Концептуальные основы преподавания в школе. Внеурочная деятельность (социальное направление)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Концептуальные основы преподавания в школе. Внеурочная деятельность (социальное направление)МАОУ «Русская гимназия» г. Сыктывкар

Учитель начальных классов Жданова Н.М.

Концептуальные основы преподавания в школе. Внеурочная деятельность (социальное направление)

Педагогическая стратегия любого образовательного учреждения в современных условиях должна быть направлена на подготовку творческого, активного, свободного человека, ориентированного в своей жизни не только на высокие собственные достижения, но и на общий успех окружающих его людей, организаций, сообществ.

Тема образовательной среды и образовательного пространства школы и сегодня продолжает разрабатываться, обсуждаться и исследоваться, что подтверждается многочисленными публикациями в периодических изданиях психолого-педагогической тематики. Жизнь человека начинается и проходит в различных образовательных средах. Человек иногда даже не понимает, какую роль в формировании его личности сыграла семья, школа, ВУЗ.

Первая среда, самая главная и основополагающая - это семья. Семья является творческой средой свободной активности.

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не всегда может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Известный школьный афоризм гласит: "Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями".

На сегодняшний день портрет современного родителя оставляет желать лучшего.

С какими родителями школе приходится вступать в деловые отношения сегодня? Какого родителя педагогический коллектив мечтает видеть в школе?

Портрет современного родителя

Портрет идеального родителя

Занятой, не имеющий свободного времени и желания заниматься проблемами семьи (ребенка)

Уделяющий время воспитанию и расположенный к общению с ребенком

Пассивный

Активный участник - партнер ребенку в учебном процессе

Неуверенный в успехе ребенка

Уверенный в успехе ребенка

Имеющий низкую общую культуру

Стремящийся повысить свой культурный уровень

Не обладающий педагогическими знаниями

Стремящийся к получению педагогических знаний для адекватного и позитивного взаимодействия с ребенком

Перекладывающий воспитание на третье лицо

Расположен к сотрудничеству с детьми и способен устанавливать с ними партнерские отношения

Авторитарный, стремящийся к контролю

Родитель- наставник, советчик, друг

Эгоист

Ориентирован не только на себя, но и на ребенка

Психологи и социологи выделяют 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. Семьи делятся на 5 типов:

1-й тип: семья с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семья, характеризующаяся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре "особых" забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3-й тип: конфликтная семья. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучная семья, в которой процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена.

5-й тип: неблагополучная семья, для которой характерны грубость, скандалы, аморальное поведение.

В нашем классе преобладают семьи с 1 и 2 типом, что значительно облегчает работу с коллективом детей и родителей.

Актуальность обусловлена значительными преобразованиями системы образования, становлением и развитием новой парадигмы образования и воспитания на государственном уровне, осознанием педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремлением достигнуть максимальной эффективности в образовании школьников. Но не все родители понимают важность взаимодействия семьи и школы, поэтому трудно идут с ней на контакт. Данное противоречие определило проблему - отсутствие эффективного взаимодействия семьи и школы в рамках современного ОУ.

Актуальность проблемы исследования обусловлена объективной необходимостью формирования единой воспитательной среды. Изменения, произошедшие в жизни нашего общества, повлекли за собой нарушение взаимосвязей в сложившейся системе «школа - семья - общественность - производство». Новые организации помощи семье (центры помощи семье, семейные консультации, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семьи со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому основной, реальной структурой, способной оказывать помощь семье, на данном этапе остается школа. Многолетнее пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении. Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.

Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка как школы, так и семьи.

Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания.

Для этого разработана модель эффективного взаимодействия «Ученик - Родитель - Учитель».


Модель

эффективного взаимодействия

«ученик - родитель-учитель»


Основные направления работы школы с родителями:

  • государственное общественное управление

  • информационно- просветительское

  • образовательное

  • художественно-эстетическое

  • хозяйственно-трудовое

  • профориентационное

  • спортивно-оздоровительное

В гимназии работаю уже 6 лет, применяя различные педагогические технологии как в урочной так и во внеурочной деятельности. Работаю в тесном контакте с родителями. К родительским собраниям за время работы мною разработаны лекции, педагогические практикумы по рассмотрению ситуаций воспитания ребенка в семье и школе, организую встречи с психологами гимназии, которые помогают раскрывать психологические аспекты воспитания, развития детей. В классе организована работа родительского комитета, осуществляющего помощь: в организации и проведении воспитательных мероприятий, выходов в места отдыха («Скала», спортивный комплекс «Динамо», цирк, «Метро», филармонию, театры), в субботниках и генеральных уборках класса, проведении классных мероприятий (спортивных соревнований, интеллектуальных игр: «Самый умный», «Морской бой», «Поле чудес», «Мама, папа, я - спортивная семья», классных часов), поздравлениях именинников. Родители учеников - мои первые помощники. Стараюсь создать условия для активного включения каждого родителя в совместную деятельность по обсуждению педагогической проблемы, связанной с особенностями развития и воспитания детей. Использую рефлексивные приемы, особенно на этапе обсуждения результатов совместной деятельности.

Провела открытые мероприятия для родителей: «По страницам сказок А.С. Пушкина», праздник для первоклассников «Прощание с Букварем»,, «День именинника», игры «Читатели-Мыслители», «Счастливый случай», организую спортивные мероприятия на природе. Родители активно участвуют во всех классных и гимназических мероприятиях.

© 2010-2022