Программа летнего отдыха Остров сокровищ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа летнего отдыха Остров сокровищОбластное государственное образовательное бюджетное учреждение

ля детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«детский дом №3»


Утверждаю

директор детского дома №3

________ Е.М. Морозов

« __»________________2014г.

.








Программа летнего отдыха Остров сокровищ











Педагог - организатор:Программа летнего отдыха Остров сокровищ

Чепелева Е.А.

2014

Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.

Лето - это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Игра - это не имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая позволяет ребёнку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Являясь активным участником игры в лагере, ребёнок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретённые игровые знания в школе, в классе, компании друзей с целью организации досуга. Новая роль организатора игр также способствует личностному развитию. Он часто становится лидером детского объединения или ученического коллектива. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.

В каждый этап смены «Остров Сокровищ» включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребёнка, а также всестороннего развития его личности.

Таким образом, ребёнок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере и дома.

Актуальность смены в том, что в рамках программы ребята не только оздоравливаются, но и получают конкретные знания, умения и навыки лидерства. Каждое поколение оставляет в истории свой собственный отпечаток, свою индивидуальность и неповторимость. Сегодняшние мальчишки и девчонки, юные современники эпохи новой информационной технологии, эрудированнее, развитее, чем их предшественники. Калейдоскоп их эмоций, впечатлений, суждений необычно ярок, изменчив, подвижен.

По своей продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены с 03-23июня 2014 г.












2. Целеполагание

Общепедагогическая цель программы: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.

Задачи:

  • привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;

  • организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;

  • организация полноценного отдыха и оздоровления детей;

  • раскрытие творческих и коммуникативных способностей учащихся;

  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере.

Методическая цель-совершенствование методик организации массовых, групповых и индивидуальных форм работы.

3.Принципы реализации программы.

В основе программы «Остров Сокровищ» лежат следующие принципы:

  • добровольность участия в делах программы;

  • открытости в деятельности племён (отрядов), учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей;

  • доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка;

  • систематичности, предполагающей соответствие всей деятельности детей и вожатых поставленным задачам, логическую взаимосвязь всех дел смены;

  • наглядности, каждое дело смены наглядно отражается в карте путешествия и в летописи племени;

  • развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше; развитие его творческих способностей;

  • коллективности, т.к. этот принцип является основой для проведения коллективного творческого дела с возникающей целью (по И.П.Иванову).

4.Механизм реализации и содержание программы

Этапы реализации программы:

По продолжительности программа является краткосрочной (21 день)

С 03 июня по 23 июня 2014 года:

  • 1 этап - организационный (май 2014- июнь 2014)

Формирование отрядов;

Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;

Оформление уголков отрядов;

Методическая работа с воспитателями;

  • 2 этап - содержательно-деятельностный (03.06.2014 - 23.06.2014)

Знакомство с режимом работы лагеря и правилами жизни в нём;

Реализация программы «Остров Сокровищ» через:

Спортивно-оздоровительные мероприятия;

Познавательные мероприятия;

Творческие мероприятия;

Трудовые десанты;

Профилактические беседы;

  • 3 этап - контрольно - аналитический (26.06.2014 - 30.06.20134)

Закрытие смены.

Обобщение итогов деятельности;

Сбор отчетного материала;

Размещение информации на сайте детского дома.

Мы считаем, что педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра.

Особенности временного детского коллектива обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры.

Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.

Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.

Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.

В основу жизни на острове положен принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности ребёнка.

Участники игры:

дети, вожатые отрядов, администрация лагеря, работники дополнительного образования, медицинская сестра.

Легенда Острова

Давным-давно на земле жил всемогущий Волшебник. Люди его уважали и шли к нему за помощью. А помогал он тем, что наделял людей добротой, любовью, дружбой и другими ценностями. Но один человек сказал: «Мы сами можем справиться со своими трудностями». И тогда Волшебник пошёл по миру искать тех людей, которым он был нужен. Он долго ходил по свету и однажды пришёл на красивый Остров. Здесь он чувствовал себя счастливым. Волшебник прожил счастливую жизнь и сохранил все ценности Острова. Всю свою волшебную силу и знания он вложил в Тотемы, которые спрятал на Острове. И нужно ещё найти главным ТОТЕМ и стать «Хранителем мудрости». А достанется он только тем, кто поверит, что эти ценности им нужны.

Остров,на котором Волшебник прожил много лет, был назван «Островом Сокровищ». С тех пор очень часто люди приезжают на Остров для того, чтобы разыскать эти сокровища.

На маленький необитаемый тропический островок высаживается 2 команды из отважных искателей приключений, которым предстоит не только подобно Робинзону бороться за выживание, но и раз в 3дня решать, кто из племён должен получить священный Тотем. Для того чтобы стать обладателем священного Тотема, надо победить в трудном и опасном испытании. Та команда, которая за время нахождения на острове наберёт больше всех тотемов, становится победителем. Пользуясь картой Острова участники племён начнут бороться за «выживание» на острове. Карта вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждое племя ведёт свой путевой дневник, куда заносят, зарисовывают, вклеивают всё самое интересное, с чем встречаются во время испытаний.

Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря.

Включение в игру и её поддержке способствует игровой материал: знаки отличия и успеха, игровые талисманы, эмблемы, тайные знаки, посвящение в племена. Каждое племя вместе со своими главными вождями придумывает название, девиз, символику и создаёт свой «Вестник племени». Так же выбирают вождя племени.

Вся жизнедеятельность «Острова Сокровищ» пронизана духом приключений. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с этим:

«Остров Сокровищ»- лагерь.

Племя- отряд в лагере.

Хранитель-воспитатель отряда.

Правитель Острова - начальник лагеря.

Мастерская - кружки по интересам.

«Пресс-центр» - место встречи и обсуждения планов действий всех Хранителей и Правителя Острова.

Долина чудес - место для проведения массовых мероприятий и встречи всех племён.

Долина спорта - спортивная площадка лагеря.

Трапезная долина-столовая лагеря.

Совет племени - планёрка.

Лекарь-медицинская сестра.

Примечание. Терминология дорабатывается в лагере вместе с детьми во время работы смены.

Каждый отряд (племя) в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в:

  • Названии;

  • девизе, которому следует в своей творческой деятельности;

  • Символах и атрибутах;

  • Законах и традициях отрядной жизни;

  • Игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, и т.д.

  • Оформлении уголка племени.

Гласность в игре осуществляет «Информационный - центр»: информационное обеспечение после каждого периода выпуск газеты «Вестник племени». Информационный центр создаётся из представителей племён (отрядов) и утверждается на общем сборе Совета Племен.

Направление деятельности центра следующие:

  • выпуск газеты «Вестник племени», освещающие наиболее важные события из жизни племён;

  • выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение Совета Племен;

  • оформление летописи о жизнедеятельности на Острове.

Все участники включаются в игру, полную приключений, испытаний и трудностей. У каждого испытания есть своё задание. Ребятам предлагается их пройти, заработать Тотем. Дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Когда все преграды будут позади, участники соберутся всей дружной командой в «Долине успеха» для «открытия тайны» и посвящения в «Хранители острова». Только достойные смогут стать почётными «Хранителями». Большой Совет подводит итог игры и проводит награждение активных участников. После подведения итогов все Тотемы (на них написаны буквы), заработанные племенами, выставляются в ряд и получается надпись: «Дружба». Открывается главная тайна Тотемов, которая хранится не во внешнем облике Тотема, а всего внутреннем содержании. Для всех участников игры навсегда главным сокровищем остаются: дружба, воспоминания, успехи, понимание, поддержка, искренность, активность, творчество, лидерство и доброта. И та команда, которая обладала многими этими сокровищами и будет победительница, обладательницей Большого ТОТЕМА.

Игра развивается во все периоды смены, в каждом из которых она имеет свои особенности, а ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности.

Пробуждению потребности в самосовершенствовании и повышении общекультурного уровня, снятию эмоционального напряжения детей способствуют ежедневные «вечерние» встречи членов команд в жилищах. Сборы проводятся в форме диспутов бесед, ролевых игр, тренингов, огоньков.

Этапы игровой смены

Вся игра делится на три этапа:

1. Организационный: «По следам Священного тотема».

2. Основной: «По пути приключений и испытаний».

3. Итоговый: «Остров сокровищ. Открытие тайны».

Организационный этап (или адаптационный) характеризуется запуском игрового момента, знакомство ребят друг с другом, с предполагаемой игровой деятельностью, знакомство с традициями, законами лагеря, педагогическим коллективом, проводятся огоньки знакомств. Так же проводится первичная диагностика членов команд. Происходит знакомство с идеей игры, основными этапами игры, проходит презентация команд, выявление лидеров команд, церемония открытия смены «Праздник священного тотема».

Основной период смены - это самый большой по времени период смены. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Здесь развивается сюжет игры. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.

Главная задача:

  • создать условия для организации воспитывающей и развивающей деятельности и общения детей, стремиться к тому, чтобы дети могли реализовать себя по максимуму;

  • возможность каждому проявить себя в различных видах деятельности.

На протяжении всей игры участники и организаторы программы действуют согласно своим ролям.

Для успешного решения задач этого периода деятельность детей и вожатых должна иметь разносторонний творческий характер, быть насыщенной, эмоциональной, а само настроение - романтическим, приподнятым.

Заключительный (или итоговый) этап - характеризуется подведением итогов всей игры. Анализируется участие в игре каждого участника. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа каждого члена экипажа корабля.

Основное событие итогового этапа становится мероприятие, посвященное открытию истинной тайны Тотемов, а также фестиваль «Всё о смене, всё о себе», где можно написать наказ и пожелания ребятам на следующий год, происходит подведение итогов жизни экипажа, вручение памятных сувениров лагеря всем участникам игры. Так же проходит общий большой концерт вожатых и детей, награждение победителей грамотами. Проводится анкетирование по отслеживанию результатов игры.


Система стимулирования

После старта игры «Остров Сокровищ» каждое племя получает вазу, на который делает и укрепляет эмблему своего племени. После каждого мероприятия оценивается участие каждого участника племени. За победу и участие в различных испытаниях (делах) «островитяне» могут получить знак успеха (камушки, жемчужины), которые собираются всем племенем в общую вазу.

Для индивидуальной системы роста в каждом племени ведётся дневник, где оформляется система роста каждого члена племени. Вручение знака успеха проходит в племени при подведении итогов дня.

Один раз в три дня на сборе племён в Долине Чудес подсчитываются полученные знаки успеха. Таким образом, каждый ребенок не только получает индивидуальное поощрение, но и вносит свой вклад в развитие отряда. Тот отряд, который набрал большее количество камушек, получает Тотем. Результаты отражаются на экране. Задача каждого племени - собрать как можно больше Тотемов.

Детское самоуправление.

Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребёнка. Формируется чувство «команды», ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.

Самоуправление на Острове складывается из деятельности временных и постоянных органов самоуправления.

К временным органам самоуправления относится деятельность временных помощников вождей в племени, работа творческих и инициативных групп, чередование творческих поручений, совета дела.

Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя вождей племен.

Направления деятельности программы:

В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:

1.Коммуникативно-игровая деятельность - деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.

2.Прикладная творческая деятельность. Осуществляется в мастерских по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребёнка.

3.Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений осуществляется на Советах, спецмероприятиях (ролевые игры, игры по станциям и др.).

5.Формы реализации программы

В основу реализации программы «Остров Сокровищ» заложены разнообразные формы и методы: беседы, соревнования, конкурсы, викторины, спортивные и интеллектуальные игры, утренняя зарядка, фестивали, диспуты, тематические дни, концерты, мультимедийные презентации на экологическую, правовую темы, КТД, огоньки в племенах, утренние и вечерние линейки, дежурство племён на территории Острова, выставка поделок из природного материала, конкурсы стенгазет и плакатов на тему «Экологическая тревога»,вечер Памяти.

6.Обеспечение деятельности ДОЛ.

  1. Материально-технические условия предусматривают:

  • Спортивныйзал

  • Библиотека

  • Столовая

  • Спортивная площадка

  • 2 учебных кабинета

  • Медицинский кабинет

  • Художественные средства, игры настольные и др.

  • Хозяйственный инвентарь

  • Аудиотека, фонограммы

  • Канцелярские принадлежности

  • Компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор, фотоаппарат

  • Спортинвентарь

  • призовой фонд;

  • -сувенирная продукция на ярмарку, подарки, грамоты

  • изготовленные ТОТЕМЫ самими ребятами и вожатыми до лагеря.


  1. Педагогические условия:

  • отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;

  • обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;

  • единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми

7. Ожидаемые результаты по программе.

Предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки. Результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых 30 мальчишек и девчонок нашей школы.

По окончании смены у ребёнка:

- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;

-будет развита индивидуальная, личная культура, он приобщится к здоровому образу жизни;

- будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;

- будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.

Также произойдёт улучшение качества творческих работ, за счёт увеличения количества детей, принимающих участие в творческих конкурсах; увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно - оздоровительных и спортивных мероприятиях; у детей сформируется умения и навыки, приобретённые в секциях, мастерских, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребёнка.



















Список используемой литературы:

1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Сто отрядных дел. - Кострома: МЦ «Вариант», 2000.

2. Газета «Досуг в школе» №4, 2009 г.

3. Газета» Последний звонок» №4, 2002 г.

4. Журнал «Читаем, учимся, играем» вып.4, 2003 г.

5. Леонидова Б.Л. Всё начинается с игры. - М.: ЦРСДОД, 2002.

6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Лобачева С.И. Москва: ВАКО, 2007 г.

7. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. /Под ред. Макаренко И.В./ - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000.

8. Е.А. Смолина. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга. Волгоград: Учитель, 2001.

9. Учебник для вожатого. М.П. Кулаченко - Ростов на Дону: Феникс, 2008 г.




10


© 2010-2022