Выступление на педсовете Одаренные дети

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ (из опыта работы)

Дети, опережающие свой воз­раст, обладают чрезвычайной способностью к подражанию, к усвоению того, как говорят и мыслят старшие. Отсюда велика роль старшего, позволяющего ребенку достичь незапланиро­ванных высот, т.е. идущего рядом. С ребенком учителя.

Процесс обучения для таких детей предусматривает диффе­ренциацию по помощи, которую будет оказывать взрослый.

В школе определили направ­ления: создать банк данных о де­тях, составить индивидуальную программу интеллектуального развития, определить статус данного ребенка в детском кол­лективе и построить воспита­тельную работу так, чтобы соз­дать комфортные условия для ребенка.

Интеллектуальные возможно­сти детей определялись путем:

а) тестирований;

б) анализа списков победите­лей турниров разного ранга;

в) наблюдения и сравнения учебных и внеучебных результатов;

г) опроса всех учителей шко­лы о детях, которые проявляют способности не по возрасту;

д) анализа внешкольной заня­тости детей и ее результативности.

Выяснилось, что детей, заня­тых одним кругом проблем, в классе немного. Отсюда появи­лась необходимость создания разновозрастных групп по инте­ресам, во главе которой стоит учитель (специалист) по данному кругу проблем. Это позволяет способным детям найти друзей, снижает уровень дискомфортного общения, позволяет продемонст­рировать свои успехи группе за­интересованных людей, а также (может быть, самое главное) по­учиться у разных учителей одного профиля, так как в группу по ин­тересам собираются дети от раз­ных преподавателей. Более того, результаты своего труда школь­ник представляет в виде печат­ной работы на конференции, где учится публично выступать, вы­слушивать критику, находить единомышленников и руководи­теля своей деятельностью.

При формировании групп по интересам представляется возможность отобрать детей:

а) с общими интеллектуаль­ными способностями (которых отмечают учителя самых разных предметов);

б) с конкретными академиче­скими способностями (их отме­чают отдельные предметники);

в) с творческими способно­стями (их отмечают дети, класс­ные руководители);

г) с лидерскими (руководящи­ми) способностями (их отмечают дети, учителя);

д) с исполнительскими спо­собностями (видны всем во вне­урочных мероприятиях);

е) с психомоторными способ­ностями.

При анализе списков отобран­ных или самозаписавшихся в группу детей видна структура лю­бого класса. Если в классе в цен­тре стоят дети-интеллектуалы, тогда им там комфортно, и про­цесс учебы и общения носит со­всем иной характер, нежели в классе, где в центре стоят дети с очень низким уровнем развития, а способные ребята испытывают на себе все тяготы изгоев.

Такой анализ позволяет кор­ректировать воспитательную ра­боту, с одной стороны, а с другой стороны - позволяет детям со средними способностями, но ог­ромным интересом примыкать к

группе по интересам и добивать­ся успехов в смотрах и конкурсах.

Формировать группы по инте­ресам начинаем с самозаписи, тем самым открыв возможность всем детям заявить о себе, дальше происходит самоотсев части детей. Остаются действи­тельно заинтересованные учени­ки. Чем больше групп заявлено, тем большее число детей нахо­дит себе место для работы.

После формирования групп проводится тестирование детей для уточнения общего уровня знаний о ребенке. Определяется, к какому типу высшей нервной деятельности он относится, что­бы знать как строить с ним рабо­ту дальше, а в группе помочь ему определиться с выбором темы, подбором литературы, в поиске единомышленников, предоставив самостоятельность в работе.

Такой подход позволяет уви­деть детей с опережающим раз­витием, помочь им в личностном становлении, а также открыть большое количество интересных детей, не проявивших себя осо­быми успехами, но проявляющих постоянный интерес к чему-либо, чтобы помочь им достигнуть же­лаемого результата. Помимо это­го, решаются проблемы взаимо­отношений в коллективе детей и учителей и восстанавливаются вертикальные и горизонтальные связи.


© 2010-2022