Час общения Семейные роли

Час общения в 5 классе направлен на повторное  прочтение знакомой русской народной сказки "Царевна-Лягушка" с позиции анализа семейных ролей героев с использованием краеведческого материала. Учащиеся отвечали на вопросы анкеты, выполняли поделки, анализировали жизнь сказочных героев и роли родителей в своей семье, делали вывод о роли женщины и мужчины в создании счастливой семьи.                                   Данный ресурс содержит конспект занятия, методические рекомендации, презентацию.  
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Час общения в 6 классе «Семейные роли»

Жукова Надежда Николаевна

учитель биологии, химии

МБОУ «Нижнекулойская СОШ»

Верховажский район

Вологодская область

Час общения в 6 классе «Семейные роли»

Воспитательная цель:

1.Способствовать формированию гражданского отношения учащихся к семье:

*формирование уважения к членам семьи, семейным традициям;

*воспитание семьянина, любящего своих родных;

*формирование социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены;

2.Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к труду как добродетели: формированию у учащихся добросовестного отношения к труду, чувства гордости за выполненную работу.

Ход мероприятия:

Одна из главных радостей человека в жизни - его семья. Поговорим сегодня на эту тему. Обратившись к известной русской народной сказке «Царевна - лягушка», рассмотрим роли в семье жены и мужа (Слова из сказки «Царевна-лягушка» набраны курсивом.)

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и говорит им:

«Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о  невестах подумать!»

«За кого же нам, батюшка, посвататься?»

«А вы возьмите по стреле, натяните луки и пустите - стрелы в разные стороны. Где стрела упадет - там и сватайтесь».

На какие размышления наводит нас зачин сказки?

1.) Как выбирается невеста?

- Выбор невесты отдан на волю случая.

«Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои луки и выстрелили.

Пустил стрелу старший брат. Упала она на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор. Пустил стрелу Иван-царевич - полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка...

Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки (посмотрите, здесь проявились неуверенность, неумение сказать «нет» Ивана - царевича), а лягушка и говорит:

Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня - возьми замуж.

Опечалился Иван-царевич и отвечает:

Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют! -

Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь»!

2.Почему были рады старший и средний сыновья? Почему был опечален Иван - царевич?

- Поженились: старший царевич - на боярышне, средний - на купеческой дочери, а Иван-царевич - на лягушке-квакушке. Старшим достались красивые, знатные, да богатые невесты, а Ивану - царевичу -…

3. Какое качество характера продемонстрировал Иван-царевич?

- Послушание - не посмел ослушаться воли родителя:

«Стали братья над ним смеяться, а отец говорит: «Бери квакушку, ничего не поделаешь!»

«На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:

Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне - узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба».

О том, как действовали жены старшего и среднего сыновей царя, в сказке не описано, а вот царевна-лягушка действовала так:

«Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам - города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие»...

Каравай получился рыхлым и пышным, т.к. при просеивании мука «обогащается» воздухом.

«Царь дал сыновьям новый приказ:

Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите - шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками за ночь выткут мне по ковру»!

«Уложила Ивана - царевича квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз - цветок зацветет, где кольнет другой раз - хитрые узоры идут, где кольнет третий - птицы летят»...

4. Что означают цветок, птицы, «хитрые узоры» - орнамент?

- Цветок - пожелание процветания, богатства, счастья; птицы (парные) - пожелание счастливого брака, (с птенцами) - детей; орнамент - оберег.

«Отдал царь новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами: хочет царь посмотреть, которая из них лучше пляшет».

«Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом - стало озеро, махнула правым - поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди».

Почему всё исчезло?

- Магия танца: говорят «завороженные красотой».

5. Почему царь проверял жен своих сыновей такими тремя указами: испечь пирог, вышить и сплясать?

«Одинакова мучка, да не одинаковы ручки», - так говорят о печеях.

В «Домострое» - своде житейских правил и наставлений XVI в. говорится о вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины. Основу народной вышивки составляет орнамент - украшение, состоящее из ритмически повторяющихся элементов. Даже если центральное место в композиции вышивки занимает какое-то одно большое изображение, оно все равно состоит из повторяющихся элементов, т.е. построено как орнамент. Орнаменту в глубокой древности придавалось магическое значение. Он являлся оберегом, защищал владельца вещи, украшенной им, от нечисти.

Первые два царских указа проверяли, насколько женщина была хорошей хозяйкой, рукодельницей. Как хорошо она управлялась с печью и владела ли мастерством шитья - созданием оберегов для семьи в виде вышивки - назовем это «внутренними связями» семьи. А вот третий указ проверял качества характера женщины: общительность, умение плясать, петь, т. е. умения, необходимые семье «при выходе в свет», т.е. ум. Благодаря жене семья была сыта и одета, а дети, благодаря умной, воспитанной женщине, могли получить хорошее образование и, главное, воспитание.

«Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне».

6. Почему Иван - царевич сжёг кожу Царевны - лягушки? Как характеризует Ивана - царевича это действие?

- Желание избегать насмешек, о том, что жена - лягушка: уродлива, не такая, как все, внешне некрасива; желание того, что и впредь все указы царя будут выполняться …

Неумение и нежелание понимать другого человека, не давая возможности Василисе иметь свой мир, желание «переделать» её, чтобы была «как все».

7. Почему их семья, происходи это на самом деле, всё равно была бы обречена на развод?

-Выполнялись только желания Ивана - царевича, его совсем не интересовала Василиса Премудрая.

«Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась - нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала - не нашла и говорит Ивану-царевичу:

«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня - подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь - только тогда и разыщешь меня»...

Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно».

8.Почему Царевну - лягушку зовут Василисой Премудрой, мужа её - просто Иван - царевич, а у братьев Ивана даже имен нет?

-Василиса Премудрая оказалась и красавицей, и хозяйкой хорошей.

Теперь настал черед проверки для Ивана - царевича. Каков он? Выдержит ли он проверку испытанием временем: раз Василиса ему понравилась.

9. Будет ли он искать её? Достоин ли он её? Ведь мы увидели Ивана - царевича неуверенным в себе, послушного воле родителей, неумелым: даст царь наказ, у него руки опустятся, он опечалится и идет жаловаться Василисе.

«Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил».

Уложит та его спать - «утро вечера мудренее», он и спит, не оказывая никакой помощи Василисе, но так ведь, в одиночку, семейные проблемы не решаются. Вступая в брак, молодые клянутся быть вместе и в горе, и в радости.

И всё-таки Иван - царевич, преодолев все препятствия, нашел свою Василису Премудрую…

«Царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил - умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.

Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит:

Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя - буду!

И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Каким нравственным, семейным ценностям научила вас сказка? - Труд - есть добродетель. На этот счёт у русского народа сложено множество пословиц: «Не родись красивой, а родись счастливой», «Без труда нет добра», «Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться«, «Глаза боятся, а руки делают», «Не то дорого, что красного золота, а дорого то, что доброго мастерства», «К чему рук ни приложит, все кипит», «Ремесло пить - есть не просит, а само кормит». [1]

Неумелость в труде подвергалась насмешкам, рассматривалась как своего рода нравственный порок. «Нечем хвалиться, как все из рук валится». Подростков, не умеющих плести лапти, дразнили безлапотниками. Девочек, не сумевших еще в детском возрасте научиться прясть, обзывали непряхами, не умевших выткать кросны - неткахами. Такое презрительное отношение к неумейкам сохранялось в крестьянской среде всегда. «У неряхи и непряхи нет и путной рубахи».

А сколько сарказма, сколько презрения у русского крестьянина было по отношению к лентяям, лодырям, к отлынивающим от работы, не желающим добросовестно трудиться. «У лентяя Федорки всегда отговорки», «Отсталый и ленивый всегда позади».

Ребята, а вы не задумывались, почему царевич, чтобы погубить Кощея «достал иглу и отломил у нее кончик»? Т.е. сломанная игла = сломанная жизнь.

У многих народов железные предметы считались оберегом от нечистой силы, сглаза и порчи, рядом с беззубым ребёнком клали нож, хлеб и соль; взрослые (например, жених и невеста) в ворот рубахи или пояс вшивали иголку без ушка; нож на поясе мужчины считался таким же оберегом, как брусок и клык хищника, в дверной косяк или ворота коми втыкали иголку без ушка, чтобы в дом не могли проникнуть колдуны или не могли выйти уже вошедшие. Воткнутым в девятый сучок девятого сверху бревна шилом или ножом также можно было "запереть" в избе колдуна. Как видите, иголка была магическим предметом не только в сказках, но и в действительности.

Сказка закончилась словами: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Вы отвечали на вопрос анкеты «Я и моя семья»:

Мальчики обобщат ответы на вопрос «Чтобы семья была дружной, счастливой женщина в ней должна уметь…»

Ответы учащихся:

«готовить, стирать, прибираться, угодить мужу, понимать его…»

«создать семейный очаг, должна поддерживать чистоту в доме, готовить…»

«готовить, шить, любить…»

«сохранять хорошие отношения в семье…»

«уметь печь пироги, варить суп….»

«заботиться о ближнем, готовить, прибираться, находить общий язык со всеми, любить…»

«прибираться в доме, готовить, любить свою семью…»

«не ссориться, во всем соглашаться…»

«готовить, стирать, убирать…»

»делать так, чтобы людям, живущим рядом, было хорошо….»

«готовить, убираться, всё делать по дому, любить свою семью…»

«всё…»

«готовить, выполнять вс е дела по дому…»

Девочки обобщат ответы на вопрос: «Чтобы семья была дружной, счастливой мужчина в ней должен уметь…»

Ответы учащихся:

«работать, построить что-нибудь…»

«делать тяжёлую работу, помогать жене…»

«чинить, строить…»

«помогать во всем…»

«печь блины, ухаживать за животными, укреплять дом…»

«любить, мастерить (может быть, починка двери и т.д.), заботиться о ближнем, находить общий язык и интересы…»

«заботиться о семье, делать дела по дому…»

«во всем соглашаться…»

«колоть дрова, носить воду и выполнять мужскую работу по дому…»

«зарабатывать деньги, а самое главное - любить близких….»

«приносить домой деньги, любить свою семью…»

«всё»…

«выполнять все дела на улице: дрова, картошка»…

Ребята, мы уже долго ведём разговор, а тема часа общения ещё и не названа, поэтому вы поможете мне сейчас в этом.

Мальчики, вам предлагаются следующие загадки. О каком предмете домашнего обихода эти загадки? Кому принадлежат эти предметы?

Что это?

*Я колючая,

Но не злючая,

Пригожусь в хозяйстве вам

Для любого случая:

Дырки штопаю в одежке,

Шью заплатки к пиджаку,

И занозу из ладошки

Тоже вытащить могу.

- Иголка (нитка с иголкой):

Девочки! Эти загадки для вас! Какой предмет вы считаете отгадкой? Кому принадлежат эти предметы?

Что это?

*Я, мой друг,

Хоть и железный,

Но зато такой любезный,

Если попадется

Неровная доска, -

Вмиг подровняю ей бока.

100 поклонов отдам я ей,

Сразу станет доска ровней.

(Топор).

Вы правы, сегодня мы будем вести речь о союзе топора и иголки.

Что общего между ними?

(изготовлены из стали - стальные, острые, есть сменная часть, являются инструментами…)

А в чём разница между ними? Этими инструментами, известными ещё первобытным людям пользуются женщина и мужчина. Что общего создают эти два начала? Семью. А в семье появляются дети.

Рождение ребенка - всегда событие.

К нему готовятся заранее, с ним связывают большие надежды. Учитывая такую важность события, рождение сопровождается магическими и обереговыми обрядами.

Большое значение при рождении ребенка имела первая купель, у которой было большое обереговое значение. По народным представлениям, вода символизировала силу и чистоту. Чтобы судьба ребенка была счастливой, воду брали из ближайшего проточного ручья-оберега. Ее приносил в кувшине отец. Чтобы ребенок рос здоровым, использовали свяченые травы и цветы (священное зелье), собранные матерью, в купель девочки добавляли мед, иногда молоко, чтобы была красивой; мальчикам клали корень девясила, чтобы сильными росли, а иногда - топор, чтобы умели мастерить.

Считалось, что от того, как ухаживать за ребенком в первые дни жизни, зависит судьба младенца. Верили, что если постелить под низ девочке отцовскую сорочку, то раннее замужество ей обеспечено, а для того, чтобы парень связал свою судьбу с хорошей женой, по той же причине стелили мамин стан от сорочки. Под голову ребенку клали нехитрые орудия и предметы, которые определяли будущую способность к хозяйствованию: девочке - иголку, веретенко; мальчику - гвоздь, молоток, топор. Новорожденного заворачивали в чистый мамин свадебный рушник, а потом до крещения - в пеленки из отцовских сорочек.

Особенное значение имела вышивка, которая служила и как украшение, и как оберег на простынях и наволочках подушки: «Кладу ниточку на счастье, на здоровье сыну: чтобы рос крепким и красным, как заря навек. Живую нитку с Солнца возьму, а зеленую у трав. Подарит небо синюю, звездочка - багряную».

А что ещё соединяло семью в единое целое?

«Ты стоишь на самом красивом месте среди берез и черемух… Ты живой… Ты дышишь…В твоих глазах - мудрость отца и материнское тепло… Ты - мой оберег от всех невзгод…» - Конечно, это дом! То общее, что создают мужчина и женщина вместе. Вы часто слышите выражение: «Мой дом - моя крепость!» В чем смысл этого выражения? Чьими руками он создавался? Мужскими руками, умеющими держать топор.

Изба - самая распространенная постройка в деревне. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Поэтому избы - это не только памятники быта, но и произведения архитектуры, искусства.

Больше всего мастеров было в плотничном деле. Об этом свидетельствовали деревянные храмы и дома, стоявшие в русских селах и городах еще в начале ХХ века повсеместно (сегодня сохранившиеся в основном только на фотографиях). У плотников была своя проверка мастерства. «Клин тесать - мастерство казать» (сразу вытесать верный клин, без подтески,- такое же мастерство для плотников, как выточенный от руки правильной формы шар для токарей).

«Излюбленным материалом русской народной архитектуры было всегда дерево, хотя камня на Севере не меньше, чем лесов. Дерево обладает особой «совместимостью» с человеческим телом, оно «встречает» руку не холодом, а теплом. О дерево не ушибешься так, как о камень. Дерево приветливо, по-своему регулирует температуру в жилище, роднит избу с окружающей природой. Оно - «живое» даже срубленное и обструганное. И вовсе не случайно, что жить в деревянных домах считалось здоровее, чем в каменных. А деревянная резьба, которой каждый русский человек так разнообразно украшает свое жилище, делало дом похожим на принарядившуюся в кружево хозяйку… (Д.С. Лихачев «О Древнерусской архитектуре»)

«Глаза» дома - его окна. Они берегут то, что находится внутри дома. Потому что наличники - это не только украшение, Но и оберег. Но настоящей крепостью, пристанищем, очагом уюта дом становился, если внутри была особая атмосфера, которая зависит от хозяйки дома. Внутреннее убранство дома говорило о том, какая в доме женщина: рукодельница или неумёха.

«Ты - украшение красного угла… Ты - дорога жизни от рождения до смерти…Ты обнимаешь при рождении, впитываешь печали, встречаешь молодых хлебом - солью, провожаешь в последний путь…» - Это полотенце. Узор, который вышивался на ткани, был разным для младенца, для семьи, для похорон. «Красное - по белому» - праздничные рушники из приданого невесты. «Белое - по белому» - свадебные и похоронные полотенца

Печь - сердце дома.

Дом жив, пока тёпел очаг. Чьими руками она создавалась? - Мужскими, а выполняла работы у печки - женщина. Печь - место сбора всей семьи. Часто на печи лежали старики, дети. А сказки?

Стол - Божья ладонь. Первой на стол ставилась солонка. Пища - дар Божий. Садились есть только после молитвы. Кто был главным за столом? Отец должен был первым зачерпнуть ложкой, только тогда все начинали есть.

И женщина, и мужчина совместными усилиями создавали свой мир. Только общие усилия могли гарантировать семейное тепло и любовь в доме.

Семейный мир - часть русской культуры. Человек издавна стремился не только окружить себя необходимыми в его быту предметами, но и украсить их. Произведениями подлинно большого искусства наполнен каждый крестьянский дом, который и сам очень часто был прекрасным памятником деревянной архитектуры.

Многие предметы, сделанные из самых простых и дешёвых материалов, народные художники украшали яркой росписью и виртуозной резьбой. Они несли в жизнь радость и красоту.

О мастерах говорили всегда уважительно и с особой теплотой. «Он на все руки мастер», «Золотой человек, золотые руки», «К чему рук ни приложит, все кипит». Мастера, как правило, были грамотны, о чем свидетельствует множество надписей на бытовых вещах: на колокольчиках, на трепале, на полотенце, стенах церквей, а также дошедшие до нас берестяные грамоты.

Не возникло у вас желания изменить тему урока с колкого на более мягкое? Например, назвать час общения: Пётр и Феврония; Символы любви; Мир русской души; Творение души и рук?

Многие из вас смотрят телепередачу «Давай поженимся!». Там есть ведущая Лариса Гузеева, сваха Роза Сябитова и астролог Василиса Володина. Женихи и невесты «встречаются по одежке, провожаются по уму», говорят об их характере, психологической совместимости, а вот об их хозяйском умении ничего не говорится. Может быть, стоило подвергнуть претендентов подобным испытаниям, как делал это царь в сказке «Царевна - лягушка»?

Завершая наш час общения, мы посмотрим, какие вещи вы можете сотворить своими руками.

Девочки показали искусное владение иголкой. (Демонстрация изделий)

Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.

Не все знают перевод слов: «"печворк" - лоскутная работа, "квилт" - лоскутное одеяло.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.

Лоскутное одеяло - непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.

Мальчики тоже многому научились. (Демонстрация изделий)

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему…

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

С.Брант

Литература:

1.Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Олма-Пресс, 1999.

2.Царевна - лягушка. Русская народная сказка.

8

© 2010-2022