Методическая разработка классного часа

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Чистопольский сельскохозяйственный техникум им. Г.И.Усманова»











Методическая разработка классного часа

По теме: «Профессия- Агроном»







Автор-составитель:

Преподаватель ЧСХТ им. Г.И.Усманова

Боярова Н.В.



Чистополь-2015

Аннотация

Данная разработка составлена для проведения классного часа в учреждениях начального и среднего профессионального образования, в школах по теме «Профессия- Агроном».

Цели классного часа:

  • Расширить знания учащихся о профессии агронома;

  • Помочь в определении своих интересов и способностей;

  • Воспитать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;

  • Информировать их о качествах , присущих людям профессии агронома;

  • Учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии;

  • Формировать установку на успешную профессиональную деятельность;

  • Воспитание к любви будущей профессии и бережного отношения к природе;

  • Формирование правильного экологического мышления, экологической культуры;

  • Развитие активности и познавательного интереса.

Время и место проведения: 45 минут, читальный зал.

Участники: студенты отделения «Агрономия».

Оформление и оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование; презентация, стенд с высказываниями о земле, о природе.

Содержание материала:

Введение: Тема классного часа была запланирована в рамках недели специальности отделения «Агрономия». Тема актуальна и играет важную роль в формировании профессиональной деятельности студентов. Тема классного часа адресована студентам-первокурсникам. Подготовительная работа Группа делиться на микрогруппы для работы с литературными источниками. Подыскивается видиоматериал. Приглашается на классный час агроном производственного участка. Содержание Вступительное слово преподавателя Рассказ об агрономе

классный час проводился в рамках недели ЦК - тема актуальна.

Подготовительный этап:

- определение формы проведения мероприятия - классный час;

- подготовка стенда с высказываниями о земле, о природе; презентации о профессии агронома;

- приглашение на классный час агронома;

-подготовка сценария классного часа;

Подборка вопросов и загадок для конкурсов, стихотворений и их разучивание.

Ход классного часа:

Притча «Все в твоих руках».

Вступительное слово преподавателя.

Выступление агронома учебного хозяйства «Николаевка».

Конкурс пословиц о земле, о природе.

Презентация

Конкурс «Эрудит»

Конкурс «Загадки »

Литература

Вступительное слово преподавателя.

Сельское хозяйство - старейшая и важнейшая отрасль народного хозяйства. Оно имеет жизнеопределяющее, стратегическое значение для хозяйства страны. Причем значение сельскохозяйственного производства не уменьшается, а в связи с последними событиями в мире еще больше возрастает.

Вы будущие специалисты сельскохозяйственного производства и именно от вас будет зависеть насколько полно будут обеспечены люди хлебом, овощами, мясом, молоком и другими продуктами, а пищевая промышленность сырьём. Труд земледельца всегда был жизненно необходим. Французская пословица гласит: «На руки земледельца опирается весь мир».

Тема классного часа «Профессия - агроном». Земля любит теплые руки, и трудиться на ней надо теплыми руками, делать только все хорошо и красиво. Прекрасная это должность на земле - быть хорошим пахарем, который не просто любит землю, бережет ее, отлично обрабатывает, но и делает поля лучшими, более урожайными, чем они были. А вот как оценивает не легкий путь хлебороба Николай Рыленков:

Путь хлебороба - не лукавый путь.

Земля от века учит жить правдиво.

Людскую гордость обмануть не диво,

А землю невозможно обмануть

Она добра, но её не жаль ничуть

Тем, кто хитрил, трудился нерадиво

Проси, грози - не всколосится нива,

Возделанная наспех, как-нибудь

Все примеряя, - так или иначе,

Ее уроки не забыть в пути

Не верь случайно выпавшей удаче

Не льсти судьбе, но и себе не льсти

Земля сама твою покажет суть

Путь хлебороба - не лукавый путь.

Действительно, настоящий крестьянин знает и чувствует пашню, он не пойдет напрямик через паханое и засеянное поле, чтобы не нарушить его чистоты и покоя. Не начнет работу пока не убедится, что подоспело время, когда погода не помешает, а поможет ему. Не выпустит скотину на пастбище, чтобы не затоптать траву и не погубить ранимый луг. Много забот! Плохой погоды для умелого земледельца не существует. Он либо заранее углядит, почувствует непредвиденное другими ненастье и отложит на другое время задуманные работы, либо отыщет «окошки» в затянувшемся холоде и дожде и сделает свое дело ловко и скоро, что стихия ему не помешает. А как же иначе! Сколько поколений занималось на этой земле трудом под открытым небом, сколько разного случалось, что лишь глупый не наберется мудрости. Опыт и сноровка передавались от деда к отцу потом к сыну, внуку и правнуку. И не забывались, а только множились. Есть поговорка русская:

Она была мне в детстве как завет дана,

Ее отец мой повторял в тиши;

- Снял урожай, - вновь поля вспаши.

Я по отцовским проходя следам,

Ту поговорку сыну передам

Сын выйдет в поле, скажет в свой черед:

- Былое помни, но гляди в перед.

Песня: «Русское поле» (Лихман, Кудашев)

Поле, русское поле...

Светит луна или падает снег -

Счастьем и болью вместе с тобою

Нет, не забыть тебя сердцу вовек!

Русское поле, русское поле...

Сколько дорог прошагать мне пришлось

Ты моя юность, ты моя воля,

То, что сбылось, то, что в жизни сбылось.

Не сравняться с тобой

Ни леса, ни моря

Ты со мной мое поле,

Студит ветер висок

Здесь Отчизна моя,

И скажу не тая.

- Здравствуй, русское поле,

Я твой тонкий колосок

Поле, русское поле...

Пусть я давно - человек городской,

Запах полыни Вешние ливни

Вдруг обожгут меня прежней тоской

Русское поле. Русское поле...

Я, как и ты, ожиданьем живу,

Верю молчанью, как обещанью

Пасмурным днем вижу я синеву

Не сравняться с тобой

Ни леса, ни моря.

Ты со мной, мое поле

Студит ветер висок

Здесь отчизна моя, и скажу не тая:

- Здравствуй, русское поле,

Я твой тонкий колосок.

Земледелие остается единственной основой для создания почти всех незаменимых продуктов питания людей. Правда у землян есть еще богатство океанов- рыба, морские животные, моллюски, наконец, водоросли и планктон. Однако за последние 30 лет рыболовы и зверобои так процедили океанскую воду, что резко и заметно уменьшили запасы рыбы и поголовье китов. Видно, не океаны, а земля, плодородная почва, все также будут главенствующим средством производства продукции. Благо солнце - этот вечный источник энергии для зеленых растений - по-прежнему светит и греет, внося в человеческое создание успокаивающую мысль о спасении от голода в далеком будущем. Вот небольшая выдержка из ранних работ известного русского ученого нашей страны академика BP. Вильямса. В 1919 году он писал: «И горе тому народу, у которого земледельческая промышленность застыла в своем развитии: остановится работа его творческой мысли, затухнет, и остановиться в своем развитии его национальная культура... Вероятно, потому сельскому хозяйству наше общество отдает приоритет, ставит на первый план заботу о развитии сельскохозяйственной науки о хлебе насущном. Все другое - добыча энергии, промышленность, образование людей, - в конечном счете- направлено на улучшение земли, на создание обильного хлеба. «Человек создан, чтобы возделывать и хранить сад земной», «Человечество должно научиться жить в согласии с природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью природы» - говорил Н.Н. Моисеев. «Повелевать природой можно только, повинуясь ее законами» - утверждал Ф. Бэкон.

До чего же много стихов, песен, скороговорок, различных высказываний, пословиц и поговорок посвящено земле. Давайте теперь вместе вспомним некоторые из них: - Земелька черная, а хлеб белый родит.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Земля не клином сошлась.

Земля обман не любит.

Земля тарелка: что положишь, то и возьмешь.

Внимание полю - хлеба вволю.

Кто о земле радеет, того и земля пичкает.

День прозевал, - урожай потерял.

Труд - отец, земля - мать.

- Зернышко к зернышку составит мешок.

Зима без снега - лето, без хлеба.

Зимой хлеб глубокий - летом хлеб высокий.

Как посеешь, так и пожнешь.

Какие труды такие и плоды.

Каша мать наша, хлеб кормилец.

Яркая пшеница бела в пирогах.

Хлеб всему голова.

Хлеб в пути не в тягость.

Хлеб дорогой, - но не дороже нас с тобой.

Хлеб нас насущный, хоть черный, а вкусный.

Без хлеба нет обеда.

Без хлеба сыт, не будет.

Большому куску рот радуется.

Будет день, будет и пища.

Был бы обед, а ложка сыщется.

Был бы пирог, найдется и едок.

В августе три заботы: косить, пахать и сеять.

В апреля земля преет.

Всякая работа мастера хвалит.

Голова научит - руки сделают.

Горька порой работе, да хлеб от нее сладок.

Делать спустя рукава. Дело и учит, и мучит, и кормит.

-До поры, до времени не сеют семени.

Доплясались, что без хлеба остались.

- Едешь на день, а хлеб бери на неделю.

Живет на горке, а хлеба не корки.

Зарабатывай ломоть лучше краденного каравая.

Слайд 1. Профессия агронома - одна из самых нужных для человечества, трудоемких и ответственных на земле профессий, связанных с решением одной из глобальных проблем человечества - проблемы обеспечения продуктами питания, сырьем для промышленности. Агроном - это необычайно сложная, интересная профессия.

Агроном - это специалист, который занимается сельскохозяйственным производством, управляет трудом рабочих сельскохозяйственного сектора. Агроном является основным проводником науки в сельском хозяйстве, он определяет технологию труда и его организацию.

Выступают учащиеся по презентации.

Слайд 2. Слово "агроном" произошло от двух греческих слов: "агрос" - поле и "номос" - закон

Агроном

- специалист сельского хозяйства.

Он хорошо знает законы земледелия, законы агрономии. Знания этих законов помогают агроному выращивать высокие урожаи сельскохозяйственных растений

Слайд 3. Профессиональные компетенции агронома:

- агроном должен хорошо разбираться в природных процессах, хорошо знать биологию, химию, уметь адекватно реагировать на быстро изменяющиеся условия. И главное - любить природу.

- Ему до тонкостей известно все, что связано с выращиванием растений, то есть их агротехника: способы обработки почвы, сроки и способы сева и уборки урожая, особенности ухода за посевами и посадками.

Слайд 4. Профессионально важные качества:

- аналитический ум;

- оперативная и долговременная память;

- наблюдательность;

- развитый глазомер;

- чувство ответственности.

- инициативность,

- оперативность,

- творческое отношение к труду,

- умение быть наблюдательным,

- замечать и учитывать в своей работе происходящие в природе изменения, при необходимости принимать экстренные и нестандартные решения.

Слайд 5. Профессия агронома очень древняя. Уже несколько тысяч лет назад люди Древнего Египта, Китая, Греции, Рима и Индии знали, как правильно нужно обрабатывать и облагораживать землю и выращивать различные сельскохозяйственные растения. Первыми агрономами являлись люди, которые занимались выращиванием дикорастущих растений с последующим их окультуриванием. За время развития сельского хозяйства специфика профессии агронома претерпела много изменений, но по сей день остаётся значимой частью. Об этом можно прочитать в сохранившихся документах и книгах того времени. В древних русских книгах так -же можно найти записи по агрономии: как пахать землю, на какую глубину сеять зерно, как выращивать капусту и репу.

Слайд 6. Первыми агрономами были люди, которые начали выращивать дикорастущие растения, заниматься их одомашниванием.

До появления письменности агрономические знания передавались устно от отца к сыну, от поколения к поколению. Первыми известными русскими агрономами были А. Т. Болотов (1738- 1833) и И. М. Комов (1750- 1792). Они разрабатывали новые приемы выращивания зерновых и овощных культур, картофеля, льна и конопли и применяли и на практике. Большую помощь агрономам оказали труды известных русских ученых. Методическая разработка классного часаА. Т. Болотов (1738- 1833)

Методическая разработка классного часа И. М. Комов (1750- 1792)

В. В. Докучаев (1846-1903) разработал способы восстановления и повышения плодородия чернозема, К. А. Тимирязев (1843-1920) изучил потребности растений в питательных веществах, Д. Н. Прянишников (1865-1948) объяснил, как растения усваивают азот, разработал способы применения азотных удобрений. И. В. Мичурин (1855-1935) вывел новые сорта плодовых и ягодных культур.

Методическая разработка классного часаК. А. Тимирязев (1843-1920)

Методическая разработка классного часа В. В. Докучаев (1846-1903)

Методическая разработка классного часа Д. Н. Прянишников (1865-1948)

Методическая разработка классного часаИ. В. Мичурин (1855-1935)

Слайд 7. Агроном является значимым специалистом в области сельского хозяйства. В его задачи входит создание новых разновидностей огородных, садовых и полевых растительных культур. Профессиональный агроном также должен хорошо уметь планировать, контролировать и совершенствовать производственный процесс, выполняемый рабочими, входящими в его подчинение. Именно агроном является главным проводником науки в сельском хозяйстве, который должен уметь определять технологию и организацию труда.

Слайд 8. Агроном должен постоянно учиться, выписывать профессиональную периодику, совершенствоваться в профессии.

Слайд 9. Еще одна область профессиональной реализации агрономов - это экологическое проектирование и управление. Агрономы помогают более бережно использовать земельные ресурсы не в ущерб жизни и здоровью людей и животных.

Слайд 10. Особенно интересные перспективы сегодня открываются перед агрономами в связи с проблемой глобального потепления и связанными с ней нехватками продовольствия. Сити-фермер. Подобные специалисты уже существуют в крупных мегаполисах и в недалеком будущем, по мнению экспертов, профессия столь распространится, что перестанет удивлять россиян своим названием. Сити-фермер занимается выращиванием овощей, фруктов и зелени в условиях большого города. Обычно грядки размещаются на крышах домов, где хватает солнечного света.

Слайд11. Часто, выбирая будущую профессию, молодые люди не задумываются о последующем трудоустройстве. И совершенно напрасно. Мало получить престижную профессию, главное, получить работу, соответствующую этой профессии

Слайд12. Сегодня профессия агронома весьма востребована в различных крупных сельскохозяйственных комплексах страны, а также в небольших фермерских хозяйствах, оранжереях, питомниках, теплицах и других научно-исследовательских и образовательных институтах. Именно от расчётов агронома зависит время начала посева или сбора урожая, а также способы борьбы с полевыми вредителями или природными катаклизмами.

Слайд 13. Выбирая будущую профессию, всегда нужно обращать внимание на потребности рынка труда. Нет смысла получать профессию для галочки или потому, что престижно. Профессия должна быть интересной и приносить материальные блага, то есть, обеспечивать нормальную жизнь вам и вашей семье.

Конкурс «Эрудит». В царстве растений «Знаешь ли ты эти растения?»

■ Как называется наука о растениях? Ботаника.

■ Какие бобы легко превратить в конфеты, гусятину, курятину и даже молоко? Бобы, сои можно превратить во многие продукты питания.

■ Какое масло не дает дыма? Кокосовое масло.

■ Почему полено трудно разрубить поперек и сравнительно легко вдоль? Поперек мы рассекаем стенки сосудов, а вдоль - отделяем одну группу сосудов от другой.

■ Почему орешник цветет весной, а липа - летом? Орешник опыляется ветром, а липа - пчелами.

■ Как определить возраст спиленного дерева? По количеству колец на стволе.

■ Плод дуба. Желудь.

■ Густой лес. Чаща.

■ Дубовый лес. Дубрава.

■ Злак с толстым стеблем и желтыми зернами, собранными в початок. Кукуруза.

■ Тина на дне пруда. Ил.

■ Растение, отпугивающее запах моли. Герань.

■ Самое долговечное дерево. Дуб.

■ Самая высокая трава на Земле. Бамбук.

■ Малюсенькие растения на поверхности воды. Ряска.

■ Из него вырастет колос, если его не склюет курочка. Зерно.

■ Сушеная трава, зимний корм коровы. Сено.

■ Растение, у которого вместо листьев - колючки. Кактус.

■ Огород для арбузов и дынь. Бахча.

■ Воздушное лакомство, любимое детьми. Кукуруза.

Конкурс «Загадки».

Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля пахотная)

На поле ногайском, на рубище татарском стоят столбы точёные - головки золочёные. (Хлебное поле)

По чёрному пишу, по зелёному смотрю, а по золотому режу. (Пахота, рост, уборка урожая)

Не море, а волнуется. (Нива)

Меня бьют, колотят, ворочают, режут, а я всё терплю и всем добром плачу. (Земля пахотная)

Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом. не поднимешь, так не встанет.(Сноп)

Без кореньев растет, без костей встает (хлеб).

Баба-яга, вилами нога, весь мир кормит, сама голодна (соха).

Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены (сноп на земле).

В поле серёжки на тоненьких ножках (Овёс)

Из земли вырастаю - весь мир одеваю. (Лён)

Пришла панья в красном сарафане, начали раздевать, стали плакать и рыдать. (Луковица)

Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)

Кто в хлебе родится, а есть не годится? (Василёк)

И зелен и густ на грядке вырос куст. (Лук зелёный)

Стоит древо, древо ханское, платье шамаханское, цветы ангельски, когти дьявольски (шиповник).

Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса).

Стоит Антошка на одной ножке (гриб).

Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто ни взглянет, тот заплачет (лук).

Красненьки сапожки в земельке лежат (свекла).

Ни шит, ни кроен, а весь в рубцах (кочан).

Сидит дед, многими шубы одет: кто его раздевает, тот сам слезы проливает (лук).

Кругло, а не месяц; зелено, а не дубрава; с хвостиком, а не мышь (репа).

Дедушка осердился, в бабушку влепился (вцепился; репейник).

Слайд 14. Будущее за такой благородной и нужной профессией, как агроном. Мы знаем, чем пышнее цветут сады в селах, городах, чем больше садов, тем культурнее, богаче и радостнее жизнь народа. Сады и огороды не только украшают нашу жизнь, но приносят и огромную пользу человеку. Они улучшают климат, оздоровляют воздух, обогащают его кислородом, дают овощи, плоды и ягоды, имеющие большое значение в жизни человека.

В этом тоже есть заслуга агронома.

Свой рассказ об агрономах мы хотим закончить стихотворением. Автор стихотворения Игнашин Вячеслав студент отделения «Механизация сельского хозяйства».

Русское поле.

Небо высокое, синее,

Даль необъятных полей

Родина ты моя милая

Люблю я тебя все сильней

Когда я иду по обочине

Дороге родной, полевой

Все травы под ноги мне стелются,

И в душу приходит покой.

Комбайн, урожай, озимые-

Вот первые в детстве слова,

Которые слышал впервые,

Учась понимать и тогда

Дядя, отец, их товарищи

Меня приучали к тому,

Что быть агрономом почетно,

Им стать я, конечно могу

Богатство не в деньгах и почестях,

В машинах или в вещах

Чистейшее золото в зернышке

И в наших рабочих руках

У всех агрономов забота

Об урожае весь год

Уборка - и снова работа:

Посев, семена и уход

Пусть будет земля плодородной,

Пусть хлебная нива растет,

Зерно будет крупным, отборным,

Пусть русское поле живет.

Я надеюсь, что вы сделали правильный выбор профессии, никогда не пожалеете.

Литература:

Е.И. Белов , Р.С. Митин «Земли и люди»,«Мысль» Москва 2001

В. Золина «Пословицы, поговорки, ребусы», «Дидактика- плюс»Санкт- Петербург , 2000 Б. Гржилина «Экологические очерки о природе и человеке», «Прогресс», 2001

А.И. Каштанов «Агроном -тот, кто любит землю».2003

А. Онегов. Э.Сафанов. Мы и наша земля. «Молодая гвардия» Москва , 2001


© 2010-2022