Урока Способность быть счастливыми и успешными в наших руках

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка является частью воспитательной работы в 9 классе.

Направление работы: классное руководство.

Образование - это один из главных аспектов жизни любого человека. Каждый человек учится чему-нибудь всю свою жизнь. Чем образованнее человек, тем ему легче разобраться в окружающем мире, решить проблемы, которые возникают в жизни.

В наше время высшее образование ценится. У образованного человека больше возможностей устроиться на высокооплачиваемую и перспективную работу, так как такие люди легко учатся всему новому, максимально используют ресурсы своих знаний.

С образованным человеком интересно разговаривать и общаться. Образованный человек коммуникабелен, у него широкий круг общения, большое количество друзей, деловых партнёров. А самое главное, образованный человек может приносить пользу своей стране.

Таким образом, одним из приоритетных направлений в своей деятельности в качестве классного руководителя считаю профориентационную работу, первый шаг в активную социальную жизнь.

Свою работу с учащимися по профориентации я строю на следующих принципах:

  1. Самопознание.

  2. Самооценивание.

  3. Самовоспитание.

  4. Расширение своего потенциала и возможностей.

  5. Применение полученных знаний о себе в жизни.


Технология подготовки классного часа

При подготовке классного часа я обращалась к различным источникам, проводила диагностику, приобщала к информационным источникам подростков, учитывала логичность в изложении материала. Для достижения наибольшей эффективности и психологической безопасности занятий я создала обстановку комфортности.

Обязательна в моей работе и последовательность блоков изучаемого материала. Все занятия профориентационного цикла я сгруппировала в три блока занятий. В этих блоках учащиеся как бы поднимаются по лестнице «Дорога успеха».

I БЛОК. Обсуждение тем, связанных с выбором профессии.

Цель: научить учащихся самостоятельно делать выбор, знать потребности профессионального рынка и учитывать их при выборе профессии, иметь только свою точку зрения при построении образовательного маршрута.

II БЛОК. Предусматривает изучение учениками своих особенностей: памяти, внимания, особенностей Н.С. и т.д с помощью психодиагностики.

Цель: Научить ребенка полученную информацию о себе использовать во благо и не драматизировать при несоответствии реального и желаемого результатов.

III БЛОК. «Мир профессий».

Цель: ознакомление учащихся с огромным миром профессий, проигрывание ситуаций профориентационного характера.

Основные формы работы при прохождении данного курса это лекции, беседы, дискуссии, профориентационные игры, тренинги.


Успешное общество складывается из успешных граждан. Чем больше успешных граждан, тем больше развивается наша страна и нам живется комфортнее. Исходя из этого, тему первого классного часа данного цикла я обозначила как «Образование - путь к успеху».

Это один из первых классных часов в 9 классе, мотивирующий на сознательное отношение к учебе и формирующий успешную личность, полезную своему государству.

Цель: Формирование у молодых граждан мотивации к образованию как основному инструменту достижения личного успеха и процветания.

Задачи:

- Осмысление ценностного содержания понятий «успех» и «образование».

- Формирование позитивной личностной позиции учащихся по отношению к категории успеха.

- Размышление учащихся о проектировании собственных успехов и достижений на предстоящий учебный год и на будущий год.

- Предъявление позитивного жизненного опыта успешных людей.

- Создание ситуации успеха для всех участников.

- Формирование нравственных ценностей успешного человека.

- Формирование навыков работы в группах.

Планируемые результаты:

Уникальность данного классного часа заключается в том, что его содержание переживается очень долго, спустя длительное время после урока.

«Эффект последействия» определяется теми изменениями, которые будут происходить на протяжении всего учебного года в жизни класса и школы при непосредственном участии самих учащихся. Это может быть приобщение к социально - значимым делам, новые достижения и победы в социально творческой деятельности, в освоении новых ценностей, в межличностных и деловых отношениях.

С целью формирования устойчивого интереса подростков применяются общие и специфические методы и технологии:

  • словесные методы обучения (эвристическая беседа, объяснение, побуждающий диалог);

  • наглядные методы (иллюстрация, демонстрация);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практическая работа на компьютере);

  • информационные технологии.

С целью включения всех учащихся в работу и поддержания интереса на каждом этапе урока предусмотрена смена деятельности: работа с доской, работа с карточками, на компьютерах, игры и упражнения, просмотр презентации.

Информацию об эффективности занятия получают в процессе промежуточного контроля, итогового обсуждения и рефлексии.

Этапы занятия:

Этап

Цель

1

Организационный момент

Мотивировать учащихся к совместной деятельности посредством положительного настроя на урок.

2

Введение в тему

Создать условия для:

  • концентрации внимания учащихся на изученном вопросе, возбуждения мыслительной активности;

  • организации восприятия новой информации.

3

Основная часть

  • Создать условия для первичного осознания, осмысления и запоминания материала.

  • Сформировать практические навыки, проверить глубину понимания материала.

4

Рефлексия

Оценить эффективность и результативность деятельности учащихся на уроке.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Целевая аудитория: подростки 9 класса.

Раздел воспитательной системы: Патриотическое воспитание, Профессиональное самоопределение

Тема классного часа: Способность быть счастливыми и успешными в наших руках.

Цель: Формирование у молодых граждан мотивации к образованию как основному инструменту достижения личного успеха и процветания.

Задачи:

- Осмысление ценностного содержания понятий «успех» и «образование».

- Формирование позитивной личностной позиции учащихся по отношению к категории успеха.

- Размышление учащихся о проектировании собственных успехов и достижений на предстоящий учебный год и на будущий год.

- Предъявление позитивного жизненного опыта успешных людей.

- Создание ситуации успеха для всех участников.

- Формирование нравственных ценностей успешного человека.

- Формирование навыков работы в группах.

Планируемые результаты:

Уникальность данного классного часа заключается в том, что его содержание переживается очень долго, спустя длительное время после урока.

«Эффект последействия» определяется теми изменениями, которые будут происходить на протяжении всего учебного года в жизни класса и школы при непосредственном участии самих учащихся. Это может быть приобщение к социально - значимым делам, новые достижения и победы в социально творческой деятельности, в освоении новых ценностей, в межличностных и деловых отношениях.

Основные понятия: образование, активная жизненная позиция, сотрудничество, труд, достижения, творчество, успех, профессия.

Принципы: доступности, сознательности, активности, последовательности, наглядности.

Требования к помещению: помещение должно быть просторным. Предусмотрена работа в группах.

Оборудование:

  • магнитно - маркерная доска,

  • видеопроектор,

  • ноутбуки - 5 штук,

  • интерактивная доска SMART BOARD,

  • таблички ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ,

  • конверт, листочки для «Конверта желаний» (Приложение 4).

На доске:

- афоризм «У образования горькие корни, но сладкие плоды» (Аристотель) (Приложение 2).

Над доской:

- афоризм «Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства».

Форма работы: групповая (учащиеся делятся на пять групп).

Цифровые ресурсы: мультимедийная презентация (Приложение 1), музыка веселая и трогательная, песня «Быть человеком».

Интерактивные стратегии:

  • игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе» (умеем ли мы друг друга слушать).

  • игра «Да - Нет - Не знаю».

Ход классного часа

  1. Организационный момент.

СЛАЙД № 2

СЛАЙД № 1Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный классный час. Тема сегодняшнего классного часа звучит следующим образом: «Способность быть счастливыми и успешными в наших руках».

Мы с вами долго отдыхали и забыли, как друг друга слушать, а нам сегодня важно будет слушать и быть услышанным.

Я предлагаю для начала поиграть в игру «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе» (умеем ли мы друг друга слушать).

Цель. Организовать учащихся на совместную работу. Нередко бывает, что дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.

Инструкция.

- Я хочу сейчас задать вам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх.

-Когда все получат достаточно времени для размышления, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три…» На счёт «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.

-Какой сегодня день недели?

-Номер вашей школы?

-Как зовут директора?

-Название улицы, где стоит наша школа?

-Сколько учеников в классе?

-Сколько минут длится урок?

-Сколько минут длится перемена?

-Президент нашей страны?

-Первый российский император?

-Первая женщина - космонавт?

-Создатель первого университета в России?

-Кто написал «Войну и мир»?

Учитель: Вы хорошо справились с заданием и показали, что умеете слушать. А пока мы играли, на экране появились фотографии.


  1. Введение в тему.

Посмотрите на экран. Перед вами фотографии людей. Что можно о них сказать? Что, по-вашему, их объединяет?

Учащиеся: это известные/успешные люди (называют фамилии и чем известны).

Учитель: А что значит «успешный»?

Учащиеся: (высказывают предположения).

Учитель: Как вы думаете, какой первый шаг сделали все эти личности на пути к своему успеху.

Учащиеся: (высказывают предположения, в т.ч.- получение образования).

Учитель: Все знают знаменитую фразу «ученье - свет, а не ученье - тьма», однако не все над ней задумывались. Почему именно так? Что нам дает в жизни наше образование? Ответ на самом деле прост. Для того чтобы выжить в современном мире, нам необходимы знания. А начинается все со школы.

Сегодня мы будем разбираться в вопросе:

  • как добиться успеха,

  • что нужно сделать, чтобы стать успешным человеком,

  • какая роль на пути к успеху отведена образованию и школе.

  1. Основная часть.

СЛАЙД № 4

СЛАЙД № 3Учитель: Прежде всего, стоит определиться с понятием ОБРАЗОВАНИЕ (обращает внимание на плакат над доской):

ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС

ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Право на образование регламентируется Конституцией РФ.

Не секрет, что каждый из нас хотел бы быть успешным человеком. Не случайно мы, поздравляя друг друга с каким-либо праздником, желаем успехов: в учёбе, в творчестве и т.д. Так что же такое успех? Какие ассоциации у вас возникают, когда мы произносим слово УСПЕХ и слово ОБРАЗОВАНИЕ?

Учащиеся: (высказывают своё мнение, называют ассоциации, делают записи на доске):

ОБРАЗОВАНИЕ

УСПЕХ

Знания

Труд

Преодоление неудач

Учёт ошибок

Сотрудничество с другими людьми

Отстаивание своей точки зрения

Удача в достижении чего-нибудь

Признание других

Хорошие отметки

Собственные достижения

Хорошая работа

Хороший дом

Учитель. А теперь проверим, как каждый из вас относиться к этим понятиям. Игра «Да - Нет - Не знаю».

Инструкция. Я буду предлагать вашему вниманию утверждения, а вы, опираясь на результаты таблицы, можете согласиться, не согласиться или дать ответ: «Не знаю». Если вы согласны с моим утверждением, то встаньте, пожалуйста, около таблички со словом ДА. Если не согласны - встаньте рядом с табличкой НЕТ. Если вы затрудняетесь ответить на данный вопрос, то ваш ответ - НЕ ЗНАЮ.

- Я считаю, что К.С. Станиславский был прав, утверждая: «Каждый день, который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знаний, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

- Я считаю, что Томас Эдисон, знаменитый изобретатель, был неправ, утверждая: «Я твердо верю в удачу. И я заметил, чем больше я работаю, тем я удачливее». (Я считаю, чтобы добиться успеха, надо много трудиться).

- Я считаю, что путь к успеху начинается с неудач.

- Я считаю, что успешный человек не имеет право на ошибку.

- Я считаю, что Александр Сергеевич Пушкин был прав, говоря «Чтение - вот лучшее учение!»

- Я считаю, чтобы добиться успеха, надо с пониманием относиться к другим людям, что поможет сотрудничеству.

- Я считаю, что формула неудачи - пытаться всем угодить.

- Я согласен с мнением «То, чему мы учились в школах и университетах, - не образование, а только способ получить образование». (Ральф Уолдо Эмерсон)

- Я согласен с Мишель Монтень, который считал «Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы».

(Учитель благодарит за «игру», просит вернуться на места)

Итак, продолжите фразу «Для меня образование - это …»

Учащиеся: Для меня образование - это знания, труд, учёт ошибок, сотрудничество с другими людьми, отстаивание своей точки зрения.

Учитель. Чтобы добиться успеха, нужно образование, но мы назвали не все составляющие образования, которые приводят к успеху, их гораздо больше.

При этом секрет успешных людей вовсе не в их патологической везучести, а в принципиально ином отношении к неудачам: для них любой промах - величайшее благо и побуждение к действию!

Познание причин неуспеха и способов достижения успеха является полезным для более продуктивного прокладывания пути к успеху.

Вернемся к уже рассмотренным нами примерам успешных людей:

СЛАЙД № 5

  • Петр I Великий - первый российский император,

  • В.В. Путин - президент России,

СЛАЙД № 6М.В. Ломоносов - открыл первый российский университет в Москве,

  • Л.Н. Толстой - писатель,

СЛАЙД № 7Гагарин Юрий Алексеевич - первый советский космонавт,

  • Валентина Владимировна Терешкова - первая женщина - космонавт,

СЛАЙД № 8Юрий Владимирович Никулин - Великий Русский Артист.

  • Анна Герман - певица.

На примере данных личностей, давайте выведем СЕКРЕТ УСПЕХА.

Задание. Каждой группе предлагается ознакомиться с презентацией (Приложение 3) на ноутбуке о конкретной личности и определить, что повлияло на успех данного человека, благодаря чему он добился результатов.

Учащиеся изучают презентации (звучит спокойная мелодия), записывают варианты на листе А3 и вывешивают на доску:

  • В.В. Путин - действие, постоянное движение вперед, личный рост, работа над собой - укрепление тела и духа через занятия спортом, целеустремленность, вера в успех, самообразование, работа в команде.

  • М.В. Ломоносов - интерес к разным наукам, стремление к знаниям, научные открытия, саморазвитие, целеустремленность.

  • Петр I Великий - действие, стремление к преобразованиям, стремление изменить действительность, активность, всестороннее развитие, целеустремленность,

  • Л.Н. Толстой - работоспособность, эрудиция, стремление к знаниям.

  • В. В. Терешкова - целеустремленность, самопознание, самообразование, работа над собой.

СЛАЙД № 9

Учитель. Давайте выделим общие составляющие и тем самым определим СЕКРЕТ УСПЕХА.

Учащиеся: обсуждают и делают записи на интерактивной доске:

  1. Действуйте, сейчас же меняйте свою жизнь.

  2. Важен не только результат, но и процесс.

  3. Работать на свой успех каждую минуту. Стремитесь к полноценному проживанию каждого дня.

  4. Реальные цели и активная деятельность (целеустремленность).

  5. Вера в успех.

  6. Взаимодействие с другими людьми (один в поле не воин).

  7. Работа над собой (терпение и труд все перетрут).

Учитель: Чувство успеха и счастья человек испытывает только, когда достигает цели. Стремление к цели - это ключ к счастливой жизни. Любую цель можно достичь, применяя формулу успеха.

А как вы думаете, все ли успешные люди - известны?

Учащиеся: высказывают свое мнение.

Учитель: Не все из вас станут известными на всю страну, однако каждый из вас способен стать успешным, благодаря честному трудолюбию, профессионализму и порядочности. Вот некоторые примеры:

- слесарь может быть востребованным, если будет качественно и эффективно выполнять свою работу, доброжелательно общаться с клиентами,

- учитель может выбрать индивидуальную форму преподавания, профессионально готовить к экзаменам, постоянно заниматься самообразованием и быть востребованным,

- простой рабочий - станочник на заводе может быть успешнее мастера, если будет знаком с новыми технологиями, будет качественно выполнять свою работу.

Вывод: Профессия дает надежную основу для построения своей семьи, комфорта, материального благополучия и личностного роста. Профессия позволяет быть полезным для общества и государства. От этого зависит развитие нашей страны.

Другая ситуация: как вы думаете, все ли известные люди - порядочные и честные?

Учащиеся: высказывают свое мнение.

СЛАЙД № 10Учитель: К сожалению, успех бывает разным и достигается он иногда не самыми хорошими поступками. Встречаются и скандально - известные люди или личности, добившиеся успеха безнравственным способом.

Какие же нравственные ценности выбрать, чтобы стать успешным? Ведь от выбора ценностей зависит стиль жизни человека, его взаимоотношения с людьми.

На примере уже рассмотренных вами известных личностей, определите качества, которые могут повлиять на успех и образование, помогают жить в мире и согласии друг с другом.

СЛАЙД № 11Инструкция. Каждому из вас предлагается выйти к интерактивной доске и выделить цветом (обвести) положительные качества.




«Качества нравственного человека».

УМНЫЙ

ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ

ЧУТКИЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

СМЕЛЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ВРУН

ОТЗЫВЧИВЫЙ

ЖАДНЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ

ЯБЕДА

НАСМЕШНИК

СПРАВЕДЛИВЫЙ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

НАДЁЖНЫЙ

ВЕРНЫЙ

РЕШИТЕЛЬНЫЙ

ЖАДНЫЙ

Учитель. О чем нам говорит полученный набор качеств?

Учащиеся: В процессе получения образования, необходимо руководствоваться своим поведением и положительными качествами личности. Поступки людей, как правило, влияют на окружающих.


  1. Рефлексия.

Учитель. Дерево растёт всё время, пока живёт человек. У каждого из нас свой уровень образования. Но есть для всех людей общие принципы и понятия, которые помогут каждому стать сильнее, потому что хорошее образование - это единственное богатство.

Наше занятие подходит к концу.

-Какие моменты остались в вашей памяти?

-Какие мысли запомнились?

-Над чем хочется задуматься?

Учащиеся: (высказывают мнения).

СЛАЙД № 12Каждый из вас сегодня услышал для себя что-то полезное. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Конверт желаний».

Инструкция. Путь к успеху представляет собой шаги по лестнице. На приготовленных листочках в виде лестницы (Приложение 4) заполните первые две ступени, написав на первой - чего уже достигли, а на второй - какой результат хотите получить к концу этого учебного года. Подписанные листочки вложите в общий конверт, который мы запечатаем и откроем только в конце года.

Учащиеся: выполняют задание (звучит спокойная мелодия).


Торжественное складывание листочков (звучит песня «Быть человеком!»), запечатывание конверта, благодарность за работу и пожелание успехов в наступившем учебном году

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  • Богданович В.Н. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб.: Респекс, 1995.

  • Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). Москва: Вако, 2005.

  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М. "Генезис" -2006.

  • Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Учебно-методическое пособие для школьников, психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2000.

  • Система воспитательной работы по подготовке детей к профессиональному самоопределению.(из опыта работы) Под редакцией Максимовой Н.М., Вологда - 2003.

  • metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur

  • azps.ru/training/2/trn158.html

  • spisok-literaturi.ru/rol-obrazovaniya-v-zhizni-cheloveka.html

  • uchenik.org/education-articles/vibor-professii/the-role-of-education-in-human-life.html





© 2010-2022