Кураторский час на тему «Новая модель роста – новая …» (Адаптация студентов первого курса)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кураторский час на тему : «Новая модель роста - новая …»

Адаптация студентов первого курса

Цель: направить учащихся к новым условиям учебной деятельности


Как известно, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды. Процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное, привычное поведение вообще или мало эффективно и необходимо преодоление затруднений, связанных именно с новизной условий. Именно с такими затруднениями, связанными с новизной условий, сталкивается бывший школьник при поступлении в вуз. Поэтому процесс адаптации к обучению в вузе можно рассматривать как явление, имеющее множество аспектов. Адаптация студентов - сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно, о чем свидетельствует отсев студентов в первые семестры обучения. Часто за этим явлением стоит недостаточная гибкость адаптационных систем человека.
В традиционном плане адаптация студентов первого курса рассматривается как совокупность трех аспектов, отражающих основные направления деятельности студентов:
- адаптация к условиям учебной деятельности(приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.);
- адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);
- адаптация к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).
В реальной жизни эти аспекты неразрывно связаны между собой.
Педагогическое управление процессом адаптации предполагает:
1. информирование студентов о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления;
2. формирование у студентов стремления к оптимальной адаптации, перестройке поведения, совершенствованию своей личности в соответствии с новыми вузовскими требованиями, т.е. активизация самовоспитания;

3. помощь студентам в организации самовоспитания.

Одной из эффективных форм управления адаптационным процессом является кураторство.
От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы 1-го курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению.
Основными направлениями комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяют куратору оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:
• проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в вузе, профессиональному ориентированию;
• ознакомление куратора с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт характера, уровня знаний и общественной активности;
• изучение формирующейся системы межличностных отношений;
• развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;
• оказание помощи в научной организации труда студентов;
• оказание помощи студентам в организации самовоспитания.

Основными задачами куратора на начальном этапе формирования профессиональных интересов являются:
- выявление у студентов мотивов поступления в данной учебное заведение, степени понимания специфики и характера получаемой профессии;
- определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии, диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов.
Куратору необходимо главное внимание уделить активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов - основной формы работы куратора.
Авторы многих исследований показывают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.
Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Каждый куратор должен уметь использовать удобные и легкие в обработке методики диагностики, обеспечивающие глубокое и всестороннее проникновение во внутреннюю структуру группы. Кроме того, для интенсификации адаптации студентов к условиям нового учебного заведения важное значение имеет интенсивность дружеских связей в группе. Поэтому в целях стимулирования процессов микрогрупповой дифференциации необходима организация коллективных форм совместного досуга (выставки, театры, турпоходы и т.д.), содержащего помимо всего прочего психологические игры и упражнения, ориентированные на создание благоприятного психологического климата в группе и духовное развитие личности.

Факторы и условия адаптации студентов-первокурсников в колледже

А. А. Шаститко

Процесс адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже затрагивает все уровни жизни, общения и деятельности человека, на его эффективность оказывают влияние целый комплекс факторов: специфика учебной деятельности студентов, новые условия жизнедеятельности, личностные особенности (механизмы психологической защиты, черты характера, скорость и качество адаптивных реакций), фактор адаптированности к педагогической системе (адаптация к новой системе образования, контроля, требований) и т.д.

Поступив в среднее учебное заведение, молодой человек сталкивается с проблемой адаптации к новым условиям жизни. Требования учебного процесса, изменение сферы общения, новые социальные роли требуют умения быстро ориентироваться, осваивать новые виды деятельности, проявлять гибкость по отношению к иным ценностям, нормам и правилам поведения. Резкая ломка многолетнего рабочего стереотипа зачастую приводит к стрессовым реакциям, что может явиться причиной низкой успеваемости студентов и трудностей в общении.

Поэтому начальный этап обучения в среднем учебном заведении связан порой с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать своё поведение и деятельность. Главной целью студента первого курса становится овладение способами и приёмами учебной деятельности, принятие

социального статуса студента. Вхождение в новую среду жизнедеятельности, предъявление ею требований к адаптантам провоцирует кризисы адаптации.

Кризисы адаптации - это этап адаптационного процесса, во временных рамках которого имеет место резкое снижение показателей адаптированности студентов, сопровождаемое отрицательными эмоциональными переживаниями как результат неадекватного реагирования на предъявление требований, выход из которого осуществляется посредством развития и саморазвития личности. У студентов, вступивших в период адаптационного кризиса, происходят изменения в когнитивной, эмоциональной и мотивационной сферах личности.

Наиболее важная составная часть проблемы адаптации первокурсников - это дидактический кризис. Первый симптом, который характеризует наступление дидактического кризиса, - это резкое снижение успеваемости (по сравнению со школьной). Второй симптом - резкое ухудшение представлений учащихся о собственной успешности и компетентности. Выделяют ещё четыре симптома дидактического кризиса: возрастание тревожности студентов, неустойчивость их настроения, снижение активности и ухудшение самочувствия. Обобщив все симптомы дидактического кризиса, можно сделать вывод о том, что вызван он, прежде всего, оторванность первокурсников от привычных условий жизнедеятельности, отсутствием систематического контроля знаний, характерного для школьного образования, отсутствием навыков самостоятельной работы и т.д.

Таким образом, социально-педагогическая адаптация студентов-первокурсников - это педагогически организованный целостный процесс накопления ими опыта в учебной, воспитательной деятельности, в результате которых у них возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.

Для обеспечения нормального протекания процесса адаптации необходимо знать основные факторы, влияющие на данный процесс, которые можно объединить в три блока. Социальный блок включает такие факторы, как возраст, социальное происхождение, тип образования, окружающая социальная ситуация, условия проживания. Психофизиологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный потенциал, степень саморегуляции, степень мотивированности на учёбу. Педагогический блок включает следующие факторы: уровень педагогического мастерства и материально-техническую оснащённость.

Формы работы:
- Анкетирование;
- Социологические опросы;
- Диагностирование;
- Лекционно-практические занятия;
- Тренинги;
- Ролевые и ситуативные игры;
- Дискуссии;
- Беседы;
- Социально-педагогическое сопровождение;
- Психологокоррекционное воздействие;
- Включение студентов во внеучебную деятельность.

Вывод :Процесс адаптации - сложный и длительный процесс, который начинается со времени вступления в учебную деятельность и продолжается на протяжении всей жизни.



Анкета для первокурсника №1

1. Вы самостоятельно и осознанно выбрали данное учебное заведение для получения специальности технического профиля?
2. Что определило Ваш выбор профессии?
3. Почувствовали ли Вы разницу между обучением в школе и в выбранном учебном заведении?
4. Как прошла адаптация к новому режиму занятий?

5. Быстро ли Вы освоились в новой студенческой группе?
6. Устраивает ли Вас морально-психологический климат в студенческой группе?

7. Что Вы ощущаете себя после учебных занятий?
8. Как Вы считаете, учебная нагрузка равномерно распределена по дням недели?

9. Где Вы проживаете, пока учитесь?

10. Какие занятия Вам больше всего нравятся?

11 Какие важные особенности будущей профессии Вы хотели бы отметить?

12. Вы уверены в своей востребованности как специалиста на рынке труда?

13. Считаете ли Вы вашу профессию опасной?*

14. Планируете ли Вы обучение по данной специальности в дальнейшем?*

15. Что привлекло Вас в выбранной профессии?

Анкета для первокурсника №2


  1. Тебе нравится в колледже или не очень?

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в колледж или тебе часто хочется остаться дома?

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в колледж необязательно приходить всем студентам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел в колледж или остался дома?

  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь пары?

  5. Ты бы хотел, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  6. Ты хотел бы, чтобы в колледже остались одни перемены?

  7. Ты часто рассказываешь о колледже родителям?

  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий куратор?

  9. У тебя в группе много друзей?

  10. Тебе нравятся твои одногруппники?

© 2010-2022