Проект Акань-коми-пермяцкая кукла

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПРОЕКТ

« Акань - коми - пермяцкая кукла»



Анисимова Мария

МОБУ « СОШ№1»,

ученица 2 класса.

Лесникова Вера Ивановна

МОБУ « СОШ №1»,

учитель начальных классов.





















Введение

Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал.

Очень много говорят и пишут о том , что наше поколение детей отдает предпочтение компьютерным играм. Проводя опрос среди своих одноклассников, я пришла к выводу, что девочки играют в основном в куклы типа « Барби», а мальчики предпочитают лего и компьютерные игры. Мне захотелось узнать: какие куклы играли раньше мои ровесницы?

Прошлое , настоящее и будущее тесно связаны друг с другом. История дает нам возможность познать нас самих. Это не просто информация о прошлом, а интереснейший процесс познания себя и своих предков. Это побудило к работе над этим исследованием.

Актуальность.

Тему «Акань - коми - пермяцкая кукла» считаю актуальной, т.к. изучению истории родного края, возрождению народные традиций, ремесел сегодня уделяется большое внимание. Какая она - коми - пермяцкая кукла и каково ее значение в жизни коми - пермяков?

Цель проекта - изучить традиции коми - пермяков на основе изучения особенностей куклы , научиться самому изготовлять простейшие куклы из тряпок.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с историей куклы.

  2. Изучить способы изготовления некоторых кукол.

  3. Собрать материал о мастерах - кукольниках.

Объект исследования - история коми - пермяцкой куклы ( акань)

Предмет исследования - кукла ( акань)

Методы исследования:

  1. Изучение литературы ( анализ справочной литературы, информации из Интернета)

  2. Встреча и интервью с мастерами - кукольниками)

  3. Изготовление куклы.

Структура исследования: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

Практическая значимость: данный материал можно использовать на уроках труда , изобразительного искусства, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий, можно рассказать о тряпичных куклах в детском садике.















Глава 1. История возникновения куклы.

  1. Что такое кукла?

В словаре Владимира Ивановича Даля кукла означает сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного.

У Дмитрия Николаевича Ушакова кукла значится, как: 1. Подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений 2. Бездушное, безжизненное существо.

Сергей Иванович Ожегов толкует слово "кукла" так: 1. Детская игрушка в виде фигурки человека 2. Фигура человека или животного в театральном представлении, управляемая из ширмы актёром 3. Фигура, воспроизводящая человеческое тело

История куклы началась несколько тысячелетий назад. Самой древней находкой на данный момент считается кукла из кости мамонта, найденная в Чехии. Её возраст примерно 30-35 тысяч лет, её руки и ноги присоединены к туловищу так, что могут двигаться.. Первые куклы носили ритуальный характер, они считались вместилищем человеческой души, представляли человека в его разговорах с богами. Древние египтяне клали кукол в захоронения, чтобы умершим было не одиноко, древние славяне приносили кукол в жертву богине плодородия вместо живых женщин.

У коми - пермяков кукла часто была оберегом, отвлекая на себя злых духов или присматривая и оберегая своих хозяек. Куклу дарили невесте на свадьбы, чтобы она защищала семейный очаг новобрачных. Кроме того, подарить невесте куклу означало, пожелать ей детей. Этот обычай жив и поныне.

Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые "потехи" с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки .В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.

Традиционной игрушкой в быту коми - пермяцкой деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной . белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, которая делала их на заказ .Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи, платочек на голову наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания .Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Потом эти куклы переходили к собственным детям.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

  1. Виды кукол

Куклы - обереги

Куклы - обереги ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

Домовой (суседко) - символизирует благополучие в доме , охраняет жилище от нечистой силы. У домового могут быть :

- деревянная ложка - чтобы хозяева были всегда сыты;

-ключ от дома - чтобы мир был дома;

- мешочек с крупой - про запас;

-монетка - чтобы в доме деньги водились. ( Приложение)

Неразлучники
Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы ,и ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.(Приложение)

Кубышка травница
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.(Приложение)

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду . (Приложение)

К игровым свёрнутым куклам относят куклы - закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище - кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик - голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Обрядовые куклы

Богата коми - пермяцкая земля обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку или крупеничку ( Приложение)

Обрядовая кукла Покосница изображала женщину во время сенокоса. Покосница" - одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна "рубаха"- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани - разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.(Приложение)

Глава 2. Практическая часть

2.1 Изготовление игрушки

Чтобы узнать , что мои одноклассники знают об истории кукол, провели анкетирование во 2 «в» классе. В анкете приняли участие 28 человек. Вот какие результаты у меня получились ( Приложение)

Вывод: После проведения опроса, я выяснила, что многие мало знают об истории кукол. Но ребята хотят узнать историю происхождения кукол и попробовать её изготовить самостоятельно. Наследие наших предков не должно утратить своего значения. Я решила попробовать смастерить игровую куклу.

Мастер - класс: ( Приложение)

Оборудование:

  1. Втулка от туалетной бумаги

  2. Палочка

  3. Носок

  4. Яркие тряпочки для сарафана

  5. Кусок синтопона или ваты для головы

  6. Нитки мулине для изготовления волос

Время изготовления 2-3 часа.

Оценка изделия:

- выполнена из экологически чистого материала

- игрушка изготовлена собственными силами

- приятна на ощупь и удобна в процессе игры

- дешевле , чем в магазине

- служит подарком для младшего брата или сестры

- все технологические операции доступны.

На классном часе я рассказала свой проект. Ребятам очень понравилась моя кукла и они решили сделать её своими руками для своих братьев и сестер. Самое главное, через свою поделку они, как и я хотят улучшить жизнь своих близких, ведь семья - это самое родное и самое дорогое , что есть у человека.

2.2. Интервью с мастерами - кукольниками.

Для своей исследовательской работы я опросила мастеров - кукольников Коми - Пермяцкого округа, обращаясь к ним вопросом:» Какие игрушки они изготовляют?»

  • Надымова Татьяна Николаевна, проживает в деревне Большая Серва . Кудымкарского района. Художник, пишет картины, занимается берестой, куклами занимается 5 лет. Куклы - обереги, обрядовые куклы. Шьет куклы для кукольного театра. Татьяна Николаевна - Народный мастер Пермского края.

  • Мастер - кукольник Тотьмянина Светлана Леонидовна. Проживает в городе Кудымкаре. В течении 10 лет является руководителем клуба « Акань» Шьет коми - пермяцкие игровые куклы.

  • Анисимова Галина Валерьевна. Проживает в Кудымкаре. Куклами занимается больше 10 лет. Её любимые куклы - неразлучники, птица - счастья, игровые, куклы -утяжки. Также она мастер по катанию валенок.

  • Хозяшева Ирина Леонидовна. Проживает в Кудымкаре, работает учителем в школе. Куклами занимается больше 5 лет. Она шьет куклы по коми - пермяцким сказкам. Это Сизимок ( мальчик 7 лет), Бедьпи ( Липунюшка), девочка Чача, Суседко ( Домовой), Сильканок ( мальчик - колокольчик).

Ежегодно с 2007 года в Кудымкаре проходит межмуниципальный фестиваль игрушки Акань» ( Приложение), где мастера - кукольники делятся своим искусством, принимают заказы на изготовление кукол.

Заключение

В заключении я задала себе вопросы: « чем для меня была полезна эта работа?», « Чему она научила?» Так как я человек творческий , то узнала много нового и интересного. Мне было трудно, но я старалась находить и выделить главное в огромном мире информации . Я научилась сравнивать, анализировать, приобрела опыт по исследовательской деятельности.

Узнала, что кукла - знак человека, его игровой образ - символ. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться , фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как живым существам и болезненно расстаются с ними.

В ходе моей работы было достигнуто следующее :

  • Была изучена история народной куклы и её виды;

  • Освоена технология выполнения;

  • Изготовлены образцы;

  • Проведен мастер - класс по изготовлению игровой куклы.

Разные на свете куклы: из дерева, из ткани, из соломы, из резины и пластмассы. Разные у них имена, но кукла из нашего прошлого будет актуальна всегда.

Литература.

  1. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Г.Л.Дайн, М.Н. Дайн-М.: Культура и традиции, 2007.

  2. Кукольный сундучок Е.В. Берестенева, Н.В.Догаева, Белый город, 2010г.

  3. Текстильные обрядовые куклы З.и. Зимина

  4. Материалы из сети Интернет



Приложение

Приложение 1 Неразлучники

Проект Акань- коми-пермяцкая кукла

Приложение 2 Кубышка травница

Проект Акань- коми-пермяцкая кукла



Приложение 3. Куклы закрутки

Проект Акань- коми-пермяцкая куклаПроект Акань- коми-пермяцкая кукла

Приложение 4. Крупеничка или зерновушка

Проект Акань- коми-пермяцкая кукла

Приложение 5. Покосница.

Проект Акань- коми-пермяцкая кукла

Приложение 6. Результаты анкетрования. В анкетировании принял участие 2 » в» класс МОБУ « СОШ №1» г. Кудымкара.

вопросы

результат

1.

Знаете ли вы историю кукол?

Нет -28 чел.

2.

Есть ли у вас дома игрушки, сделанные своими руками?

Да - 23 чел.

3.

Для чего предназначены эти игрушки?

У 18 чел.- домовой (суседко) он охраняет дом, играть, для красоты.

4.

Хотели бы вы научиться смастерить игрушки?

Да -25 чел. (остальные считают , что это очень сложно)

5.

Какую пользу приносит кукла?

Кукла оберегает ребенка, защищает от нечистой силы, учит общаться друг с другом, учит украшать, шить, беречь игрушки.

Приложение 6. Изготовление игровой куклы.

Проект Акань- коми-пермяцкая кукла

Проект Акань- коми-пермяцкая кукла

Проект Акань- коми-пермяцкая кукла

Проект Акань- коми-пермяцкая кукла

Проект Акань- коми-пермяцкая кукла

Проект Акань- коми-пермяцкая кукла

© 2010-2022