Статья на тему Профессионализм педагогических работников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессионализм педагогических работников

в современных условиях

Рогова Татьяна Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ гимназия №5

г. Воронежа

Спецификой педагогического образования являются повышенные социальные требования к профессиональной деятельности и к личности учителя, воспитателя, как субъекта педагогического общения и учебно-воспитательного процесса.

Одними из основных направлений модернизации педагогического образования являются:

а) совершенствование содержания и форм подготовки педагогов, в том числе приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации, корректировка содержания подготовки педагогов с учетом обновления содержания и технологий общего образования (в частности по дисциплинам социально-гуманитарного цикла);

б) оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов, в том числе создание и внедрение современных средств контроля качества образования.

Необходимо отметить низкую социальную мобильность опытных педагогов, понимаемую как способность быстро осваивать новые виды деятельности и нормы поведения. Процесс информатизации привел к тому, что человеческий ресурс стал новым параметром конкурентоспособности предприятий. Но любая современная техника и новейшая технология могут оказаться невостребованными или частично востребованными, если не создать гибкую систему непрерывного повышения квалификации педагогов и руководителей на новой основе. К тому же, все более привлекательной становится краткосрочная профессиональная подготовка на рабочем месте в соответствии с новыми потребностями и особенностями профессиональной структуры и занимаемой должности.

Исходя из анализа современных исследований видно, что последипломное образование подразумевает под собой повышение уровня образования, совершенствование подготовки, повышение уровня квалификации педагога. Профессиональное развитие педагога является важной составляющей последипломного образования. Непрерывность профессионального развития является необходимой для профессионального и личностного индивидуального опыта педагога. В связи с этим, в системе последипломного образования, особое внимание необходимо уделить профессиональному развитию педагогов. Профессиональное развитие - это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности . При несоответствии уровня профессионального развития педагога инновационной системе образования, возникают проблемы. Направленность на создание условий для понимания сущности и целей введения инноваций, обновления образовательной сферы, включение педагога в личностно значимый процесс профессионального развития становится важной направляющей осуществления процессов модернизации образования.

В большинстве исследований, профессионализм педагога описывается через профессиональную компетентность.

Под профессиональной компетентностью Симоненко В.Д. понимает «интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений» .

Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его
теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В ряду целей профессионального образования, заявленных в правительственных документах, в том числе в "Концепции модернизации российского образования до 2010 года", подготовленной Минобразованием России и одобренной Правительством РФ в декабре 2001 года, в качестве основной выделена цель подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.



© 2010-2022