Конспект родительского собрания «Стресс в детском возрасте»

Представленный материал рекомендуется педагогам, как выступление на родительском собрании.   Содержание текста раскрывает симптоматику детских стрессов  и   причины их возникновения.  Также раскрываются некоторые приемы (способы) которые могут помочь родителям свревременно предупредить срессовую ситуацию у ребенка и применить способы преодоления психоэмоционального напряжения у детей.   Рассматриваются общие методы профилактики стресса   и  возможные последствия сресоовых ситуаций  у детей. В за...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детски сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 30 «Крепыш»

г. Зеленогорск, Красноярский край












«Стресс в детском возрасте»

Выступление на родительском собрании

в старшей группе



Выполнила:

Педагог-психолог МБДОУ д/с №30

Литвинская В.Н.





2014 год

«Стресс в детском возрасте»

Стресс - неотъемлемая часть современной жизни. Стресс, в своё время, переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Симптомы стресса у детей

Ребёнок - это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело. Его запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют некоторые признаки, по которым Вы сможете определить, что ребёнок пребывает в состоянии стресса.

Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проносится через дни учебы в школе безо всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются спазмы в животе и головные боли даже при виде здания школы.

Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети могут вернуться к младенческому поведению, такому как держать во рту большой палец или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. А другие проявляют стресс в трудном поведении - приступах раздражения или вспышках ярости, агрессии к окружающим, которые показывают, что они теряют контроль над собой.

Не является чем-то необычным, когда дети под влиянием стресса приобретают нервные привычки или у них возникает судорожный тик, мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание.

Общими причинами стресса для детей всех возрастов могут быть:

  • развод родителей;

  • расставание с дорогими людьми;

  • смерть близкого человека;

  • катастрофы, травмы;

  • детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);

  • применение насилия;

  • появление нового ребёнка в семье;

  • просмотр телепередач, фильмов, мультфильмов, демонстрирующих агрессию, насилие и т.п.

  • переезд;

  • гибель домашнего животного и др.

Чтобы помочь ребенку успешно справиться со стрессом, требуется время и терпение. Для этого используют способы предупреждения и методы преодоления психоэмоционального напряжения у детей.

Некоторые приемы, которые могут оказаться полезными

1. Вспомните, как ощущается стресс у детей. Для двухлетнего ребенка, который боится, что его оставят одного, представляет не меньший источник стресса, чем пребывание в больнице. Ваша одиннадцатилетняя дочь, собирающаяся на первые танцы, может испытывать невероятный стресс, потому что она беспокоится, что ей придется весь вечер простоять у стены и никто не пригласит ее на танец. То, что родителям кажется не вызывающим стресс, для детей может быть его очевидной причиной. Вы можете помочь ребенку миновать это напряженное время, если поймете, что с ним происходит. Если вы забыли свои собственные детские переживания, постарайтесь понять, что все, что делается детьми впервые, может вызвать у них беспокойство. Попробуйте увидеть ситуацию с их точки зрения, и тогда вы лучше поймете испытываемый ими стресс.

2. Дайте ему время, чтобы все объяснить. Подобно взрослым, дети, находящиеся в состоянии стресса, могут нуждаться в том, чтобы выговориться. Выберите несколько минут перед отходом ко сну и предоставьте ребенку возможность рассказать о том, что его беспокоит. И вам совсем не нужно самим поддерживать этот разговор. Сидите и молчите, просто слушайте, что говорит ребенок - это предпосылка к выражению им своих чувств.

3. Приготовьте ребенка к неожиданностям. Чем меньше мы знаем о новой ситуации, тем больше мы боимся ее. Поэтому вам следует ознакомить детей с тем, что им предстоит. Например, ребенок, который переезжает в новый район или начинающий посещать другой детский сад (школу), должен получить возможность увидеть свой новый дом или заранее побывать в своем новом садике. Чем больше вы сообщите заранее своему ребенку, тем меньше возможный стресс, который он будет испытывать. Если ребенок начнет сталкиваться с неожиданностями, уровень его обеспокоенности возрастет.

4. Объясните ребенку, когда что-то случится. Не забывайте, что очень маленькие дети не разбираются во времени так, как это делают взрослые. Ребенок, который боится, что больше никогда не увидит свою маму, может не понять, если вы объясните ему, что мама вернется через три дня из своей деловой поездки. Объясняйте ему такими словами, которые понятны ребенку. Скажите ему: "Мама вернется через три сна". Таким образом, он поймет, сколько времени ему придется ждать.

5. Не требуйте от ребенка только отличного поведения и высоких оценок. Одним из главных факторов, вызывающих стресс в жизни ребенка, могут быть ожидания родителей. Часто приходится снижать эти ожидания, чтобы облегчить состояние ребенка.

6. Компенсируйте эмоциональные нагрузки. Умеренные физические нагрузки являются хорошей профилактикой эмоциональных напряжений. Ребенок может посещать спортивную секцию или бассейн, кататься на велосипеде и т. д. Все эти занятия способствуют выработке «гормонов счастья» (эндорфинов), которые помогают справиться со стрессом.

7. Соблюдайте режим. Соблюдение распорядка дня способствует нормализации настроения и поведения ребенка. Питание должно быть сбалансированным, нагрузки - умеренными, а сон - полноценным. Когда мы ведем хорошо сбалансированную жизнь, мы все способны легко переносить стресс.

8. Установите определенные пределы дополнительными занятиям. Ребенок, который записан в излишне большое количество спортивных и других секций, является кандидатом номер один для стресса. Часто дети даже не получают удовольствия от своих дополнительных занятий, и не доставляют удовольствия родителям. Родителям следует отойти в сторону, установив разумные пределы дополнительных занятий, и помочь ребенку заниматься вещами, доставляющими ему удовольствие. Не попадите в такую ловушку: "Мы заплатили много денег за этот саксофон, поэтому тебе придется продолжать музыкальные уроки", а ребенку гораздо больше нравится провести этот час в своей комнате за чтением.

9. Укрепите у них чувство уверенности в себе. Люди, уверенные в себе, смотрят на стрессовые ситуации не как на трудность, а как на брошенный им вызов. Поощряйте ребенка, когда он занимается деятельностью, в которой может добиться успеха. Для некоторых детей, особенно тех, кто не обладает хорошей координацией или плохо усваивает информацию, приходится приложить немало усилий, чтобы найти такие занятия, которые они исполняют успешно. Само занятие может быть несложным, важно, чтобы оно ценилось, и за успех в нем ребенок получал похвалу родителей. "На тебя можно положиться, поэтому надеюсь, что ты поможешь мне каждый вечер накрывать на стол", - такие слова помогают ребенку обрести уверенность в себе. Когда вы хвалите детей за успехи, это компенсирует их недостатки в тех занятиях, которые они выполняют не так успешно.

10. Демонстрируйте им свою любовь. Чувство безграничной любви родителей к своему ребенку может защитить его от самых трудных жизненных стрессов. Детям нужно знать, что родители их любят, вне зависимости от того, насколько успешно они проявляют себя в учебе или на спортивной площадке. Родители могут колоссально уменьшить беспокойство своих детей, просто сказав: "Ты молодец, неважно, что случится".


Общие методы профилактики стресса:

Подведем итог:

  • родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией;

  • родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним;

  • не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребёнком и не давать ему это делать самому;

  • родители должны быть внимательными к собственному чаду, научиться его понимать;

  • если ребёнок всё же увидел шокирующее событие по телевизору или на улице, родителям следует поговорить с ним об этом;

  • необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям - нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с тёмной стороной жизни. Выберите «золотую середину»: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях;

  • родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями;

  • убедите своего ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т.д.

Последствия стресса у детей

  • Если причиной стресса является просмотр шокирующих телепрограмм, то последствием может стать жестокость и циничность, стремление причинять боль себе и окружающим.

  • Если причиной стресса является насилие, то последствием стресса может стать замкнутость ребёнка и проблемы с психикой.

  • В особо тяжёлых случаях стресс может привести к задержке или даже остановке психического развития. Такой человек никогда не сможет избавиться от психологической травмы, никогда не повзрослеет.

  • После пережитого стресса у ребёнка могут возникнуть сердечные или инфекционные заболевания, язва желудка.

  • Стресс у детей может привести к развитию невроза.

  • Дети, пережившие стресс, склонны приобретать хронические заболевания: астму, сахарный диабет.

К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.

2. Памятка «Что должно беспокоить родителей в ребенке»

Родителям предлагаются памятки с перечнем отклонений в поведении детей по возрастным периодам (Приложение 1)

3. Памятка «Памятка родителям о воспитании детей»

Родителям предлагаются «правила» во взаимодействии с детьми для их благополучного развития и нормализации детско-родительских отношений. (Приложение 2).




Литература


  1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление, СПб, 2006.

  2. Захарова А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка, СПб, 1997.

  3. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие.М., 2007.

  4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога, Ростов-н Д, 2005.

  5. nostress.ru/

  6. adalin.mospsy.ru/










Приложение 1

«Что должно беспокоить родителей в ребенке»

(Симптомы стресса)

В возрасте до года:

- выраженная тревожность, крикливость;

- нарушение сна;

- плохой аппетит, частые срыгивания;

- плохая прибавка в весе;

- плохая реакция на звук и свет;

- очень сильная (чрезмерная) реакция на звук и свет;

- нарушение тонуса мышц, судороги;

- повышение внутричерепного давления;

- частые простудные заболевания;

- тяжелые заболевания (с применением больших доз антибиотиков и других препаратов), операции.

В возрасте от 3 до 5 лет:

- чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;

- раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;

- чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;

- плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто просыпается и т. п.);

- страхи (боязнь темноты, одиночества, ночные страхи);

- тики (непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);

- хронические заболевания;

- трудности контактов со сверстниками и взрослыми;

- сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;

- задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже), дефекты зкукопроизношения;

- заикание.

В возрасте 5-6 лет


  • частые хронические заболевания;

  • возросшая требовательность и частое проявление негодования;

  • «возвращение в детство» (ребёнок 3 - 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);

  • импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);

  • чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;

  • нарушения сна;

  • страхи;

  • навязчивые движения, кривляния;

  • боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;

  • трудность общения с незнакомыми сверстниками, взрослыми.

Приложение 2

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:

1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

2. Принимайте ребенка таким, как он есть - со всеми его достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.

5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

11. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

Правила, которые помогают наладить
и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину


1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребёнка.

2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (движение, познание, упражнение).

4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.


© 2010-2022