Урок Памяти Расстрелянное детство

Внеурочное мероприятие «Расстрелянное детство» посвящено Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. и патриотическому подвигу детей в годы войны (детям военной поры). Оно завершает тему «Поэты о Великой Отечественной войне» в рамках изучения русской литературы  ХХ века в 5 классе. Истинная поэзия всегда была гласом народа, выражала его чувства и мысли, оплакивала утраты и воспевала победы. В поэзии отражено героическое прошлое нашей Родины. Поэтическая и музыкальная (песенная) летопись Великой ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ПАМЯТИ «РАССТРЕЛЯННОЕ ДЕТСТВО»

Выходит мальчик:

Зачем на свет приходят дети?

Ведь не затем, чтоб ранней смертью

Ошибки взрослых исправлять,

За то, что столько мы столетий

Не перестанем воевать...

И сколько б век людской не длился,

Будь трижды проклята война

За то, что мы на обелисках

Детей читаем имена…


Звучит «Утомленное солнце»

Выходит девочка-мама, убирается в доме, забегает девочка-дочка

ПОДСЛУШАННЫЙ РАЗГОВОР (Р.Рождественский)

Мама:

- Снова дралась во дворе?

Дочь:

- Ага. Мама,

но я не плакала

Вырасту -

выучусь на моряка

Я уже в ванне

плавала!

Мама:

- Боже!

Не девочка, а беда!

Сил моих больше нету.

Дочь:

- Мама,

а вырасту я когда?

Мама:

- Вырастешь!

Ешь котлету.

Дочь:

- Мама,

купим живого коня?

Мама:

- Коня?!

Да что ж это делается?

Дочь:

- Мама,

а в летчики примут меня?

Мама:

- Примут.

Куда они денутся?!

Ты же из каждого,

сатана,

душу

сумеешь вытрясти!

Дочь:

- Мама,

а правда, что будет

война,

и я не успею

вырасти?..

Слова Левитана (запись) на фоне песни «Священная война»

(Мама с дочкой, обнявшись дослушивают объявление Левитана о начале войны, и уходят)

Слайд1.

На фоне «Священной войны» выходят две девочки в пилотках. Поочереди читают:

  1. Мальчики (Ю.Друнина) (слайды 2-6)

Уходили мальчики - на плечах шинели,

Уходили мальчики - храбро песни пели,

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где - не знали сами…

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки,

Убивали мальчиков за побег на месте.

Не продали мальчики совести и чести …

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку,

В черный дым сражений, не броне покатой,

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики - храбрые солдаты -

Волгу - в 41,

Шпрее - в 45,

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа.



  1. Качается рожь несжатая. (Слайды 7-9)

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы-девчата,

Похожие на парней.



Нет, это горят не хаты -

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

На последних строчках выходит вокальный ансамбль девочек и поют песню Эх, дороги….. (Слайд 10)

После песни уходят. Выходит девочка

В классе очень холодно,

На перо дышу,

Опускаю голову

И пишу, пишу.

Первое склонение -

Женский род на «а»,

Сразу, без сомнения,

Вывожу - «война». (Слайд 11)

Выходят 3 девочки, одна из них медицинская сестра в соответствующей одежде. По очереди читают.

Я только раз видала рукопашный Ю. Друнина

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.


(Слайд 12.) Бинты Ю.Друнина

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем - так учили нас.

Одним движеньем - только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться - беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе!

Зинка. (Слайд 13)

1.Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Слайд 14.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: 'Выступать вперед!'

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье (Слайд 15)

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

Выходит вокальный ансамбль, встают клином и поют песню (ЖУРАВЛИ)

Слайд 16.

Выходит мальчик.

Жил мальчик на хуторе Мшинском,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по селам

С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжелых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брел к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поле летел под откос...

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка - Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной...

Уходит.


(Дж.Пуччини «Тоска»)

Выходят девочка и мальчик и рассказывают о пионерах-героях.

Слайды и фото

Слайд 17.

Валя Котик

Родился в городе Шепетовка. Мальчику только-только исполнилось 14 лет, когда он пришёл в партизанский отряд. Он смело сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю от фашистских захватчиков. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 18.

Лёня Голиков

Когда началась война ЕМУ не было ещё и 14 лет. Он жил в маленькой деревушке Лукино. Когда пришли немцы он стал партизаном. Не раз ходил в опасные разведки, добывал важные сведения о расположении противника. Вместе с партизанами подрывал вражеские поезда, разрушал мосты, дороги. Был награждён орденом Красного знамени и медалью «За отвагу». В одном из сражений с гитлеровцами погиб. Присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 19

Марат Казей

Партизан - разведчик. Участвовал в боях и проявлял отвагу. Немало полезных сведений добыл он. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их…. И себя.

За мужество и отвагу был удостоен звания Герой Советского Союза. В городе Минске ему поставлен памятник.

Слайд 20

Зина Портнова

Ленинградская школьница в июне 1941 года приехала погостить к бабушке в деревню Зуи. Там её и застала война. Вступила в подпольную организацию. Добывала важные сведения для партизан о действиях немцев. Она устроилась в фашистскую столовую, чтобы отравить их. Ей удалось подсыпать яд в пищу. 100 немецких офицеров было похоронено. Подозрение упало на Зину. И ей пришлось уйти к партизанам она стала разведчицей. Участвовала в подрывах эшелонов. Во время очередного задания была схвачена немцами. Её долго пытали и 13 января 1944 года расстреляли. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Выходит девочка:

Александр Безыменский « О чём говорило молчанье»

Её допрашивал четвёртый день подряд

Фашистский офицер, увешанный крестами.

Ей руки за спиной выкручивал солдат,

Её хлестала плеть, её гноили в яме,

НО был упрямо сжат иссохший тонкий рот,

И только иногда страданья человечьи

Невольно выдавал руки слепой полёт,

Глубокий тихий вздох

да вздрогнувшие плечи.

Угрюмый офицер сказал, что больше нет

Терпенья у него;

что это лишь начало

Таких жестоких мук, каких не видел свет…

Но, жёлтая, как воск,

она в ответ - молчала.

Угрюмый офицер схватил её ладонь,

Склонился, хохоча, в насмешливом поклоне

И вдруг,

сигару взяв,

прижал её огонь

К бессильной, но тугой, девической ладони.

Прошло минуты две. Тончайший горький

Смрад

Наполнил полутьму высокого подвала.

Забился в уголок растерянный солдат…

Но, бледная как смерть,

она в ответ - молчала.

…Прошёл недолгий час - а может, много лет…

Казалось, полутьма от ужаса густела!

Но так же освещал

свечи дрожащий свет

На плитах кирпича распластанное тело.

Он знал, что режет нож. Он знал,

что пламя жжёт.

Он взял сюда огонь и острие металла,

Но был всё так же сжат иссохший тонкий рот

Выплёвывая кровь, она в ответ молчала.

Все трое уходят, на смену им выходит мальчик и читает:

Слайды 21-25

«Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм».


(Метроном) Слайд 26.

Под звуки метронома из правой задней кулисы выходит девочка, читает, постепенно приближаясь.

Рушится ночью небо... Воронов Юрий

Слайды 27-30

Рушится ночью небо,

Голод и стынь с рассвета...

Если бы я здесь не был,

Я б не поверил в это.

Как же непросто будет

Вновь обрести нам силы,

Чтобы поведать людям,

Что с Ленинградом было.

Из левой задней кулисы под метроном выходит другая девочка, читает, приближаяь

"Сотый день" Юрий Воронов.

Слайды 31-34

Вместо супа -

Бурда из столярного клея,

Вместо чая -

Заварка сосновой хвои,

Это б все ничего,

Только руки немеют,

Только ноги

Становятся вдруг не твои,

Только сердце

Внезапно сожмется, как ежик,

И глухие удары

Пойдут невпопад...

Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай!

Ведь на наших сердцах -

Ленинград.

Бейся, сердце!

Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь,

Город клянется, что враг не пройдет!

...Сотый день догорал.

Как потом оказалось,

Впереди

Оставалось еще восемьсот.

Выходит мальчик, читая стихи, подходит по центру

Слайды 35-39

А.Ахматова

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»

До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон - смерть. Слайд 40

Все трое опускают головы. Уходят

Лакримоза(Слайды 41,42)


Адажио (Видеоряд «Концлагерь»)

Выходят из разных кулис две девочки. Встают по краям сцены.

(Слайды 43,44)

1-я девочка

Вспоминает Валя Кожановская, девочка 11 лет:

«Привезли в концлагерь. Там мы увидели: на соломе сидят детки, а по ним ползают вши. Солому возили с полей, которые начинались сразу за колючей проволокой с током. Каждое утро стучал железный засов, входили смеющийся офицер красивая женщина. Она по-русски нам говорила: «Кто хочет каши, быстро становитесь по двое в ряд. Поведём вас кормить…» Они шутили, смеялись, а дети спотыкались, толкались, каши хотели все.

Я сначала верила, вместе со всеми бежала, толкалась, а потом стала бояться: «Почему не возвращаются те, которых уводят кормить кашей?»

Садилась под самую железную дверь при входе, и, когда нас уже было мало, женщина всё равно меня не замечала. Она всегда стояла и считала ко мне спиной. Как долго это продолжалось не помню. Слышим однажды шум, крик, стрельбу. Стучит железный засов - в барак к нам врываются родные солдаты с криком «Детушки!» солдаты берут нас на руки, целуют, обнимают, плачут, что мы такие лёгкие, как пушок, что у нас одни косточки…»

Слайд 45

2-я девочка:

(Письмо Кати Сусаниной отцу из плена)

Дорогой, добрый папенька!

Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.

Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, по-хожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.

А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...

А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.

Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он.

Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.

Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.

Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.

Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..

Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь Катя Сусанина...

Мое сердце верит: письмо дойдет.

Март, 12, Лиозно, 1943 год.

Уходят каждая в свою кулису.

Слайд 46 «В землянке»

Выходит девочка, читает письмо:

Моей дорогой мамочке!

Ты обо мне в слезах не вспоминай,

Оставь свою заботу и тревогу.

Не близок путь, далек знакомый край,

Но я вернусь к любимому порогу.

По-прежнему любовь моя с тобой,

С тобою Родина, ты не одна, родная.

Ты мне видна, когда иду я в бой,

Свое большое счастье защищая.

На голос твой я сердцем отзовусь

И на заботу подвигом отвечу.

Я далеко, но я еще вернусь,

И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

Выходит 2-я девочка и читает:

Где-то около Бреста

Вдруг вошла к нам в вагон

Невеселая песня

Военных времен.

Шла она по проходу

И тиха, и грустна.

Сколько было народу -

Всех смутила она.

Подняла с полок женщин,

Растревожила сны,

Вспомнив всех не пришедших

С той, последней войны.

Как беде своей давней,

Мы вздыхали ей вслед.

И пылали слова в ней,

Как июньский рассвет.

Песня вновь воскрешала

То, что было давно,

Что ни старым, ни малым

Позабыть не дано.

И прощалась поклоном,

Затихала вдали...

А сердца по вагонам

Всё за песнею шли.

Выходит вокальный ансамбль и поют песню «Катюша». (Слайды 47,48). Уходят.

Выбегает девочка с шалью на плечах и говорит:

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне.

Под баян выходят девочки с шалями на плечах и поют Частушки

Немец спрятался под ёлку,

Притаился как сазан

Не уйти фашисту- волку

От солдат и партизан!

Артиллерия поёт,

Слушать нам приятно.

Почему она так бьёт,-

Фрицам не понятно!

Нажимаем там и тут,

Немцам близиться капу

Не уйти им никуда

Не туда и ни сюда!

Мой миленок в армии.

Воюет он с Германией.

Найди туча, найди гром

И разбей германский дом.

От Москвы и до Берлина

Дороженька узкая.

Сколько, Гитлер, не храбрись,

А победа - русская!

Девочки, молитесь богу,

Чтобы Гитлер окосел.

Третий год уже воюем

- Как собака надоел.

Ой, гармонь моя, гармонь,

Только пальцем кнопку тронь!

Под веселую гармонь

По захватчикам - огонь!

Любо, любо-дорого

Бить нам фрица-ворога,

И в четверг, и в середу -

Сзади бить и спереду!

У фашистского бандита

Морда в кровь расквашена!

Эта морда нами бита,

Нами разукрашена

Ой, гармонь моя, гармонь,

Только пальцем кнопку тронь!

Под весёлую гармонь

По захватчикам огонь!

Слайд 48.

Танцуя, уходят.

Выходят трое и поочередно читают:


  1. Всё ярче звезды, небо голубей,

Но отчего-то вдруг сжимает сердце,

Когда мы вспоминаем всех детей, (Слайд 49)

Которых та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли

Ни сила, ни любовь, ни состраданье.

Они остались в огненной дали,

Чтоб мы сегодня их не забывали.

И память эта прорастает в нас,

И никуда нам от нее не деться.

Что, если вдруг опять придет война,

Вернется к нам расстрелянное детство...


  1. Страшная сказка Б.Пастернак

Все переменится вокруг.

Отстроится столица.

Детей разбуженных испуг

Вовеки не простится.

Настанет новый, лучший век.

Исчезнут очевидцы.

Мученья маленьких калек

Не смогут позабыться.


  1. Р. Рождественский. На Земле безжалостно маленькой...

На Земле

безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую...

И однажды -

прекрасным утром -

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война...

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску выдали маленькую

и маленькую -

по размерам -

шинель.

...А когда он упал -

некрасиво, неправильно,

в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле

не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

Выходит учитель:

Во время Второй мировой войны погибло в мире 13 миллионов детей.

Их было много, детей - героев, и все они были разные. Каждый со своим характером, привычками, наклонностями. И каждый по-своему проявлял себя в критических ситуациях. Но есть у них немало общего. Это преданность Родине, готовность к подвигу.


По всем погибшим объявляем минуту молчания (Метроном)

На фоне Аве Мария учитель читает стихи:

Ещё стояла тьма немая,

В тумане плакала трава.

Девятый день большого мая

Уже вступал в свои права.

Армейский зуммер пискнул слабо -

И улетел солдатский сон!

Связист из полкового штаба

Вскочил и бросил телефон.

И все! (Слайд 50)

Никто не звал горнистов,

Никто не подавал команд.

Был грохот радости неистов,

Дробил чечётку лейтенант.

Стреляли танки и пехота,

Над запылавшею зарей,

И кто-то пел,

И кто-то плакал,

А кто-то спал в земле сырой.

Вдруг тишь нахлынула сквозная,

И в полновластной тишине

Спел соловей,

Ещё не зная,

Что он поёт не о войне.

Выходят на сцену все участники. Предлагается встать всем присутствующим в зале и спеть песню

ДЕНЬ ПОБЕДЫ (Слайд 51)

© 2010-2022