Единство семейного и школьного воспитания – основа социализации личности ребенка

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад:


«Единство семейного и школьного воспитания - основа социализации личности ребенка».




Подготовила: председатель МО воспитателей

Калиберова О.И.

Декабрь 2015 года.

Тема: Единство семейного и школьного воспитания - основа социализации личности ребенка.

Цели:

1.Изучение особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями, школой.

2.Актуализировать основные проблемы в воспитании детей в семье.


Семья и школа - это трудовые коллективы, моральная опора, основа для всестороннего развития личности ребенка, многообразная система отношений с родителями, родными, учителями, одноклассниками.

Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы-основы всего этого закладываются в семье и в школе. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…Педагоги это хорошо понимают и успешно используют в организации школьного учебно-воспитательного процесса.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Точка зрения социального педагога.

Семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно- воспитательном процессе, следует считать такие:

- неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека;

- бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию детей;

- авторитаризм либо крайний либерализм, безнаказанность и всепрощенчество;

- наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

- отсутствие нормального психологического климата в семье;

- фанатизм в любых его проявлениях (религиозный и т.д.);

- безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

-противоправное поведение взрослых и т.д.

Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть, выстроена система принципов семейного воспитания, которую педагог активно должен проводить в воспитательной работе с родителями:

-дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви, счастья;

-родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

-диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;

- личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей.

Эти принципы могут быть расширены, дополнены и пронизаны гуманной идеей о наивысшей ценности ребенка.

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одно и то же, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.

Есть вечные темы, будто обреченные на неизменную актуальность, привлекательность. Среди таких тем - сотрудничество, взаимодействие школы и семьи. Интерес понятен: каждая по-своему, они учат и воспитывают, причем не только детей, но и друг друга, и свое окружение.

Исторические корни взаимодействия школы и среды уходят в далекое прошлое нашей страны и отражены еще в дореволюционной педагогике. К.Д. Ушинский писал: Столь же сильными, а может гораздо сильнейшими воспитателями являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ».

Семье отводится приоритетное место - как институту, который осуществляет первичную и главную социализацию ребенка и располагает уникальными средствами, самым широким диапазоном влияния на социальное формирование и развитие личности.

Одной из главных функций семьи является воспитание детей. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей деятельности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки. Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос.

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношений к людям, их делам и поступкам.

В семье, в общении с родителями, дети получают первые уроки гражданственности. Это уроки - начало долгого пути взросления, который должен пройти растущий человек, прежде чем станет подлинным гражданином, для которого неотделимы личное и общественное, права и обязанности. Родители стоят у истоков патриотического воспитания. Воспитание любви к родной природе, знакомство с героическим прошлым нашей страны, с её традициями, праздниками и знаменательными датами, в первую очередь происходит в семье.

Умственное воспитание ребёнка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывается на него родителями, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье. С поступлением ребёнка в школу задачи умственного воспитания усложняются.

Путь человека в мир прекрасного начинается рано, и здесь первостепенная роль также принадлежит семье.

Первые восприятия красоты, которые человек получает в семье, часто определяет эстетические вкусы на многие годы, а иногда и на всю жизнь. Умение понимать прекрасное, не только обогащает жизнь человека, его духовный мир, но организует и направляет его поступки и поведение.

Таким образом, семья способствует формированию гармонически развитой личности человека. В семье ребёнок усваивает нормы морали, навыки совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы, укрепляется физическое здоровье.

Источником благополучия ребёнка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, переживают их дефицит. Любовь - творец всего доброго и возвышенного. Это основа человеческих отношений.

Сухомлинский писал: «Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость - этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошёл школу доброты, школу подлинно человеческих отношений».

Между тем в практике семейного воспитания нередко можно наблюдать случаи, когда родители очень любят детей, оберегают их от всяких трудностей, заботятся об их здоровье, питании, учёбе, а дети вырастают грубыми, жестокими, эгоистичными, и в первую очередь это проявляется в отношениях к родителям. Как правило, в этих случаях виновата не любовь сама по себе, а безрассудство любви. Родители сами ставили детей в такие условия, при которых из них ничего, кроме эгоистов, и не могло вырасти.

Важным условием успешного воспитания в семье является авторитет родителей.

Авторитет родителей - это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам.

Обязательное условие авторитета родителей - единство требований к детям всех членов семьи. Единые требования, предъявляемые детям в семье взрослыми, способствуют тому, что ребенок привыкает поступать определённым образом. Постепенно у него вырабатывается навык не только поступать правильно, но и самостоятельно оценивать ситуацию и характер своих поступков. Но как часто родители забывают об этом необходимом условии воспитания.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе.

Не семья - помощник школы, а школа, как общество в целом, должна всемерно помогать, поддерживать семью. Главные усилия школы, направлены не на попытку подменить влияние семьи, а на то, чтобы деятельность ее способствовала восстановлению, укреплению нормальной семьи, установлению контакта в семье, благоприятного, воспитывающего микроклимата в социуме. Отсюда - три основных взаимосвязанных направления деятельности школы и других институтов общества в системе социального воспитания:

1.Передача (организация) социального опыта учащихся и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, и ее самоактуализации в ближайшем окружении; самовоспитания в желательном для общества направлении; .активизации - всеми имеющимися в обществе средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и др. направлений развития личности;

2. Создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении, формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентации ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению этого окружения для личности;

3. Процессы социальной реабилитации предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений, обеспечение социальной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадаптации и включение их в жизнь.

Деятельность школы, как открытой социально-педагогической системы строится на основе преемственности целенаправленной воспитательной работы с народной педагогикой, педагогической интерпретацией национальных традиций воспитания и обучения детей. Это еще одна характерная черта современной открытой школы. Модель система социального воспитания складывается с учетом национально-региональных микросоциальных условий; на основе развития совместной деятельности взрослых и детей в социуме, включения взрослого населения в активное общественное воспитание. И школа призвана обеспечить в воспитании конструктивное сочетание систем, образующих начал со стихийно разрозненным народным педагогическим опытом

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.

Как показали исследования, проведенные Леннардом на процесс социализации оказывает влияние форма коммуникации, принятая в семье: внутренняя и внешняя. Внешняя - направлена на развитие контактов и интересов к внешнему миру. Ориентация на обсуждение собственных проблем и ощущений - пример внутренней коммуникации. Леннард утверждал, что такой способ коммуникации сопровождается вторжением родителей и личную жизнь детей и препятствует развитию их самосознания и способностей к самоконтролю.

Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа. Учеными-педагогами школа относится к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания. Школа, как известно, охватывает три возрастных этапа социализации человека: младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет). В это время происходит становление развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность.

В процессе социализации детей изучаемый нами институт воспитания должен, прежде всего, для гармоничного, целостного развития личности, системно объединить все три группы задач выделяемые А.В. Мудриком: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи. Причем, следует учитывать на каждом возрастном этапе специфическое их содержание и способы решения задач. Если для детей младшего школьного возраста большую значимость имеют естественно-культурные и социально-культурные задачи, то уже в подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими в процессе жизнедеятельности и жизнеутверждения становятся социально-психологические задачи. Отсюда вытекает одна из целей школ: помочь в определении задач социализации ребенка, помочь на пути к решению их, привлекая всевозможные методы и приемы педагогик, социальной психологии.

Помимо школы, к микрофакторам, непосредственно влияющим на конкретных людей, относят семью, группы сверстников, микросоциум, другие воспитательные и учебные организации.

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.).

Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы как института социализации:

-Освоение ребятами нормативного поведения;

-Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка в общество. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. Отсюда вытекает необходимость создания для детей условий обязательного сравнения различных ценностных систем и выбора из этих жизненных позиций. Задача состоит в создании в школе таких условий, при которых ребенок мог приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации.

Школа получает ребенка из среды, как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей, микросредой и жизнь школы - часто является продолжением общественной жизни. Поэтому закономерность и деятельность школы, как основного института воспитательно-образовательной системы, эффективность учебно-воспитательного процесса на каждом конкретном историческом отрезке времени, в каждой определенный период развития системы, не могут быть точно оценены, проанализированы без соответствующей оценки и анализа самой системы и ее составляющих со средой. Многие истоки успехов и издержек современного воспитательного процесса лежат в окружающей социальной среде, требуют постоянного систематического учета и соответствующей корректировки тех социальных факторов, которые воздействуют прямо на процесс формирования личности.

Итак, определяя место школы в процессе социализации детей, необходимо сказать, что школа выступает как основной образовательно-воспитательный институт, воздействующий на развитие личности детей.






© 2010-2022