Классный час Хлеб

Программное содержание: на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопёкам), бережное отношение к хлебу; вызывать интерес к коллективному труду; обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий; подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека. Цель: формирование нравственных ценностных ориентаций в ходе совмес...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Классный час «Хлеб - всему голова»

Класс: 2

Место проведения: кабинет начальных классов

Программное содержание: на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопёкам), бережное отношение к хлебу; вызывать интерес к коллективному труду; обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий; подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека.

Цель: формирование нравственных ценностных ориентаций в ходе совместной познавательной деятельности.

Задачи: расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас; воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Материал: проектор, экран, ноутбук, картины из серии «Выращивание хлеба»; колоски пшеницы; мяч; платок для завязывания глаз; хлеб (белый и чёрный) хлебобулочные изделия; дощечка для лепки пирожков; поднос; миска для замешивания теста; мука, яйцо, сахар, соль; фартуки.

Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений и песен о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение рассказов М.Глинской «Хлеб». М.Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение колосков ржи и пшеницы; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

План проведения мероприятия:

I Вводная часть.

  1. Загадка о хлебе.

  2. Чтение стихотворений о хлебе.

II Основная часть.

Теоретический блок.

  1. Беседа по произведению М.Глинский «Хлеб»

  2. Игра-викторина с мячом «Какой хлеб?»

  3. Беседа «Что сначала, что потом?»

Практический блок.

  1. Наблюдение. Рассматривание колосьев.

  2. Динамическая пауза.

  3. Чтение пословиц и поговорок о хлебе.

  4. Игра «Узнай на вкус»

  5. Выпечка хлебобулочного изделия.

III Заключительная часть.

Хлеб - хозяин дома.

Всему он голова.

Анализ итогов мероприятия.

Ход занятия:

I Вводная часть.

- Здравствуйте, дети! Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А прежде вы должны будете отгадать загадку: «Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый». (Хлеб).

- Да, верно, мы с вами поговорим о хлебе, о хлебушке. О мягком и душистом хлебе с румяной корочкой.

Дети: Хлеб.
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба - водица,
Ягода - трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова! (слайд 1)

Правильно, хлеб - всему голова! (учитель показывает белый и черный хлеб.) А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?

К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Как называли хлеб, который пекли к празднику?

Дети: Каравай (учитель показывает каравай).

Чтецы -

Вот он, каравай душистый Вот он - хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой, Вот он - тёплый, золотистый.
Вот он мягкий, золотистый, В каждый дом, на каждый стол
Словно солнцем налитой! Он пожаловал, пришёл.

В нём - здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

А сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

II Основная часть. Теоретический блок.

Беседа по произведению М.Глинской «Хлеб»

Проводится игра - викторина с мячом : "Какой хлеб?" слайд 2

Цель: учить подбору определений к существительному, уточнить конкретные представления детей о внешнем виде, свойствах хлеба. Игровые действия: дети сидят в кругу, в руках учителя мяч, его передают по кругу и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый…

- назови хлеб ласково…

- крошки хлеба какие?

- квас из хлеба как называется?

- назови прибор для резки хлеба…

- назови посуду для хлеба…

- кто выращивает хлеб?

- кто печёт хлеб ?

- назови завод, где выпекают хлеб?

- как называются изделия из теста?

Молодцы, ребята! Вы справились с вопросами викторины о хлебе.

- Дети, а вы хотите узнать, как в старину люди выращивали хлеб?

- В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке - семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. Как вы думаете, какой должна была быть погода? (Безветренной.)

- Что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце и дождь.)

Беседа: "Что сначала, что потом?"

Презентация (слайды - 3,4,5,6,7)

Цель: учить детей выстраивать последовательность развития пшеницы и ржи и хозяйственной деятельности людей по производству хлеба.

Поговорим, с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница! За ее ростом следит - агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев - жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.

- Как вы думаете, куда потом везут зерно?

- Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку.

- А куда доставляют муку?

- Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.

- Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его. А что дальше?

- Готовые изделия доставляют в магазины.

Показ воспитателем картинок с изображением хлебобулочных изделий.

- Но и сейчас труд хлебороба очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!

Практическая часть.

Наблюдение. (слайд 8)

Детям раздаются колосья пшеницы и ржи.

Рассматривание колосьев.

Сосчитайте сколько зёрен в колоске? Чем отличаются колосья ржи от пшеничных колосков? (у каждого ребёнка колосок в руке)

Ответы детей.

Динамическая пауза.

- А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.

Физкультминутка:

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зёрнышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

- И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины - серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна - амбары. Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями. Давайте ребята вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.

Без хлеба - нет обеда.

Много света - много хлеба.

Хлеб всегда надо доедать.

Будет хлеб - будет и песня.

Не трудиться - хлеба не добиться.

Хлеб - всему голова.

Игра «Узнай на вкус»

Перед детьми ставится тарелка с кусочками чёрного и белого хлеба, а также нарезанные кусочки пирожка и пиццы. Одному ребёнку завязывают глаза платком и дают кусочек изделия попробовать на вкус; другой ребёнок прослеживает действия первого и оценивает.

Практическая часть. Выпечка хлебобулочного изделия. Слайд 9

А сейчас я предлагаю вам стать пекарями. Надевайте колпаки. Будем печь пирожок. Затем испечем его на кухне.

Проводятся гигиенические процедуры перед работой.

Учитель насыпает в миску муку и соль. Разбивает яйцо. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста. Каждый из детей делает пирожок, используя специальную формочку. Получившийся полуфабрикат изделия относим на кухню. Ставим в духовую печь.

III Заключительная часть. (слайд 10)

- Ребята, что нового, вы сегодня узнали? (Ответы детей). А что еще делали? (Ответы детей)

- Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!

Каждому знакомы,
Мудрые слова:
Хлеб - хозяин дома
Всему он голова!









Анализ воспитательного мероприятия.

  1. Общие сведения:

  1. Название мероприятия.

Классный час «Хлеб - всему голова»

  1. Дата проведения. Класс.

20 марта, 2 класс

  1. Организатор мероприятия.

Классный руководитель: Лапина Н.А.

  1. Состав группы учащихся: 10 мальчиков, 1 девочка.

  2. Цель проведения мероприятия.

Исходя из годового воспитательного плана во 2 классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности.

  1. Обоснование выбора содержания деятельности.

Данное мероприятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива и возрастным особенностям учащихся.

  1. Анализ подготовки мероприятия.

Инициатором организации данного мероприятия выступила классный руководитель. Активность детей проявилась в заучивании стихотворений о хлебе. Все дети желали прочитать стишки. С интересом слушали рассказы о хлебе, задавали интересующие их вопросы по содержанию текста.

Содержание этапов подготовительной работы: планирование (конспект), разработка элементов мероприятия (игра «Узнай на вкус», викторина с мячом «Какой бывает хлеб?», составление вопросов по прослушанному рассказу М.Глинской «хлеб» М.Пришвина «Лисичкин хлеб»; отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; сравнение колосков ржи и пшеницы; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

Степень включенности детского коллектива в подготовку мероприятия: Весь класс полностью включился в подготовку внеклассного занятия, дети были нацелены на активную деятельность и с нетерпением ждали этого события.

  1. Анализ хода мероприятия.

Форма проведения классного часа была с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества.

Были использованы игровые моменты, через которые воспитанники расширили знания о значении хлеба в жизни человека. Использование презентации иллюстративного материала показала, каким трудом добывается хлеб для народа. От рассматривания колосьев пшеницы и ржи у детей возникал восторг от того, что они были не на картинках, а в натуральном виде. Можно было потрогать, понюхать колоски, посчитать количество зёрнышек. Всё это воспитывало у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его. Дети принимали активное участие в играх, беседах. Материал был подобран в соответствии возрастным особенностям детей, имел здоровьесберегающие моменты: физкультминутка, смена динамической позы (дети сидели на ковре в кругу во время беседы, затем сидели за партами во время чтения стихотворений и просматриваний слайдов, в заключительной части занятия дети стояли вокруг стола и сами пробовали замешивать тесто.)

Роль классного руководителя была направляющей, создающая порыв к самостоятельной деятельности (дети с огромным желанием месили тесто и раскатывали его на дощечке с помощью скалки, венчиком взбивали яйцо)

Проведённое мероприятие оказало положительное влияние на детей. Дети с удовольствием помогали друг другу: подавали гигиенические средства, приборы, инструменты, завязывали друг другу фартуки. Такие созданные ситуации влияют на дальнейшее развитие коллектива.

Во время классного часа была благоприятная атмосфера сотрудничества между учителем и учащимися.

  1. Общая оценка воспитательного мероприятия.

Внеклассное мероприятие взаимосвязано с учебной работой с предметами чтения и развития речи. Новизна и оригинальность в содержании классного часа проявилась в практической части при выпечке хлеба самими детьми. На этом занятии была предоставлена возможность каждому само реализоваться, как личности в ответах на вопросы, в игре-викторине, в чтении стихов и пословиц о хлебе, в выпекании пирожка. Все цели мероприятия реализованы. Ценность проведённой работы состояла в том, что дети узнали, как много труда вложено в одну булку хлеба. Вся работа на занятии сплотила детей и учителя. По детским лицам можно было наблюдать радость от вложенного труда в выпечке пирожка. Маленькое хлебобулочное изделие на глазах детей вызывал восторг и удивление. Все хотели попробовать на вкус испеченный пирожок. И, конечно же, все с удовольствием ели приготовленные пирожки.

  1. Анализ деятельности классного руководителя.

Применялись принципы построения занятия:

  • Принцип научности

  • Комфортности и доверия

  • Целесообразной достаточности

  • Принцип динамичности

  • Принцип баланса инициатив взрослого и ребёнка

  • Принцип личностной ориентированности

  • Принцип успешности (деловая оценка, одобрение)

  • Принцип сотрудничества

  • Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей

Применялись идеи гуманно-личностного подхода:

  • Любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

  • Вера в ребёнка;

  • Мастерство общения;

  • Отсутствие прямого принуждения;

  • Терпимость к детским недостаткам;

  • Признание права ребёнка на ошибку и на собственную точку зрения;

  • Особый стиль отношения: не запрещать, а направлять; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора;

«Ученье» без принуждения

  • Требовательность, основанная на доверии;

  • Увлечённость, рождённая интересным преподаванием;

  • Замена увлечения желанием, которое порождает успех;

  • Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

  • Применение косвенных требований через коллектив;

Рекомендации для дальнейшего совершенствования воспитательной деятельности педагога: можно было всем детям раздать миски для замешивания теста и необходимые продукты, инструменты. Каждый бы ученик, сидя за своим столом и одетый в фартук, колпак раскатывал бы тесто. Так как в классе 11 человек, не каждый смог реализовать свои способности в лепке пирожка. Одновременная работа всем классом могла бы сократить время проведения занятия. Мероприятие затянулось по времени из-за того, что все хотели выходить к столу и работать с тестом перед классом. В игре «Узнай на вкус» также все ученики хотели закрытыми глазами узнать на вкус хлебобулочные изделия. Педагог не смог отказать всем желающим и поэтому занятие прошло больше положенного времени.

Я сама очень довольна проделанной работой. Сама получила массу удовольствий от испеченных изделий. Введённые практические действия с тестом способствовали удачному проведению мероприятия.



© 2010-2022