Научно - исследовательская работа «Развитие лидерских качеств у старших подростков»

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера,  или творческая  -  нам везде нужны лидеры. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью и организовать пространство вокруг себя. Между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-т...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районная научно - практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»





Секция Обществознания (социология)



«Развитие лидерских качеств

у старших подростков»





Выполнила:

Щетинина Ангелина,

МКОУ - Вагайцевская СОШ,

10 класс






Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Скосырская Вера Александровна






р.п.Ордынское 2015 г.


Содержание

1. Введение

1.1 Актуальность темы «Развитие лидерских качеств стр. 2-3

у старших подростков»

2. Основная часть

Теоретические основы проблемы развития лидерских качеств стр. 4-5

у старших школьников.

2.1 Понятие, типы и стили лидерства стр. 6-7

2.2 Особенности личностного развития старших школьников стр. 8-9

2.3 Экспериментальное исследование развития личностных качеств

у старших школьников стр. 10

2.4 Методологическая система, позволяющая развить

лидерские качества старших подростков стр. 11-12

3.Заключение

3.1 Выводы стр.13

3.2 Список литературы стр.14

2.3 Приложение стр. 15






1

1. введение

1.1 Актуальность темы: В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или творческая - нам везде нужны лидеры. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью и организовать пространство вокруг себя.

Между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать.

Можем ли мы сами управлять своей жизнью, выбирать, реализовывать свои потребности и желания или же нам придется все время за кем-то идти?

Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что

изучению этапов, структуры, особенностей лидерства всегда уделялось,

большое внимание в психолого-педагогической литературе, надежных средств в диагностике и развитии лидерских качеств по-прежнему недостаточно.

Стремясь найти пути разрешения указанного противоречия, мы выявили проблему исследования - какие методы наиболее эффективны для развития лидерских качеств у старших подростков.

Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Развитие лидерских качеств у старших подростков»

Цель исследования - выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка методической системы, направленной на развитие лидерских качеств у старших подростков.

Объект исследования - старшеклассники

Предмет исследования - лидерские качества у старших подростков.

Гипотеза исследования заключается в предположении: уровень развития лидерских качеств у старших школьников можно повысить, если разработать и применить специальный комплекс занятий, направленных на развитие личностных характеристик лидеров.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие, типы и стили лидерства.

2. Выявить лидеров в ученическом коллективе.


2

3. Проверить эффективность использования занятий по развитию

лидерских качеств.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:

-Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;

-Эмпирические методы, включающие тестирование, формирующий эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.

Организация и база исследования.

Исследование проводилось в 9 - 10 классах.

В результате исследований:

1) Выявлены особенности личностного развития старших подростков.

2) Разработана методическая система развития лидерских качеств.

Представленная методологическая система развития лидерских качеств позволяет более эффективно решать задачу лидерства у старших подростков.






3

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретические основы проблемы развития лидерских качеств у старших школьников

В современной социальной психологии существует три подхода к изучению

лидерства. Влияют ли черты личности лидера на его положение в группе (его

статус) или его личностные качества не играют роли совсем?

«Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врожденных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии-сочувствию, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера.

В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способностям, однако они не имеют статуса лидера.

В 50-х годы «теорию черт лидера» сменила концепция «лидерства как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» {Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе).

Теория «лидерства как функции группы» исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер-это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы

Третья точка зрения-«теория лидерства как функции ситуации» - в настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство - это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.

Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дал повод рассматривать различные факторы (ситуации) как моменты,

4

с которых и начинается выдвижение лидера. Отсюда и тезис, что специфика

лидерства как функции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам (Н. С. Жеребова) Лидер-это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.

В пределах одного школьного класса всегда можно выделить школьников, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, общественно полезных, туристских и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан волейбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других организовать проведение вечера или выпуск стенной газеты, только с ним можно быть уверенным, что в походе быстро разобьешь палатки и т. д.). Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры.

Еще в 50-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный. Функция эмоционального лидера-психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструментальный лидер - тот член группы, который берет на себя инициативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели.

В этой связи заслуживает внимания определение лидера, данное Б. Д. Парыгиным: «Лидер- это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели».

Есть и другое понимание лидера.





5

2.1 Понятие, типы и стили лидерства

Лидер - человек, имеющий высокий авторитет сред коллег, друзей, товарищей и других в силах своих личностных, духовных, организаторских, профессиональных и иных качеств, выделяющих его среди остальных людей.

А лидерство - это способность влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей деятельности.

Существуют определённые Типы лидерства

Лидер может быть формальным, то есть на него официально возложены коллективом определённые полномочия, выбранный на должность человек; и неформальным - ведущим за собой в силу личных особенностей и убеждений без выбора на роль лидера.

По направленности деятельности лидер может быть созидателем, действующим в интересах дела, в интересах коллектива, который он ведёт за собой, и разрушителем - дезорганизатором, действующим в своих личных интересах, на первом плане у него не дело и люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих, зачастую во вред делу и людям.

По отношению к общественным нормам лидер может быть социальным лидером, деятельность которого протекает в рамках морали и права, и асоциальным, организующим группу на нарушение правовых и моральных норм.

По сфере деятельности лидер может быть деловым, решающим стоящие перед группой задачи и эмоциональным, действующим в основном в сфере межличностного общения.

По характеру деятельности лидер может быть универсальным, то есть проявляющим лидерские качества в любой обстановке, - и ситуативным, эффективно действующим только в определённой деятельности или ситуации.

По функциям, реализуемым лидером, он может быть вдохновителем, инициатором - выделяется в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности; организатором, в этом случае он умело организует деятельность; эрудитом, умельцем - выделяется как наиболее подготовленный в определённом виде деятельности; генератором эмоционального настроения.

Стили лидерства

А.Н.Лутошкин выделил четыре основных стиля лидерства:

6

«Разящие стрелы». Лидер единолично принимает решение, настойчиво добивается его выполнения.

«Плывущий плот». «Он плывёт по течению и ждёт попутного ветра»

«Снующий челнок». Стремление к компромиссу на любой основе, лишь бы не возник конфликт; старается остаться удобным для всех.

«Возвращающийся бумеранг». Прежде чем принять важное решение, предлагает свой вариант; выслушав мнение всех, принимает решение и начинает действовать, не забывая при этом советоваться и в процессе работы, обсуждая итоги, оценивает вклад каждого в общее дело.









7

2.2 Особенности личностного развития старших школьников

На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверждалось дальнейшей практикой. Мы предлагаем рассмотреть некоторые особенности личностного развития лидеров среди старших школьников:

Р. Столдилл выделил 5 таких черт:

  • Ум или интеллектуальные способности

  • Господство или преобладание над другими

  • Уверенность в себе

  • Активность и энергичность

  • Знание дела

Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером. В процессе последующего изучения этого вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые.

Лидер должен обладать следующими качествами:

Компетентность - знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер.

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, сильно развитое чувство долга.

Активность - умение действовать энергично, напористо

Инициативность - творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений.

Общительность - открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми.

Сообразительность - способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное.

Настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.

Самообладание - способность контролировать свои чувства, своё поведение в сложных ситуациях.

Способность управлять собой - способность в полной мере использовать

своё время и энергию, умение преодолевать трудности.

Работоспособность - выносливость, способность выполнять напряжённую работу.

Творческий подход к деятельности - поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем. Умение генерировать идеи. Стремление к нововведениям.

8

Наблюдательность - умение видеть, подмечать главное, детали.

Самостоятельность - независимость в суждениях, личная инициатива, решительность в поступках, умение брать на себя ответственность.

Организованность - способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Воспитанность - знание правил этикета, норм морали, умение вести себя в различных ситуациях.

Но и эти качества не явились гарантом лидерства.








9

2.3. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у старших школьников

Возникает вопрос: «Как стать лидером?»

Мы провели исследовательскую работу по выявлению лидерских качеств у старших подростков. Наблюдения проходили на протяжении 2 - х лет: 9-10 классы - 50 участников исследования.

В сентябре 2013 года было проведено тестирование по определению лидерских качеств «Способен ли ты быть лидером?» (Приложение № 1)

Результаты следующие:

55% - качества лидера выражены слабо

30%-качества лидера выражены средне

15% - качества лидера выражены сильно

В течение двух лет проводился поиск эффективных способов развития лидерских качеств и разработка методической системы, направленной на развитие лидерских качеств у старших подростков.







10

2.4 Методологическая система, позволяющая развить лидерские качества старших подростков

Я, как и мои сверстники, приняла участие в работе учебно - образовательной программы «Достижени - Я», направленной на развитие способностей, на личностный рост. Как итог - личные и коллективные результаты.

  • Изменение к себе, формирование программы личностного роста;

развитие творческого и лидерского потенциала;

  • Желание стать активным организатором программы среди сверстников;

  • Расширение представлений о собственных жизненных достижениях.

  • Сплочение и рост коллектива;

  • Изменение уровня отношения друг к другу.

Методы, используемые в программе: диалог, анализ социальных ситуаций, рефлексия, оценка конструктивного взаимодействия, сравнение и выбор.

Формы реализации программы: тренинги, обучающие занятия, ведущими которых постепенно становились старшие подростки, имеющие опыт общественной деятельности и способные организовать конструктивное общение со сверстниками.

Программа выстроена как индивидуальный маршрут каждого участника, состоящий из ряда этапов, которые являлись отправной точкой рассматриваемой проблемы. Этапы движения по программе связаны с приобретением способностей, ориентированных на личностный рост каждого участника:

  • Представлять себя со стороны

  • Понимать мир, в котором живёшь

  • Знакомиться с другими реальностями

  • Смотреть на различия положительно

  • Способствовать развитию позитивных отношений, ценностей и поведения.

Велика оказалась роль тренингов в формировании лидерских качеств. Тренинг - это процесс получения знаний, умений и навыков(тренировка). Совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений. Тренингу присущи функции:

  • Обучающая - развитие ЗУН: запоминания, произвольного внимания, восприятия информации;

  • Развлекательная - создание благоприятной атмосферы, превращение работы в увлекательное приключение;

11

  • Коммуникативная - создание коллектива, установление эмоциональных контактов;

Тренинг предполагает работу в малых группах, парное взаимодействие, микрогруппах. Он предназначен для того, чтобы не только развивать активность и инициативность, но и вооружить знаниями, умениями, навыками, делающими социальную активность осмысленной, целенаправленной, эффективной и полезной.

Тренинги условно делятся на 4 группы:

  • Тренинги по самоорганизации: позволяют участнику эффективно распоряжаться своими ресурсами - временем, правильно расставлять приоритеты, легко принимать самостоятельные решения.

  • Командные тренинги: обучают эффективному координированиию своих действий с деятельностью сверстников, позитивному восприятию руководства собой, противодействию манипулированию собой.

  • Тренинги по управлению командой: обучение эффективной мотивации других, технологиям лидерства и социального управления.

  • Тренинги по взаимодействию с окружающим миром: позитивная психологическая установка по отношению к своим близким, сверстникам.

Оказалось, что в результате проведения специальных упражнений - тренингов (Приложение № 2 - пример тренинга) и другого вида деятельности, у большего числа подростков произошло развитие лидерских качеств.





12

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.1 Выводы

В январе 2015 года проведено повторное тестирование по определению лидерских качеств «Способен ли ты быть лидером?» (Приложение № 1)

Результаты следующие:

25%-качества лидера выражены слабо

50%-качества лидера выражены средне

25%-качества лидера выражены сильно

Если результат исследования показать диаграммой, то увидим рост лидерских качеств у старших подростков.

Каждый участник программы достиг определённых личных успехов, также научился работать в команде. Результатом совместной деятельности явилось проведение общешкольных праздников, лидерских сборов, различных акций, направленных на добрые дела; также обучение других в рамках работы «Звёздной академии».

В результате исследования мы подтвердили гипотезу:

уровень развития лидерских качеств у старших школьников можно повысить, если разработать и применить специальный комплекс занятий, направленных на развитие личностных характеристик лидеров.

Работа имеет практическую направленность, может быть применена для работы с активом классов и школьным самоуправлением.

Работа не завершена, так как требует дальнейшего исследования и включения в программу новых форм деятельности по развитию лидерских качеств.

13

3.2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] /В.Г.Асеев - М.:Мысль,1976.

  2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте[Текст] /Л.И.Божович. - М.:Просвещение, 1968.

  3. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности[Текст] /П.Вайнцвайг. -М.:Прогресс, 1990.

  4. Волохов А.В., Фришман И.И. По ступенькам лидерства. В помощь организатору детского движения. Омск, 2008 г.

  5. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология[Текст] /Л.С.Выгодский. -М.:Педагогика, 1991.

  6. Дунаев, В.Ю. Общение и личность[Текст] /В.Ю.Дунаев. - М.:Просвещение, 1996.

  7. Коротаева, Е. Хочу, могу, умею! [Текст] /Е.Коротаева. - М.: КСП, 1997.

  8. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. М., «Просвещение», 1978 г.

  9. Менчинская, М.А. Приёмы самоуправления познавательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека[Текст] /М.А.Менчинская. - М.:Просвещение, 1978.

  10. Тетерский С.В. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной активности и лидерских качеств. Москва, АРКТИ, 2007 г.

  11. Тимонин А.И., Тимонина Л.И. Школа лидера. Цикл учебно - развивающих занятий для старшеклассников. Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2008 г.

  12. Интернет - ресурсы




14

Приложение № 1

Тест-опросник "Способен ли ты быть лидером?"

Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ "Да" или "Нет". Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.

  1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

  2. Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое положение, чем Вы?

  3. Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание высказывать своего мнения, когда это необходимо?

  4. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть первым, лучшим?

  5. Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-то?

  6. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?

  7. Согласны ли Вы с утверждением: "Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей"?

  8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить на Вашу активность?

  9. Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

  10. Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?

  11. Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п. ) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

  12. Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?

  13. Считаете ли Вы себя мечтателем?

  14. Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?

  15. Случалось ли Вам по собственной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?

  16. Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-то другого,

б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

  1. Какое из двух мнений Вам ближе:

а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем,

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

  1. С кем Вы предпочитаете работать?

а) с покорными людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

  1. Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?

  2. Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?

  3. Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?

  4. Представьте себе такую сцену, во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?

15

а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас,

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

  1. Есть такая пословица: "Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе". Справедлива ли она?

  2. Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

  3. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?

  4. Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек,

б) тот, у кого самый сильный характер.

  1. Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

  2. Уважаете ли Вы дисциплину?

  3. Кто из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее:

а) тот, который все решает сам,

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

  1. Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы работаете?

а) коллегиальный

б) авторитарный

  1. Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?

  2. Какой из следующих "портретов" больше напоминает Вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет,

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?

а) промолчите,

б) будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

35. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за важное дело?

36. Что бы Вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека,

б) работать самостоятельно без руководителя.

37. Как Вы относитесь к утверждению: "Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов"?

а) согласен

б) не согласен

38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

39. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?

40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

а) опускаете руки,

б) появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?

42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

43. Как Вы поступите, Если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение?

а) введу нужные изменения немедленно

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

45. Согласны ли Вы с утверждением: "Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно"?

46. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

47. Кем Вы предпочли бы стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым,

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку Вам приятнее слушать?

а) могучую и торжественную,

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?

Оценка результатов тестирования: Где не указаны варианты, ответы а) да, б) нет. Сумма баллов за Ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае - 0 баллов.

Интерпретация:

Если сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов, то лидерские качества выражены сильно.

Если сумма баллов более 40 баллов, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.





Приложение № 2

Тренинги по формированию социальной активности и лидерских качеств.

ЛИЧНОСТНЫЙ рост: слагаемые успеха

У кого в жизни есть «зачем», тот может

вынести почти любое «как»

Ф.Ницше

Тренинг включает 5 занятий; продолжительность каждого - 1 час.

Занятие 1.

Цель: знакомство с группой; определение основных направлений работы над собой.

Упражнение 1. «Визитка»

Краткое описание: выбор участником тренингового имени; оформление своей визитки и представление группе.

Упражнение 2. «Перемена мест»

Краткое описание: ведущий просит игроков поменяться местами по определённому принципу, например, всех, у кого есть часы(и так далее). Тот, кто не успел вовремя занять место, становится ведущим.

Упражнение 3. «Ответственность»

Краткое описание: ведущий просит встать определённое число игроков. Ждёт, когда их будет столько, сколько он сказал.

По итогам игры определяется староста группы - тот участник, который оказывался стоящим наибольшее число раз, и при этом не проявлял чрезмерного упрямства. Этот участник и назначается старостой группы.

Упражнение 4 «Имя - импульс»

Краткое описание: ведущий пускает по кругу словесный импульс. Когда импульс переходит от ведущего к участнику, то может направить его в любую сторону: либо к участнику справа, либо к участнику слева.

В процессе игры выявляются качества участников группы: упрямство, уступчивость. Равнодушие, лидерские качества и др.

Упражнение 5. «Постер»

Краткое описание: участники делятся на пары. Задача участников - проинтервьюировать друг друга. Даётся 5 минут каждому участнику. Затем надо нарисовать своего оппонента на листе бумаги формата А-4. Рисунки не показывают группе до следующего занятия.

Домашнее задание: каждому в своей тетради ответить на вопросы: «Что значит для меня успех?», «Что мне мешает стать успешным или помогает быть успешным?»

Вывод по занятию и первое слагаемое успеха: «Узнать себя и определить, чего я хочу».

Рефлексия «Камень за пазухой»: выбросить воображаемый камень с негативом как можно дальше.






© 2010-2022