Статья Роль самоуправления в классе как один из эффективных способов организации воспитательного процесса

Роль самоуправления в классе как один из эффективных способов организации воспитательного процесса- данный материал поможет классному руководителю в организации самоуправления в своем классе.От способов воспитания, применяемых на практике, очень многое зависит: сумею ли я через внеклассную деятельность развить и воспитать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности воспитать хороших людей, добрых, способных сочувствовать, понимать, нести действительное добро, быть ответ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Роль самоуправления в классе как один из эффективных способов организации воспитательного процесса.

29.03.2013 года.

Скурлатова О. В.

Выступление на педагогическом совете.



«Воспитание -великое дело, им решается участь человека» - слова В. Г. Белинского . На самом деле :от способов воспитания, применяемых на практике, очень многое зависит: сумею ли я через внеклассную деятельность развить и воспитать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности, воспитать хороших людей, добрых, способных сочувствовать, понимать, нести действительное добро, быть ответственными. В своей работе использую золотое правило нравственности «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе». Свою задачу, как классного руководителя, я вижу в том, чтобы создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательном процессе. В этом году я взяла 5 класс и первым вопросом для меня был: Сложится ли наша школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе? Прежде всего я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной. Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?

Перед собой я поставила ряд задач. Из них самыми главными считаю: 1)Сформировать классный коллектив, дружный , сплоченный, творческий. 2). Создать условия для формирования личности каждого учащихся.

3) Воспитать доброжелательное отношение к товарищам и уважение к старшим, воспитать толерантную личность.

4). Привить чувство ответственности в учебе, навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.

В своей работе рассматриваю педагогику сотрудничества как одну из важнейших воспитательных технологий, так как она направлена на гуманистическую ориентацию воспитания, формирование общечеловеческих ценностей, а самоуправление как один из способов организации воспитательного процесса, которое обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в общественной жизни класса, что помогает сделать процесс воспитания демократическим, открытым и гуманистическим. Каждого ученика стараюсь рассматривать как равноправного партнера в общении, учитываю его мнение в принятии решений, поощряю самостоятельность суждения, все это способствует созданию в классе непринужденной, дружелюбной атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, при этом не допуская панибратства, в меру строгость и ученик должен чувствовать авторитет своего классного руководителя.

Помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости -это задача, решаемая не одним годом. Все ребята очень разные, трое из класса коррекции, в течение года пополняется класс детьми из реабилитационного центра- одни уходят, другие приходят. Есть дети, которые ни к чему особого стремления не имеют, есть робкие и отважные, есть ленивые и очень старательные, есть дети, разум которых очень трудно разжечь сильными впечатлениями, а есть такие, которые все схватывают с полуслова или намека. Поэтому с 1 сентября приходится всю работу организовывать так, чтобы ученики овладели острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, честными и справедливыми. Трудно, но в силу того, что в классе есть 5девочек,очень инициативных, я поняла, что процесс самоуправления получится и будет развиваться. Первый классный час был проведен по теме: « Давайте познакомимся». Я дала возможность выслушать каждого, несколько слов о себе. Каждый ребенок, честно, так мне показалось (это же 5 класс) говорил о себе, не забывая сказать, что в нем не нравится и с что бы он хотел в себе исправить. Но дети пришли из начальной школы, зная друг друга, поэтому были другие высказывания и несогласия с товарищами. (Мне, кажется я не очень добрый, был случай - я обидел одноклассника, было другое мнение: Я считаю, он добрый, одноклассник его провоцировал). Следующий классный час был проведен по теме: « Знаем ли мы друг друга». Ученик выходил из класса, а ребята называли все его положительные и отрицательные черты, записывая на доске. Затем он заходил в класс, от него требовалось следующее: «Как ты думаешь, какие положительные и отрицательные черты назвали одноклассники». Отрицательных черт было названо очень мало, это радовало детей и каждый хотел знать, что думают о нем другие. Но меня порадовало уже вначале неплохое расположение детей друг к другу. Повторюсь, в классе есть дети инициативные, хорошо учатся, входят в актив класса, пользуются авторитетом среди одноклассников, имеющие свое мнение на какие то ситуации, смелые, из которых выйдут хорошие организаторы. Вот они не забыли и мне задать вопрос: « Ольга Викторовна, а можно услышать ваше мнение о своих положительных и отрицательных чертах?» Да можно. И я ответила. Ситуация доверия и откровения в меру должна присутствовать в процессе воспитания, если мы хотим этот процесс сделать успешным, это мое мнение. С этого момента мы договорились не слышать обзывания в адрес других . Все согласились. Конечно, все гладко не бывает, но наблюдая за отношениями между детьми в классе, я слышу иногда обращение детей по фамилии, но в основном в классе обращаются по имени. В силу своей игровой специфики такие классные часы способствуют сплоченности детей, развитию позитивного отношения друг другу. Мне нравится стиль общения с детьми следующий: Не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Это необходимо, если в классе развито ученическое самоуправление. Конечно, не всегда это получается, но к этому стремлюсь. Поэтому при выборе классного самоуправления был в основу положен выбор ребят, каждый высказал свое мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После чего каждый сектор выбрал представителя в актив класса, поэтому я сразу передала некоторые элементарные функции руководства коллективом ( распределение дежурства по школе, сбор дневников, помощь классному руководителю в выставлении оценок, объединение в группы при подготовке к мероприятиям и конкурсам), но не теряя бдительности, не упуская из виду деятельность данных ребят и если это необходимо, координируя, поправляя и направляя. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы, деловитости. Экскурсия, проведенная в начале года в город Липецк, заставила меня задуматься над тем, что таких экскурсий должно быть как можно больше, ведь в непринужденной обстановке ребенок раскрывается больше и, наблюдая за общением детей, приходишь к выводу, что выход класса за пределы школы, позволяет процесс воспитания делать не только насыщенным, но и результативным. Несколько классных часов я посвятила нравственной теме. Предлагала много ситуаций , из которых выход должны найти сами дети. Мне интересно выслушивать их мнение со словами « А я думаю, что…» Старалась выслушивать несколько мнений по одному и тому же вопросу. И конечно, в заключении старалась сформировать наиболее правильный и разумный выход. Весь класс разбит на три звена, каждое звено возглавляет звеньевой - ребенок, который не только хорошо учится, но и очень активный. Звеньевой смотрит за дисциплиной ,за учебой. И после уроков мы очень часто обсуждаем вопросы нарушения дисциплины, причины нарушений и заслушиваем самих нарушителей. Сначала выслушиваем звеньевых, командира класса, его заместителя, затем всех остальных. Но при этом ребенок знает, что нарушение наказывается: либо это запись в дневнике, либо это вызов родителя, либо это посещение семьи. В конце четверти выставляем оценки за поведение. До этого прошу командира класса и его заместителя выставить оценки каждому за поведение. А затем выставляю оценки и сравниваю с их оценками, расхождений еще не было, но при этом сначала я комментирую свою оценку, затем выслушиваю командира и всех остальных, если есть какие-то вопросы. Актив класса- это настоящий актив. Не пропустит ни одного нарушения, особенно если это касается сквернословия. Трудимся тоже по звеньям: у каждого своя работа: отработал- сдай свой участок. Очень приятно наблюдать, когда дети помогают друг другу, потому что живем по правилу: Это нужно сделать. Новый год, 8 марта- праздники были подготовлены детьми, с их инициативы разработано мероприятие, дети работали с интернетом, подготовили слова поздравлений, несколько конкурсов. Я только корректировала. Когда проходила акция о вреде курения, девочка предложила « Давайте, Ольга Викторовна, поместим на доске плакат с надписью «Я не курю» и каждый распишется в нем, кто не курит».Так и сделали. Конечно, с такими детьми не только интересно работать, но и легко осуществлять процесс воспитания. С начала года я поддерживаю связь с Домом культуры « Знамя труда» . Каждые каникулы мы смотрим там спектакли, посещаем библиотеку , все эти мероприятия способствуют развитию детей, расширению кругозора и, наконец, воспитанию нравственных черт. Все чаще стала наблюдать такую ситуацию, когда дети просят учителей за своих одноклассников простить тех или повысить им оценку. Думаю, что бесследно не проходят мероприятия, проведенные в классе, когда видишь, что момент сопереживания присутствует. В заключении хочется сказать, что мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопомощи, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой». Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.


© 2010-2022