Выступление на тему Технология тьюторства

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чумакова Ирина Александровна,

учитель физики и математики,

МКОУ Бурковская СОШ.

Технология тьюторства в ученической деятельности.

Если говорить о происхождении слова Тьютор (англ. tutor), то в переводе на русский язык оно означает "домашний учитель, репетитор, наставник, опекун".

Исторически позиция тьютора была впервые введена в XII веке в Оксфордском, а чуть позже в XIII веке - в Кембриджском Университетах, с целью противопоставления обучения студента узконаправленному процессу по определённому предмету возможности видеть и использовать весь его потенциал. Также, для формирования индивидуальных образовательных программ, оказывающих консультации в ответ на образовательные конкретные запросы учащихся. Тьютор в школе, это педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеклассной работой обучающихся, помогает школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, может работать с интересом каждого ученика, являться его индивидуальным научным руководителем, или воспитателем.

По своему роду деятельности тьютор выполняет совершенно самостоятельные функции в учебном процессе. Тьюторское сопровождение, принципиально отличается своей особой спецификой и своими задачами от психологического, или педагогического сопровождения. Суть его заключается в организации работы по принципу индивидуализации действий ученика по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.

Основными составляющими тьюторства являются:

- поддержка, как диспетчер самостоятельности при выборе предмета для изучения прогнозирует индивидуальный учебный план, при составлении программы образования её проектирует, при определении, в какой последовательности, в какие сроки и какими средствами будет реализована образовательная программа, конструирует индивидуальный образовательный маршрут;

- сопровождение, как научный руководитель в реализации индивидуальной образовательной программы, в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе. Как тренер для «олимпийской» подготовки, а в работе с отстающими учениками - репетитор. Причём, не только со слабоуспевающими школьниками, но и способными, но пропустившими уроки по всевозможным уважительным причинам;

- фасилитация, (англ. facilitate - помогать, облегчение), как агроном поля развития необходим для формирования мотивации, опоры и перспектив в сопровождении по пути культурного, профессионального и личностного самоопределения.

Сегодня педагог должен не только учить, но понимать и чувствовать, как ребенок учится, и, даже, предполагать, какие знания и умения, приобретаемые учениками на уроках и в ходе внеурочной деятельности, могут быть полезными и реально использоваться в будущем. В связи с этим в современном образовании необходима новая профессия - тьютор, с конкретно поставленными целями:

- анализа познавательных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений обучающихся;

- продумывания способов мотивации и вариантов фиксации достижений;

- разработки направлений проектной деятельности;

- профессиональной организации групповой работы для прояснения и достижения поставленных целей;

- организации образовательных событий;

- применения специальных тьюторских технологий и других.

В отличие от различных школьных должностей: завуча, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, или мотивированного родителя, тьютор - это призвание и он старается использовать практически любую ситуацию в качестве образовательного ресурса, «проводит» обучающегося через разные способы работы, обращает внимание на успехи и неудачи. Для достижения цели ставит следующие задачи:

- помочь школьникам получить от учебы максимальную отдачу;

- следить за ходом учебы ученика;

- давать обратную связь по заданиям;

- консультировать и поддерживать отстающих;

- заинтересовывать в обучении на протяжении курса изучения предмета;

- предоставить при необходимости возможность связи посредством личного контакта, телефона, электронной почты и компьютерных конференций.

В результате всей работы становится очевидна успешность обучающихся, которая проявляется как:

  1. Готовность к решению проблем

  2. Готовность к самообразованию

  3. Готовность к использованию информационных ресурсов

  4. Готовность к социальному взаимодействию

  5. Коммуникативная компетентность.

Для будущих выпускников педагог-тьютор в своей работе обязательно вносит дополнительные задачи, а именно:

- оказывает помощь в решении проблем самоопределения;

- предоставляет информацию для разработки и дальнейшей корректировки ИУП;

- обеспечивает поддержку учащихся;

- организует рефлексию;

- анализирует результаты принятых им решений;

- обучает методам планирования карьеры;

- помогает сделать выбор направления после школы

Тьюторство также, может быть реализовано с помощью проектной технологии, технологии работы с «портфолио», технологии консультирования, тренинговой технологии, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующей методики и информационных технологий.

В заключении замечу, что тьюторская деятельность является сложной и интегрированной, она строится по принципу взаимодополняемости психологической, педагогической и информационной составляющих. Значит, тьюторская помощь может совмещаться с другими видами образовательной деятельности.

И главное: тьюторами не рождаются, тьюторами - становятся!

© 2010-2022