- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Семья и семейные ценности
Классный час Семья и семейные ценности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Багликова Т.Н. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КЛАССНЫЙ ЧАС В 5 КЛАССЕ
УРОК СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, заботливое отношение к близким людям.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Улыбнёмся солнышку,
Дадим друг другу руку -
Поднимем настроение
Себе и другу.
(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)
2. Сообщение темы и цели занятия.
Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да)
Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (нет)
Т. е. представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место - самое важное и т. д.). Детям розданы листы, на которых напечатано следующее:
карьера
материальные блага
отдых
дети
семья
После выполнения задания жюри подведет итоги.
3. Беседа по теме классного часа.
В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные… Давайте попытаемся продолжить этот список (получаем жизнь, это место, где нас любят, прощают, заботятся…)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
4. Беседа с учащимися.
- Что же такое «семья»? (ответы детей)
- Как вы понимаете тему урока «Семья, семейные ценности»? (ответы детей)
Семья - это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители, дети)
Семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Семья - это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда.
Получается, что статус семьи в мире достаточно высок. Семья - это связь поколений. В традициях русской семьи большое количество детей. У истоков стоят родители. В семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. У каждого из вас есть дом, семья, родня. У кого-то семья большая, а у кого-то маленькая. И в каждой семье - особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции.
Семьи все разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение.)
Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Вступление в брак в православии называется - венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что до смерти жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью. Родители стараются передать детям свои знания, свою веру. Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.
- Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? (конечно, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди).
- Чем отличаются семьи друг от друга? (правильно, количеством, обычаями, традициями).
- Кем вы можете гордиться в своей семье?
- Как вы проводите свободное время в семье?
- Какие у вас существуют кулинарные традиции?
- Расскажите о семейных праздниках.
Мы с вами говорили, что семьи отличаются друг от друга обычаями, традициями. В каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
Каждая семья отличается своими увлечениями. Я узнала у ваших мам, чем они занимаются в свободное время: читают, разводят цветы, шьют, занимаются спортом. А чем любите заниматься вы?
Любимые праздники ваших мам - дни рождения, Новый год, 8 Марта.
А какие ваши любимые праздники? Как вы участвуете в подготовке семейных праздников? Кто приходит к вам в гости на праздники?
Отмечать семейные праздники - это тоже семейная традиция. Одной из распространённых русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков - пиво, квас.
Всё течёт, всё меняется - меняются вкусы людей. И другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными. Назовите, какие блюда любят в ваших семьях? (дети рассказывают)
6. Поведение итогов.
Мы много говорили сегодня о ваших семьях, о разных семейных традициях. Для чего же они нужны? (дети отвечают) правильно, чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
А теперь посмотрим, к какому выводу вы пришли, отвечая на вопрос «Что же вам нужно для счастья?»
Предоставляется слово жюри.
1место - семья ( 6 человек)
2 место - дети ( 4человек)
3 место - отдых ( 3человек)
4 место - материальные блага ( 3человек)
Итак, мы пришли к выводу, что семья - важнейшая ценность.
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья - луча серебристого
Вы в силах родным подарить.
Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (дети отвечают) в какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.
Я надеюсь, что наш класс станет дружной семьёй и, как в хорошей семье, в нём будут царить любовь и взаимопонимание.
И в завершении разговора я хотела бы сказать несколько слов
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле.
Классный час «Урок семьи и семейных ценностей»
5 класс
Цель: привитие учащимся любви к своей семье и культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям.
Задачи:
1.Познакомиться с классом, создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе.
2.Разобрать понятия «семья», «семейные ценности» и определить их составляющие (составляющие на доске записать).
3. Проанализировать притчи о семье и семейном счастье. Объяснить важность сохранения семейных ценностей: поддержания атмосферы любви, уважения и взаимопомощи в семье.
4. Сформулировать «правила» семейной жизни.
5.Создать проект «Моя семья», направленный на закрепление понятий «семья», «семейные ценности» в ученическом коллективе.
Оборудование:
1.Тексты притч для анализа на уроке (ребята их возьмут с собой, чтобы почитать родителям).
2.Заготовки для проекта «Моя семья» - альбомные листы следующего вида:
Название проекта «Моя семья»
три самые важные ценности
пожелание своей семье
3. Карандаши, фломастеры.
4 . Презентация на тему классного часа.
5. Музыкальные заставки на время, пока ребята будут делать проекты.
Ход урока
1.Знакомство с классом.
Орг.момент Слово учителя:
Пятый класс - важный этап в школьной жизни. Возможно, некоторым будет поначалу сложно: новые учителя, новые предметы, новый кабинет. Но вы всё сможете преодолеть. Я в это верю. Тем более, что я буду всегда рядом. С какими бы трудностями вы ни столкнулись, подходите ко мне. Я постараюсь помочь сделать вашу школьную жизнь интересной. Кабинет литературы теперь будет вашим кабинетом: здесь мы будем проводить классные огоньки, устраивать чаепития, учиться))), сюда будут приходить ваши родители на собрания. С понедельника у вас начнутся занятия. Вот расписание ( дать в распечатанном виде или записать в дневник под диктовку). С вами будут работать учителя, которых вы знаете с начальной школы, но будут и новые. У вас на столах распечатки с именами педагогов. Дома аккуратно перепишите их в дневник. ( Распечатки с ФИО педагогов).
-
Есть у кого-нибудь вопросы?
2. Объяснение понятий «семья», «семейные ценности».
Сегодня я бы хотела поговорить с вами о семье, семейных ценностях, ведь класс - это тоже семья, и от того, как каждый из нас будет относиться к нашей школьной семье, зависит, будет ли хорошо всем нам, всему классу.
-
Как вы понимаете слово «семья»? Что относится к семье?
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.]
Семья - люди, объединенные узами брака, кровного родства. Семьёй иногда называют группу единомышленников, друзей. Мне бы хотелось, чтобы все присутствующие здесь стали семьёй. - Что я имею в виду? - Чтобы мы были дружными, помогали, если у кого-то что-то не получается, чтобы у нас была и цель одна: получить твёрдые знания, которые помогут в дальнейшем найти свой жизненный путь.
- А что такое семейные ценности?
Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
- Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.
3. - Послушайте притчу и запишите смысл притчи одним предложением.
Чтение притч
-
« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что - то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».
-
Волшебная копейка
Шел по дороге паренек. Смотрит - копейка лежит. «Что же, - подумал он, - и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там - тысяча рублей. «Странное дело! - подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь - а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...
-
Семейное счастье
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
- Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", - думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
- Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
- Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
- Ну что ты так долго? Посмотрел?
- Да!
- Ну и как там у них? - У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
*Тепло семейного очага
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского - и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» - «Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», - и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
4. - Ребята, что бы вы ещё добавили к записанному, о чём мы ещё не сказали?
Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.
Никогда не смейтесь над кем-то.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей.
Посмотрите, у нас появились правила семейной жизни. Эти правила применимы и к школьной жизни, не так ли? Кто сможет доказать?
5. Рефлексия методом проектов
Ребята, мне очень хочется, чтобы сегодняшний разговор вам запомнился. Поэтому в оставшееся время мы сделаем альбом нашей большой семьи, куда войдёт семья каждого. Перед вами на партах лежат заготовки для будущего проекта «Моя семья» и инструкция по заполнению этой заготовки.
Проект «Моя семья»: верхний левый квадрат - название проекта с подписью имени и фамилии автора проекта; верхний правый квадрат - изображение семьи; нижний левый квадрат - три самые важные ценности семьи; нижний правый квадрат - пожелание своей семье.
На столе перед учащимися инструкция по составлению проекта «Моя семья».
-
Создавайте проект, используя цветные карандаши и фломастеры. Выполняйте работу аккуратно, красиво.
-
В верхнем левом углу заготовки напишите название проекта - «Моя семья».
-
В верхнем правом углу нарисуйте герб своей семьи.
-
В нижнем левом углу перечислите (можно ручкой) те семейные ценности (3-4 главных), которые присущи вашей семье.
-
В нижнем правом углу напишите пожелания ваши родным, вашей семье.
Список семейных ценностей
Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи, дружба, чувство благодарности, взаимоуважение, равноправие и т.д.
Собираем проекты в одну папку.
Посмотрите, ребята, какая у нас большая семья. Хочется верить, что она добрая и дружная.
-Понравился ли вам наш урок? О чём мы не сказали?
Благодарю вас за активность и внимание!