Статья Особенности организации урока математики в условиях реализации ФГОС ООО

В соответствии с требованиями стандартов мы организуем деятельность учащихся на уроке таким образом, чтобы не только достигать предметных результатов, но и формировать  универсальные учебные действия. Так, для формирования и развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование деятельности, контроль) при подготовке и проведении  каждого урока мы сначала совместно с учащимися (5 класс), а затем они самостоятельно (6 класс) формулируют цели урока на основе алгоритма постановки целей учебной деят...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Юшина Т.В., Минаева Т.С., учителя математики МОУ «Милославская СОШ» Рязанской области

Организация урока математики в условиях реализации ФГОС ООО.

Наша школа с 2012 года является опытно-экспериментальной площадкой по введению ФГОС основного общего образования.

В соответствии с требованиями стандартов мы организуем деятельность учащихся на уроке таким образом, чтобы не только достигать предметных результатов, но и формировать универсальные учебные действия.

Так, для формирования и развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование деятельности, контроль) при подготовке и проведении каждого урока мы сначала совместно с учащимися (5 класс), а затем они самостоятельно (6 класс) формулируют цели урока на основе алгоритма постановки целей учебной деятельности, проговаривают, каким образом возможно проверить достижение целей, совместно с учителем планируют деятельность по достижению целей учебной деятельности. Такая организация уроков позволяет учащимся иметь четкое представление о том, какие знания будут получены во время урока и какие умения сформированы.

При подготовке урока мы прописываем цели учебной деятельности для учащихся и педагогические цели отдельно.

Приведем примеры данных этапов на примере фрагмента урока в 5 классе по теме «Единицы измерения площадей» (Минаева Т.С.).

Педагогические цели:

- образовательные

организовать учебную деятельность :

-по освоению знаний о новых единицах измерения площадей, о соотношениях между ними;

-по выработке умения переводить одни единицы площади в другие.

- развивающие

создать условия для развития умений:

-самостоятельно определять цели учебной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- контролировать учебную деятельность по результатам;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

- воспитательные

  1. - создать условия для формирования ответственного отношения к учению и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Цели учебной деятельности:

-освоить знания о новых единицах измерения площадей, о соотношениях между ними;

-выработать умения переводить одни единицы площади в другие.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

-Переведите одни единицы измерения в другие



-Прочитайте записи

-Исключите лишнее. Объясните своё решение

-Сформулируйте тему урока

-Запишите тему урока в тетради

Переводят единицы длины

37см 8мм =

7км 8м =

7дм 8мм =

7дм 8см =

7м 8см =

-Читают записи

м2, дм2, м, га, км2, а, см2.

- Исключают лишнее, ответ аргументируют

-Единицы измерения площадей

Запись в тетради: число и тема урока

Целеполагание и мотивация

-Ребята, где может в жизни нам встретиться площадь и единицы измерения площадей?

-Значит вам важно изучение этой темы?

-Пользуясь алгоритмом постановки целей учебной деятельности, сформулируйте цели урока. Начните формулировки со слов «освоить знания…», «выработать умения…»



-Как проверим достижение поставленных целей?

Ответы детей



Ответы детей

Учащиеся формулируют цели урока:

-освоить знания о новых единицах измерения площадей, о соотношениях между ними
-выработать умения переводить одни единицы площади в другие

-Первая цель может считаться достигнутой, если смогу дать определения новым единицам измерения площадей, рассказать о соотношениях между ними

-Вторая цель может считаться достигнутой, если смогу правильно переводить одни единицы площади в другие

Планирование деятельности

-Ребята, спланируйте свою деятельность по достижению целей урока

1.Работа с текстом учебника по освоению знаний о новых единицах измерения площадей, о соотношениях между ними

2.Выполнение заданий, связанных с переводом одних единиц площади в другие

Рефлексия

-Какие цели вы ставили перед собой на уроке?

-Как проверим достижение каждой?

-Все ли цели достигли?

-Реализовывать эту цель мы будем на следующем уроке. А сейчас запишите домашнее задание

Формулируют цели УД

Указывают способы достижения целей УД

-Нет, не выработаны умения решать задачи по теме урока


Для формирования познавательных УУД в школе реализуется междисциплинарная программа «Смысловое чтение и работа с текстом», поэтому неотъемлемой частью каждого урока является самостоятельная работа с текстом (словаря, параграфа учебника, задачи и т.д.), что позволяет:

  • повысить ответственность учащихся за результаты учебной деятельности,

  • научить учащихся самостоятельно добывать знания из различных источников,

  • способствовать развитию умений самообразовательной, исследовательской деятельности.

Приведем пример фрагмента урока в 5 классе по теме «Прямоугольный параллелепипед» (Юшина Т.В.)

Цели учебной деятельности:

  • освоить знания определения понятий: «прямоугольный параллелепипед», «куб», элементы прямоугольного параллелепипеда, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда;

  • вырабатывать умения:

  • определять прямоугольный параллелепипед среди других фигур и обосновывать свои выводы,

  • отличать элементы прямоугольного параллелепипеда,

  • находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.

Цель будет считаться достигнутой, если:

  • учащиеся смогут правильно дать определение понятиям «прямоугольный параллелепипед», «куб» (уровень знакомства),

  • смогут отличать среди предложенных фигур прямоугольный параллелепипед, куб и обоснуют правильность своих выводов (уровень понимания);

  • смогут самостоятельно правильно находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.

Педагогические цели:

Обучающая: организовать учебную деятельность учащихся по освоению ими:

  • определения понятий «прямоугольный параллелепипед», «куб», элементы прямоугольного параллелепипеда, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда;

  • умений определять прямоугольный параллелепипед среди других фигур и обосновывать свои выводы, отличать элементы прямоугольного параллелепипеда, находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.

Развивающая: способствовать развитию у уч-ся:

  • новых предметных знаний и умений,

  • регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания, планирования, контроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Воспитывающая: создать условия для развития у уч-ся самостоятельности:

  • при освоении у них новых предметных знаний и умений,

  • при формировании регулятивных и коммуникативных УУД (целеполагание, планирование деятельности, контроль достижения целей УД, коммуникации со сверстниками и учителем).

Планирование деятельности

-Ребята, давайте спланируем деятельность по достижению целей урока, с чего начнем?

Что будет служить ресурсом?

Какой следующий шаг?

  1. Познакомимся с определениями понятий «прямоугольный параллелепипед», «куб», узнаем, как называются их элементы.

Текст учебника и словарь.

  1. Узнаем, что такое площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, как она находится

  2. Потренируемся в выполнении упражнений на применение новых знаний и умений

Изучение нового материала

-С чего начнем?





Я предлагаю вам поработать с текстом учебника по следующему план:

-Узнаем определение понятия «прямоугольный параллелепипед».

1 пара учеников ищет определение в толковом словаре, остальные - в учебнике.

Зачитывают определения из учебника и словаря.

Дальше работают в парах по плану (с текстом учебника, с моделью куба и прямоугольного параллелепипеда)

План работы (Слайд)

Статья Особенности организации урока математики в условиях реализации ФГОС ООО

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организация первичного контроля

Укажите вершины прямоугольного параллелепипеда.

Назовите измерения прямоугольного параллелепипеда

Назовите грани прямоугольного параллелепипеда (слайды)

Сколько пар равных граней имеет параллелепипед?

Называют вершины, измерения и грани прямоугольного параллелепипеда, делают вывод о том, сколько парных измерений и граней имеет прямоугольный параллелепипед

В век динамических изменений главным становится учиться самостоятельно. Такая организация уроков способствует активному, осознанному приобретению знаний и умений, развитию познавательного интереса учащихся, открывают путь для самообразования.



© 2010-2022