Мониторинг личностных результатов обучающихся как средство реализации программы воспитания и социализации

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глушанина В.А.,

учитель

БОУ «Пологрудовская СОШ»


Мониторинг личностных результатов обучающихся как средство реализации программы воспитания и социализации

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к результатам образования: предметным, метапредметным и личностным. Личностные результаты подразумевают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме .

Цель воспитания и социализации личности учащегося основной школы - воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.

Социализацию личности можно и должно рассматривать как сложное социально-психологическое явление, которое представляет собою одновременно и

процесс, и отношение, и способ и результат развития личности в общении и деятельности.

Я являюсь классным руководителем 5 класса. Свою работу с пятиклассниками начала с изучения семей, знакомства с родителями ребят, с наблюдения за детьми, диагностического исследования классного коллектива.

Мониторинг воспитательной работы всегда представлял собой важную составляющую воспитательной деятельности. Количественные показатели мониторинга - основа для анализа состояния воспитывающей деятельности, для выявления проблем и слабых мест в классном коллективе, для планов на перспективу.

Для оценки личностных результатов обучающихся, построения кривой их личностного роста разработаны критерии (и показатели по этим критериям), отвечающие определѐнным действиям обучающихся, которые я и реализовывала в работе с ребятами. Основой моей работы стала мониторинговая карта оценки личностных результатов воспитания и социализации учащихся.



МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА

оценки личностных результатов воспитания и социализации учащегося __5 _ класса

Направление воспитания и социализации

Критерии оценки

Показатели по критериям

Оценка по показателям

Сумма по критериям

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Участие в классных мероприятиях по патриотической тематике;

Участие в днях российской государственности, других мероприятиях, конкурсах патриотической направленности; Работа в сельском музее по истории школы

1-присутствие, 2-3 - активное участие (выступления, проекты)

18

Н - 0-5

С - 6-11

В - 12-18

2.Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

Классные часы и другие мероприятия, направленные на воспитание высоконравственных отношений людей, культуры поведения в обществе, принятие нравственных ценностей; Работа по благоустройству школьной территории; Благотворительные акции; Классные праздники;

1-присутствие, 2-3 - активное участие (выступления, проекты) 0-3 - по степени участия 0-5 (грамоты дипломы, свидетельства) 1-присутствие, 2-3 - участие в подготовке и проведении

14

Н - 0-4

С - 5-9

В - 10-14

3.Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Классные часы по начальной профессиональной ориентации, экскурсии; Мероприятия интеллектуально-творческой направленности; Общественно-полезный труд на благо школы в летний период

1-присутствие, 2-3 - активное участие (выступления, проекты) 1-посещение занятий, 2-3 - результаты на уровне школы, 4-5 - результаты на уровне района, города 0-3 - по степени участия 0-3 - по степени участия

14

Н - 0-4

С - 5-9

В - 10-14

4.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

Классные часы на темы, связанные с культурой и искусством, экскурсии , посещение театров, концертов, музеев, выставок

1-присутствие, 2-3 - активное участие (выступления, проекты)

16

Н - 0-4

С - 5-10

В - 11-16

5.Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Система классных часов, бесед, направленных на профи-лактику употребления ПАВ, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганду основ безопасного поведения в различных ситуациях; классные часы, формирующие представления о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, влиянии на него факторов природной и социокультурной среды; Осознание ценности здорового образа жизни (анкетирование)

0-не принимает ценностей ЗОЖ 1-осознаѐт необходимость ЗОЖ, но на практике игнорирует его нормы 2-в полной мере следует нормам ЗОЖ 0-3 - по степени участия 1-посещение занятий, 2-3 - результаты на уровне школы, 4-5 - результаты на уровне района, города; 0-5 (грамоты дипломы, свидетельства)

Н - 0-5

С - 6-11

В - 12-18

6.Воспитание социальной ответственности и компетентности

Классные часы, тренинги, беседы, направленные на развитие коммуникативных навыков, формирование опыта ответственного гражданского поведения; Участие в классном самоуправлении; Участие в мероприятиях, организуемых советом старшеклассников и советом музея; Участие в командных соревнованиях;

1-присутствие, 2-3 - активное участие (выступления, проекты) 0-3 - по степени участия 1-присутствие, 2-3 - активное участие 1-участие, 2-3 - победы и призовые места на уровне школы, 4-5 - призовые места на уровне района

Н - 0-7

С - 8-15

В - 16-24

*Н - низкий, С - средний, В - высокий уровень воспитания и социализации. Оценка за «присутствие» или «посещение» ставится при посещении не менее 50% мероприятий данной направленности. Оценка «за результаты» может ставиться уже при однократном достижении по данному критерию. Степень участия в мероприятиях (оценка 0-3) и оценка за достижения за пределами школы (0-5) определяется классным руководителем исходя из общей ситуации в классе по данным показателям.

По результатам оценки личностных результатов воспитания и социализации заполняется матрица внеурочной деятельности по классу за анализируемый период.

Матрица внеурочной деятельности обучающихся __

Направление


Ф.И. ученика

1

2

3

4

5

6

Иванов

Н

С

Н

В

Н

Н

Петров







Сидоров




























Итоги по классу

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень










По классу в целом строятся диаграммы уровней воспитания и социализации по каждому направлению . Это иллюстрирует приоритетные направления воспитания и социализации для каждого ученика. Использую следующие виды диагностик: субтест «Я-концепция», тест «Вербальная диагностика самооценки личности», диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению, уровень воспитанности учащихся ( методика Н.П. Капустина),

уровень нравственно-этической ориентации, анкета по адаптации учащихся 5 класса, социометрическое изучение межличностных отношений, определение уровня самооценки учащихся 5 класса, оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса.

Я не могу говорить о больших сдвигах и изменениях в личности подростков за сравнительно небольшой период времени, в течение которого проводилась работа. Нельзя забывать, что развитие личности не дает сиюминутного результата, так как это очень сложный, многоэтапный и многофакторный процесс, результаты которого проявляются не сразу, а с течением времени. Мы можем говорить лишь о том, что в подростковом коллективе, благодаря организованным занятиям по развитию духовно-нравственного потенциала школьников, постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений, формируется привычка морального самоконтроля в общении, предотвращении конфликтных ситуаций. Кроме того, подростки становятся более доброжелательными, быстрее и легче находят выход из конфликтных ситуаций, лучше себя ведут, терпимее относятся друг к другу.

В результате диагностической работы я вижу, что у ребят наблюдаются подвижки в развитии коммуникативных навыков, а также средств эмоционального самовыражения.

Изменения в духовном развитии проявились также в том, что учащиеся демонстрируют:

  1. Осведомленность о нравственных представлениях;

  2. Проявление большей самостоятельности на пути решения нравственных проблем;

  3. Стремление учитывать и прогнозировать последствия своих поступков;

  4. Позитивную нравственную направленность своих действий и поступков.

Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале трудного пути, который приведет нас к новым высотам. Пусть каждый мой ученик с удовольствием входит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека.



5


© 2010-2022