- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выступление на тему Технология тьюторства
Выступление на тему Технология тьюторства
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чумакова И.А. |
Дата | 08.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Чумакова Ирина Александровна,
учитель физики и математики,
МКОУ Бурковская СОШ.
Технология тьюторства в ученической деятельности.
Если говорить о происхождении слова Тьютор (англ. tutor), то в переводе на русский язык оно означает "домашний учитель, репетитор, наставник, опекун".
Исторически позиция тьютора была впервые введена в XII веке в Оксфордском, а чуть позже в XIII веке - в Кембриджском Университетах, с целью противопоставления обучения студента узконаправленному процессу по определённому предмету возможности видеть и использовать весь его потенциал. Также, для формирования индивидуальных образовательных программ, оказывающих консультации в ответ на образовательные конкретные запросы учащихся. Тьютор в школе, это педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеклассной работой обучающихся, помогает школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, может работать с интересом каждого ученика, являться его индивидуальным научным руководителем, или воспитателем.
По своему роду деятельности тьютор выполняет совершенно самостоятельные функции в учебном процессе. Тьюторское сопровождение, принципиально отличается своей особой спецификой и своими задачами от психологического, или педагогического сопровождения. Суть его заключается в организации работы по принципу индивидуализации действий ученика по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.
Основными составляющими тьюторства являются:
- поддержка, как диспетчер самостоятельности при выборе предмета для изучения прогнозирует индивидуальный учебный план, при составлении программы образования её проектирует, при определении, в какой последовательности, в какие сроки и какими средствами будет реализована образовательная программа, конструирует индивидуальный образовательный маршрут;
- сопровождение, как научный руководитель в реализации индивидуальной образовательной программы, в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе. Как тренер для «олимпийской» подготовки, а в работе с отстающими учениками - репетитор. Причём, не только со слабоуспевающими школьниками, но и способными, но пропустившими уроки по всевозможным уважительным причинам;
- фасилитация, (англ. facilitate - помогать, облегчение), как агроном поля развития необходим для формирования мотивации, опоры и перспектив в сопровождении по пути культурного, профессионального и личностного самоопределения.
Сегодня педагог должен не только учить, но понимать и чувствовать, как ребенок учится, и, даже, предполагать, какие знания и умения, приобретаемые учениками на уроках и в ходе внеурочной деятельности, могут быть полезными и реально использоваться в будущем. В связи с этим в современном образовании необходима новая профессия - тьютор, с конкретно поставленными целями:
- анализа познавательных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений обучающихся;
- продумывания способов мотивации и вариантов фиксации достижений;
- разработки направлений проектной деятельности;
- профессиональной организации групповой работы для прояснения и достижения поставленных целей;
- организации образовательных событий;
- применения специальных тьюторских технологий и других.
В отличие от различных школьных должностей: завуча, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, или мотивированного родителя, тьютор - это призвание и он старается использовать практически любую ситуацию в качестве образовательного ресурса, «проводит» обучающегося через разные способы работы, обращает внимание на успехи и неудачи. Для достижения цели ставит следующие задачи:
- помочь школьникам получить от учебы максимальную отдачу;
- следить за ходом учебы ученика;
- давать обратную связь по заданиям;
- консультировать и поддерживать отстающих;
- заинтересовывать в обучении на протяжении курса изучения предмета;
- предоставить при необходимости возможность связи посредством личного контакта, телефона, электронной почты и компьютерных конференций.
В результате всей работы становится очевидна успешность обучающихся, которая проявляется как:
-
Готовность к решению проблем
-
Готовность к самообразованию
-
Готовность к использованию информационных ресурсов
-
Готовность к социальному взаимодействию
-
Коммуникативная компетентность.
Для будущих выпускников педагог-тьютор в своей работе обязательно вносит дополнительные задачи, а именно:
- оказывает помощь в решении проблем самоопределения;
- предоставляет информацию для разработки и дальнейшей корректировки ИУП;
- обеспечивает поддержку учащихся;
- организует рефлексию;
- анализирует результаты принятых им решений;
- обучает методам планирования карьеры;
- помогает сделать выбор направления после школы
Тьюторство также, может быть реализовано с помощью проектной технологии, технологии работы с «портфолио», технологии консультирования, тренинговой технологии, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующей методики и информационных технологий.
В заключении замечу, что тьюторская деятельность является сложной и интегрированной, она строится по принципу взаимодополняемости психологической, педагогической и информационной составляющих. Значит, тьюторская помощь может совмещаться с другими видами образовательной деятельности.
И главное: тьюторами не рождаются, тьюторами - становятся!