Доклад на тему: «Инновации как условие достиженияобразовательных результатов школьников»

Внедрение в учебный процесс инноваций является определяющей чертой современного образования. Что подразумевается под понятиями «инновация» и «нововведение» в образовательном учреждении? Инновация – это внедрение нового. Нововведение – целенаправленный процесс внесения изменений в образовательный процесс, приводящий к появлению новых стабильных элементов.    В образовательном процессе необходимы такие формы контактов с учащимися, которые позволили бы решать совокупность задач, связанных с познава...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогические чтения по теме: «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг в условиях новой школы»

Название секции «Влияние инноваций на достижение основных результатов образования: обученности, воспитанности, здоровья»

Тема: «Инновации как условие достижения

образовательных результатов школьников»



Выполнила:

Журавлева Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МБОУ Козловской СОШ


2013 г.

Внедрение в учебный процесс инноваций является определяющей чертой современного образования. Что подразумевается под понятиями «инновация» и «нововведение» в образовательном учреждении? Инновация - это внедрение нового. Нововведение - целенаправленный процесс внесения изменений в образовательный процесс, приводящий к появлению новых стабильных элементов.
В образовательном процессе необходимы такие формы контактов с учащимися, которые позволили бы решать совокупность задач, связанных с познавательной деятельностью учащихся, с развитием у них творческого мышления, воспитанием и формированием социально-профессиональной позиции.
Реализация компетентностного подхода - один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом. Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход, обеспечивающий достижение образовательных результатов школьников, может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать новое качество образования и невозможностью решать эту задачу традиционным путем. Речь идет о компетентности как о показателе измерения образованности школьника, при этом внимание акцентируется на новых результатах обучения, в качестве которых рассматривается не только сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях на основе знаний, социального и личного опыта.
Анализ потенциала инновационной деятельности обусловил выделение инноваций в содержании образования, средствах обучения, условиях организации образовательной деятельности и способах оценки образовательных результатов.
Определение темы «Инновации как условие достижения образовательных результатов школьников» позволило сформулировать цель и задачи.


Целью исследования является
определение инноваций, необходимых и достаточных, для достижения образовательных результатов школьников.
Достижение образовательных результатов школьников обеспечивается, если инновации охватывают нововведения на уровне:
• Содержания учебного материала, определяемого инновационным характером целей образования;
• Методов (использование проектной деятельности как формы решения учебной задачи, сочетание различных способов самоорганизации и сотрудничества школьников);
• Технологий (использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания);
• Способов оценки образовательных результатов.

Задачи исследования:
1. Определить характеристики образовательных результатов школьников в

процессе использования инноваций.
2. Выявить потенциал учебного предмета, возможности его использования для

достижения образовательных результатов школьников.
3. Охарактеризовать инновационные возможности средств информатизации в

достижении образовательных результатов школьников.
4. Проанализировать возможности проектной деятельности для достижения

образовательных результатов школьников.

Говоря об опыте внедрения инноваций в нашей школе, хочется заметить, что кому-то они могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для нас это очень прогрессивные шаги:

  1. Вот уже как два года наша начальная школа реализует ФГОС. Преподавание ведется по новому УМК « Школа России». У учащихся повысилась мотивация к обучению.

  2. В 2012-2013 учебном году в рамках стандарта второго поколения во второй половине дня учителями-предметниками проводится внеклассная работа (кружки: «Народные праздники», «Занимательная грамматика», «Краеведение», «Весёлая палитра»). Результатами таких мероприятий становятся участия в школьных и районных конкурсах.

  3. Элективные курсы и предметы стали неотъемлемой частью школьной программы в 8-11 классах, причем они являются обязательными для всех учащихся. Поэтому преподавателю необходимо заинтересовать каждого учащегося и объяснить детям практическую необходимость этих знаний в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Очень важным является обучение, основанное на методе проектов. Ведь метод проектов позволяет работать коллективно, самому выдвигать идеи, прислушиваться к мнению одноклассников, искать оптимальное решение, а также развивает такие качества, как взаимопомощь, взаимоконтроль, умение отстаивать свое мнение или признавать собственную ошибку.
Наряду с этим, метод проектов включает в себя следующие передовые педагогические технологии:

  • Исследовательская (проблемно-поисковая). Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели обучения через открытие.

  • Коммуникативная (дискуссионная). Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

  • Имитационного моделирования (игровая). Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

  • Психологическая (самоопределенческая). Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

  • Деятельностная. Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

  • Рефлексивная. Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

Поэтому метод проектов применяется мною и при проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.
Цель проектного обучения - овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания.
Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.д.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны - целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.
Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:

1.интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести

поиск информации, анализировать информацию, делать выводы):

2. творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество

вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того

или иного явления);

3. коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать

собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли,

находить компромисс с собеседником).

Современный образовательный проект - это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов, в частности, на уроках русского языка и литературы, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий, определять последовательность действий. Необходимым этапом в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям (См. приложение. 1).С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.

Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. Не менее необходимым элементом является исследовательская деятельность на уроках, ценность которой возрастает по мере вхождения в информационное пространство, где производится и потребляется интеллект. В этой ситуации обучающие возможности художественной литературы не уменьшаются, а увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести - все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы.

От вдумчивого чтения текста к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы, работе с дополнительной литературой - вот вектор, который берется за основу работы по исследовательской деятельности на уроках литературы.

Приучать ребят мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, работать с дополнительным материалом необходимо с самых первых уроков.

Учащимся необходимо понять, что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов и раз и навсегда данных шаблонов. Ответ нужно искать самому, только тогда ты увидишь результат своей работы. С моей точки зрения, в зависимости от объекта исследования, ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения, с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п.

2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер - теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический.

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний. Например: «Поколение 60-х годов XIX века в жизни и литературе».

4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно- публицистического очерка.

5. Метод проектов. Выполнение специально подобранных заданий, реализация проекта требует от школьников применения различных способов познавательной деятельности.

Каким бы ни был проект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с моей помощью определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

Конечно, в каждом классе методика проведения исследовательских работ различна.

В 5-6 классах исследовательская работа проводится, как правило, в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись примеров и ответов. Предлагаю предмет исследования, во время проведения работы направляю и координирую деятельность учащихся.

В 7-8 классах работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут сами предложить объект для исследования. Моя роль меняется: теперь я выступаю в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляю и координирую деятельность учащихся.

В 9-11 классах исследовательская работа проводится в группах и индивидуально (основной упор делается на индивидуальную работу). Как правило, задания составляются мною и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Я выступаю в роли консультанта.

Примерная тематика исследовательских работ:

Класс 5-ый.

  1. Художественные особенности русской народной сказки (на примере нескольких сказок).

  2. Урок-исследование. Тайна баллады Гёте «Лесной царь» (перевод В.А. Жуковского)

Класс 9-й

1. Особенности поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

2. Урок-исследование «Чичиков в гостях у Коробочки».

Класс 11-й

  1. Афоризмы в пьесе А.М. Горького «На дне».

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности.

Развивают поисковую активность разные формы деятельности. Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству.

Важным для будущих ребят-исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов, разные типы рефератов, учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач.

На уроках развития речи большое внимание уделяется языковому анализу текста, так как способствует совершенствованию связной речи учащихся. В центре внимания урока - художественный текст. Работая с анализом текста, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле. Развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание.

В своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности:

1. Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема семьи и дома, тема живой и мёртвой души и т.д.). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.

2. Разнообразие жанров уроков:
- творческие проекты. Тема: «Литературные места Петербурга»». Форма работы: групповое составление коллажей с последующей защитой проекта.
- ролевые игры. Тема: «Суд над Раскольниковым». Форма работы: судебное заседание с исполнением учениками ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты, свидетелей.

3. Словарная работа.
-составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя.

4. Работа над выразительным чтением.
- логическое ударение на ключевые слова.

5. Выразительный пересказ.
- позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.

6. Работа над датами.
- с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве.

Необходима также диагностика: выявление учащихся, склонных к определенному виду деятельности (разведчики, идеологи, оппоненты, иллюстраторы, архивариусы - серьезное название их должности подчеркнет важность их личного вклада в общее исследование). (См. приложение 2)

Условиями проектной деятельности является посильная возможность сбора информации; темы проектов не должны быть раскрыты в школьных учебниках (хотя в учебник могут быть включены задания для проектной работы).

Как и любая технология, метод проектов включает определенные этапы. Разные авторы дают детализацию этапов разной степени. Наиболее лаконичный вариант представляет три этапа:

• Организационно-подготовительный (учитель объясняет тему, цель работы, формирует группы, выдает и объясняет задание; ученики осознают цель, уточняют информацию, обсуждают задание);

• Поисково-исследовательский (учитель наблюдает, консультирует, советует, помогает учащимся по их просьбе; ученики выполняют исследование и работают по заданиям);

• Итоговый (учитель руководит проведением конференции, участвует в анализе, аргументирует оценку, подводит итоги; ученики защищают проект, знакомятся с оценкой учителя, вносят поправки в работу, подводят итог).

Метод проектов, несомненно, перспективен как новая эффективная деятельность. Обладая признаками технологии, то есть способностью к повторению и воспроизведению, метод может быть применен любым учителем в своей школе или классе.

Проект как метод тем и хорош, что позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами.

В проектной работе используется как учебное, так и внеучебное время. Деятельность учителя незаметна, и создается впечатление, что всю работу учащиеся выполняют самостоятельно. Но это не так. Только при четкой организации и планировании деятельности под руководством учителя его подопечные смогут выполнить работу до конца. Как правило, усилия тратятся не напрасно. Эффективность и результативность проектной деятельности очевидны.

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современной школе:

  1. Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.

  2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.

  3. Повышение мотивации учащихся в учебе.

  4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.

  5. Активизация познавательных интересов учащихся.

  6. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.

  7. Предоставление каждому возможности самореализации.

  8. Развитие творческих способностей учащихся.

  9. Вовлечение всех учащихся в коллективную мыследеятельность.

  10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

  11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.

  12. Практическая значимость большинства проектов позволяет готовить подростков к жизни в социуме.

Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.



ЛИТЕРАТУРА


1. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. - Мн.: «Сэр-

Вит», 2003.

  1. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Школьные технологии. 2002. №2.

  2. Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. - Мн.: «Технопринт». 2004

  3. Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы старшеклассников по русскому языку - журнал «Русский язык в школе» - № 2-07

  4. Терентьева Р.П. Школа научного поиска: исследовательская деятельность учащихся по литературе журнал «Русская словесность» - № 2-02

6. Интернет-ресурсы





ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Исследовательский проект «Молодежный жаргон: нома или антинорма?»

Здравствуйте.

Я, Пучков Артем, ученик 7 класса МБОУ Козловской СОШ, представляю вашему вниманию проект «Молодежный жаргон: норма или антинорма?» Руководитель моего проекта Журавлева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ Козловской СОШ.

Обоснование выбора: Я считаю, что современный жаргон - это проблема многих поколений, с которой борются уже много лет и даже веков. Это проблема, которая, как мне кажется, никогда не решится. Но если всё пускать на самотёк, не бороться с молодёжным жаргоном, то литературного русского языка просто не будет, он исчерпается среди молодёжной речи. Борясь с современным жаргоном, мы поддерживаем баланс речи в мире.

Обоснование выбора:

Я выбрал эту тему, так как считаю, что надо призвать молодёжь соблюдать правила этикета и разговаривать друг с другом литературным, нормальным языком.

Я поставил перед собой цель:

- Узнать о влиянии жаргонизмов на речь человека

Задачами работы являлось

-собрать материал;

-проанализировать собранную информацию;

-провести социологический опрос;

-разобраться в появлении жаргона;

-понять, что влияет на молодежный жаргон;

-сравнить два вида жаргона: молодежный и «блатной»;

-убедить подростков пользоваться нормативной лексикой;

-оформить материал;

-представить результаты исследований;

-провести занятия.

«Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее» (Л.В.Щерба)

Трудно не согласиться со знаменитой фразой академика Льва Владимировича Щербы. Сейчас жаргон, пожалуй, самое популярное и почитаемое во многих социальных группах языковое явление. Молодежный или студенческий, блатной или профессиональный. Речь современной молодежи приводит в негодование преподавателей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в студенческой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» - «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек (т.е. зашибись, улет, отпад, супер, стремно и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения). Такие цифры могут вызвать удивление и уныние у блюстителей чистоты русского языка: ведь речь идет о студентах, наиболее культурной части молодежи. Что же теперь? С какой же стихией бороться сегодня? Как изменяется сегодня контингент носителей?

Я рассказал своим одноклассникам о:

- истории жаргона

- о видах жаргона

- о нормах русского языка

- охарактеризовал молодежную речь

Для молодежного жаргона, в отличие от жаргонов других объединений, характерно, помимо отчужденности, эмоционально-игровое начало. Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные? Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другая норма - антинорма. И в этой антинорме главный принцип - элемент шока, встряски, чтобы заколебать народ, и элемент насмешки, чтобы было не скучно, смешно, прикольно. В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и неприятие его норм, его образцов, его приличий. Забыв старинные заповеди - не поминать ни Бога, ни черта всуе, - современная молодежь использует бранные обороты речи как своего рода междометия или просто способы связи предложений, не выражающие отрицательных эмоций. Тем не менее грубая агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия. Скорее это проявление все той же языковой болезни - бездумности и отрицания норм, примитивизма и языкового атавизма. По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка. Кажется, все стало ясно. Объект борьбы - жаргон. Как оказалось, явление это не новое в нашей языковой истории. Да и не только в нашей.

Следующим шагом в моей работе стало проведение социологического опроса в нашей школе.

В опросе принимало участие 27 человек.

Проанализировав результаты соцопроса я увидел, что:

- 64% учащихся относятся к употреблению жаргонизмов в речи абсолютно нормально.

- 71% учащихся, принимавших участие в социологическом опросе, употребляют жаргонизмы в речи.

- 96% употребляют такие слова постоянно

Свою работу я делал исключительно для себя, но найденная мною информация оказалась настолько интересной, что я решил поделиться ей с учениками моей школы.

Итак, мы попытались разобраться в том явлении, которое наблюдаем, необходимо не просто сетовать на «испорченность» языка молодежи. Главным образом, нужно показать, что жаргонизмы засоряют нашу речь, обедняют ее. Литературный язык делает речь ярче, красочней, богаче.

Спасибо за внимание.





ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ

(ВЫЯВЛЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

  1. Какая область знаний вам наиболее интересна?

  2. Какой школьный предмет (цикл предметов) вызывает у вас наибольший интерес?

  3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?

  4. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?

  5. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.

  6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?

  7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?

  8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, района, города?

  9. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта?

  10. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да/Нет)


АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Расположите следующие источники учебной информации по уменьшению их значимости для вас: ( учителя, учебники, родители, друзья, телевидение, радио, книги, газеты, журналы, Интернет.)

  2. Напишите названия пяти ваших любимых газет и журналов по уменьшению их значимости для вас.

  3. Как часто вы пользуетесь школьным учебником для выполнения домашних заданий по. . . ? (Часто Иногда Никогда)

  1. Оцените по пятибалльной шкале ваши школьные учебники по …

  2. При несовпадении информации, полученной вами от учителя или из учебника и других источников, какой вариант вызывает у вас больше доверия? (Учебник Учитель Другой источник)

  3. У вас есть дома компьютер?

  4. Где вы можете пользоваться компьютером? (Дом Школа Другое)

  5. Есть ли у вас доступ к сети Интернет?

  6. Как часто вы пользуетесь информацией сети Интернет для подготовки домашних заданий? (Часто Иногда Никогда)

  7. По каким учебным предметам? (Указать, каким).

18


© 2010-2022