Классный час: «Дважды Герой Советского Союза АМЕТ-ХАН СУЛТАН»

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кольчугинская школа №1»

Симферопольского района Республики Крым











Классный час:

«Дважды Герой Советского Союза

АМЕТ-ХАН СУЛТАН».

9-А КЛАСС





Классный час: «Дважды Герой Советского Союза АМЕТ-ХАН СУЛТАН».

Разработал

учитель истории и обществознания

А. В. Осадченко

Цели:

Патриотическое воспитание школьников.

Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

Воспитание ответственности в потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.

Задачи:

- расширить знание школьников о героях, чьи имена носят улицы в городах Крыма;

- воспитание любви к своей Родине и своему краю.

Оборудование:

ПК, интерактивная доска, видеофильм, музыка, мультимедийная презентация.

Ход классного часа:

Вступительная часть.

Здравствуйте ребята. Сегодня наш классный час посвящен 95-летию со дня рождения Героя Советского Союза Амет-Хана Султана. (слайд 1)

Амет-Хан Султан - дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный летчик-испытатель СССР, Почетный летчик Франции, Почетный гражда­нин городов Ярославль, Мелитополь, Алупка и Республики Крым.

Прослушивание песни: « Обнимая небо» сопровождение фото презентацией.

Солдат стал грудью за страну свою

И верил, что победный час придёт,

Ведь он от всей души кричал в бою:

«За Родину, за Сталина, вперёд!»

Ребята, расскажите, что вы знаете о летчике, герое Советского Союза?

Абдуллина Лианна.

Амет-Хан Султан капитан - командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт). Родился 20 октября 1920 года в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета республики Крым в семье рабочего.(слайд 2) Отец лакец (родом из аула Цовкра Дагестан), мать - крымская татарка. Член КПСС с 1942 года. В 1937 году .Амет-Хан окончил 7 классов и поступил в железнодорожное ФЗУ в Симферополе. После окончания учебы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе который успешно окончил в 1938 году.
В 1940 году по окончании 1-й Качинской Краснознаменной военной авиационной школы имени А.Ф.Мясникова в звании младший лейтенант недолго служит в Бобруйске а с лета 1940 года направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишиневом. Летает на самолетах И-15 и И-153. В Молдавии встретил войну

Самигулина Екатерина.

Уже 22 июня 1941года младший летчик 4-го истребительного авиационного полка Султан Амет-Хан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. (слайд 3). После этого боевой путь прославленного летчика пролег через небо юга Украины. Осенью 1941 года .Амет-Хан прикрывает небо Ростова-на-Дону.

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк в составе ПВО города Ярославля. Здесь, в небе над старинным русским городом, Султан Амет-Хан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик Юнкерс-88, ударив его левым крылом снизу. При ударе Харрикейн .Амет-Хана застрял в загоревшем Юнкерсе. К счастью, летчику удалось выбраться из кабины своего самолета и выпрыгнуть из падающих обломковна парашюте. За этот подвиг Султан Амет-Хан был награжден именными часамии избран Почетным гражданином города Ярославля. Летом 1942 года С.Амет-Хан воюет под Воронежем на самолете Як-1, а с августа 1942года на самолете Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь, в огненном небе Сталинграда, он зарекомендовал себя как признанный ас и был включен в состав специальной группы, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме С.Амет-Хана, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза В. Д. Лавриненков, А.К.Рязанов, И. Н.Степаненко и будущие Герои Советского Союза И. Г .Борисов и Б. Н. Еремин. Под Сталинградом Султана Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1942 года Султан Амет-Хан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительногоавиационного полка, в составе которого он воевал до конца войны.

После переучивания на Аэрокобру, он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточенных воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Султан Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолет Физлер-Шторх. После краткого знакомства с кабиной незнакомого для него самолета, он совершил на нем самостоятельный полет. После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Султан Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

Петренко Степан

Последний свой воздушный бой помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе гвардии майор СултанАмет-Хан провел 29 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф, сбив Фокке-Вульф-190. Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 на штурмовку живой силы и техники противника), провел 150 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хан Султану присвоено 24 августа 1943 года. (слайд4)

Второй медали "Золотая Звезда" помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Салтан награжден 26 июля 1945 года.

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все летчики-асы были направлены на учебу в академии. С августа 1945 года Султан .Амет-Хан слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учеба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года летчик подает рапорт, в котором честно пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии». Его рапорт был удовлетворен, и в апреле 1946 года подполковник Султан Амет-Хан был уволен в запас.(слайд 4,5,6)

Однако летчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к летной профессии. Долгое время это ему не удавалось. Виной всему была его национальность (он всегда в анкетах указывал, что он татарин), так как в то время крымские татары были выселены из родных мест и обвинены в пособничестве гитлеровцам. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Султан Амет-Хан становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского института.

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс летчика-испытателя, в январе 1950 года второй класс, а уже в сентябре 1952 году Султан Амет-Хан становится летчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания.

В 1947 - 1949 годах совместно с С.Н.Анохиным и Н.С.Рыбко Султан Амет-Хан проводит испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30) конструкции П.В.Цыбина. Летающие лаборатории буксировались на высоту, а после расцепки переводились в пикирование (уголv 45¦) с включением порохового двигателя (на 15 секунд). Взлет планеров выполнялся на специальной тележке, сбрасываемой после взлета, а посадка vна посадочную лыжу. В ходе испытаний на ЛЛ-2 была достигнута скорость, равная М=0,87 (М v число Маха). В этих полетах на околозвуковых скоростях был получен обширный экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению давления по крылу и оперению. В полетах также проводилось исследование перемещения скачков уплотнения по крылу.

Дмитрик Богдан

Командующий армией, Герой Советского Союза С.И.Руденко писал: ―Об уроженце Крыма, Герое Советского Союза Амет-хане Султане: « мы были наслышаны еще раньше, как об искусном воздушном бойце. Теперь он воевал в небе Берлина и сразу зарекомендовал себя неуязвимым в воздухе, обладающим молниеносной реакцией и необычайной выносливостью в сложном пилотаже». Последний самолет противника был сбит гвардии-майором Амет-ханом Султаном в небе Берлина в апреле 1945 года. ―За проявленную храбрость и героизм в борьбе с немецко- фашисткими захватчиками, за успешное проведение 603 боевых вылетов, за сбитые им лично 30 самолетов противника разных типов, за 19 самолетов врага, уничтоженных в групповых боях, товарищ Амет-хан Султан удостоен звания дважды Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года Амет-хан Султан награжден второй медалью ―Золотая Звезда и орденом Ленина.( слайд 7,8)

Ткаченко Анна

На земле воцарился мир, и Амет-хан Султан стал испытателем новой авиационной и космической техники. Благодаря поддержке и помощи Тимофея Хрюкина в феврале 47-го года Амет-Хан Султан становится лѐтчиком-испытателем Лѐтно- исследовательского института в подмосковном Жуковском. За короткий срок он становится одним из лучших испытателей страны, выполняющим самые сложнейшие полѐты. В 49-м году Амет-Хан Султан участвует в первых экспериментах по дозаправке самолѐтов топливом в полѐте. Эта система потом ещѐ долгое время успешно применялась в Дальней авиации. В начале 50-х годов Амет-Хан Султан проводит необычные испытания. Ему предстоит испытать не много, ни мало, а крылатую ракету класса «воздух-корабль». Пилотируемый аналог ракеты подвешивают под Ту-4, самолѐт-носитель набирает высоту 3000 метров, после чего отцепляет самолѐт-снаряд. Уже в свободном падении автоматика включает двигатель, и аналог летит на цель. После отработки автоматики лѐтчик берѐт управление на себя и сажает самолѐт-снаряд на землю.

Микус Елизавета

В 61-м году Амет-Хану Султану присваивают звание «Заслуженный лѐтчик-испытатель СССР». Это было знаком наивысшего признания его лѐтных заслуг. Авторитет Амет-Хана Султана был непререкаем. Его любили и уважали все: и лѐтчики, и конструкторы, и дети во дворе. К его мнению прислушивались. В начале 60-х Амет-Хан Султан участвует в полѐтах по созданию режимов невесомости для тренировки первых космонавтов, знакомится со многими из них. На уникальных любительских кинокадрах он запечатлѐн с Юрием Гагариным. Первый космонавт планеты приехал в Жуковский, чтобы поздравить лѐтчиков-испытателей с Первомаем. Он прекрасно понимает, что не будь их тяжѐлого труда, не было бы и его полѐта в космос. Магомедова Халимат. В октябре 70-го Амет-Хану Султану исполняется 50 лет. Юбиляр принимает поздравления и подводит итоги: за 32 года лѐтной работы освоено около 100 типов летательных аппаратов, проведено в небе более 4000 часов. В ходе застолья бывший однополчанин Павел Головачѐв спрашивает юбиляра: не собирается ли тот завершить свою лѐтную деятельность? В ответ Амет-Хан Султан рассказывает притчу о том, что орлы никогда не умирают на земле. Чувствуя приближение смерти, они из последних сил летят вверх, а потом складывают крылья и камнем падают на землю. Поэтому орлы умирают в небе, на землю они падают уже мѐртвыми. Слова оказываются пророческими. Амет-Хан умер как орѐл - в полѐте. 1 февраля 71-го он с экипажем выполняет испытательный полѐт на летающей лаборатории Ту-16. Из-за отрыва закрылков самолѐт начинает разрушаться и взрывается в воздухе. Существует мнение, что гибель Амет-хана Султана была не случайной. В это время он включается в национальное движение крымских татар добивающихся возвращения на родину.

Заключительное слово учителя.

Он лётчик-испытатель - он герой

И в мирное, обыденное время.

Отправившись в полёт тот роковой

Не на земле погиб, а в синем небе!

Оставил даже в космосе свой след:

Он имя дал для маленькой планеты.

Аэропорт в Махачкале, привет!

Ты назван был по имени Амета.

И два народа - матери, отца,

Тобой гордятся - Что ни говори!

Себе остался верен до конца:

Орлы и умирают как орлы!

Именем Амет-Хана Султана названы улицы в Волгограде, и подмосковном Жуковском, горный пик на Кавказе, школа в Каспийске, единственный в стране именной аэропорт - в Махачкале, площадь в городе Симферополе, поставлены памятнике в Алупке и др. городах.(слайд 10,11,12)





  1. Велиев А. Амет-Хан Султан /А. Велиев // Герои бессмертны. Крымские татары во Второй мировой войне 2 т. - Симферополь: КРП Крымучпедгиз, 2009. - С. 6-38.

  2. Бессчетнов Е.И. Звёзды в ладонях: документальная повесть о Амет-Хане Султане /Е. И. Бесчетнов. - Симферополь: КАГН, 2000. - 272 с.

  3. Бутаев Б. Амет-Хан Султан /Б. Бутаев. - М.: Политиздат, 1990. - С. 14-19.

  4. Джаманакълы К. Кърымтатар батыры Аметхан Султан /К. Джаманакълы. - Акъмесджит: Тарпан, 2009. - 48 с.

  5. Ковалёв С. Меч Амет-Хана /С. Ковалёв //Звёзды немеркнущей славы: Сборник. - Симферополь: Таврия, 1975. - С. 14-19.



© 2010-2022