Программа Есенжоловой Э. С. Лидер

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВАШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ






Выпускная квалификационная работа

на высшую категорию



Авторская программа «Лидер»



Выполнила: старшая вожатая

МОУ «СОШ №54 г. Орска»

Есенжолова Э.С.



Руководитель: Фархшатова Ирина Абдулаевна

КПН, доцент кафедры педагогики

дополнительного образования






Оренбург, 2010


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ОРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54 Г. ОРСКА»








Программа

«Лидер»


СОСТАВИТЕЛЬ:

Есенжолова Э.С.,

старшая вожатая,

I кв. категории



Рассмотрено и одобрено на

Совещании при зам. директора по воспитательной работе

МОУ «СОШ №54 г. Орска».

Протокол №4

От «5» мая 2010 года






Орск, 2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа «Лидер» направлена на формирование и развитие социально активной личности.

Период детства и юности - это время становления личности, а неповторимая, яркая личность может проявиться только в процессе общения и самоутверждения в коллективе сверстников и единомышленников. Молодой человек очень часто испытывает недостаток в навыках, необходимых для делового и личного общения. Именно в этом возрасте возникают проблемы взаимопонимания с родителями, учителями, сверстниками, и, следовательно, личные проблемы, такие как одиночество, неуверенность в себе, низкая самооценка, мешающая активной и нормальной жизни. На этом возрастном этапе очень важно, где молодой человек найдет себе применение, сможет реализовать свои желания и интересы. Деятельность, которой занимается подросток, может стать ориентиром при выборе будущей профессии. Поэтому очень важно, в какой деятельности подросток сможет найти приложение своим силам, найти возможность для самоутверждения, повышения своего статуса в своих глазах и глазах сверстников.

Сегодня актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. Лидер - яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности. В решение задач социального становления подростка большое значение имеет стимулирование лидерства. Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают ключевые позиции в органах школьного самоуправления

Сегодня важно говорить не только о формировании лидерских умений и навыков, но и о характере лидерства. Современные подростки оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности, закономерно присущая подросткам, не находит своей позитивной реализации. Психологическая готовность действовать в социально значимом пространстве остается невостребованной. Следствием этого становится резкое снижение интереса к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства.

Следовательно, сегодня необходимо рассматривать вопрос о воспитании лидеров. В них необходимо развивать следующие качества:

Программа Есенжоловой Э.С. Лидер коммуникабельность;

Программа Есенжоловой Э.С. Лидер сопереживание;

Программа Есенжоловой Э.С. Лидер ответственность;

Программа Есенжоловой Э.С. Лидер инициативность;

Программа Есенжоловой Э.С. Лидер сочувствие;

Программа Есенжоловой Э.С. Лидер самоуважение.

Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.

Актуальность данной программы заключается не только в потребности на уровне общества, но и на уровне педагогической науки. На сегодняшний день есть множество программ лидерского направления, но они, как правило, составлены для работы с детьми старшего возраста и на более длительный срок. Данная программа рассчитана на младших подростков, срок её реализации - один год.

Эта программа актуальна для нашего учебного учреждения. Уже не раз было замечено, что в школе слишком мало лидеров. Активное участие в жизни ДОО, школы принимают одни и те же дети, причём есть много пассивных классных коллективов, в которых нет явных лидеров.

Особенно это видно на старшеклассниках, поэтому данная программа направлена на выявление и воспитание лидеров в среднем звене.

В основу программы положены следующие принципы:

  • вовлечение в созидательную деятельность;

  • сотрудничество детей и взрослых

  • свобода выбора (дети сами выбирают виды деятельности);

  • природосообразность: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствующий успешной самореализации ребенка;

  • гуманизация и демократизация отношений;

  • успешность ребенка в процессе деятельности.

Идея программы: создание среды, предоставляющей школьнику возможность занять активную жизненную позицию, проявить инициативу.

Цель: воспитать творчески развитую, социально активную личность, способную принимать на себя ответственность.

Задачи.

Воспитательные:

  • формирование мотивов социальной деятельности;

  • выявление и подготовка лидеров, развитие лидерских качеств;

  • формирование активной гражданской позиции, гражданских качеств (через организацию социально значимой деятельности).


Образовательные:

  • развитие организаторских способностей;

  • приобретение опыта человеческого общения на основе общечеловеческих нравственных ценностей;

  • формирование базовых понятий из области психологии общения

  • формирование социальных умений.

Развивающие:

  • развитие чувства собственного достоинства, самоуважения;

  • развитие навыков эффективного общения;

  • развитие индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации подростков в обществе;

  • развитие творческих способностей.

Программа рассчитана на один год для детей 5-6 классов (11-12 лет)

Программа составлена таким образом, чтобы подростки не только смогли уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить.

Работа проводится в группах 10-12 человек.

Структура занятий

Занятия проводятся 1раз в неделю 45 минут. 34 часа в год. Они строятся по определенной схеме и состоят из теоретической и практической части. Информационный блок - практика - обсуждение (рефлексия).

Формы и методы работы:

  • Анкетирование, тестирование.

  • Тренинги.

  • Ролевая игра.

  • Подвижная игра.

  • Мозговой штурм.

  • Моделирование практических ситуаций.

  • Упражнения на отработку различных навыков.

  • Работа в малых группах.

  • Дискуссия.

  • Лекция.

Предполагаемые результаты

По окончанию курса дети будут знать, как:

  • организовать работу в группе;

  • сплотить коллектив;

  • завоевать доверие;

  • установить контакт;

По окончанию курса дети будут уметь:

  • проводить игры на знакомство, сплочение и т.д.;

  • организовывать и проводить семинары, мероприятия, дискуссии

  • быть вожатыми в отрядах на коммунарских сборах или в летнем детском лагере дневного пребывания при школе.

Формы подведения итогов реализации программы

Проведение ребятами мероприятий, тренинговых занятий для сверстников по определенным темам, участие в городских и областных конкурсах, работа в органах самоуправления Детской общественной организации «Пионерская дружина имени Олега Кошевого».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема

Количество часов


Примечание

1

Где Вы лидеры?

1


2

Давайте познакомимся

2


3

Кто такой «Лидер»?

2


4

Что значит «Команда»?

2


5

Общение.

2


6

Игра. Виды игр

2


7

Публичные выступления

2


8

Детская общественная организация

2


9

Самоуправление

2


10

КТД

2


11

Социальное проектирование

2


12

Тренинговые занятия

2


13

Дискуссия

2


14

Учимся разрешать конфликты.

2


15

Вожатый - профессия птица.

2


16

Коммунарские сборы.

2


17

Творческий отчёт.

3



На протяжении всего года. Помимо учёб актива ребята посещают школьные, городские мероприятия, конкурсы. Сначала в качестве зрителей, затем в качестве помощников и участников.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


  1. Где Вы лидеры? Выявление лидеров из классных коллективов путём проведения диагностик, а также путём наблюдения за детьми во время КТД ещё в начальной школе.

  2. Давайте познакомимся. 1 час. Вводное занятие. Знакомство с программой, с режимом работы, с планированием. 2 час. Проведение игр на знакомства.

  3. Кто такой «Лидер»? 1 час. Знакомство с понятием «лидер», тренинги лидерских качеств. 2 час - минисочинение рассуждение «Что значит «лидер» или «Зачем нужны лидеры.?», обсуждение. Тесты для лидеров.

  4. Что значит «Команда»? 1 час .Теория «Что такое команда, коллектив». Упражнения на сплочённость. 2 час. Виды коллективов. Тренинг команд.

  5. Общение. 1 час. Теория. Что такое общение. Его виды. Упражнения на развитие коммуникативности. 2 час. Культура общения. Речевой этикет. Ролевые игры.

  6. Игра. Виды игр 1 час. Теория. Игра. Правила игры. Виды. Проведение игр руководителем. Ребята на этом занятие получают задание: Выбрать любой вид игры и провести её на следующем занятии для команды. 2 час. Проведение игр.

  7. Публичные выступления. 1 час. Теория. Правила публичного выступления. Психологические аспекты. На этом занятии ребята получают домашнее задание приготовить небольшое выступление к следующему занятию. 2 час. Публичные выступления и обсуждение.

  8. Детская общественная организация. 1 час. Теория. Что такое ДОО. Цель её создания. Принципы работы ДОО. Игра. «Создай свою ДОО». 2 час. Изучение работы своей ДОО «Пионерская Дружина им. Олега кошевого».

  9. Самоуправление. 1 час. Теория. Знакомство со школьным самоуправлением и в ДОО. 2 час. Деловая игра. Демократия.

  10. КТД 1 час. Теория. Игра «Сценарист» 2 час Посещение КТД. На 2-м занятии ребята сдают сценарии КТД.

  11. Социальное проектирование. 1 час. Теория. Что такое соц. Проект. Создание соц. Проекта. Основные этапы. Знакомство со школьными социальными проектами. 2 час. Теория. Оформления соц. Проекта. Деловая игра «Ярмарка идей». Защита и создание соц. Проектов. Обсуждение. Возможно, дальнейшая реализация проекта-победителя и участие во Всероссийском конкурсе «Я - гражданин России».

  12. Тренинговые занятия. 1 час. Теория. Тренинг. Что это такое. Как планировать и проводить тренинги. Проведение тренинга руководителем. 2 час. Проведение собственных занятий с участниками группы.

  13. Дискуссия. 1 час. Теория. Дискуссия. Правила поведения. 2 час. Ролевая игра «Моё мнение».

  14. Учимся разрешать конфликты. 1 час. Тест конфликтная ли вы личность. Теория. Что такое конфликт. Выходы из конфликтных ситуаций. 2 час. Работа с моделированными конфликтными ситуациями.

  15. Вожатый - профессия птица. 1 час. Теория. Работа с малыми группами. Вожатый в отряде. 2 час. Поход в начальные классы. Шефство. Проведение различных игр.

  16. Коммунарские сборы. 1 час. Теория. Что такое коммунарский сбор. Способы проведения. Основные правила. Работа в группах. Придумать названия отряда, девиз , кричалки. Домашнее задание. Приготовить отрядные игры на сплочение, знакомства, кричалки, песенки-смешилки, конкурсы. 2 час. Проведение своих игр с участниками группы. Теория. Орлятский круг. Разучивание песен.

  17. Творческий отчёт. Работа вожатым на коммунарском сборе или проведения тренинга, мероприятия с младшими школьниками

На протяжении всего года. Помимо учёб актива ребята посещают школьные, городские мероприятия, конкурсы. Сначала в качестве зрителей, затем в качестве помощников и участников.

Также посещают сборы парламента и заседания Совета Дружины.









МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема занятия

Формы и методы работы

Ответственные

1

Где Вы лидеры?

Анкетирование. Тестирование.

Наблюдение

Старший вожатый

Школьный психолог

2

Давайте познакомимся

Беседа.

Игры на знакомства

Старший вожатый


3

Кто такой «Лидер»?

Лекция. Беседа. Тренинги. Тесты

Создание проблемной ситуации

Старший вожатый


4

Что значит «Команда»?

Лекция. Беседа.

Тренинги.

Игра

Старший вожатый


5

Общение.

Упражнения. Ролевые игры. Беседа. Рассказ

Старший вожатый


6

Игра. Виды игр

Ролевая игра

Деловая игра

Подвижная игра

Рассказ

Старший вожатый

Совет дружины

7

Публичные выступления

Моделирование практических ситуаций

Лекция

Старший вожатый

Зам. Директора по ВР

Учитель русского языка и литературы

8

Детская общественная организация

Рассказ

Игра

Беседа

Старший вожатый

Лидеры ДОО

(Совет дружины)

9

Самоуправление

Рассказ. Игра. Беседа.

Зам. Директора по ВР

Старший вожатый

Члены школьного парламента

10

КТД

Игра

Наблюдение

Создание сценария

Старший вожатый

Совет дружины

11

Социальное проектирование

Наглядность.

Лекция. Беседы.

Игра

Социальный педагог

Старший вожатый

12

Тренинговые занятия

Упражнения

Беседа

Старший вожатый

Школьный психолог

13

Дискуссия

Создание проблемной ситуации.

Моделирование практических ситуаций.

Лекция

Старший вожатый

Учитель русского языка и литературы

14

Учимся разрешать конфликты.

Работа с моделированными ситуациями.

Лекция

Школьный психолог

Социальный педагог

15

Вожатый - профессия птица.

Наблюдение

Работа в малых группах.

Рассказ.

Классные руководители начальных классов

Старший вожатый

16

Коммунарские сборы.

Моделирование практических ситуаций

Лекция

Старший вожатый

Совет дружины

17

Творческий отчёт.

Наблюдение

Обсуждение

Рефлексия

Классные руководители

Старший вожатый

Совет дружины

























ПРИЛОЖЕНИЕ.

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

Выбор руководителя похода

Ребята называют всех потенциальных руководителей туристского похода. Названные учащиеся отходят в сторону, а остальным предлагается выбрать из них себе командира и подойти к нему. При этом за каждым сохраняется право остаться на месте, если его не устраивает ни один из названных командиров. Так класс разбивается на группы, возглавляемые лидерами, которые, по мнению коллектива, могут стать организаторами дела.


Полет на Луну

Блиц-игра, позволяющая выявить организаторские способности ребят. Группам учащихся дается перечень из 15-20 предметов, из которых за 2 минуты нужно выбрать 3, необходимых и достаточных для полета на Луну. Лидеры определяются в ходе поиска правильного решения.


Геометрия для слепых

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет , что необходимо , закрыв глаза, построиться квадратом, равносторонним треугольником, используя при этом только устные переговоры. Сообщается также, что ребята играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений.


Стульчики

Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.


ТЕСТЫ ДЛЯ ЛИДЕРОВ.

ТЕСТ

«КТО ТЫ - ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ИЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬ ?»

Шекспир сказал: «весь мир - театр, а люди в нем - актеры». В этой фразе - бездна смысла. А там, где театр, там есть действующие лица и исполнители. И каждый определяет сам, кем ему быть, как жить - действовать самому или исполнять роли, предназначенные ему други­ми. Чтобы понять это, можно использовать данный тест, искренне ответив на 15 вопросов.

1. Я отдаю предпочтение действиям, а не раздумьям над

причинами моих неудач.

Да - 1 балл. Нет - 0. Когда как - 0,5.

2. Я считаю, что в агрессивном и непоследовательном поведении, которое так раздражает в женщине, чаще всего повинны другие люди. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.

3. Иногда мне кажется, что я родился (родилась) под несчастливой звездой. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.

4. Я всегда чувствую ответственность за то, что проис­ходит в моей жизни. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.

5. В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.

6. Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болез­ни. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.

7. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответ­ственны те люди, под воздействием которых я стал(а) таким, каков(а) я есть. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.

8. Если я простужаюсь, стараюсь лечиться сам(а), а не прибегать к помощи врачей. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.

9. Я люблю помогать людям, так как чувствую благодар­ность за то, что другие сделали для меня. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.

10. Когда происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем повинен, я обычно начинаю с себя самого (самой). Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.

11. Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тех, у кого вечно возникают

какие-то жизнен­ные трудности. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.

12. Если черная кошка переходит мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.

13. Я обычно примиряюсь с ситуацией, воздействовать на которую не в моих силах. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.

14. Я считаю, что каждый человек, независимо от обсто­ятельств, должен быть сильным и самостоятельным. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.

15. Я знаю свои недостатки. Однако хочу, чтобы окружаю­щие относились к ним снисходительно. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.

14 баллов и больше. Ты, несомненно,- действующее лицо. Ты готов(а) брать на себя ответственность не только за себя, но и за всех, кто попадает в поле твоего внимания.

10-13 баллов. Ты не из тех, кто ругает погоду и правительство. Тебе ближе активная позиция. Ты стре­мишься быть кузнецом своей жизни, хочешь контролиро­вать ситуацию.

5-9 баллов. Ты готов(а) к тому, чтобы играть написан­ную для тебя роль, если она лучше той, которую ты можешь сотворить сам(а). В зависимости от обстоятельств можешь быть с одинаковым успехом и ведущим, и ведо­мым.

4 балла и менее. Ты - исполнитель, а не действующее лицо. Твой уступчивый характер делает тебя ценным чле­ном команды, однако при раздаче лучшие куски достаются другим.

ТЕСТ «УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ВЛИЯТЬ НА ДРУГИХ?»

Ответь «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Способен(на) ли ты представить себя в роли актера или политического деятеля?

2. Раздражают ли тебя люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно ?

3. Способен(на) ли ты разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?

4. Немедленно ли ты реагируешь, когда замечаешь малей­шие признаки неуважительного отношения к своей осо­бе?

5. Портится ли у тебя настроение, когда кто-то добива­ется успеха в той области, которую ты считаешь для себя самой важной?

6. Любишь ли ты делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?

7. Мог(ла) бы ты пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?

8. Любишь ли ты вести размеренный образ жизни со стро­гим распорядком всех дел и даже развлечений ?

9. Стремишься ли ты к тому, чтобы круг твоих друзей был неизменен ?

10. Любишь ли ты менять обстановку у себя дома или переставлять мебель ?

11. Любишь ли ты пробовать новые способы решения старых задач?

12. Любишь ли ты дразнить слишком самоуверенных и за­носчивых людей?

13. Любишь ли доказывать, что твой начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то неправ.

Оценка ответов. Подсчитай баллы, воспользовавшись для этого таблицей.


Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И

12

13

Ответ

Количество баллов

Да

5

0

5

5

5

5

5

0

0

5

5

5

5

Нет

0

5

0

0

0

0

0

5

5

0

0

0

0


35-65 баллов. Ты человек, который обладает велико­лепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях ты обычно чувствуешь себя как рыба в воде. Ты убежден(а), что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указы­вать им на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой стиль отношений, по твоему мнению, не следует щадить. Ты наделен(а) даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако тебе надо быть очень осторожным(ной), чтобы твоя позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае ты легко можешь превратиться в фанатика или тирана.

30 и меньше баллов. Увы, хотя часто ты бываешь прав(а), убедить в этом окружающих тебе удается далеко не всегда. Ты считаешь, что твоя жизнь и жизнь окружаю­щих должны быть подчинены строгой дисциплине, здра­вому рассудку и хорошим манерам, и ход ее должен быть вполне предсказуем.

Ты не любишь ничего делать через силу. При этом ты часто бываешь слишком сдержан(на), не достигая из-за этого желанной цели, а часто оказываешься неправильно понятым(той).

ТЕСТ «ЛИДЕРЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ»

Попробуй проэкзаменовать себя и на этот счет. Воз­можные варианты ответов: «да», «нет», «не знаю».

1. Уже в детстве необходимость подчиняться другим была для меня проблемой.

2. Считаю, что прогресс в науке и культуре немыслим без людей с развитой потребностью властвовать над дру­гими.

3. Думаю, что настоящий мужчина умеет подчинять своей волей женщин.

4. Меня раздражает чрезмерная опека близких.

5. Согласен(а) с утверждением, что истинная натура жен­щины - покорность.

6. Не все, возможно, догадываются, что брать все на себя мне приходится из-за постоянного опасения за благопо­лучие родных.

7. По-моему, большинство проблем у нас возникает из-за недостатка лидеров с железной рукой.

8. В затруднительных ситуациях, которые требуют быс­трого реагирования, мне обычно не нужно много времени, чтобы найти правильное решение.

9. Знаю, что могу и люблю руководить другими людьми.

10. Не умею и не хочу открываться до конца ни перед кем.

11. Мне не чужды мечты о тихой гавани.

12. Думаю, что подчиненному просто необходимо уметь исполнять какие бы то ни было приказания начальника.

13. Возможно, не удивительно, но во взаимоотношениях с близкими мне людьми чувствую внутреннее сопротивле­ние, когда вынужден(а) просить о чем-то.

14. Часто сталкиваюсь с ситуациями, в которых кто-то . Ждет от меня объяснений, хотя, как мне кажется, все и так понятно.

15. Думаю, что характером я похож(а) на отца, который был опорой семьи.

«Да» - 10 баллов, «Нет» - 0 баллов, «Не знаю» - 5 баллов.

100-150 баллов. Судя по ответам, ты - диктатор. Ты умеешь переубеждать и руководить другими. Однако ино­гда что-то в тоне, взгляде, жесте твоих подчиненных говорит: «дай передохнуть!»

50-99 баллов. Гармония и решительность, мудрость и

Расчет, умение дать хороший совет - вот твои главные достоинства. Когда необходимо - руководишь, когда нужно - уступаешь. И только тебе известно, всегда ли ты достигаешь цели достойными способами.

Менее 50 баллов. Ты - типичный «психологический уж», то есть способен(на) проглотить любой укор, даже если это необязательно, всем пожертвовать, хотя этого никто не требует. Часто, ощущая собственное бессилие, ты способен(на) на решительный поступок. Находясь в состоянии беспомощности, ищешь в других черты харак­тера, которых тебе недостает. И в этом видишь смысл и надежду на лучшую для тебя жизнь.

Экспресс-диагностика

организаторских способностей

Назначение. Предлагаемая методика дает возможность более глубоко разобраться в структуре организаторских способностей и одновременно выявить уровень владения ими.

Инструкция. Перед вами 20 вопросов, требующих однозначного ответа «да» или «нет». В бланке ответов необходимо рядом с номером вопроса проставить соответствующий для вас ответ.

Опросник

1. Вам часто удается склонить своих друзей или коллег к своей точке зрения?

2. Вы часто попадаете в такие ситуации, когда затрудняетесь в том, как поступить?

3. Доставляет ли вам удовольствие общественная работа?

4. Вы обычно легко отступаете от своих планов и намерений?

5. Вы любите придумывать или организовывать с окружающими игры, соревнования, раз­влечения?

6. Вы часто откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня?

7. Вы обычно стремитесь к тому, чтобы окружающие поступали в соответствии с вашими мнениями или советами?

8. Это верно, что у вас редко бывают конфликты с друзьями, если они нарушают свои обя­зательства?

9. Вы часто в своем окружении берете на себя инициативу при принятии решения?

10. Это верно, что новая обстановка или новые обстоятельства могут выбить вас на первых порах из привычной колеи?

11. У вас, как правило, возникает чувство досады, когда что-либо из задуманного не получа­ется?

12. Вас раздражает, когда приходится выступать в роли посредника или советчика?

13. Вы обычно активны на собраниях?

14. Это верно, что вы стараетесь избегать ситуаций, когда нужно доказывать свою правоту?

15. Вас раздражают поручения и просьбы?

16. Это верно, что вы стараетесь, как правило, уступать друзьям?

17. Вы обычно охотно берете на себя участие в организации праздников, торжеств?

18. Вас выводит из себя, когда опаздывают?

19. К вам часто обращаются за советом или помощью?

20. У вас в основном получается жить по принципу «дал слово - держи»?

Обработка и интерпретация результатов

Анализ результатов начинается с сопоставления полученных ответов с приведенным ниже ключом.

Ключ

«да»: 1,3,5,7,9,11, 13,17, 18, 19,20.

«нет»: 2, 4, 6, 8, 10,12, 14, 15, 16.

Затем необходимо подсчитать сумму совпадений с ключом. Коэффициент организаторс­ких способностей равен дроби, где числитель - сумма совпадений с ключом, умноженная на 100%, а знаменатель- 20.

Критерии для выводов:

До 40% - уровень организаторских способностей низкий;

40-70% - средний;

Свыше 70% - высокий.

ТРЕНИНГИ. ИГРЫ. УПРАЖНЕНИЯ.

«Как и у меня…»

Инструкция: "Возьмите лист бумаги и подпишите сначала на нем заголовок: "Человек, у которого такие же, как и у меня…", а затем в столбик следующее:

  1. Рост

  2. Цвет глаз

  3. Цвет волос

  4. Знак зодиака

  5. Любимое блюдо

  6. Любимый напиток

  7. Любимое животное

  8. Черта характера - черта гордости

  9. Черта характера - предмет стеснения

  10. Способ реагирования на опасность

  11. Способ знакомства с противоположным полом

Теперь ваша задача в течение пяти минут, гуляя по всему пространству, найти людей, у которых есть то, что мы только что перечислили, и попросить их поставить Вам напротив одинаковой с ними позиции свою роспись. Росписи необходимо получить по всем позициям. По одной и той же позиции можно получить несколько росписей".

«Тройки»

Инструкция: "Разбейтесь, пожалуйста, на группы по три человека так, чтобы второй и третий из группы были наименее знакомыми тебе людьми. У каждого из вас будет примерно по тридцать секунд (примерно, потому что я могу в любой момент остановить время), чтобы рассказать о себе твоим партнерам. Когда я скомандую: "Переход!", твоя задача найти двух человек, с которыми ты еще не общался. В этой новой тройке повторяется тот же самый процесс. Только вместо рассказа о себе ты рассказываешь о тех двоих, с кем был в предыдущей тройке. Рассказать должен успеть каждый из группы. В своей третьей тройке (с кем еще не общался) тебе придется рассказывать уже не только о своих партнерах из первой тройки, но и о тех, о ком ты узнал во второй. И т.д."

«Привет!»

Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. В тоже время в игре мобилизуется внимание участников, поскольку они должны одновременно управлять обеими сторонами своего тела. Каждый игрок может прервать рукопожатие правой рукой только тогда, когда установит новый контакт - левой рукой. Это способствует межполушарному взаимодействию.

Игра интересна так же и с точки зрения развития межличностных отношений, она требует достаточно высокого уровня кооперации, поскольку каждый участник одновременно взаимодействует сразу с двумя членами группы. Большой позитивный эффект имеет проведение этой игры в конце занятия. Благодаря ей участники расходятся в хорошем настроении, и каждый из них получает свою долю внимания.

Инструкция: Начтите, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?

Когда все поздоровались друг с другом и группа привыкла к этому ритуалу, Вы можете запустить второй круг - с другим приветствием, например, со словами: «Как хорошо, что Ты здесь!» Другой вариант: Вы можете использовать эту игру в конце занятий, и в этом случае заменить приветствие прощанием: «Спасибо!» или «Спасибо, с Тобой было так хорошо работать!»

«Стратегическая игра»

Это в высшей степени оживленная игра, в которой интересно соединяются движение и ориентация в пространстве. Уже первая фаза очень напряженна - надо избегать кого

то, кто об этом ничего не знает. Это похоже на то, во что иногда играют дети. Второй этап - с Защитником посредине - выходит далеко за рамки детской игры и требует стратегической оценки траекторий движения двух людей. В итоге игра требует быстрых, внимательных движений, и, разумеется, каждый должен следить за тем, чтобы не сталкиваться с другими участниками игры. Для этой игры необходимо много места, чтобы избежать столкновений.

Для этой игры нам потребуется много места, поэтому, пожалуйста, отодвиньте в сторону столы и стулья, чтобы освободить пространство. Начните все молча двигаться по комнате. Выберите какого-нибудь члена группы и представьте себе, что вы его боитесь. Разумеется, вы не должны его бояться на самом деле, это всего лишь игра. Продолжайте движение по комнате, но таким образом, чтобы расстояние между вами и лицом, которого вы «боитесь», становилось все больше, но ни в коем случае не показывайте ему, что вы его избегаете. (1 минута)

Теперь выберите кого-нибудь, кто будет вашим Защитником. Ему вы тоже не должны показывать, что вы его выбрали. Во время движения по комнате делайте так, что бы ваш Защитник находился бы между вами и тем, кого вы «боитесь». Двигаться вам нужно как можно быстрее. (90 секунд)

Я сейчас буду считать от 10 до 0, и при слове «ноль» вы должны застыть на своих местах, как вкопанные. Десять, девять, восемь… ноль!

Сейчас вы можете посмотреть на то, что получилось, и каждый скажет, кого он «боялся», а кто был его Защитником.

«Узелки» (15 мин.)

Цель: повысить тонус группы и сплотить участни­ков.

Участники встают в круг и протягивают правую ру­ку по направлению к центру круга. По сигналу веду­щего каждый игрок находит себе «партнера по руко­пожатию». Число игроков должно быть четным. За­тем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И те­перь задача участников состоит в том, чтобы распу­таться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить вся­ческое словесное общение.

«Из спичек - имена»

Инструкция: "Вот лежит коробок спичек. Ваша задача в течении 10 минут из этих спичек выложить имена всех здесь присутствующих, использовав все спички, лежащие в коробке. Одна буква может принадлежать разным именам. Спички ломать нельзя".

  • Спички выдаются из расчета 10 спичек на одного члена группы.

  • Если они не успевают за 10 минут, задается вопрос: «Сколько вам нужно времени, чтобы закончить?». Если опять не успевают, то опять вопрос и т.д.

«Маленькие зелененькие человечки»

Инструкция: "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!"

В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

«Ищи и найди»

Инструкция: Разойдитесь, пожалуйста, по парам и встаньте друг напротив друга. Сейчас каждый из вас должен запечатлеть в памяти образ своего партнера - так, чтобы вы могли его (ее) найти потом даже с закрытыми глазами. У вас есть две минуты, чтобы увидеть и запомнить, как выглядит ваш партнер: какая у него одежда, прическа, форма рук, какова ширина его плеч, обхват талии. Запомните как можно больше деталей, характеризующих облик вашего партнера. (2 минуты)

Теперь закройте глаза и разойдитесь так, чтобы вы не знали, где находится ваш партнер. Кроме того, дайте себе время освоиться в этой ситуации. Двигайтесь медленно и очень внимательно. Я позабочусь о вашей безопасности и о том, чтобы вся группа смогла успешно выполнить это задание. (15 секунд)

А сейчас вы можете начать искать своего партнера, но только молча. Ищите по своим особым приметам. Когда вы решите, что нашли его, то, прежде, чем открыть глаза, назовите его имя.

Лучше всего проводить игру на ограниченном игровом поле - не слишком большом, чтобы партнеры могли поскорее найти друг друга. Пары, которые уже нашли друг друга, могут переходить на другую сторону комнаты, чтобы облегчить оставшимся процесс поиска.

«Расскажи мне обо мне»

Ведущий предлагает членам группы разбиться по парам. В течении 5 минут каждый рассказывает друг другу о себе. Затем все садятся в круг и каждая пара по очереди выходит в центр: один участник садится на стул, второй встает за ним, кладет ему на плечи руки и говорит о сидящем как от себя, представляя себя его именем, затем они меняются. Пары можно оставить из предыдущего упражнения.

«Сесть на стол»

Инструкция: Ваша группа должна по моей команде как можно быстрее сесть на стол так, чтобы все члены группы разместились на столе. На полу не должно быть ни одной ноги.

«Клад»

Инструкция: Представьте, что ваша группа, находясь в походе, нашла настоящий клад. И у вас после этого оказалась 1000 золотых монет старинной чеканки. Ваша задача - разделить эти деньги. Как вы будете это делать, решать вам самим. Критерии отбора и процедуру принятия решения определите самостоятельно. У вас на это есть 5 минут.

Запрещено: бросать жребий и распределять вознаграждение поровну. Если вы не сумеете разделить деньги за отведенное время, их у вас конфискуют.

«Портрет лидера»

Для выполнения упражнения группа делится на две группы.

  • образный. Вам необходимо нарисовать портрет лидера, используя бумагу и фломастеры. Попробуйте в рисунке отразить качества, которыми, по-вашему, должен обладать лидер. Вам дается 10 минут на обсуждение того, как вы будете рисовать и еще 10 минут, чтобы нарисовать портрет. Во время самой работы необходимо соблюдать полную тишину. Общаться можно только невербально.

  • качества. Вы нарисовали портреты. Теперь по одному человеку от группы нам попытаются пояснить, что нарисовано. Вторая группа может задавать уточняющие вопросы. Рядом с портретом выписываем качества, которыми обладает нарисованный лидер. Теперь давайте из двух таблиц качеств сделаем одну. (Выписываются качества лидера без повторений). Перепишите эти качества себе на листок и галочками отметьте те качества, которыми, по-вашему, вы обладаете.

  • обмен качествами. Посмотрите друг на друга. Многие из вас обладают качествами, которые мы написали. По моему сигналу вы все встаете со своих мест и начинаете двигаться по комнате с целью обмена качествами. Если вы видите, что какое-то качество ярко выражено у другого, вы просите немножко этого качества, при этом совсем необязательно, что этого качества не должно быть у вас самих. Те качества, которые просите вы, отмечаете в левой колонке вашего списка качеств, качества, которые просят у вас вы отмечаете в правой колонке. Одно и то же качество вы можете попросить у нескольких человек. На эту работу вам дается 10 минут. (После этого листки подписываются и собираются ведущим).





















ЛИТЕРАТУРА.

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. с. 476-493.

  2. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства.//Вопросы психологии . 1991. №3. С. 90-98.

  3. Андерсон, Д.Ж. Сделайте вашего ребенка лидером.Советы американского психолога. //Семья и шк. 1994. №2. С.13-15.

  4. Андреева, Г.М. Социальная психология. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс,2006. 363с.

  5. Возрастная и педагогическая психология. Под. Ред. Проф. Петровского, А.В., Академия, 2001. 121-130 с.

  6. Вульфов, Б. Ребячий лидер - кто он? Подумаем вместе.//Воспитание школьников. - 1991. - №1. С.32-34.

  7. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера.//Воспитание школьников. 2006. №5. С.23-25.

  8. Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала.//Педагогическая наука и образование. 2007. №2. С.53-57.

  9. Кретов, Б.И. Типология лидерства//Соц-гуманистические знания. - 2000. - №3. С.73-78.

  10. Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство?//Образование. 2000. №4. С.89-99.

  11. Курочкина, М.И. Деловая игра в воспитании качеств лидера.//Almamater. - 2001. №8. С. 18-11.

  12. Лубовский, Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков. //Воспитание школьников. 1997. №2. С.43-46.

  13. Маврина, И.В. Развитие взаимодействия подростков со сверстниками в условиях образовательного процесса. //Психологическая наука и образование. 2005.№2. С. 94-100.

  14. Макова, Л.П. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.// Вопросы гуманистических наук. 2008. №1. С.209-212.

  15. Немов, Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1998. С.83-113.

  16. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Рогов, Е.И. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. - С.129-160.

  17. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Академия,2002. 225с.

  18. Психологическая характеристика лидерства.//Петровский,А.В., Ярошевский,М.Г. - Теоретическая психология. 2001. С.267-281.

  19. Харламов, И.Ф. Педагогика. -7-е изд. Мн.: Университетское,2002. 560с.

  20. Юдина, Н. Программа «Навстречу»: воспитание коммуникативной культуры у учащихся. //Школьный психолог. Приложение к пер. сент. 2007. №12. С.18-32.

  21. Игры на каждый день с тинейджерами. Организаторам развивающего досуга [Текст] / Авт.-сост. А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. - 3-е изд., доп. и перераб. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. - 232с. - (Сценарии игр и праздников).

  22. Селевко Г.К.Воспитательные технологии .М:НИИ школьных технологий, 2005. 320 с.

23. Салихзянов Радик Наильевич, Программа деятельности городского совета старшеклассников "Лидер" festival.1september.ru/articles/418756/

24. Грибенщикова Марина Сергеевна, Образовательная программа творческого объединения "Лидер" festival.1september.ru/articles/537241/


© 2010-2022