная, целеустремленная - занялась технической частью. Егорова Екатерина талантливая, опытная - отвечала за литературную составляющую. Меремова Светлана замечательная, креативная - обеспечивала яркий дизайн и фото иллюстрирование материалов.

Мальчишки, пассивные в начале, показали не только свою компьютерную компетентность, но и проявили ироничные литературные таланты. Не все статьи публиковались, но все они обсуждались: находили рациональное зерно, критиковали, одобряли, дорабатывали.

Обоснованности и реалистичность


Цель проекта

Создание условий для успешной социализации учащихся, через проектную деятельность по созданию школьного пресс-центра.

Задачи

  1. Выявление и развитие творческого потенциала личности ребенка.

  2. Развитие коммуникативных способностей в новых условиях, интереса к познанию окружающего мира, людей, себя.

  3. Освоение навыков информационно-коммуникационных технологий.

  4. Развитие элементов творческого мышления.

  5. Подготовка подростка к взрослой жизни, самоопределению, профессиональному выбору.

  6. Воспитание чувства личной ответственности за конечный результат.

План

  1. Изучение требований к печатной продукции.

  2. Освоение настольной издательской системы MS Publisher, различных графических редакторов.

  3. Использование различных литературных стилей для подготовки фоторепортажей отражающих классную и школьную жизнь в газете.

  4. Ознакомление с методами оформления и композиции фотографий.

  5. Выпуск периодической школьной газеты «Алые паруса».

о классных и школьных событиях.

  1. Установление информационных связей с молодежными средствами массовой информации города.

  2. Участие в конкурсах журналистов, фотокорреспондентов, молодежных средств массовой информации .


Срок реализации

Проект рассчитан на 1 год. Продолжение работы над проектом возможно по желанию участников.

Возраст участников

Проект разработан для учащихся 8-9 класса. Привлечение учащихся всех возрастных групп, учителей и специалистов обязательно.


Практико-ориентированная направленность


Этапы реализации проекта

Дата

Мероприятия

Ответственный

Март

2013

Изучение печатных изданий, на примере газет, выпускаемых школьными и молодежными организациями города

Классный руководитель,

Раханская Екатерина

Март

2013

Освоение работы в настольной издательской системе MS Publisher, разработка дизайна газеты

Классный руководитель,

Рослякова Юлия

Март

2013

Рассмотреть различные литературные стили, выбрать подходящие для школьной газеты

Ильина С.В., учитель русского языка и литературы,

Егорова Екатерина

Март

2013

Знакомство с графическими редакторами, методами оформления и композиции фотографий.

Петрушкова Г.С., учитель ИЗО,

Меремова Светлана

Апрель-декабрь

2013

Выпуск газеты

Классный руководитель,

Раханская Екатерина

Апрель-декабрь

2013

Публикация газеты на сайте школы

Никитин П.Н., программист,

Рослякова Юлия

Декабрь

2013

Подведение итогов работы, разработка дизайна на 2014 год

Классный руководитель,

Раханская Екатерина

Ориентированность на конкретный результат


Социальный эффект проекта

Стремление к общению - естественная потребность подросткового возраста. В совместной деятельности с другими ребенок видит прежде всего средство самоутверждения, самозащиты, самоопределения себя как личности. Участие в проекте «Школьная газета» являлось своеобразной ступенью, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, приобретению социальный опыт, обучение сотрудничеству с людьми, получение возможности выражения и защиты своих прав и интересов.

Эти функции проекта являются факторами, которые дополняют взаимодействие семьи, школы и средств массовой информации как основных институтов социализации.

Проектным продуктом явилась ежемесячно выпускаемая газета, соответствующая требованиям, предъявляемым к печатным публикациям.

Работая над реализацией проекта, ученики освоили программы, не входящие в учебный курс, получили возможность реализовать свои творческие способности в школьной газете. Так же учащимися было принято решение оформить остальные номера газеты за 2013 год для школьной истории.

Мониторинг

Анкетирование среди учащихся и родителей проведенное по завершению проекта показало следующие результаты:

Оценки по пятибалльной шкале:

  • Меру развития школьного коллектива (учащиеся - родители - педагоги) - хорошо.

  • Удовлетворенность всех участников воспитательного процесса жизнедеятельностью (школы - хорошо), (класса - отлично).

  • Деятельностная активность всех участников воспитательного процесса - хорошо.

  • Рост научно - методического обеспечения (самостоятельно - хорошо), (школой - хорошо).

  • Качество воспитательных мероприятий (общешкольных - хорошо), (внутриклассных - отлично).

  • Работа с трудными детьми - хорошо.

  • Состояние самоуправления (школьного - хорошо), (классного - хорошо).

Результат на будущее

По результатам ГИА по русскому языку в 9 классе практически все выпускники справились с изложением и сочинением, получили максимальный балл. А впереди ещё 11 класс и сочинение, которого боятся многие ученики. Опыт написания статьи на заданную тему - хорошая тренировка к будущему экзамену.

Неоспоримо, что многим учащимся полученный опыт пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности. Умение общаться, презентовать себя, оформлять резюме необходимо сейчас для устройства на любую работу. Компетентных, инициативных и решительных всегда замечают и продвигают по службе.

Коммуникативные качества позволят ребятам поддерживать хорошие отношения со взрослым поколением, быть внимательными и терпеливыми. Устроить свою личную жизнь, найти свою половинку, создать крепкую семью для будущих детей.



Список литературы


  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и общее образование под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.

  2. Григорьев Д.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

  3. Ступницкая М.А. , Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. - Ярославль: Академия развития, 2008.

  4. Ступницкая М.А. , Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2012. - 44 с.

Интернет источники


samoucka.ru Иллюстрированный самоучитель







© 2010-2022