Методики для проведения стартовой диагностики в 1 классе

   Анкета «Мое отношение к школе» (1 класс) (ученикам выдаются бланки с квадратами по количеству вопросов, учитель зачитывает вопрос и возможные варианты ответы в соответствии с цветом) 1. Нравится  ли тебе ходить в школу? Да – красный      нет – синий      не знаю – желтый 2. Больше всего тебе нравится: Заниматься со взрослыми – красный Смотреть телевизор – синий Играть в игрушки – зеленый Затрудняюсь ответить – желтый 3. В школе больше всего тебе нравится:  Друзья – синий    урок – зеле...
Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методики для проведения стартовой диагностики в 1 классе.

Анкета «Мое отношение к школе»

(1 класс)

(ученикам выдаются бланки с квадратами по количеству вопросов, учитель зачитывает вопрос и возможные варианты ответы в соответствии с цветом)

1. Нравится ли тебе ходить в школу?

Да - красный

нет - синий

не знаю - желтый

2. Больше всего тебе нравится:

Заниматься со взрослыми - красный

Смотреть телевизор - синий

Играть в игрушки - зеленый

Затрудняюсь ответить - желтый

3. В школе больше всего тебе нравится:

Друзья - синий

урок - зеленый

затрудняюсь ответить - желтый

4. Хотел бы ты еще на год остаться в детском саду или дома?

Да - синий

нет - красный

не знаю - желтый

5. Если бы была возможность учиться дома с мамой, ты бы согласился?

Да - синий

нет - красный

не знаю - желтый

Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик»

(изучение детского коллектива)

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором написаны предложения и рисунки состояния их настроению.

В классе мне -

С друзьями мне -

Дома мне -

Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащиеся отвечают на вопросы и подчеркивают то состояние, которое соответствует их настроению.

Диагностика «Краски»

Учащиеся получают набор красок или фломастеров. Листы бумаги на которых нарисовано 10 кружков. Задача учащихся раскрасить кружки, самостоятельно определив, в какой цвет окрасить тот или иной предмет.

Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску:

звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь.

Если ребенок окрашивает предметы в темный цвет или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Диагностическая методика «Остров невезения»

В начале процедуры педагог объясняет учащимся следующее: «Получена радиограмма sos с острова невезения. Люди живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям.»

На лист бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами. Классному руководителю интересно выяснить не только какие предметы попадут в список, но будут ли среди этих предметов школьные предметы. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для ученика, а также выявить приоритеты по его мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг него.

Диагностическая методика «Школа будущего»

Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть, под знаком (-) то, чего быть не должно.

Если учащиеся относя к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

Диагностическая методика «Фотография»

Ученикам предлагается сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фото ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

Методика «Номинация»

Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого нужно распределить школьные предметы по следующим номинациям:

Самый интересный учебный предмет

Самый полезный учебный предмет

Самый ненужный учебный предмет

Самый трудный учебный предмет

Самый легкий учебный предмет

Самый веселый учебный предмет

Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для них.

Цель: выявление уровня готовности детей к обучению через

- определение уровня развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации;

- выявление общего уровня психического развития, уровня развития мышления, умения слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Задание 1. Нарисовать дядю (мужчину)

Задача: выявление общего уровня психического развития.

Материал: чистый лист бумаги А4, цветные карандаши, простой карандаш.

Критерии оценивания:

-наличие ног у человеческой фигуры,

- соблюдение ребенком пропорций при рисовании человека.

- прорисовывание деталей: лицо, элементы одежды.

Инструкция: во время рисования недопустимо поправлять ребенка ("ты забыл нарисовать уши"), взрослый молча наблюдает.

Оценивание производится по пятибальной системе

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове - волосы, возможен головной убор, уши; на лице - глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии

5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

Задание 2. Скопировать образец

Задача: определение уровня говности ребенка к обучению письму, видит ли он строку, отдельные слова; определение уровня развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма.

Критерии оценивания: выявление умения

- копировать,

- выдерживать пропорции,

- видеть строчку,

- выделать отдельные слова.

Инструкция: необходимо нарисовать точно также, как образец.

Инструменты: лист с образцом: я сижу, ей дан чай, I am sitting (письменно); ручка.

Оценка:

1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква - заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).

2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье

Задание 3. Срисовывание точек с образца

Задача: определение точности в воспроизведении точек; определение уровня развития координации движений руки и пространственной ориентации.

Критерии оценивания: образец должен быть срисовать со 100% точностью (выход хот одной точки за пределы образца имеет значение для снижения балла).

Инструмент: на листе образец с 10 точками, нарисованный по клеточкам, которые могут быть нарисованы в любом порядке (могут складываться в узор).

Оценивание

1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.

2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов: каракули, чирканье.

После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:

3-6 баллов - у него высокий уровень готовности к школе;

7-12 баллов - средний уровень;

13 -15 баллов - низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

Дополнительное задание (проводится по желанию педагога, психолога школы, класса)

Задание 4. ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ (Я. ЙИРАСЕКА) -

Задача: определение уровня развития мышления, умения слушать, отвечать на вопросы.

Инструменты: вопросы опросника, протокол собеседования.

1. Какое животное больше - лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = - 5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем ...

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.

Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = - 3 балла.

3. Днем светло, а ночью ...

Темно = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.

4. Небо голубое, а трава ...

Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки - это ...?

Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = - 1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = - 1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл. Станции = 0 баллов.Неправильный ответ = - 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла.Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это ..., маленькая овечка - это ...?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = - 1 балл. На курицу = - 3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.

1 причина = 0 баллов.

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = - 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские).

1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла.

Одно подобие 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта - гайка = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это ...?

Спорт, физкультура = 3 балла.

Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого ? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины,

уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит,

чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

1 или 2 различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла.

Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой).

Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.

Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа - плюс 24 и более;

2 группа - плюс 14 до 23;

3 группа - от 0 до 13;

4 группа - от минус 1 до минус 10;

5 группа - менее минус 11.

Положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.



© 2010-2022