- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Особенности организации урока математики в условиях реализации ФГОС ООО
Статья Особенности организации урока математики в условиях реализации ФГОС ООО
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Минаева Т.С. |
Дата | 13.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Юшина Т.В., Минаева Т.С., учителя математики МОУ «Милославская СОШ» Рязанской области
Организация урока математики в условиях реализации ФГОС ООО.
Наша школа с 2012 года является опытно-экспериментальной площадкой по введению ФГОС основного общего образования.
В соответствии с требованиями стандартов мы организуем деятельность учащихся на уроке таким образом, чтобы не только достигать предметных результатов, но и формировать универсальные учебные действия.
Так, для формирования и развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование деятельности, контроль) при подготовке и проведении каждого урока мы сначала совместно с учащимися (5 класс), а затем они самостоятельно (6 класс) формулируют цели урока на основе алгоритма постановки целей учебной деятельности, проговаривают, каким образом возможно проверить достижение целей, совместно с учителем планируют деятельность по достижению целей учебной деятельности. Такая организация уроков позволяет учащимся иметь четкое представление о том, какие знания будут получены во время урока и какие умения сформированы.
При подготовке урока мы прописываем цели учебной деятельности для учащихся и педагогические цели отдельно.
Приведем примеры данных этапов на примере фрагмента урока в 5 классе по теме «Единицы измерения площадей» (Минаева Т.С.).
Педагогические цели:
- образовательные
организовать учебную деятельность :
-по освоению знаний о новых единицах измерения площадей, о соотношениях между ними;
-по выработке умения переводить одни единицы площади в другие.
- развивающие
создать условия для развития умений:
-самостоятельно определять цели учебной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- контролировать учебную деятельность по результатам;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
- воспитательные
-
- создать условия для формирования ответственного отношения к учению и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Цели учебной деятельности:
-освоить знания о новых единицах измерения площадей, о соотношениях между ними;
-выработать умения переводить одни единицы площади в другие.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Актуализация знаний
-Переведите одни единицы измерения в другие
-Прочитайте записи
-Исключите лишнее. Объясните своё решение
-Сформулируйте тему урока
-Запишите тему урока в тетради
Переводят единицы длины
37см 8мм =
7км 8м =
7дм 8мм =
7дм 8см =
7м 8см =
-Читают записи
м2, дм2, м, га, км2, а, см2.
- Исключают лишнее, ответ аргументируют
-Единицы измерения площадей
Запись в тетради: число и тема урока
Целеполагание и мотивация
-Ребята, где может в жизни нам встретиться площадь и единицы измерения площадей?
-Значит вам важно изучение этой темы?
-Пользуясь алгоритмом постановки целей учебной деятельности, сформулируйте цели урока. Начните формулировки со слов «освоить знания…», «выработать умения…»
-Как проверим достижение поставленных целей?
Ответы детей
Ответы детей
Учащиеся формулируют цели урока:
-освоить знания о новых единицах измерения площадей, о соотношениях между ними
-выработать умения переводить одни единицы площади в другие
-Первая цель может считаться достигнутой, если смогу дать определения новым единицам измерения площадей, рассказать о соотношениях между ними
-Вторая цель может считаться достигнутой, если смогу правильно переводить одни единицы площади в другие
Планирование деятельности
-Ребята, спланируйте свою деятельность по достижению целей урока
1.Работа с текстом учебника по освоению знаний о новых единицах измерения площадей, о соотношениях между ними
2.Выполнение заданий, связанных с переводом одних единиц площади в другие
Рефлексия
-Какие цели вы ставили перед собой на уроке?
-Как проверим достижение каждой?
-Все ли цели достигли?
-Реализовывать эту цель мы будем на следующем уроке. А сейчас запишите домашнее задание
Формулируют цели УД
Указывают способы достижения целей УД
-Нет, не выработаны умения решать задачи по теме урока
Для формирования познавательных УУД в школе реализуется междисциплинарная программа «Смысловое чтение и работа с текстом», поэтому неотъемлемой частью каждого урока является самостоятельная работа с текстом (словаря, параграфа учебника, задачи и т.д.), что позволяет:
-
повысить ответственность учащихся за результаты учебной деятельности,
-
научить учащихся самостоятельно добывать знания из различных источников,
-
способствовать развитию умений самообразовательной, исследовательской деятельности.
Приведем пример фрагмента урока в 5 классе по теме «Прямоугольный параллелепипед» (Юшина Т.В.)
Цели учебной деятельности:
-
освоить знания определения понятий: «прямоугольный параллелепипед», «куб», элементы прямоугольного параллелепипеда, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда;
-
вырабатывать умения:
-
определять прямоугольный параллелепипед среди других фигур и обосновывать свои выводы,
-
отличать элементы прямоугольного параллелепипеда,
-
находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Цель будет считаться достигнутой, если:
-
учащиеся смогут правильно дать определение понятиям «прямоугольный параллелепипед», «куб» (уровень знакомства),
-
смогут отличать среди предложенных фигур прямоугольный параллелепипед, куб и обоснуют правильность своих выводов (уровень понимания);
-
смогут самостоятельно правильно находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Педагогические цели:
Обучающая: организовать учебную деятельность учащихся по освоению ими:
-
определения понятий «прямоугольный параллелепипед», «куб», элементы прямоугольного параллелепипеда, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда;
-
умений определять прямоугольный параллелепипед среди других фигур и обосновывать свои выводы, отличать элементы прямоугольного параллелепипеда, находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Развивающая: способствовать развитию у уч-ся:
-
новых предметных знаний и умений,
-
регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания, планирования, контроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Воспитывающая: создать условия для развития у уч-ся самостоятельности:
-
при освоении у них новых предметных знаний и умений,
-
при формировании регулятивных и коммуникативных УУД (целеполагание, планирование деятельности, контроль достижения целей УД, коммуникации со сверстниками и учителем).
Планирование деятельности
-Ребята, давайте спланируем деятельность по достижению целей урока, с чего начнем?
Что будет служить ресурсом?
Какой следующий шаг?
-
Познакомимся с определениями понятий «прямоугольный параллелепипед», «куб», узнаем, как называются их элементы.
Текст учебника и словарь.
-
Узнаем, что такое площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, как она находится
-
Потренируемся в выполнении упражнений на применение новых знаний и умений
Изучение нового материала
-С чего начнем?
Я предлагаю вам поработать с текстом учебника по следующему план:
-Узнаем определение понятия «прямоугольный параллелепипед».
1 пара учеников ищет определение в толковом словаре, остальные - в учебнике.
Зачитывают определения из учебника и словаря.
Дальше работают в парах по плану (с текстом учебника, с моделью куба и прямоугольного параллелепипеда)
План работы (Слайд)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организация первичного контроля
Укажите вершины прямоугольного параллелепипеда.
Назовите измерения прямоугольного параллелепипеда
Назовите грани прямоугольного параллелепипеда (слайды)
Сколько пар равных граней имеет параллелепипед?
Называют вершины, измерения и грани прямоугольного параллелепипеда, делают вывод о том, сколько парных измерений и граней имеет прямоугольный параллелепипед
В век динамических изменений главным становится учиться самостоятельно. Такая организация уроков способствует активному, осознанному приобретению знаний и умений, развитию познавательного интереса учащихся, открывают путь для самообразования.