- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Добрые традиции семьи»
Классный час «Добрые традиции семьи»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гончарова Т.В. |
Дата | 26.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Малошелковниковская средняя общеобразовательная школа»
Классный час
«Добрые традиции семьи»
Автор - составитель: Гончарова Т.В. учитель физики
Классный руководитель 11 класса
Малая Шелковка
2012 год
Пояснительная записка
Семья - величайшая ценность, созданная человечеством за весь период его существования. Центром подрастающего поколения была и остаётся именно семья. Пример старшего поколения: родителей, близких людей влияет на формирование жизненного опыта детей. Только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребёнка доброе и заботливое отношение к людям. (Слайд 1) - звучит песня « Школьные годы)
Прохладой утренней на окна ветерок,
Всё, лето кончилось, сентябрь на пороге,
И первый день его, то первый наш урок,
К нему звонок нас позовет сегодня.
Волшебный мир откроешь у доски,
И с партой вместе сходишь вокруг света,
Приветствуем тебя, наш ученик,
Поверь, что в жизни дней счастливей нету!
Добрые традиции семьи
Цель занятия:
1. Вызвать у детей интерес к родословной семьи; учить рассказывать о своих предках, о традициях семьи.
2. Воспитать любовь к родителям, уважение к старшим, к семейным традициям
3. Развивать внимание, творческие способности, память, мышление, речь.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, семейные фотографии, листы с заготовкой генеалогического дерева; словарь С.И. Ожегова, сочинения учащихся.
Задачи темы:
-
Воспитать у учащихся ценностное отношение к семье, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения с взрослыми.
-
помочь детям осознать, что семья - это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга.
-
воспитать чувство гордости за свою семью
-
сплочение коллектива учащихся и родителей.
Предварительная подготовка:
Запись песен, составление родословной, сбор семейных фотографий, беседа с ребятами о традициях в их семьях.
Ожидаемый результат:
-
проявление уважительного отношения к старшим;
-
овладение методами самовоспитания и самоконтроля.
-
Делай добро и оно вернётся к тебе.
Ход занятия (Слайд 2)
Учитель. Добрый день, дорогие ребята. Приветствую вас в нашей семейной гостиной. Сегодня мы поговорим о семейных традициях. Вы 10 лет учились, готовили домашние задания и хорошо работали в школе, узнали много нового и интересного, составляли свои родословные - выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно, мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди - ваша семья.
Пестрецова Ольга читает стихотворение «Моя семья».
Семья - в этом слове и папа, и мама, и я.
В семье много радости, мира, тепла.
Я очень хочу, чтобы папа и мама
Всегда были вместе, всегда были рядом.
Я с ними гуляю, играю, живу.
Своею любовью я их берегу!
Пусть папа и мама живут долго-долго,
Ведь я этого очень и очень хочу!
Я в школе и дома уроки учу.
Хочу быть похожа на маму свою.
Она все умеет: и шить, и вязать.
И вкусно готовить, и пыль вытирать.
А праздник наступит
И наша семья
Готовит на кухне большого гуся.
Учитель. Цитатой нашего классного часа является народная мудрость, которая звучит так: «Традиции - основа семьи» (слайд 3)
- Что такое традиции? ( Ответы детей)
-Давайте откроем словарь С.И. Ожегова и уточним, что обозначает слово «традиция». (Слайд 4)
Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т.е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.) «Традиция» переводится с латинского как передача», «преемственность». (слайд 3)
- Почему люди соблюдают традиции? ( Ответы детей)
Учитель. Традиции семьи - это огромная мастерская, в которой переплетается все-вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глубоко в землю. Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью. В каждом роду, семье - своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство
У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям. У одних это воскресные поездки за город на электричке; у других - семейный видеосеанс; у третьих - утренняя "пятиминутка" за завтраком, где даются поручения на день и напутствуют друг друга добрыми словами, - словом, все то, что остается потом у выросших детей, и то, что им захочется передать своим собственным наследникам. А стол в русской традиции - это не только место "для пирогов", а еще и чтение вслух книг для всей семьи, игры в лото, домашние стенгазеты "по случаю", разбор семейных фотографий и многое другое, что каждая семья придумывает сама.
А какие традиции есть в ваших семьях? (Ребята рассказывают о традициях в своих семьях, показывают фотографии, рисунки).
Безбородова Юлия.
В нашей семье очень уважительно относятся к христианским праздникам. Мои родители и мы с сестрой, в своё время приняли Святое крещение в церкви, поэтому в нашей семье принято чтить православные традиции. Мы всегда собираемся за праздничным столом в Сочельник, набираем полные бутылки воды в Крещение, жарим блины на Масленицу и конечно, красим яйца на Великое Христово Воскресение! Мне очень нравится праздник Пасхи, он самый радостный и необычный. За два дня до праздника мама печёт пасхальные куличи и красит яйца. Потом мама везёт куличи и яйца в церковь и там всё это освящается святой водой.
Колымов Андрей.
А мы всей семьей очень любим традиционный Новый год. Обязательно наряжаем елку, мама готовит разные вкусные салаты и сладости, а главное заранее готовим подарки своим близким. Под звон курантов мы торопимся загадать заветное желание, накрываем щедрый праздничный стол. А утром, когда еще темно, я бегу к елке, чтобы открыть свой подарок.
Эрмиш Ирина.
И в нашей семье есть семейные традиции. Когда наступает вечер, уроки сделаны, мамины дела отложены в сторону. Я подхожу к своей кровати, ложусь и жду маму. Вот она берет в руки любимые нами книги, садится на краешек моей кровати и начинает нам с сестрой читать. И уже совсем во сне, я слышу самое приятное: «Спокойной ночи, мои любимые, самые хорошие, самые красивые дочурки». И снятся мне красивые и сладкие сны.
Черешнев Дмитрий.
С незапамятных времён есть такая традиция, праздновать День рождения. Считалось, что именно в этот день злые силы приближаются к человеку. Поэтому все члены нашей семьи и друзья собираются под одной крышей с добрыми мыслями, пожеланиями и, конечно же, подарками.
Попов Андрей.
У нас есть такая хорошая традиция общаться с природой. Мы очень часто всей семьей ходим в лес, выезжаем на речку, устраиваем игры, конкурсы. Мы дружно работаем на огороде, а после этого, мой папа радует нас ухой, шашлыками, но больше всего я люблю запеченную картошку. Со дня моего рождения, я звезда объектива камеры, фотоаппарата и большинство моих фотографий сделаны на природе.
Учитель. Испокон веков народная традиция призывала к сохранению «лада» в семье: «Мир да лад - большой клад». Очень мудрые слова! Они по-своему отражены в народном творчестве. Я предлагаю провести конкурс пословиц и поговорок о семье. Перед вами слайд с началом пословицы, а вы постарайтесь вспомнить и досказать её. (Слайд 5)
В гостях хорошо, ……. а дома лучше.
Не красна изба углами, ……. а красна пирогами.
Своя хатка - что ……. родная матка.
Не нужен клад ……. когда в семье лад.
Хозяюшка в дому ……. что оладушек в меду.
Счастлив тот,……. кто у себя дома.
Вся семья вместе,…… так и душа на месте
При солнышке - тепло,…….. при матери - добро
Согласную семью и………..горе не берет.
Учитель. Семьи на Руси были большими, дружными, работящими. В семье было 10 , 20 и более человек. Такой дом был настоящей крепостью, твердыней. О доме и семье говорили с большим уважением. И этому есть много свидетельств. Издревле в русской семье считалось, что ребенок должен не просто расти в силу своих природных возможностей как дерево или травинка, а его надо воспитывать через слово, движение, вводить в мир правил и традиций. С младенчества ребенок слушал колыбельную песню, которая предназначалась не только для того, чтобы успокоить ребенка и мягко ввести его в состояние сна - она сообщала ему что-то о мире, о его доброте. Не понимая смысла песни, в самом младенческом возрасте, ребенок улавливал ее настрой и ощущал покой и защиту. А для матери песня была возможностью выразить свою нежность и мудрость.
Слушание колыбельной песни.(на 6 слайде)
Время неумолимо. Человек рождается, растёт, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а его дети остаются. У детей рождаются свои дети, у тех свои. И если даже человек не совершил никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нём помнили его дети, внуки, правнуки. И это замечательно, что мы помним имена своих бабушек, дедушек. Чем занимались наши прабабушки и прадедушки. Это наша гордость. Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: "Ищи добра на стороне, а дом люби по старине". Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни
Эта традиция возвращается в семьи. Чем дальше вы сможете проследить историю своего рода, тем лучше вы узнаете традиции семьи и историю России, тем богаче вы станете духовно, (слайд 7)
(показывает пример родословной)
Черногоров Дмитрий читает стихотворение.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец.
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
Учитель. Мой совет: Начните добрую традицию, составьте свои родословные, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое древо, узнавайте о своих родственниках, передавайте из поколения в поколение. И пусть это будет начало вашей хорошей семейной традицией.
- А знаете ли вы, как образуется семья? (высказывание учащихся)
Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семь является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.
Сейчас я поведаю вам легенду. В давние времена жила одна большая семья -100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела да правителя страны, и он спросил у старейшего члена семьи: "Как вам удается жить и никогда не ссорится, не обижать друг друга?" Старец взял бумагу и стал писать. Затем передал бумагу правителю. Тот посмотрел и удивился. На листе было начертано сто раз одно и то же слово.
- Как вы думаете, какое? Это слово "понимание"
- Что оно означает? (высказывание учащихся)
А понимание означает, что семья - это единый организм, который реагирует на все атмосфера, которая так необходима в жизни каждому человеку. Добрая и теплая атмосфера семьи способна творить чудеса.
Классный руководитель:А сейчас предлагаю вам разгадать анаграммы обозначающие качества присущие личности, которые связаны с темой нашего классного часа. (Слайд 8)
-
родстагоблво (благородство)
-
пврдаа (правда)
-
дрообта (доброта)
-
женуваие (уважение)
-
торатевит (авторитет)
-
мралоь (мораль)
-
оньтствеосттвен (ответственность)
Классный руководитель: Предлагаю вам игру "Поле чудес"
I тур, задание:
Как называется моральное качество, выражающее принципы гуманизма применительные к повседневным отношениям людей?
Ответ: "ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ"(Слайд 9)
II тур, задание:
Это сама жизнь, то есть та часть жизни, которая связана с делами человека, его практическим поведением, реальными действиями?
Ответ: "НРАВСТВЕННОСТЬ» (Слайд 10)
III тур, задание:
Это принятые каким-то кругом для себя или другого круга людей готовые мнения о том, как людям жить надо.
Ответ: "МОРАЛЬ» (Слайд 11)
IVтур Эликсир для лечения разного рода душевных травм
Ответ: доброта. (Слайд 12)
Vтур. Так на Руси называли пару лошадей или волов запряженных в одну упряжку
Ответ: супруги (Слайд 13)
VIтур Компас в океане семейных отношений. А Генрих Гейне говорил: "Ангелы зовут это небесной отрадой, черти - адской мукой, люди …
Ответ: любовь (Слайд 14)
Классный руководитель: да, как прекрасно это слово «Любовь» (вашему вниманию предлагается отрывок из повести «Ромео и Джульетта». (Эту сценку готовили Жичин Денис и Безбородова Юлия) (Слайд 15)
Истинно человеческая любовь может быть основана только на взаимном уважении друг в друге человеческого достоинства, а не на одном капризе чувства и не на одной прихоти сердца .
-Отдать тебе любовь?
- Отдай!
-Она в грязи…
-Отдай в грязи…
-Я погадать хочу…
-Гадай…
-Еще хочу спросить…
-Спроси…
-Допустим, постучусь…
-Впущу.
-Допустим, позову…
-Пойду.
-А если там беда?
-В беду.
-А если обману?
-Прощу.
-«Спой!» - прикажу тебе.
-Спою.
-Запри для друга дверь.
-Запру.
-Скажу тебе: «Убей!»
-Убью!
-Скажу тебе: «Умри!»
-Умру!
-А если захлебнусь?
-Спасу.
-А если будет боль?
-Стерплю.
-А если вдруг стена?
-Снесу.
-А если узел?
-Разрублю.
-А если 100 узлов?
-И сто.
-Любовь тебе отдать?
-Любовь.
-Не будет этого!
-За что?
-За то, что не люблю рабов! [1]
Классный руководитель: Какая она, настоящая любовь?
(высказывание учащихся))
Один из юношей рассказал о настоящей любви так: (слайд 16)
«Там где мы жили раньше, было озеро, в нем жили 2 лебедя. Этих лебедей бережно хранили. Но однажды кто-то подстрелил одного лебедя и он умирал. Второй сначала не понял, что происходит, а потом, поняв, закричал, поднялся в воздух и, сделав прощальный крик, камнем бросился на землю, и такая боль была в прощальном крике, что люди, видевшие это, не смогли сдержать слез». Это похоже на легенду, но это правда. А теперь считайте, любовь это или нет.(звучит песня «Лебединая верность»)
Классный руководитель: Закончите фразу любовь - это… (кто больше назовет возможных вариантов)
Говорят, что любовь- чувство. Это не так. Любовь - парадоксальное состояние всех чувств, счастливое напряжение всей нашей эмоциональной системы. Не зря утверждают, что влюбленные, как и солдаты не болеют.
Классный руководитель: Социологи считают, что сейчас среди молодежи брак по любви заключается свыше 70% пар. В идеале любовь во всех случаях должна сопутствовать вступлению
Достаточно ли только этого условия для вступления в брак? (высказывание учащихся)
Брак - добровольный союз мужчины и женщины. Причем такой союз, который возлагает на супругов определенные юридические, моральные права и обязанности, порождает ответственность, как перед супругом, так и перед детьми. Поэтому ступающий в брак должен осознавать свой долг и свою ответственность перед обществом, семьей, самим собой. Это должно проявляться в заботе о материальном обеспечении и укреплении семьи, в воспитании своих будущих детей, в верности по отношению друг к другу и т.д. Брак изменяет образ жизни людей. И к этому надо быть психологически и практически подготовленным. Необходимо знать требования семейной жизни; уметь вести хозяйство, предвидеть бытовые сложности, трудности родительства и.т.д. Наиболее удачно складываются отношения между супругами, если супруги нравственно и психологически совместимы. Эта совместимость выражается во взглядах и вкусах, уровне культуры и воспитанности, чертах характера и степени понимания друг друга.
Читает Беляев Алексей.
Дом, как известно
Всем давно, это не стены, не окно
Даже и стулья за столом, это не дом
Дом - это там, куда готов ты возвращаться
Вновь и вновь, яростным, нежным,
добрым и злым, еле живым…
Дом - это там, где вас поймут, там
где надеются и ждут, где ты
Забудешь о плохом - это твой дом!
Учитель. Ребята, а закончить наш классный час я хочу чтением сказки.
«Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
«Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского - и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» - «Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», - и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»
Пусть в каждом сердце разгорится огонёк любви, который мы трепетно будем передавать из поколения в поколение.
(звучит песня «Семья»).
Удачи вам и всего самого доброго!