Конспект классного часа для 5 класса «Любовь к родине начинается с семьи»

"Описание материала: Классный час был успешно проведен в декабре 2013 года в рамках конкурса «Учитель года». На внеклассном мероприятии удалось организовать активную деятельность учащихся, применив современные технологии обучения. Дети проанализировали свое отношение к стране, к близким людям. Надеюсь, что это позволило стать им более добрыми, внимательными, заботливыми. Такие мероприятия очень нужны современным детям., так как на них мы не только прививаем «доброе и вечное», но и позволяем ...
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-ориентированный классный час для учащихся 5 класса

«Любовь к родине начинается с семьи»

Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, специально организованной деятельности, способствующей к формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Это форма воспитательной работы, которая направлена на развитие личности ребёнка.

Личностно-ориентированный классный час - это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Основные понятия личностно-ориентированного подхода - это индивидуальность, самовыражение, выбор и педагогическая поддержка.

Чтобы подготовить личностно-ориентированный классный час, нужно вместе с детьми выбрать тему (интересна ли она для них?). В подготовке классного часа должны принимать участие все учащиеся класса (групповая и индивидуальная деятельность).

Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся дело было полезным и интересным для каждого.

Классный руководитель должен подумать, что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и готовность учащихся к участию в коллективном разговоре; в какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность.

Анализ и оценка результативности классного часа - это обогащение жизненного опыта, личностное значение, комфортность и активность детей в классном часе.

Критерии эффективности личностно-ориентированного классного часа:

- личная значимость для учащихся;
- благоприятный психологический климат;
- возможность для проявления и развития индивидуальных способностей школьников;
- обогащённость жизненного опыта;
- духовно-нравственная ценность;
- вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.

Цели:

  1. Формирование у ребенка системы духовно-нравственных ценностей, связанных с понятиями семьи и Родины.

  2. Развитие чувства ответственности и гордости за свою семью. Укрепление позитивного отношения к семье и государству, осознание их роли в жизни личности.

  3. Формирование готовности к созидательной деятельности в интересах семьи и государства.

Задачи:

  1. Организовать обсуждение и позитивное переживание ребенком нравственных ценностей семьи и Родины.

  2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, «малой Родине». Привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов семьи и Родины.

  3. Овладение понятиями о способах выражения любви к семье и Родине. Критическое осмысление и анализ собственных поступков.

Используемое оборудование:

- проектор и презентация;

- запись песни « Родина моя»

(слова Д.Тухманова, музыка Р.Рождественского).

- маркеры;

- бумажные заготовки для работы групп и индивидуальной работы, клей.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап мотивации

-Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. В начале занятия предлагаю послушать одну известную песню.

- Ребята, давайте внимательно вслушаемся в слова этой песни.

Положительный эмоционально-психологический настрой.

Слушают песню.

Этап актуализации понятия

- О чем эта песня?

- Что вы себе представляете, когда слышите слово «Родина»?

С чем Родина у вас ассоциируется? Что для вас Родина?

Учитель выслушивает высказывания учащихся.

Дети делятся своими представлениями о Родине.

Стихотворение (читают 2 подготовленных ученика)

Что мы Родиной зовем?

Дом, в котором мы живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер под окном.

Этап обсуждения понятий

- Тема нашего занятия: «Любовь к Родине начинается с семьи»

Эти знаменитые слова принадлежат Фрэ́нсису Бэ́кону (1561-1626) - английскому философу, историку, политическому деятелю, который жил 400 лет назад.

- Может быть, это высказывание уже устарело? Как вы думаете?

-Согласны ли вы с известным философом?

- Как вы понимаете эти слова?

Дети высказывают свои мнения по поводу верности афоризма Ф.Бэкона.

Тема сформулирована путем обозначения проблемы. Основные методы на данном этапе: беседа, коллективный диалог.

Приемы: сравнение, обобщение, рассуждение, опора на жизненный опыт.

Учитель безоценочно выслушивает мнения детей, благодарит их за участие в обсуждении и подводит итог:

- Конечно, ребята, вы правы. С тех давних пор ничего не изменилось и наблюдение Бэкона верно и сейчас. Наша Родина велика и прекрасна. Россия-это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть тот небольшой уголок страны, который нам особенно дорог тем, что там мы выросли. Там живут дорогие нам люди. Это наша «малая» Родина. То место, которое останется в нашем сердце навсегда. И обычно это то место, где мы со своей семьей, где нам хорошо и комфортно, где мы покойны и счастливы, где мы в любви и безопасности. Мы любим эту свою малую Родину.

- Но где мы научились любить? Мы родились с этим умением?

-Нет,конечно. Любить ребенок учится в семье.

Этап оценки отношения

- Давайте поговорим о наших семьях.

- Что для вас ваша семья, что она для вас значит?

-Сегодня мы будем работать в группах. Вы разбились на 3 группы, условно-3 семьи. Выберите, пожалуйста, главу семьи.

Предлагаю создать проект счастливой семьи. Перед вами лежит ватман, набор разных фигур, клей, фломастеры.

-покажите на листе если семья - это дом, то какой…..нарисуйте.

Если семья-это геометрическая фигура, то какая…

Если семья - это цвет, то какой….

Если настроение-это смайлик, то какой….

На выполнение работы 5минут. Главе семьи нужно будет защитить свой проект, объяснить ваш выбор.

-Пожалуйста, слово главам ваших семей!

Отвечают на вопросы:

-Защита,опора, любовь.

Возможность проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Создают проект.

Защищают проект.

Физминутка.

- Давайте отдохнем.

-Попрошу вас встать. Если на мой вопрос, вы отвечаете «Да!», похлопайте в ладоши, если ваш ответ «Нет», то ничего не делайте!
- Кто похож на папу? Аплодисменты!
- Кто похож на маму? Аплодисменты!
- Кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты!
- В чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты!
- У кого нет секретов от родителей? Аплодисменты!
- К кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!
- Кто помогает родителям по дому? Аплодисменты!
- Кто любит свою семью, дорожит ею! Аплодисменты!

Чередование видов деятельности, физминутка способствуют преодолению усталости.

- Что делает семью дружной, крепкой, счастливой?

- От кого это зависит?

А еще семья крепка своими традициями: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение»

Расскажите, какие семейные традиции чтут в вашей семье?

-Любовь,поддержка…

-От всех членов семьи.

Рассказывают о семейных традициях.

- Спасибо за ваши мысли и теплые слова о вашем отношении к семье.

-Без памяти нет традиций. Сейчас мы обратимся к народной мудрости, которая заключена в пословицах о семье.

-Я буду читать начало пословицы и прикреплять листочек на дерево, а вы определите продолжение пословицы и прикрепите рядом с моим.

В гостях хорошо…….а дома лучше.

Не нужен клад, ………коли в семье лад.

Когда семья вместе,. …. и душа на месте.

Не красна изба углами, ……а красна пирогами.

Счастлив тот, ….то счастлив у себя дома.

Дерево держится корнями,….а человек семьей.

-Как дерево крепко держится корнями, так и дружная семья на чем-то держится. А на чем мы сейчас подумаем, послушав притчу.

Притча о семье

В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово…»

-Как вы думаете, какое это было слово?

-Я порошу каждого из вас написать на своем сердечке, за что вы любите свою семью. Затем приклейте ваши сердечки-открытки к вашему большому любящему сердцу. Расскажите (если пожелаете) своей группе о ваших чувствах к своей семье и договоритесь, кто из группы обобщит ваши мысли для всего класса.

-Если у вас нет желания говорить при всех о своих чувствах, можете этого не делать. А если не хотите, чтобы товарищи прочли ваши мысли, можете закрыть и заклеить ваше сердечко-тогда ваши мысли будут принадлежать только вам.

Коммуникативный компонент ориентирован на развитие таких свойств личности, как ее коммуникабельность, контактность в различных ситуациях общения, готовность к сотрудничеству. Культуроведческий компонент призван обеспечить культурную идентификацию обучающегося, под которой понимается "установление духовной взаимосвязи между собой и своим народом, переживания чувства принадлежности к национальной культуре, (принятие в качестве своих) ее ценностей, построение собственной жизни с их учетом".

Образуют группы и выполняют задание, работая сначала индивидуально, а затем в группах.

После того, как задание выполнено, представители групп вывешивают большие «сердца» (которые теперь имеют вид красивых открыток) на доску и обобщают мнение своей группы о том, за что дети любят свою семью.

Выступают представители групп, выражая мнение группы.

Рефлексия

-В качестве подведения итогов нашего классного часа предлагаю вам составить и записать пятистишие по следующей схеме:

1. Существительное.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Фраза.

5. Ассоциация.

Для того, чтобы оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу проводится рефлексия содержания учебного материала. Прием «Синквейн», помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое.

- Какую пользу вы получили от нашего разговора?

- Какое у вас сейчас настроение?

- Что вы узнали о себе?

У каждого человека должна быть семья, дом, место, где его любят и ждут, место, где человеку тепло и уютно. Я желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!

Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их любите!

Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться!

Отвечают на вопросы, подводят итоги занятия.

Литература:

1. Воспитание школьника, №4-2007.-37с.

2. Классный руководитель», №1-2007.-57с.

3. Классный руководитель», №3-2006.- 66с.

4. Интернет-ресурс : gmc.ivedu.ru›uploaded/files/loginova/


© 2010-2022